Гран При Бельгии: Обзор гонки

Подиум Гран При Бельгии

Каждая страна имеет такой Гран При, какого заслуживает – наверняка подумалось многим при сравнении этапов в Валенсии и Спа. Ибо полностью лишенная какого-либо пафоса трасса в арденнских предгорьях в который раз подарила нам незабываемое зрелище, которое стоит десятка – а может и сотни – разводных мостов и переделанных под боксы старых пакгаузов. Впрочем, еще за четыре круга до финиша могло показаться, что ситуация предельно проста и понятна, и Кими Райкконен вот-вот прервет четырехмесячную «сухую» серию и в четвертый раз кряду станет сильнейшим на Гран При Бельгии.

Старт

К тому шло почти с самого начала гонки. Едва машины сорвались с места по еще сырому после недавнего дождя асфальту, как всеобщее внимание привлек Себастьен Бурде. Стремясь подняться еще выше с лучшей в карьере девятой стартовой позиции, француз из Toro Rosso нажал на педаль тормоза в повороте La Source предельно поздно – в тот момент, когда прямо перед ним уже начал замедляться фантастически стартовавший Ярно Трулли. Итальянский пилот на первых же метрах опередил пятерых соперников, и наверняка мог развить успех, если бы не удар сзади, сильно повредивший диффузор и коробку передач его Toyota.

Столкновение Бурдэ и Трулли поделило всех участников Гран При на две неравные части – меньшей удалось проскочить в La Source по свободному внутреннему радиусу шпильки, но большей пришлось терять время, пытаясь объехать перегородившие путь машины. Нику Хайдфельду это стоило поврежденной подвески – немец очень жестко стукнулся колесами с Хейкки Ковалайненом. Сам финн с третьей стартовой позиции откатился во второй десяток, а Джанкарло Физикелла в столкновении с Казуки Накаджимой повредил переднее антикрыло своей машины и вынужден был отправиться в боксы.

Тем не менее, гонку продолжили все ее участники, хотя на восстановление нарушенного порядка ушло несколько кругов, по ходу которых одним удалось подняться вверх, другим же, соответственно, пришлось опускаться вниз. Ну а главные перестановки произошли в течение двух с половиной минут – Кими Райкконен сначала опередил собственного напарника («Я полагал, что в Eau Rouge может быть сыро и потому предпочел не рисковать», – оправдывался Масса), а в самом начале второго круга, когда лидировавший с полуторасекундным преимуществом Льюис Хэмилтон поскользнулся в La Source – прошел и британца.

Райкконен, Хэмилтон, Масса

Зафиксированное после двух кругов положение на трассе оставалось для трио лидеров фактически неизменным больше часа, ну а позади них события развивались своим чередом. Фернандо Алонсо, быстро отобравший у Бурде четвертое место, угнаться за тройкой лидеров не мог, а всех остальных Себастьен, несмотря на повреждение носового обтекателя, сдерживал весьма уверенно. Поскольку скорость Toro Rosso была в среднем на две секунды с круга ниже, чем темп Ferrari и McLaren, всем тем, кто оказался заперт позади француза, о победе и даже подиуме вполне можно было забыть.

Неплохо смотрелся Адриан Сутил – проведя пару обгонов, немец поднялся до 15-го места, но затем ошибся, вылетел и оказался предпоследним. Постепенно пробивался наверх и Ковалайнен – одолев на девятом круге Роберта Кубицу в споре за седьмое место, финн попробовал почти сразу пройти и Марка Уэббера. Но маневр в Bus Stop вышел неподготовленным, и машины столкнулись. Red Bull австралийца от удара в заднее колесо выбросило на полосу безопасности, а пилота McLaren судьи признали виновным в создании аварийной ситуации, наказав проездом через пит-лейн. После финиша Хейкки признал свою неправоту и извинился, но потерянных секунд было уже не вернуть.

Тем временем настало время первых пит-стопов. Льюис поехал в боксы первым, следом отправились и остальные участники финальной квалификации. Поскольку отрывы к тому моменту были достаточно велики, в лидирующей шестерке порядок сохранился, а на седьмое место с десятого смог подняться Себастьян Феттель, остановка которого пришлась на 17-й круг. Отметим, что среди тех, кто шел на один пит-стоп, существенно улучшить свое положение после дозаправок лидеров не удалось никому.

На честном слове и одном крыле...
Ярно ТруллиЛишь на морально-волевых качествах добрался на этот раз до финиша Ярно Трулли. Повреждения коробки передач и диффузора в стартовом столкновении оказались столь серьезными, что о нормальном ведении гонки итальянцу можно было забыть уже после первого круга, под конец которого Toyota закрутило в Bus Stop. Потом Ярно обгоняли почти все, включая даже Накаджиму и Сутила. Так что даже 16-е место – предпоследнее среди всех, кто добрался до финиша – можно считать небольшим подвигом. И неважно, что статистика называет этот результат худшим в карьере.

Еще до середины дистанции пелотон понес первые потери. Сначала в эске Fagnes из-за невынужденной ошибки разбил машину Нельсон Пике (бразилец очень здорово сориентировался на старте и выбрался на шестое место, но очень быстро вновь оказался за пределами первой десятки), чуть позже отказ коробки передач перечеркнул все усилия Рубенса Баррикелло.

После 22 кругов в тройке Райкконен-Хэмилтон-Масса отрывы составляли без малого шесть секунд каждый, а Фернандо Алонсо уже проигрывал лидеру полминуты с лишним. Поскольку и в Ferrari, и в McLaren на два первых отрезка выбрали более мягкие шины, вторые пит-стопы обеим командам пришлось проводить даже раньше, чем некоторым из их соперников – первую и единственную остановку!

Впрочем, даже это едва ли сказалось на раскладе сил, разве что Льюис втрое сократил отрыв от Кими. Меж тем Ковалайнен догнал и вторично обогнал – на этот раз чисто и полностью в рамках правил – Уэббера. Не повезло Роберту Кубице – поляк вполне мог за счет позднего пит-стопа одолеть Бурдэ, но заминка с топливным шлангом стоила нескольких важных секунд и отбросила гонщика BMW Sauber на восьмое место. В остальном ситуация оставалась вполне предсказуемой. За четыре круга до финиша Райкконен достаточно уверенно контролировал ход гонки, не давая Хэмилтону даже намека на возможность обратной рокировки. Масса был на расстоянии зрительного контакта с этой парой, Алонсо вел гонку в одиночестве, рассчитывая на повторение лучшего результата в сезоне, а дальше в весьма плотной группе пара Toro Rosso опережала дуэт BMW Sauber.

Немецкая надежность...
Ник ХайдфельдНик Хайдфельд продолжает оставаться единственным пилотом, кто еще ни разу не сошел в гонках сезона-2008 Пилот BMW Sauber не всегда набирал очки, но в итоговую классификацию попадает регулярно. Эта серия началась у немца еще на прошлогодней французской гонке (в Японии ’07 Ник сошел, но успел проехать зачетную дистанцию). Неудивительно, что по пройденной со старта нынешнего чемпионата дистанции сравниться с Хайдфельдом не может никто – 858 кругов и 4242 километра. На второй строчке Роберт Кубица, а третью делят Нико Росберг и Ярно Трулли.

Тут-то и закапало. Сначала легко, а потом – все сильнее и сильнее. Самая длинная трасса чемпионата оставалась еще почти сухой на одних участках, зато на других уже лило, как из ведра. Лидеры не стали переобуваться – а зря, все тогда могло бы выйти совершенно иначе. Ибо те, кто благоразумно заехал в боксы (причем за дождевыми, а не «промежуточными» шинами), получили колоссальное преимущество: вплоть до полуминуты на круге!

Кими Райкконен и Льюис Хэмилтон

Но Кими, Льюис и Фелипе остались на трассе, и если бразилец еще имел возможность сбросить и аккуратно двигаться к финишу, то финн с британцем убирать ногу с газа не пожелали и сошлись в споре за победу не на шутку. Несколько раз они менялись позициями, вылетали и возвращались на асфальт. Хэмилтон вышел вперед, срезав эску Автобусная остановка и получив преимущество на разгоне к Источнику. Но почти тут же лидеру чемпионата очень неудачно попался под колеса Нико Росберг – и Райкконен вернул лидерство. Чтобы в свою очередь отдать его парой поворотов спустя.

Кими Райкконен

Невероятная дуэль могла бы, наверное, продолжаться до самого клетчатого флага, если бы в скоростной дуге Blanchimont финн не ошибся в очередной раз – теперь уже фатально. Алый автомобиль, долетев до бетонного ограждения, продолжить гонку не смог, а Льюис спокойно довел гонку до победы, Масса пересек финишную черту следом. На третье место благодаря фантастическому финальному кругу вышел Ник Хайдфельд, следом гонку закончил Алонсо – оба на дождевой резине.

Себастьен Бурде, который еще за минуту до финиша занимал третье место. В итоге оказался лишь седьмым, пропустив еще и Феттеля с Кубицей. «До того все шло превосходно, но под конец каждый поворот руля стал лотереей, – досадовал француз. – Хороший результат был сегодня очень близко, но в какой-то момент я вообще не был уверен, что смогу закончить гонку. Так что хорошо еще, что мне удалось заработать очки для команды». Тимо Глок смог отчаянным маневром пройти в Bus Stop Марка Уэббера и завоевать оставшийся зачетный балл. А вот Хейкки Ковалайнен сошел на последнем круге – причем не в результате аварии, а из-за поломки КП. Впрочем, в первую восьмерку финн все равно не попадал.

Восьмерка – для десятки...
СтартГран При Бельгии стал единственным этапом в нынешнем сезоне, где все зачетные очки достались гонщикам, стартовавшим из первой десятки. Слишком уж велика в Спа плата за лишнее топливо, слишком уж невыгодна тактика с единственным пит-стопом, которую традиционно используют команды, чьи пилоты стартуют с 11-й и последующих позиций. Лишь Тимо Глок за счет своевременного пит-стопа за два круга до финиша мог приехать с 13-го места на восьмое, но для этого немцу нужно было проявлять больше осмотрительности при обгонах.

Но не успели еще поклонники Хэмилтона порадоваться победе своего героя, как свет увидел судейский протокол, согласно которому Льюис признавался виновным в получении преимущества из-за срезки поворота и «приговаривался» к 25 секундам. Досталось и Глоку, который провел свой обгон в споре за восьмое место в зоне действия желтых флагов.

В итоге протокол принял несколько иной вид. Хэмилтон с первого места переместился на третье (до «серебра» не хватило всего 1,3 секунды), а восьмым вместо немца из Toyota стал австралиец из Red Bull. Джон Хауэтт спорить с судебной властью не стал, а вот Рон Деннис подал апелляцию на вынесенное решение. Но это, как водится, уже совсем другая история…

Текст: Александр Кабановский

Читайте ещё