Гран При Франции : Пресс-конференция в субботу

1.Фелипе Масса (Ferrari) 1:15.034
2. Льюис Хэмилтон (McLaren) 1:15.104
3. Кими Райкконен (Ferrari) 1:15.257

Телевизионная часть

Вопрос: Фелипе, Ferrari снова на коне.
Фелипе Масса: Да, уик-энд определенно складывается успешно. Во время последних тестов в Сильверстоуне машина вела себя иначе, чем в трех последних гонках. Здесь она ведет себя так же, как и на прошлой неделе - похоже, мы снова можем включиться в борьбу. У нас троих разница во времени на круге совсем мала, но вернуться в борьбу - это здорово, и я рад, что завтра буду выступать на хорошей машине.

Вопрос: Разница в результатах минимальна, расскажите о двух ваших быстрых кругах в конце квалификации...
Фелипе Масса: В первой попытке удалось показать неплохое время, второй быстрый круг я рассчитывал проехать еще быстрее. Но на этих шинах, особенно на мягком типе, приходится ехать на пределе - и любая ошибка приводит к потере одной-двух десятых, которые потом не отыграть. В последней попытке круг должен быть идеальным, лишь тогда можно улучшить результат, но если немного перестараться, можно наделать ошибок.

Вопрос: Льюис, пока дела у Vodafone McLaren Mercedes во Франции идут не лучшим образом. Вчера утром вы и Фернандо немного уступили по времени. Думаю, вам приятно оказаться в первом ряду.
Льюис Хэмилтон: Безусловно. Нельзя постоянно быть идеальным, но команда проделала фантастическую работу - во время квалификации машина вела себя превосходно и позволяла бороться за поул. К сожалению, я потерял время в 15-м повороте, хотя до этого имел преимущество в полторы десятых и мог показать замечательное время. Но таковы гонки. И все же я очень доволен, так как буду стартовать с первого ряда и у нас хорошая стратегия.

Вопрос: Так что же произошло в 15-м повороте?
Льюис Хэмилтон: Я немного опоздал с торможением, чуть шире вышел из поворота, но все же показал неплохое время. Думаю, я улучшил свое предыдущее время где-то на половину десятой, так что все-таки это был хороший круг. Я считаю, что мы проводим стабильный уик-энд. В квалификации мы были быстры, и я уверен, что по скорости мы не уступаем Ferrari - посмотрим, что будет завтра.

Вопрос: Кими, приятно видеть вас снова в тройке лучших - впервые после Гран При Испании. Ferrari возвращается в лидеры.
Кими Райкконен: Да, какое-то время нам приходилось непросто, но так иногда случается. Мы постоянно стараемся улучшить машину, и, как сказал Фелипе, тесты прошли успешно, и машина стала намного лучше и конкурентоспособнее. Уик-энд складывается неплохо. Конечно, лучше бы я оказался на первом месте, но я уступил очень мало, посмотрим, как сложится завтрашняя гонка.

Вопрос: Что вы скажете о своих квалификационных кругах? У вас было ощущение, что вы выжали из машины максимум?
Кими Райкконен: Думаю, да. Круг никогда не бывает идеальным. Во время последней попытки в одном из поворотов я потерял немного времени, но это целиком моя ошибка, так что пожаловаться мне не на что. Думаю, машина готова к гонке, и третье место - тоже неплохо. Как я уже сказал, лучше было бы стартовать из первого ряда, но в гонке всякое может случиться, подождем до завтра.

Вопрос: Фелипе, в этом году у вас, похоже, наметился обычай финишировать на том же месте, с какого вы стартовали, и завтрашнего дня вы, наверное, ждете с оптимизмом.
Фелипе Масса: Надеюсь, все будет как и в начале сезона - кто стартует первым, тот первым и финиширует. Это было бы здорово. Надеюсь, завтра нас ждет удачная гонка. Вроде бы по прогнозу обещали дождь, и хочется верить, что наша машина не подведет в любых погодных условиях.

Пресс-конференция

Вопрос: Каждый из вас по ходу уик-энда оказывался быстрее остальных, но именно вы, Фелипе, сделали это в нужный момент.
Фелипе Масса: Да, мы очень рады снова вернуться в борьбу. Если сравнить результаты прошедших гонок с результатами тестов в Сильверстоуне и сегодня, то, хоть я бы и не сказал, что мы серьезно опережаем своих соперников, но главное - это то, что мы снова конкурентоспособны, и я очень рад, что завтра стартую с поула. Я показал хорошее время, особенно на первом быстром круге. Во время второй попытки я попробовал ехать еще быстрее, но потерял немного времени. Иногда излишняя агрессия не приносит желаемых результатов, но первый быстрый круг все-таки позволил мне завоевать поул.

Вопрос: Вы чувствуете, что машина изменилась?
Фелипе Масса: Да, и сильно. Благодаря нашей работе она теперь более стабильна, улучшилось сцепление с трассой и поведение машины в целом - похоже, это происходит за счет слегка увеличенной прижимной силы.

Вопрос: И ни в одной из сессий у вас не возникло проблем?
Фелипе Масса: Да, в некоторых заездах я был абсолютно доволен балансом, но мне не удавалось стабильно проходить круги - к примеру, мое утреннее время отличалось от времени, показанного в первой квалификационной сессии. Я совершал ошибки то здесь, то там. Но с балансом все было в порядке, что позволяло мне питать обоснованные надежды на поул. Мне нужно было только хорошо пройти круг, и, к счастью, мне это удалось.

Вопрос: Льюис, я слышал, как из-за проблем у Фернандо вам велели на последнем круге атаковать изо всех сил. Это верно?
Льюис Хэмилтон: Да.

Вопрос: Не это ли вынудило вас слишком широко выйти из поворота?
Льюис Хэмилтон: Нет, я ведь проехал еще один круг.

Вопрос: Ваш соперник в личном зачете стартует в лучшем случае десятым, что вы думаете об этом?
Льюис Хэмилтон: Если честно, я не знаю, что с ним произошло. Я ехал за ним и в одном из поворотов заметил дым, а затем он свернул в боксы. Жаль, что так получилось, но хорошо, что, по крайней мере, один из нас стартует из первого ряда и сможет побороться за очки для команды.

Вопрос: Беспокоила ли вас надежность автомобиля, после того, как это случилось с вашим напарником?
Льюис Хэмилтон: Нет. Я не обращаю внимания ни на кого, кроме себя, но мы, как команда, всегда должны уделять большое внимание надежности, и этот случай только подстегнет нас.

Вопрос: Мне известно, что в Сильверстоуне команда проделала большую работу. По ходу этого уик-энда вы чувствуете изменения в машине?
Льюис Хэмилтон: Да, она немного изменилась. Я не принимал участия в этих тестах и не знаю, что именно было усовершенствовано, но с каждым этапом наша машина становится немного лучше и стабильнее. Сегодня мы были достаточно быстры. Мне понравилось соревноваться с Фелипе, это была честная борьба, и он хорошо поработал. Я уступил ему лишь - сколько там? - семь сотых, так как слегка ошибся в 15-м повороте и потерял немного времени. Такое бывает, но завтра нас ждет хорошая гонка.

Вопрос: Кими, как вы считаете, могли вы оказаться быстрее всех и завоевать поул?
Кими Райкконен: Думаю, да. С машиной все было в порядке, но круг был не идеальным. Завтра в гонке все будет иначе. Никогда не знаешь, когда будут останавливаться соперники, так что, думаю, с машиной все Оk.

Вопрос: Заметна ли в этом году разница в покрытии трассы?
Кими Райкконен: Почти никакой, но вчера было очень хорошее сцепление - думаю, по сравнению с прошлым годом оно улучшилось. Здесь всегда было неплохое покрытие, в целом оно несильно изменилось.

Вопрос: Вас тревожит вероятность дождя?
Кими Райкконен: Это усложнит гонку, но повысит зрелищность. Не знаю. Подождем до завтра.

Вопросы с мест

Вопрос (Дитер Ренкен - The Citizen): Кими, почему в конце третьей сессии вы заехали в боксы примерно через пять минут после всех остальных?
Кими Райкконен: Потому что я не закончил квалификацию.

Вопрос (Дитер Ренкен - The Citizen): То есть именно поэтому вы проехали лишний круг?
Кими Райкконен: Да, как и все.

Вопрос (Ян Стаффорд - The Mail on Sunday): Льюис, в прошлом году старт с первого ряда, со второго места был бы подарком судьбы... А сегодня после семи гонок вы испытываете разочарование из-за такого результата?
Льюис Хэмилтон: Вряд ли. Как я и сказал, это была хорошая борьба, и я доволен. Я сделал все, что мог, совершил небольшую ошибку, но это не значит, что я разочарован. Я знаю, что на завтра у нас разработана хорошая стратегия, и в гонке мы будем бороться за победу. В своей первой гонке я даже не мечтал оказаться в первом ряду или на подиуме, так что каждый раз, когда я попадаю в первую тройку, чувствую восторг.

Вопрос (Ян Паркс - The Press Association): Льюис, в последних трех Гран При вам и Фернандо это далось относительно легко...
Льюис Хэмилтон: Что именно?

Вопрос (Ян Паркс - The Press Association): Ну, финишировать первым - в Монако победил Фернандо, в двух последних гонках - вы... Возрождение Ferrari по ходу этого уик-энда говорит о том, что соперничать за титул чемпиона вам придется не только с вашим напарником?
Льюис Хэмилтон: Мы и не допускали мысли, что соперничаем только друг с другом. Мы знали, что боремся с Ferrari и BMW, и именно поэтому мы потратили столько усилий на то, чтобы немного оторваться. Все совершенствуются и продвигаются вперед - у Ferrari это неплохо получилось. Все же я верю, что у нас лучшая машина, и завтра нам нужно это доказать.

Вопрос (Юха Паатало - Financial Times Germany): Вопрос Фелипе и Кими. На предыдущих этапах в квалификации у вас возникали проблемы со сцеплением. Насколько сильно в этом отношении изменилась машина?
Фелипе Масса: Как я уже сказал, она стала лучше - с точки зрения сцепления и стабильности на истертой резине. Нам удалось найти сцепление на первом круге, что и было нашей главной проблемой в предыдущих гонках. Думаю, дело в чуть большей прижимной силе и более удачных настройках, или, может, такие трассы больше подходят нашей машине.

Вопрос (Майк Дудсон - Auto Action): Льюис, в течение года мы наблюдаем замечательные отношения между вами и Фелипе...
Фелипе Масса: Это неправда...

Вопрос (Майк Дудсон - Auto Action): Два вопроса. Во-первых, проводите ли вы вместе время за пределами трассы? И во-вторых, труднее ли бороться с тем, кто вам нравится и кого вы уважаете, чем с тем, кто вам менее симпатичен?
Фелипе Масса: (Льюису Хэмилтону) Хочешь, я расскажу им, как ты проводишь свободное время?

Льюис Хэмилтон: Нет, не надо! Мы хорошо ладим, многие гонщики ладят друг с другом, и за пределами трассы мы относимся друг к другу с большим уважением. Но на трассу мы выходим для того, чтобы соревноваться и обгонять, это наша работа, и мы знаем границу. В этом году мы тесно соперничали в нескольких гонках, мы знаем свое место на трассе, и мы доверяем друг другу. Нам не трудно бороться. В гонке мы враги - ну, не враги, а серьезные соперники, а вне трассы - хорошие друзья.

Вопрос (Ян Стаффорд - The Mail on Sunday): Льюис, вы лидируете в личном зачете с преимуществом в десять очков, а в спорте, говорят, догонять проще, чем обороняться. Вы испытываете большее давление, являясь преследуемым? Считаете ли вы, что уже избавились от статуса новичка и вам предстоит серьезная борьба?
Льюис Хэмилтон: Во-первых, я не испытываю давления, к каждому уик-энду я подхожу одинаково. Конечно, лидировать здорово, но впереди еще десять гонок, и делить чемпионскую корону еще слишком рано. Мы должны продолжать совершенствовать машину, сохранять стабильность и работать над надежностью. И во-вторых, я все еще считаю себя новичком, я ведь провожу свой первый сезон. Многие гонщики понимают, что я еще новичок, но по ходу сезона они видят, что я неплохо справляюсь, и их уважение растет. Но, думаю, они понимают, что я еще неопытен и ждут, что в какой-то момент я совершу ошибку - моя задача разубедить их в этом.

Вопрос (Ян Паркс - The Press Association): Фелипе, вы все еще считаете его новичком?
Фелипе Масса: Нет, определенно нет, его нельзя назвать новичком. Нам никогда не приходилось видеть, чтобы гонщик в первом же сезоне возглавлял чемпионат, так что нет.

Вопрос (Ян Паркс - The Press Association): А как насчет ошибки? Вы надеетесь, что он ее совершит?
Фелипе Масса: Да, и лучше бы завтра. Я буду очень рад.

Вопрос (Юха Паатало - Financial Times Germany): Кими, на этой трассе сложно обгонять, и вообще в этом сезоне это делать довольно непросто. Что означает здесь старт с третьего места?
Кими Райкконен: Как я уже говорил - это не идеальная позиция. Лучше бы я оказался в первом ряду, но считаю, что шанс будет. В течение уик-энда преследовать соперников было на удивление легче, чем на других трассах, посмотрим, что будет завтра. Многое зависит и от того, когда соперники поедут на пит-стоп, от их действий, так что поглядим...

Вопрос (Хейкки Култа - Turun Sanomat): Кими, в этой квалификации вы были больше уверены в машине, чем во время предыдущих?
Кими Райкконен: Да, машина вела себя намного лучше, и я чувствовал, что мы можем завоевать поул. Раньше такого не было. Мы постепенно приближаемся к тому, что нам нужно, и насчет машины я уверен.

Вопрос (Михаэль Шмидт - Auto Motor und Sport): Насколько велик ваш опыт управления машиной в дождевых условиях, если не считать субботних утренних заездов в Монте-Карло?
Льюис Хэмилтон: Если честно, невелик. Я провел много предсезонных тестов при сухой погоде, проехал около 8000-9000 км, а под дождем - то ли 1000, то ли 500, я точно не знаю. Но такой опыт есть, и я по этому поводу не переживаю.

Вопрос (Андреа Кремонези - La Gazzetta dello Sport): Льюис, сегодня утром вы проехали только восемь кругов. Вы берегли мотор, или есть иная причина?
Льюис Хэмилтон: Нет, нет. С мотором все отлично... просто не было необходимости проезжать большую дистанцию. Мы выехали во второй половине сессии, чтобы выяснить, какие шины использовать - жесткие или средние. Вчера мы не смогли определиться, так как застряли в трафике и проехали не так много кругов по чистой трассе. Сегодня нам это удалось.

Вопрос (Ян Стаффорд - The Mail on Sunday): Фелипе, вы бразилец и, несомненно, футбольный болельщик. Для вас сезон начинается сейчас? Все знают свое положение, до конца еще далеко, борьба тесная - именно теперь ваш выход? Так поступает бразильская сборная - в квалификационном раунде делает лишь самое необходимое, а затем набирает силу, и выигрывает полуфинал и финал мирового первенства?
Фелипе Масса: В каком-то смысле так и нужно думать, просто стараться постоянно быть сильнее, но случившееся в прошлом влияет на настоящее. Чемпионат длинный, в нем много гонок, и упущенные очки могут помешать выйти в лидеры. Но мы не раз видели раньше, как отыгрывались потерянные очки. Надеюсь, мы тоже сможем, и у нас постоянно будет хорошая машина, которая позволит нам быть лидерами или, по крайней мере, бороться - это главная цель.

Вопрос (Ники Такеда - Formula PA): Вопрос Льюису. Насколько важно для вас лично завоевать здесь еще одну победу?
Льюис Хэмилтон: Одержать победу всегда важно. Важно не только продолжать выступать так же успешно, как до сих пор в этом году, но и зарабатывать максимально возможное количество очков - десять, восемь или шесть. Важно набирать очки не только в личном зачете, но и в командном - это мы с Фернандо и будем делать. Посмотрим, как сложится гонка. Я, Фелипе и Кими знаем, для чего мы здесь собрались, и все мы будем изо всех сил бороться за лидерство. Давайте просто посмотрим, как все пройдет.

Читайте ещё