Гран-при Японии 2002 : ПятницаПресс-конференция

Ове Андерсон ("Тойота"), Хирохиде Намашима ("Бриджстоун"),
Дэвид Ричардс ("БАР"), Отмар Сзафнауэр ("Хонда"),
Марио Тайссен (BMW)

Вопрос: Мы слышали массу слухов по поводу возможных перемен в "Формуле-1". Как вы на это смотрите?
Марио Тайссен: Вы знаете, дальше пункта, в котором говорилось об обмене пилотами, я не читал. Если предложение пройдет, то команды будут искать самых дешевых гонщиков, рассчитывая дорогих получить бесплатно.

Вопрос: А предложение ограничить число моторов?
Марио Тайссен: Воплотить правило один мотор - один уик-энд в следующем сезоне у нас уже не получится. Нужно менять концепцию мотора, менять его архитектуру, а это может быть сделано лишь к 2004 году. При постоянном регламенте мы бы начали работу над мотором для следующего сезона в январе или феврале, сейчас мы вынуждены начать раньше, вы сами понимаете, что успеть к сезону 2003 года просто невозможно.Дэвид Ричардс: Вы знаете, предложения были столь разнообразны, что мы потратили полдня на их изучение. Думаю, нужно начинать с самых верхов, все отлично понимают, в ФИА и Берни Экклстоун, что нельзя сидеть сложа руки, надо что-то делать, но делать осторожно. У этого спорта успешное прошлое и серьезные традиции, здесь недопустимы неожиданные радикальные перемены, нужно обязательно думать о последствиях и не забывать о болельщиках. Пожалуй, это приоритетное направление, об этом нужно думать прежде всего. А что касается сокращения стоимости, то это очень хитрый вопрос. Уменьшив бюджет в одной области мы потратим эти деньги в другой, я уверен, в BMW и Williams посчитали, сколько стоит победа в чемпионате, такая, какой добилась "Феррари". С деньгами нужно быть осторожнее, иначе мы просто будем перекладывать их из одного кармана в другой. Отмар Сзафнауэр: С точки зрения "Хонды" некоторые предложенные меры несправедливы по отношению к ведущим командам, это совсем не то, что нужно "Формуле-1". Было бы очень неприятно наказывать тех, кто имеет технологическое преимущество. А по поводу сокращения затрат я согласен с Дэвидом, вопрос очень непростой. Бюджет будет перетекать из одного места в другое, если вам не позволяют работать над чем-то одним, вы сосредоточитесь на другом. Нужно внимательно все изучить, прежде чем принимать решение.Ове Андерсон: Я думаю, уже все сказано. Я согласен с Дэвидом по поводу сокращения затрат, очень трудно быстро принимать радикальные меры. Очень легко, улучшая зрелищность чемпионата, его уничтожить. И вообще - мы категорически против, чтобы штрафовали тех, кто делает хорошую работу. "Формула-1" - вершина автоспорта, здесь нужно доказывать техническое преимущество, а не осуждать его.Хирохиде Намашима: Я думаю точно так же. Штраф за преимущество - плохая идея. Я думаю никто не против уравнять бюджет, в этом направлении и нужно двигаться.

Вопрос: Что вы думаете о разработке индивидуальной резины для команд? Это будет стоить вам денег?
Хирохиде Намашима: Если все заплатят приличную сумму "Бриджстоун", мы будем не против (смех). Вопрос достаточно серьезный, могу сказать, что мы довольны существующим положением дел.

Вопрос: Что требуется от резины на этой трассе? Из чего вы исходили при ее подготовке?
Хирохиде Намашима: В Сузуке довольно сложная трасса. Первый сектор, до эски, не слишком нагружает резину в поворотах, но это очень быстрый отрезок и износ резины - весьма важный фактор. Другие сектора требуют хорошего ускорения и эффективного торможения, надеюсь наша резина окажется достаточно эффективной на этой трассе.

Вопрос: Когда именно вы ее сделали?
Хирохиде Намашима: В пятницу. Мы подготовили пять составов для Сузуки и в пятницу они были проверены на тестах. После этого мы выбрали две спецификации, которые будут предложены командам по ходу уик-энда. Резина приехала в Сузуку в среду утром. Наверное это единственный автодром, который мы можем назвать домашним (смех).

Вопрос: Ове, вчера Мика Сало сказал, что второй сезон для "Тойоты" будет самым трудным. Вы согласны с этим?
Ове Андерссон: Я не знаю, у нас еще нет опыта второго сезона, но в этом году мы многое поняли. Поняли, что такое давление по ходу сезона, ожидание того, что мы прибавим, так что, думаю следующий сезон будет легче этого. 

Вопрос: Вы наверняка обсуждали технические проблемы в начале недели...
Ове Андерссон: Все, как всегда. Мы устраиваем подобные обсуждения каждую неделю, через интернет или видеоконференцию. Никаких специфичных проблем не обсуждалось, главный вопрос, в каком направлении двигаться в следующем году, уже решен.

Вопрос: Отмар, вы можете рассказать нам о квалификационном моторе, который вы привезли в Сузуку?
Отмар Сзафнауэр: Мы привезли два мотора. В воскресенье будем использовать тот, что провел квалификацию в Индианаполисе, мы смогли улучшить его надежность и впервые будем использовать этот мотор в гонке. А завтра, на квалификацию, поставим новый мотор, который можно считать следующим шагом по сравнению с тем, что дебютировал в "Гран-при США". 

Вопрос: В следующем сезоне вы будете поставлять моторы только одной команде, "БАР", в том есть свои преимущества?
Отмар Сзафнауэр: С одной командой работать гораздо легче, мы будем помогать "БАР" и в разработке шасси. В этом сезоне мы в равной степени поддерживали обе команды, поставляя четыре одинаковых мотора, но на некоторых этапах, где появлялись новинки, каждая команда имела лишь два новых мотора на уик-энд. Работать только с одной командой, с "БАР", будет намного легче.

Вопрос: Дэвид, ваши парни сегодня отлично поработали с машиной Жака...
Дэвид Ричардс: Да, они восстановили ее довольно быстро, хотя это было не очень просто. Все был готово за 15 минут до конца второй сессии. Парни действительно здорово поработали.

Вопрос: Разговоры о том, будет ли Жак выступать за вашу команду в следующем году, не утихают. Как обстоят дела?
Дэвид Ричардс: С моей точки зрения все давно ясно. Жак будет выступать в нашей команде в следующем году. У него контракт. Жак посетил гонку серии CART в Майами и убедился в том, что его прежние коллеги по прежнему руководствуются слухами.

Вопрос: Сегодня мы прочли в газетах, что Вернер Лауренс оставил команду. Насколько велика эта потеря?
Марио Тайссен: Потеря ключевой фигуры всегда влияет на команду, Вернер был частью нашего успеха, многое зависело от него и его работы. С дугой стороны он все сделал так, чтобы нам не пришлось звать специалиста со стороны. Хайнц Пашен, занимавшийся разработкой моторов, будет выполнять его работу, а его место займут те, кто уже работает в команде. Так что больших перемен не будет.

Вопрос: Он отлично поработал на вас, вы не волнуетесь, что он может поработать на кого-либо еще?
Марио Тайссен: Всегда есть определенное волнение, когда незаменимый работник оставляет команду.

Вопрос: правда ли, что он будет работать на Mercedes?
Марио Тайссен: Я не могу это подтвердить.

Вопрос: Господин Андерссон, пока вы назвали имя второго пилота. Можно ли с уверенностью говорить о том, что это будет бразилец?
Ове Андерссон: Сейчас я не могу это комментировать.

Вопрос: Вы руководствуетесь технической стороной дела или маркетинговыми соображениями?
Ове Андерссон: С технической стороны мы уже сделали свой выбор, можно рассмотреть и другие приоритеты. 

Вопрос: Дэвид, вы сказали, что Жак остается в команде. Поступали ли предложения от команд чемпионата CART по поводу подписания контракта на следующий сезон?
Дэвид Ричардс: Да, конечно. Несколько месяцев назад нам поступили предложения и сейчас это стало достоянием общественности. Жака звали в Players, нам нужно было подыскать ему замену, но Оливье звали в "Тойоту" и мы не смогли это сделать. Я не думаю, что Жак интересовался этими предложениями, он гонщик "Формулы-1", он предан "Формуле-1" и я очень доволен тем, что он остается в команде.

Вопрос: Отмар, есть ли шанс объединить в будущем программу разработки моторов для "Формулы-1" и Инди?
Отмар Сзафнауэр: Не в ближайшем будущем. Мы сосредоточим все свои усилия на работе в "Формуле-1", это сильно отличается от интересов Honda R&D в CART или IRL. Никаких пересечений в ближайшем будущем не намечается.

Вопрос: Кто будет выбирать второго пилота, японская или европейская сторона?
Ове Андерссон: Кто платит, тот и заказывает музыку, так будет всегда, хотя мы всесторонне изучаем проблему, прежде чем принять решение. Дайте нам побольше времени, сейчас я не могу рассказать вам больше.

Вопрос: Почему вы не можете просто подтвердить Кристиано да Матта?
Ове Андерссон: Я не могу подтвердить то, что не было подписано.

Вопрос: Господин Андерссон, что было хорошо, а что плохо для "Тойоты" в этом году?
Ове Андерссон: Вы сами должны это решить, мы лишь хотели продемонстрировать серьезность своих планов. Мы смогли пройти квалификацию к каждой гонке и, в качестве бонуса, заработали несколько очков. Все прошло лучше, чем я рассчитывал.

Читайте ещё