Гран При Испании : Пресс-конференция в пятницу

Марио Тайссен и Ник Хайдфельд (BMW Sauber), Кристиан Хорнер и Марк Уэббер (Red Bull)

Вопрос: Вопрос руководителям команд. Вы оба известны тем, что продвигаете молодые таланты, с ними у вас связано множество успехов, но теперь вы больше не используете третьего гонщика по пятницам. Что вы скажете по этому поводу, значит ли это, что вы просто боретесь за чемпионат, как все остальные, и поэтому используете только основных гонщиков?
Марио Тайссен: Мы не смотрели на других. Дав возможность Себастьяну участвовать в пятничных тренировках по утрам в дебюте чемпионата, мы его оценивали. Неделю назад мы собрались с инженерами, посмотрели на наши достижения, особенно в Малайзии, где у нас не все клеилось, и решили, что целесообразнее будет дать возможность основным гонщикам полностью проводить весь тренировочный день на трассе.

Это было непростое решение, так как при нынешних правилах проведения тестов, очень тяжело стало привлечь в Формулу 1 молодого гонщика. Есть пятница и пара дней на тестах, на которых можно использовать лишь одну машину в течение дня, а у нас и так очень насыщенная программа. Я думаю, перед следующим сезоном надо еще раз обдумать все эти ограничения, касающиеся тестов, и подумать о молодежи.

Кристиан Хорнер: В основном я согласен с Марио. Сейчас все время на трассе отдано основным гонщикам, новый регламент ограничивает количество тестовых дней и обязывает использовать только одну машину. Соответственно, и по пятницам мы вынуждены отказаться от третьего гонщика, так как у нас остается совсем мало времени на обкатку основных пилотов и машин. Нужно обсудить дальнейшие правила проведения тестов, очевидно, мы закрыли дверь в Формулу 1 молодым гонщикам. А заодно надо бы пересмотреть и правила проведения пятничных тренировок.

Вопрос: Итак, есть, что обсудить на следующий год, но в этом году вы уже ничего не можете поделать?
Кристиан Хорнер: В принципе, да. Думаю, сейчас, при существующих правилах и соглашениях по поводу тестов, молодым гонщикам очень тяжело попасть за руль, по крайней мере, я не вижу такой возможности до конца сезона.

Вопрос: Кристиан, достаточно много было написано о том, что у вас в команде сейчас два опытных гонщика, хотя даже владелец команды мистер Матешиц рекомендовал, что лучшим сочетанием была бы пара опытного и молодого гонщика. Что вы скажете об этом?
Кристиан Хорнер: Думаю, возраст здесь ни при чем. В конечном счете, все зависит от мастерства. На сегодняшний день мы полностью удовлетворены нашим составом.На самом деле, не важно, 26 тебе или 36. В гонщике нас интересует скорость и исполнительность. Нынешний состав приносит команде бесценный опыт. Оба гонщика конкурентоспособны, очень мотивированы, и, хотя и идет масса разговоров о возрасте Дэвида, но если он мотивирован и исполнителен, почему бы ему не продолжать гоняться? Были ведь гонщики и постарше его, становились чемпионами мира, в конце концов. Так что команду совершенно не беспокоит его возраст.

Вопрос: Как обстоят дела насчет споров о легальности клиентских шасси?
Кристиан Хорнер: Сложившаяся ситуация, вызвала дебаты по поводу Договора Согласия на следующий год. Мы уверены, что имеем на сегодняшний день четкую и понятную структуру, которая полностью соответствует техническому регламенту и Договору Согласия.

Вопрос: И, наконец, расскажите нам о работе над машиной в вашей аэродинамической трубе. Правда ли, труба была плохо откалибрована, и из-за этого возникли проблемы?
Кристиан Хорнер: У нас были определенные сложности с аэродинамической трубой в Бедфорде и с ее калибровкой, мы многое поняли за первые полгода.

Проведя несколько тестов на трассе и проанализировав результаты, полученные на полигоне, мы всерьез занялись вычислительной гидромеханикой, и все улучшения машины, произведенные после Гран При Бахрейна - это суммарный результат, достигнутый и на полигоне, и при помощи вычислений. Мы сделали большой шаг вперед и в аэродинамике и механике, хорошо поработали над трансмиссией.

Вопрос: Марио, расскажите нам о ваших разработках.
Марио Тайссен: Ну, имея такой большой перерыв, конечно мы всерьез занялись доработкой машины, в основном аэродинамикой, но немало внимания уделили подвеске и шасси. Также мы оптимизировали переключение передач и картографию двигателя.

Вопрос: Что вы думаете об остальных изменениях правил, они работают?
Марио Тайссен: Самое главное нововведение этого сезона - то, что у всех теперь единые шины, и благодаря этому все подтянулись друг к другу. Шины все еще важны, но теперь это не доминирующий фактор, а всего лишь один из многих, и меня это радует - именно это позволяет нам так сильно прогрессировать. Другая важная вещь - омологация двигателя. Сейчас в основе лежит прошлогодний мотор, разработка новых моделей заморожена, и это сильно экономит средства. Вот, собственно, два важных изменения на мой взгляд.

Вопрос: Вопрос гонщикам. Наблюдая за сегодняшней тренировкой, у нас сложилось впечатление, что ключевым является последний сектор. А как с вашей точки зрения?
Марк Уэббер: Это длинный сектор, и в нем много медленных поворотов, в которых тратится куча времени, это может приводить к ошибкам, и если машина хуже сбалансирована, то разница сразу видна. Первый сектор - прямая и два поворота - первый и третий. Второй - это тоже поворот, но это, скорее, вход в третий. Третий сектор сильно отличается от того, каким он был раньше, тут положен новый асфальт, и к тому же мы имеем слепой вход в новую связку.

Думаю, главное, что сейчас всех нас заботит - это как можно быстрее пройти эту новую секцию, каждый раз тебе кажется, что ее можно пройти еще быстрее, и ты постоянно пытаешься это сделать. Может быть, поэтому у нас сейчас такой разброс в результатах.

Ник Хайдфельд: Думаю, тому несколько причин. Во-первых, как сказал Марк, очень сложно пройти этот сектор идеально, особенно шикану. Вначале поребрик там плоский, и ты пытаешься максимально его использовать. Но если перестараться, ты попадаешь на его более высокую часть, и теряешь на этом очень много. Ко всему прочему, состояние покрытия меняется в течение дня, оно новое, со временем на нем оседает резина, и условия постоянно меняются. Первые два сектора сильно зависят от аэродинамики, и они не меняются от круга к кругу. Но последний сектор настолько медленный, что на первый план выходят шины, а их состояние, как и состояние трассы, меняется с каждым кругом, и даже к концу первого круга, если вам не повезло и шины чуть стерлись, вы можете потерять здесь время.

Вопрос: Ник, мы только что говорили о том, что теперь по пятницам тест-пилоты не выезжают на трассу. Полагаю, вас радует то, что вам досталось больше времени для тренировок?
Ник Хайдфельд: Конечно. Я уже говорил об этом. Я действительно рад, что теперь у меня есть больше времени, особенно сегодня. Это очень важно. Хоть мы и провели здесь четыре дня тестов, я ездил только два дня, притом второй по мокрой трассе, поэтому я даже толком не опробовал обе спецификации шин для гонки, поэтому очень важно было сегодня максимально использовать обе сессии.

Вопрос: Расскажите нам о том, чем вы занимались на Нюрбургринге?
Ник Хайдфельд: Ой, это было потрясающе. К сожалению, это была разовая акция, но если вдруг BMW решит это когда-нибудь повторить, я поеду туда с удовольствием, и даже постараюсь установить время круга. Все очень боялись за меня, и советовали быть осторожнее. Но я получил столько удовольствия, и был совершенно спокоен и уверен в себе, даже больше чем ожидал.

Дело было в воскресенье утром. Я проехал по старому Нюрбургрингу на Формуле BMW, которая все же слишком медленна для этой трассы. Раньше я думал, что автомобиль Формулы 1 слишком быстр для нее, но теперь я уверен, что трасса подходит для этого идеально. Там есть пару кочек, на которых я был очень осторожен, но в целом это хорошая, быстрая гоночная трасса.

Эти кочки достаточно большие, даже несмотря на то, что мы подняли подвеску максимально высоко, впечатления были незабываемые. Мы много там наснимали, и я с удовольствием посмотрю на то, что получилось.

Марио Тайссен: Это скоро выйдет на DVD.

Вопрос: Марк, вы уже обосновались в Red Bull Racing?
Марк Уэббер: Сейчас расскажу. Думаю, переход получился очень плавным. Я очень благодарен Фрэнку за то, что он отпустил меня на тесты с новой командой перед Рождеством, мне это сильно помогло сблизиться с инженерами, правда, в этот уикенд у меня будет другой гоночный инженер - жена того, с которым я обычно работаю, ждет ребенка.

В целом, я обвыкся здесь довольно быстро, я впервые работаю с Кристианом - хоть раньше и ездил за его команду в Ф3000 - а также с Эдрианом, Робом Маршаллом и Марком Смитом, со всеми этими ребятами, и с Полом Монахеном, мы все еще молодая команда, но с каждым месяцем становимся все сильнее.

Команда многому учится, конечно, нам не тягаться сразу с McLaren и Ferrari, но ребята Марио делают отличную работу с чистого листа. В Формуле 1 ничего не достается легко, и бороться надо постоянно, поначалу у нас ничего не получалось, это было тяжелое начало, а в Бахрейне и я и Дэвид уже могли заработать очки, но мы оба сошли…

Ты чувствуешь, насколько команда прогрессирует, каждые две недели, ты ощущаешь это на трассе. Любой может сказать, мол бы собираемся улучшить одно или другое, но это не значит ничего, пока ты не добьешься результата, а в нашем случае результат - это набранные очки, и только они могут сказать, где сейчас находится твоя команда…

Вопрос: И что вы можете сказать о том, как обстоят дела сейчас с машиной?
Марк Уэббер: Я был очень удивлен, коробкой передач, насколько достигнут большой прогресс за столь малое время. Мы впервые ее здесь используем, так что постучу по дереву.

Даже если мы и не попадаем в очки, есть все-таки разница, ехать 9-м или 13-м, а чтобы добывать очки, надо рисковать, конечно, риски просчитываются, они не самоубийственные. Мы собираемся финишировать в предстоящей гонке, и новая коробка передач очень впечатляет. Эдриан очень постарался в части аэродинамики, он очень здорово поработал.

Мы определенно движемся в верном направлении, сомнений нет. В прошлой гонке мы висели на хвосте у Renault, а ведь они выиграли два чемпионата, и сейчас находятся в неплохой форме. Так бывает, ты едешь на грани очковой зоны, и тебе не хватает всего лишь какой-то мелочи, а бывает, что повезет - и вот ты уже в очках. Нам надо еще немного подтянуться и выбраться наконец из середнячков.

Вопросы из зала

Вопрос (Дэн Натсон - National Speed Sport News): Кристиан, чем вызвана эта ваша постоянная проблема с крышкой топливного бака?
Кристиан Хорнер: Да, у нас в австралии была с ней серьезная проблема, когда во время первого пит-стопа она не открылась, и мы потеряли кучу времени, что в итоге стоило Марку седьмого места на финише.

Механизм, открывающий люк, был переработан, к несчастью, он постоянно сбоил, в Бахрейне, например, Марк снова потерял много времени из-за того, что крышка сильно влияла на аэродинамику заднего антикрыла. Теперь полностью переделана вся система, и, надеюсь, мы решили эту проблему.

Вопрос (Марри Уокер): Ник, как вы считаете, существует ли возможность проведения Гран При Германии снова на старом Нюрбургринге?
Ник Хайдфельд: Нет, не думаю. Нет смысла проводить там гонку. Это слишком сложно, прошу прощения, что я сказал, что это доставило лишь сплошное удовольствие. Меня спрашивали, что я думаю о гонщиках прошлых лет, когда они гонялись там и это было очень опасно. Если честно, я им завидую. Я завидую, что они могли здесь гоняться. Я получил массу впечатлений. Там было очень много зрителей, и атмосфера была впечатляющей.

Вопрос (Хайнц Прюллер - Kronen Zeitung): Кристиан, это вы сегодня испытывали бесступенчатую коробку передач?
Кристиан Хорнер: Да, команда работала на пределе, смена поставщика двигателей осложнила нам жизнь, но отдельная группа методично работала над этой программой. Новая коробка прошла больше 1000 км на тестах на прошлой неделе, поэтому с надежностью проблем не будет.

Вопрос (Алан Болдуин - Reuters): По поводу ночной гонки в Сингапуре, не считаете ли вы, что коммерческая выгода в этом случае перевесила вопросы безопасности?
Марк Уэббер: Мы всегда должны думать о безопасности в первую очередь. Но ведь есть другие серии, которые проводят гонки по ночам.

К примеру, в Ле-Мане гонка проводится круглые сутки, а освещения там совсем мало… В Америке давно уже гоняют на овалах при искусственном освещении. Освещение - это главное. У нас на болидах нет фар, поэтому надо в первую очередь позаботиться о том, чтобы как следует осветить трассу, чтобы было видно маршалов с флагами, и все такое…

Думаю, освещение - это не очень большая проблема, но надо решить еще много других вещей, например, что делать, если пойдет дождь. Я уверен, что в FIA никто не хочет быть забросанным яйцами, если что-то пойдет не так. Представьте себе, например, внезапное отключение электричества. Мне нравится сама идея гонки в Сингапуре, если у нас в регионе будет больше гонок, я бы смог проводить больше времени в Австралии, улететь из Англии и жить дома. Уличные гонки - это серьезное испытание для гонщиков, и, конечно, нам бы хотелось, чтобы они были безопасными. Я проехал пару кругов по будущей трассе в Сингапуре, и видел там места, над безопасностью которых еще надо бы поработать.

Ник Хайдфельд: В целом, мне нравится идея проведения ночных и уличных гонок, но, как сказал Марк, там еще есть над чем поработать в плане безопасности. Уличные гонки опаснее по определению, в них нет зон вылета, и система освещения должна работать безукоризненно. Я согласен с Марком, это не футбольный матч, где ничего страшного не произойдет, если погаснет свет. Вот когда несешься на скорости 300км/ч, это уже будет проблема… Надеюсь, это все будет решено.

Вопрос (Дэн Натсон - National Speed Sport News): Марио, расскажите в двух словах об участии BMW в Кубке Америки среди яхт...
Марио Тайссен: Да, BMW Oracle выглядит очень неплохо, мы среди фаворитов, и у нас есть шанс побороться с Alinghi в финальном раунде за оригинальный Кубок Америки. Мы оба, Ник и я в прошлом году имели возможность побывать на борту в качестве 18-го члена экипажа, и это были незабываемые впечатления, так что мы все за них болеем и надеемся увидеть их борьбу с Alinghi.

Вопрос: Red Bull тоже принимал в этом участие, Кристиан?
Кристиан Хорнер: Да, Эдриан (Ньюи) был там на прошлой неделе в Валенсии на шведской яхте в качестве живого балласта, но под конец погода совсем испортилась. Вообще нам бы не хотелось пока, чтобы он сейчас слишком сильно увлекся яхтами.

Читайте ещё