Гран При Италии : Пресс-конференция Макса Мосли

Макс Мосли: Я захотел провести эту пресс-конференцию, преследуя две цели. Совсем недавно, в Маньи Кур, я объявил о том, что в октябре уйду в отставку без каких-либо надежд на возвращение, а через пару недель передумал. Это стоит прокомментировать. Во-вторых я хочу разъяснить точку зрения FIA на регламент сезонов 2005 и 2006 года, потому что с этим связаны некоторые недоразумения.

По поводу своей отставки я был уверен на 100%, в Маньи Кур я чувствовал, что должен уйти. Но уже через неделю, когда мы проводили Гран При Великобритании, давление со стороны FIA было настолько велико, что мне пришлось задуматься.

В девять утра я заходил в офис и не мог покинуть его до шести-семи часов вечера, честно говоря я не хочу провести всю свою жизнь по такому напряженному графику. С другой стороны, работая в условиях прессинга вы держите под контролем сразу несколько вопросов, которые мне бы не хотелось бросать. Нужно поменять структуру FIA, а там - посмотрим. Буду ли я бороться за президентство, уйду ли совсем или просто сменю пост, в рамках новой структуры. Единственное, что я хотел бы добавить - я поражен количеством людей, настаивающих на том, чтобы я не покидал FIA. Надеюсь причина этого в моих личных качествах, а не в том, что все хотели избежать перемен. Так что пока я остаюсь...

Теперь о регламенте. Думаю все здесь знают, что в начале июля мы попросили техническую рабочую группу выработать комплекс мер, который позволит замедлить машины. Прошло два месяца, мы не получили никаких предложений и, в соответствии с Договором Согласия, выдвинули на рассмотрение технической рабочей группы три варианта поправок к регламенту, чтобы они выбрали один из них. Каждый из этих трех вариантов включает в себя три цели поправок - резину, аэродинамику и мотор. К примеру предложения по аэродинамике в первом варианте более радикальны, чем во втором, а в третьем их почти нет. Я не хочу знакомить вас с деталями, с габаритами антикрыльев и прочими измерениями, но общий смысл ясен. С резиной во всех вариантах одинаково - один состав на всех трассах, два комплекта на уик-энд. Регламент на мотор во всех трех вариантах варьируется, но в любом случае мы говорим о 2.4-литровом V8.

По этому поводу есть некоторые недоразумения, но повторюсь - во всех трех вариантах мы говорим о формуле 2.4 V8, и в первом из них регламент на моторы весьма ограничен, во втором менее ограничен, а в третьем - похож на действующий, но производители моторов, тратящие огромные средства на увеличение мощности, должны поставлять моторы небольшим частным командам.

Все еще может измениться, но по поводу аэродинамики все довольны вторым вариантом. По поводу резины разногласий тоже нет, думаю мы получим поддержку всех десяти команд. С моторами сложнее, шесть или семь команд устраивает второй вариант регламента, при котором параметры двигателя мягко ограничены, но три команды недовольны. Они заявили, что предпочли бы прежнюю формулу - V10 с 3 литрами в сезонах 2005 и 2006 года с единственным мотором на уик-энд и готовы рассмотреть формулу 2.7 V10 для сезона 2007 года.

Такова ситуация на настоящий момент. В следующие 45 дней техническая рабочая группа должна выбрать один из трех вариантов, причем восемь команд поддерживают второй вариант. Если вопрос будет решен, то он будет отправлен для одобрения на заседание Всемирного Совета FIA. Если этого не произойдет, то в соответствии с Договором Согласия FIA имеет право решить этот вопрос самостоятельно. Не сомневаюсь в том, что именно так и произойдет.

Вопросы с мест

Вопрос: Макс, а что произойдет с квалификацией?
Макс Мосли: Пока никаких договоренностей по этому поводу нет. Если ничего не изменится, то регламент квалификации останется прежним. Надеюсь осенью мы все же сможем найти общий язык, иначе одна из команд, возможно, выпустит на трассу третью машину. Но до тех пор, пока мы не наберем 18 голосов в Комиссии Формулы 1, перемены в регламенте квалификации невозможны.

Вопрос: Вы говорите о том, что можете изменить формулу мотора по Договору Согласия. А разве в нем нет пункта о том, что формула V10 3 литра не изменится до конца его действия?
Макс Мосли: В Договоре Согласия есть пункт о том, что мы не можем изменить регламент на моторы и коробку передач без единодушного одобрения команд. Но мы вынуждены замедлить машины, это касается безопасности гонок, а значит мы не обязаны соблюдать эти пункты Договора.

Вопрос: Но там нет буквальной записи о том, что мотор должен соответствовать формуле V10 3 литра?
Макс Мосли: Есть, но в пункте, который говорит о том, что эта часть технического регламента не может быть изменена. Но это не имеет значения, потому что мы намерены изменить регламент, руководствуясь более старшим пунктом Договора.

Вопрос: Но фактически команды могут подать на вас в суд за нарушение Договора?
Макс Мосли: Посмотрим.

Вопрос: Макс, в этих трех вариантах есть предложения по изменению минимального веса, балласта и прочих серьезных вопросов безопасности?
Макс Мосли: Нет, и я очень жалею, что эти вопросы мы не можем решить согласно пункту Договора Согласия, по которому проходят остальные перемены. Мы имеем право замедлить машины, но не можем связать с этим важные вопросы безопасности, которые не приводят к снижению скорости.Мы отправили командам факс, в котором предложили избавиться от материалов, оставляющих после аварии острые обломки на трассе. Мы действительно хотим избавиться от этих материалов, подвеска может быть изготовлена из стали и самое важное, это никому не даст преимущества, поскольку все команды находятся в равных условиях. Точно так же мы хотели бы избавиться и от балласта, потому что в некоторых машинах он составляет до 15% их веса. Некоторые команды используют балласт в 100 кг или даже больше, я не знаю.Этот вес при аварии создает массу энергии, что очень опасно. Но мы не можем просто убрать балласт, ведь машины поедут еще быстрее. Есть и альтернативные предложения, касающиеся, к примеру, размера покрышек, ведь команды используют балласт для решения проблемы слишком узких задних покрышек. Но это лишь разговоры, мы никогда не сможем доказать, что удаление балласта снизит скорости, а значит мы не можем воспользоваться этим пунктом Договора Согласия. Надеюсь Чарли Уайтинг и техническая рабочая группа смогут найти решение этих проблем, по крайней мере я смотрю в будущее с оптимизмом. Но FIA не в состоянии лоббировать этот вопрос.

Вопрос: Вы не думаете, что в FIA поздно спохватились? Все знали, что в условиях стабильного регламента машины будут год от года прибавлять в скорости, но прошел май, июнь, июль и вдруг мы услышали о необходимости снижения скоростей. Заговорили о дополнительной канавке в покрышках, а сейчас речь идет уже о новой формуле мотора и серьезных переменах в аэродинамике, хотя до начала нового сезона осталось всего полгода...
Макс Мосли: Это не совсем так, ведь все эти вопросы довольно долго обсуждались, а затем мы были вынуждены использовать отдельный пункт Договора Согласия, где, кстати, записаны все допустимые сроки. У технической рабочей группы есть два месяца, чтобы выработать комплекс мер, потом 45 дней на то, чтобы выбрать один из трех, предложенных нами, вариантов. В Договоре Согласия записано, новый регламент должен быть принят за три месяца, а что касается моторов, то снижение объема с 3 до 2.4 литров подразумевает сезон 2006 года. С шасси и резиной все было известно заранее и я не думаю, что кто-то может на это пожаловаться. По срокам никто не спорит. Сегодня один из производителей моторов сказал мне, что подготовить изменения к сезону 2006 года вполне реально.

Вопрос: Босс одной из команд сказал недавно, что все эти перемены в регламенте преследуют одну цель - дестабилизировать ситуацию, чтобы помешать отвлечь команды от возможного объединения, повысив коммерческую стабильность чемпионата...
Макс Мосли: Очень странный комментарий. Заметьте, никто не спорит с тем, что машины Формулы 1 стали слишком быстры. Все понимают, что скорости необходимо снизить и мы просто соблюдаем процедуру, изложенную в Договоре Согласия. Там сказано, что в этом случае мы должны проконсультироваться с технической рабочей группой, предоставив ей право сделать соответствующее предложение. Эта группа состоит из представителей команд, у FIA нет права голоса и команды вполне могут договориться, выбрав вариант, который не дестабилизирует ситуацию в чемпионате.Увы, они так и не смогли договориться, не набрав положенных по этому поводу восьми голосов. Тогда мы следуем за следующим пунктом Договора Согласия, предложив три варианта регламента. Если они вновь не смогут найти общий язык, то этот вариант выберем мы. Но на каждой стадии команды могут все решить в своих интересах. Увы, команды не предложили никаких мер, могущих замедлить машины. Критиковать очень легко, созидать гораздо труднее.

Вопрос: В Мельбурне никто не жаловался на большую скорость машин, но все мы там говорили о путях сокращения стоимости участия в чемпионате и увеличении зрелищности. Сейчас об этом забыли, объявив крестовый поход за снижение скорости...
Макс Мосли: Мы не в состоянии решить сразу все вопросы, но то, что касается замедления машин, это как раз в нашей компетенции. FIA не в состоянии заставить команды тратить меньше, хотя этот вопрос обсуждался бесконечно долго. Снижение скорости естественно приведет к снижению стоимости, но повлиять на это буквально мы не можем.

Вопрос: Что вы думаете о споре между BAR и Williams по поводу Дженсона Баттона? Вы не думаете, что это может дестабилизировать ситуацию, не лучшим образом сказавшись на репутации чемпионата?
Макс Мосли: Существует Совет по соблюдению контрактных обязательств, который и должен решать такие вопросы. Вопрос абсолютно коммерческий и он никак не касается FIA. Контракты между командами и гонщиками - не наше дело.

Читайте ещё