Гран При Сан-Марино : Пресс-конференция в четверг

Фелипе Масса и Ярно Трулли

Первая пара пилотов: Михаэль Шумахер (Ferrari) и Такума Сато (BAR)

Вопрос: Михаэль, в каких тестах вы участвовали после Гран При Бахрейна?
Михаэль Шумахер: Два дня я провел в Барселоне, потом два дня в Фьорано. Забавно, но я не помню, когда в последний раз работал на тестах и нам не мешал дождь. Вот и на этот раз шел дождь.

Вопрос: Вчера вы работали вместе с Валентино Росси...
Михаэль Шумахер: Да, и это было довольно интересно. 

Вопрос: Расскажите нам об этом. Как у него получилось?
Михаэль Шумахер: Отлично получилось. Потребовалось некоторое время, чтобы освоиться в машине, но закончил тесты он на высокой ноте.

Вопрос: Очевидно гонщику, привыкшему в двум колесам освоиться непросто...
Михаэль Шумахер: Наверное, хотя вчера я услышал, что Росси имеет некоторый опыт в картинге, который конечно помог в данном случае. Если у вас внутри течет кровь гонщика, вы уже знаете, что делать.

Первая пара пилотов: Михаэль Шумахер (Ferrari) и Такума Сато (BAR)

Вопрос: Эта гонка - домашняя для вас, тестовый полигон в Фьорано совсем рядышком, но у вас есть и некоторые обязанности перед Сан-Марино. Расскажите о них...
Михаэль Шумахер: Этот Гран При действительно почти домашний и, как посол Сан-Марино, я буду участвовать в некоторых спортивных мероприятиях сегодня вечером. Сюда приятно приезжать, ходят слухи, что у этого Гран При возможны проблемы в будущем, но я надеюсь, что они не сбудутся.

Вопрос: Вы что-то можете изменить?
Михаэль Шумахер: Если смогу - обязательно помогу, хотя возможностей у меня на самом деле немного.

Вопрос: После гонки в Бахрейне вы поехали в Дублин, чтобы принять участие в мероприятиях FIA, посвященных безопасности на дорогах...
Михаэль Шумахер: Да, вместе с FIA мы провели десятую компанию, посвященную безопасности и это действительно важно. Вроде бы речь идет о мелочах - как правильно пристегиваться, как расположить ребенка в машине, как разместить багаж, но эти мелочи могут иметь огромный эффект и те, кто этого не понимает, рискует жизнью. Мы пытаемся привлечь внимание к этой проблеме, если люди узнают реальное положение дел на дороге, статистику дорожных происшествий, то мы уменьшим количество несчастных случаев, тем более, что в число стран Объединенной Европы добавляются новые и нам важно, чтобы они знали об этом. 

Вопрос: Вы намерены продолжать эту работу и в дальнейшем?
Михаэль Шумахер: Мы регулярно проводим эту работу, но нужно выбирать оптимальное время, иначе в одно ухо влетит, а в другое вылетит.

Вопрос: Значит у вас был весьма плотный график после Бахрейна?
Михаэль Шумахер: Да, едва я приехал домой, как отправился в Дублин, так что первая неделя выдалась напряженной. Потом я работал на тестах, но до вчерашнего дня пару дней передохнул.

Вопрос: До вчерашнего вечера...
Михаэль Шумахер: Да, кажется это мы еще не обсуждали...

Вопрос: Матч получился интересным...
Михаэль Шумахер: Да, на первых минутах я разобрался с ситуацией на поле и попросил всех, кто умеет играть, вроде Фернандо Алонсо, уйти в оборону. В начале матча мы и подумать не могли о наступлении, защищаясь от атак профессионалов, а второй тайм, когда мы сменили составы, получился действительно забавным.

Вопрос: На какую погоду вы рассчитываете в этот уик-энд?
Михаэль Шумахер: На ту, которая лучше для зрителей. Думаю никто не был бы против, если бы стало чуть теплее. Я слышал о прогнозах, кажется весь уик-энд нас ожидает что-то подобное.

Вопрос: Но вы предпочли бы прохладу? Кажется это больше отвечает интересам Bridgestone, или сейчас это уже из области мифов?
Михаэль Шумахер: Это имеет значение при очень высоких температурах, вроде той, что была в Малайзии и могла быть в Бахрейне. Когда температура близка к нормальной, нас устраивает любая погода.

Вопрос: Такума, как вы оцениваете начало сезона?
Такума Сато: Очевидно мы довольны тем, как развиваются события, хотя лично для меня первые три гонки сложились не лучшим образом. Но машина надежна и стабильна, все трое гонщиков, включая Энтони Дэвидсона, Дженсона Баттона и меня, уверены в ее потенциале, в команде. Мы отлично работаем вместе, а что касается меня, то вернуться и провести второй сезон в Формуле 1 - это отличная мотивация.

Вопрос: Вы рассчитывали на что-то подобное перед началом сезона?
Такума Сато: Начало сезона всегда волнительно, но у машины действительно серьезный потенциал. В Бахрейне я провел захватывающую гонку, сейчас все хорошо.

Вопрос: После первых двух гонок вас критиковали в чрезмерном усердии на трассе, сейчас вы разобрались с этим?
Такума Сато: Сложный вопрос. Очевидно гонщик всегда едет с максимально возможной скоростью, проблема в том, что перед квалификацией мы проезжаем слишком маленькую дистанцию, а сделать надо очень многое. Идеальной эту ситуацию не назовешь, но сейчас мы вернулись в Европу, здесь будет полегче.

Вопрос: Что вы думаете о борьбе с Трулли в Бахрейне?
Такума Сато: С ним я боролся лишь на старте, основная борьба была с Ральфом, а на последних 15-ти кругах - с Алонсо.

Вопрос: Вам понравилось?
Такума Сато: Конечно, мы боролись за очки. В Бахрейне действительно можно обгонять и борьба на последних кругах была жесткой, настоящее сражение.

Вопрос: Потом вы поехали на тесты и в один из дней Дженсон проехал аж 150 кругов...
Такума Сато: Михаэль уже сказал, что все мы были на тестах в Барселоне и отлично поработали. Потом мы отправились в Поль Рикар и Дженсон за два дня проехал почти 300 кругов. К сожалению в тот день, когда я появился на трассе погода резко испортилась и мы не смогли проехать намеченную дистанцию, работая в основном над сбором информации. Но мы конкурентоспособны и уверены в том, что европейские этапы сложатся благополучно, особенно этот.

Вопрос: После трех первых гонок вы немного изменили свои планы на сезон? Не думали о том, что можете сделать больше, чем рассчитывали?
Такума Сато: Перед началом сезона никто не знал, насколько конкурентоспособна будет наша машина. Мы много и серьезно работали этой зимой и сейчас видим результаты этой работы. За три гонки удалось набрать много очков, надеюсь в том же духе и мы и продолжим.

Вопрос: Михаэль, вернемся к вам. За три недели, прошедшие с последней гонки много говорилось о необходимости замедлить машины Формулы 1, что вы об этом думаете?
Михаэль Шумахер: Я думаю, что вопрос нужно ставить иначе - достигли ли мы предела скорости, за которым не сможем контролировать машину и с точки зрения гонщика все просто - мы контролируем ситуацию. В будущем, вместе с прогрессом, нужно что-то делать. Мощность мотора, эффективность резины и аэродинамики делают свое дело, мне кажется, что можно ограничить мощность.

Вопрос: Михаэль, вы бы не хотели попробовать себя в мотогонках?
Вопросы с мест Михаэль Шумахер: Я регулярно сажусь на мотоцикл, правда это Harley Davidson, но никаких планов участия в гонках у меня нет. Это - не мое. К тому же пересесть из мотоцикла в машину мне кажется безопаснее, чем наоборот.

Вопрос: Чего вы ждете от этого уик-энда? Кто будет конкурентоспособен?
Михаэль Шумахер: Работая зимой на этой трассе мы были очень быстры, а на последних тестах в Барселоне Дженсон и Такума показали отличное время. Какие стоит делать выводы - я не знаю.

Вопрос: В Бахрейне вы провели великолепную гонку и очевидно получили удовольствие от столь впечатляющего доминирования. В том, что соперникам не удается создать столь же конкурентоспособную машину вашей вины нет, но кажется вы стараетесь избегать гонок "колесо в колесо"?
Михаэль Шумахер: В Формуле 1 никогда не было 100%-х гонок "колесо в колесо", иногда преимущество больше, иногда - меньше. Все меняется.

Вопрос: Этот уик-энд будет эмоциональным для вас и дело не только в десятой годовщине гибели Айртона Сенны. Год назад у вас умерла мать...
Михаэль Шумахер: Вы правы. К сожалению мы часто вспоминаем лишь одного гонщика, а я помню обоих, покинувших нас в тот уик-энд. Роланд Ратценбергер и Айртон Сенна погибли в Имоле и для меня это был первый опыт знакомства со смертью в автоспорте. Важно, что с тех пор было предпринято множество мер по повышению безопасности гонок. Макс Мосли очень последовательно продвигал эту программу, чтобы ситуация осталась под контролем и наш спорт стал безопасным. В этом деле мы действительно добились огромных успехов и первопричиной стал тот ужасный уик-энд в 1994-м. Мы сделали верные выводы.

Вопрос: Что вы помните об Айртоне?
Михаэль Шумахер: Многое помню. Сначала 1980-й, когда я впервые увидел его в картинге, тогда он произвел огромное впечатление. Никто его толком не знал, но картингист он был великолепный и добился огромных успехов в Формуле 1. Для меня честь участвовать в гонках против него, у нас была острая и интересная борьба, были личные стычки, но были и моменты взаимопонимания, о которых я сохранил добрую память.

Вопрос: Вас многие пытаются сравнивать, вы считаете это возможным?
Михаэль Шумахер: Я никогда не хотел, чтобы меня с кем-то сравнивали.

Вопрос: Вернемся к Валентино Росси. Вы считаете, что у него есть будущее в Формуле 1?
Михаэль Шумахер: Трудно сказать. Это очень способный парень, он доказал это в мотогонках, еще раз доказал вчера на тестах, но он знает, какую дорогу нужно пройти в младших сериях, какой опыт и знания для этого необходимы. Думаю он будет конкурентоспособен, но подняться на последнюю ступеньку, на вершину очень сложно. Не думаю, что будет ставить перед собой такие цели, но тесты доставили удовольствие нам обоим. Хотя сегодня у него наверняка болит шея.

Вопрос: Михаэль, поговорим о снижении скорости. Вы упомянули ограничение мощности мотора, но большинство говорит о возможном изменении регламента на резину. Как вы к этому относитесь?
Михаэль Шумахер: Регламент можно изменить, но это сложно, да и многого этим не добиться. Я помню, когда сократили объем мотора с 3.5 до 3 литров, мощность упала до 600 сил и тогда многие сказали, что максимум - 700 или 750 сил, но через пару лет она вырастет до 1000. То же самое произойдет и с резиной, поэтому этот вопрос лучше рассматривать в комплексе.

Вопрос: Вам не любопытно прокатиться на мотоцикле Валентино Росси, после того, как он опробовал машину Формулы 1?
Михаэль Шумахер: Любопытно почувствовать его разгонную динамику, не ища предела возможного в поворотах. Я уже сказал, это не мое.

Вторая пара пилотов: Фелипе Масса (Sauber) и Ярно Трулли (Renault)

Вопрос: Ярно, в начале сезона представители Ferrari заявляли, что Renault - их главный соперник. Вы считаете, что сейчас это действительно так?
Ярно Трулли: Доля правды в этих словах есть, мы занимаем второе место в чемпионате, у нас хорошая машина, мы хорошо провели три первых гонки. Так же ясно и то, что у Ferrari великолепная машина и два отличных пилота, которые сейчас лидируют в чемпионате с большим преимуществом. Но пока мы вторые и постараемся удержать эту позицию до конца чемпионата, хотя впереди 15 гонок и у нас очень серьезные соперники, BAR, Williams и McLaren наверняка прибавят. Фактически BAR и Williams сейчас очень сильны, а в McLaren наверняка разберутся с неутешительным результатом трех первых гонок.

Вторая пара пилотов: Фелипе Масса (Sauber) и Ярно Трулли (Renault)

Вопрос: В Имоле дебютирует усовершенствованная версия вашего шасси и мотора. Вы можете рассказать об этом? Чего вы ждете?
Ярно Трулли: Эта модернизация именно дебютирует, мы проводим первую гонку в Европе, к тому же Имола никогда не была удачной трассой для нас. Машина не очень подходит к характеристикам этой трассы, с другой стороны модернизация мотора внушает определенный оптимизм, да и в аэродинамике мы прибавили. Надеюсь этот уик-энд пройдет удачно.

Вопрос: Вы собираетесь бросить вызов Ferrari?
Ярно Трулли: Они тоже кое-что доработали, так что догнать Ferrari будет непросто, но подобную задачу мы ставим перед собой в каждый уик-энд. Пока ни у кого не получилось, но мы будем пробовать и пробовать.

Вопрос: Как складываются ваши отношения с партнером по команде, с Фернандо Алонсо?
Ярно Трулли: Никаких проблем нет. Я доволен тем, как мы работаем.

Вопрос: В Renault произошли некоторые перемены, Роб Уайт возглавил мотористов, а новым техническим директором стал Боб Белл, вы уже видите разницу?
Ярно Трулли: Честно говоря, нет. Боб Белл и раньше работал с шасси, это отличный, опытный инженер, знающий свое дело, так что здесь ничего не изменилось. А вот Роб Уайт действительно может что-то изменить, принести свежий ветер в Renault, в команду, которая уже однажды сделала лучший мотор в Формуле 1, да и сейчас делает очень мощный и надежный двигатель. Вместе с Ferrari пока мы единственная команда, которая смогла финишировать в трех первых гонках с обеими машинами и всегда в призовой восьмерке. Это серьезное достижение и мы многим обязаны надежному мотору. Он явно лучше прошлогоднего, так что мы сделали большой шаг вперед.

Вопрос: Расскажите нам об участии в марафоне, в прошлый уик-энд во Флоренции...
Ярно Трулли: Это отличный способ расслабиться, уйти от Формулы 1, от тех людей, которые ее окружают, перестать в конце концов чувствовать себя звездой. Я люблю бег и действительно добился хороших результатов, поставив перед собой цель пробежать половину дистанции за 1 час 35 минут. В прошлом году на это ушло 1 час и сорок минут, новой целью будет полтора часа.

Вопрос: Это стало результатом тренировок?
Ярно Трулли: Нет, я и сам удивлен, но за последние три недели у меня не было времени для тренировок. Удалось поработать лишь пару дней, но я доволен и не испытывал проблем с мотивацией, несмотря на плохую погоду, дождь. Вчера я и в футбол играл, это лишь вопрос подготовки.

Вопрос: В каких марафонах вы планируете участвовать?
Ярно Трулли: Я говорю о половине марафона, пробежать всю дистанцию - немного другая задача. Новая цель - полтора часа, но я слишком занят Формулой 1, она важнее.

Вопрос: Фелипе, вы не хотите заняться чем-то подобным?
Фелипе Масса: Половину марафона я никогда не бегал. Я занимаюсь бегом, когда не участвую в тестах, может быть подумаю о марафоне в будущем, но не сейчас.

Вопрос: Проведя прошлый сезон на тестах Ferrari что вы почувствовали, вернувшись в Sauber? Вы изменились?
Фелипе Масса: В команде гораздо меньше персонала, но я со всеми знаком, это настоящие профессионалы и я доволен тем, что вернулся, став основным пилотом команды. Машина в этом году намного лучше, чем прошлогодний Sauber, так что я доволен. Мы знали, что три первые гонки будут трудны, но мы выиграли первое очко в Малайзии и будем прогрессировать и в дальнейшем. Я доверяю этой команде, да и новый аэродинамический полигон нам поможет.

Вопрос: Чему вы научились, проведя год на тестах Ferrari?
Фелипе Масса: Я многое узнал о технической стороне Формулы 1, научился работать с инженерами, наблюдал за Рубенсом и Михаэлем и этот опыт очень важен. После сезона с Sauber и работы на тестах Ferrari я многому научился.

Вопрос: Некоторые считают новый Sauber копией прошлогодней Ferrari...
Фелипе Масса: Нет, это не так. Все знают, что мы используем мотор и коробку передач Ferrari, но это совершенно иная машина, базирующаяся на шасси, разработанном командой. Мы построили эту машину.

Вопрос: Как прошел вчерашний футбольный матч? Как вам бразильцы?
Вопросы с мест Фелипе Масса: Было очень интересно, в его первой половине нужно было просто стоять и смотреть, как играют эти кудесники. Некоторые из них закончили карьеру, но находятся в отличной форме. Это действительно здорово. Во втором тайме мы смешали составы и мы смогли поиграть.Ярно Трулли: Честно говоря в один из моментов я был немного смущен. Конечно, каждый занимается собственным делом, я в хорошей форме, я могу управлять машиной на скорости в 360 км/час, но никогда не сделаю с мячом того, что делают они. У меня не получится, даже если я буду тренироваться каждый день с утра до вечера. Они талантливы в этом, а мы в другом. Фелипе правильно сказал, в начале игры нам следовало просто стоять и смотреть это удивительное зрелище.Фелипе Масса: Знаете, в детстве я мечтал стать футболистом и теперь понял - это просто невозможно. Наблюдая за тем, как они играют... нет, таким футболистом мне не быть. Лучше гоняться в Формуле 1 и не высовываться. Глупо выходить на поле после того, что мы увидели.Вопрос: Они заставили вас побегать? Ярно Трулли: Они почти не бегали, просто отдавали пас и все, а мы набегались всласть. Они могут спрятать мяч и вы даже не дотянетесь до него, как бы не старались.

Вопрос: Давайте вспомним Айртона Сенну, но не тот печальный день, когда он разбился в Имоле, а просто поговорим о фантастическом гонщике...
Ярно Трулли: В те времена я еще гонялся на картах и болел за Проста, за их борьбой было удивительно интересно наблюдать. Я встретился с Айртоном в 1991-м году, тогда я выиграл чемпионат по картингу, а он стал чемпионом Формулы 1 и FIA чествовала нас в Париже. Я встретил очень хорошего и простого человека. Обычного человека. И это - лучшая память, а остальное и так все знают.Фелипе Масса: Прежде всего это был невероятный гонщик, часть истории Формулы 1 и спорта в целом. Он открыл множество дверей для бразильцев, для бразильских гонщиков. Я помню гонку в Донингтоне, когда он обогнал кучу соперников уже после старта, под дождем и для этого хватило четырех поворотов. Удивительная гонка, у меня много воспоминаний, но эта гонка произвела неизгладимое впечатление.

Читайте ещё