Гран-при Австралии 2002 : Четверг

Пресс-конференция

Дэвид Култхард ("Макларен"), Михаэль Шумахер ("Феррари"),
Хуан-Пабло Монтойа ("Вильямс"), Ове Андерссон ("Тойота"),
Дэвид Ричардс ("БАР")

Перевод: А.Ларинин (f1-racing.ru)

Вопрос: Дэвид, добро пожаловать, мы очень рады снова видеть вас. Как вам новая работа, насколько вы загружены? 
Дэвид Ричардс: Настолько, насколько это необходимо. На данный момент я очень загружен, провожу очень много времени на трассе, основательно вовлечен во все гоночные дела, хотя это и не мой стиль ведения дел. Предпочитаю нанимать таких людей, кто способен делать дело. 

Вопрос: Много изменений успели внести? 
Дэвид Ричардс: Нет, я уже говорил, что в течение первых 90 дней или около того я буду вникать в происходящее, а потом уже смогу менять что-либо. К Имоле, я думаю, мы созовем пресс-конференцию, на которой объявим о необходимых переменах и о том, что планируем делать дальше. 

Вопрос: У вас есть определенный план, стратегия? 
Дэвид Ричардс: Ну а как вы думаете? 

Вопрос: Меня интересует, какой промежуток времени она охватывает. Я уверен, что стратегия у вас есть. 
Дэвид Ричардс: Да. 

Вопрос: Что Жак Вильнев? Все интересуются, как вы с ним ладите? 
Дэвид Ричардс: Невозможно узнать человека за несколько недель совместной работы, но у нас нет никаких проблем в этом отношении. Он профессионал, у него есть своя работа, которую он должен выполнять, у меня своя, и у нас одна цель. 

Вопрос: Вы собираетесь присутствовать на каждой гонке? Сможете? 
Дэвид Ричардс: Наверняка да, не вижу никаких препятствий. 

Вопрос: Когда планируете отдохнуть? В 2003? 
Дэвид Ричардс: У меня впереди очень напряженный год, но мне это интересно. 

Вопрос: Ове, как дела у "Тойоты"?
  Ове Андерссон: Спасибо. Мы сейчас испытываем некоторое беспокойство. Это наша первая гонка, и хочется увидеть, на каком месте мы окажемся в субботу. 

Вопрос: Немножко нервничаете? 
Ове Андерссон: Я бы сказал, да. Пока испытываем легкий стресс. 

Вопрос: В какой-то момент вы чувствовали себя немного не своим в атмосфере Формулы 1. Сейчас стало полегче? 
Ове Андерссон: Думаю, нас принимают как своих. Ничего не могу к этому добавить; все, с кем мы встречались, были рады нас поприветствовать. 

Вопрос: Сейчас лучше, чем раньше? 
Ове Андерссон: Намного лучше, потому что мы, в конце концов, прибыли в Мельбурн, это было главное, что нас волновало. Теперь мы члены семьи, и чувствуем себя просто прекрасно. 

Вопрос: Вы довольны тем, как все удалось собрать воедино, результатами последних тестов? 
Ове Андерссон: Ну, я полагаю, мы всегда чувствуем, на мой взгляд, все знают, что еще есть много вещей, которые нужно сделать, и это понимаешь, когда находишься в процессе работы, во время тестов. Мы должны стартовать и, по-моему, наше первое настоящее испытание состоится в эти выходные, и уже тогда мы поймем, что делать дальше. 

Вопрос: Вы всегда говорили, что главная цель для команды - квалифицироваться. Ничего не изменилось, или вам уже хочется большего?
 Ове Андерссон: Я думаю, что это первая цель, потому что если мы не квалифицируемся, мы не сможем участвовать в гонке. Первые несколько этапов будут для нас, безусловно, набором опыта. В этом году команда должна вырасти, новички есть новички, и мы должны сначала научиться ходить, прежде чем сможем бежать. 

Вопрос: Хуан-Пабло, год назад ты был здесь новичком. Как ты ощущаешь себя теперь, когда вернулся в Австралию? 
Хуан-Пабло Монтойа: Возвращаться приятно, я куда более спокойно к этому отношусь. Я лучше понимаю машину, знаю команду, и вообще все стало лучше. 

Вопрос: Команда провела массу тестов за последние два месяца, может быть, больше, чем кто-либо  Тебе нравится то, как идут дела? 
Хуан-Пабло Монтойа: Думаю, все идет очень хорошо. Всегда хочется большего, но с той техникой, которая у нас есть, на мой взгляд, мы сделали все, что могли. Мы знаем, что машина немного более надежна, чем прошлогодняя, и это, по-моему, очень важный момент. Мы не можем сейчас сказать, где мы по сравнению с соперниками, да и никто не может этого знать до субботней квалификации. 

Вопрос: Ты чувствуешь уверенность во всем - ведь все же были какие-то проблемы, не так ли? 
Хуан-Пабло Монтойа: У всех бывают проблемы, но что касается меня, то да, я вполне уверен в машине; она - это шаг вперед прошлого года. Вопрос только в том, как сильно прогрессировали другие. 

Вопрос: Значит, теперь ты с нетерпением ждешь гонки? 
Хуан-Пабло Монтойа: У нас есть все, что нужно, и мы уже ничего не можем изменить. Если мы сделали достаточно, хорошо. Если нет, что ж, нам в любом случае предстоит еще работа. 

Вопрос: Михаэль, ты начинаешь этот сезон на прошлогодней машине. Какова, по-твоему, программа Ferrari на ближайшие три гонки? Будешь выступать на новой машине или на старой? 
Михаэль Шумахер: Честно говоря, это зависит от того, какой объем работы мы сумеем проделать до гонки в Малайзии. У нас есть в запасе неделя для испытаний, и мы намерены использовать ее по максимуму, а дальше все будет зависеть от того, чего мы сумеем достичь. 

Вопрос: С чем все-таки связан отказ от новой машины?
 Михаэль Шумахер: В основном, с нехваткой времени. Мы не получили достаточно информации, мы не проехали на ней достаточного расстояния из-за того, что мешала плохая погода, кое-каких механических проблем, которые мешали нам продолжать испытания. Мы так ни разу и не проверили все по полной программе, поэтому мы должны были принять решение, на чем мы должны сосредоточиться в первую очередь. Это решение было принято задолго до окончания тестов, и мы сосредоточили все наши усилия на прошлогодней машине. 

Вопрос: Ты расстроен тем, что не сможешь использовать новую машину?
 Михаэль Шумахер: В какой-то степени, да. Я имею в виду, что, с одной стороны, не чувствуешь себя счастливым, но что с этим поделать? Так получилось, и до некоторой степени такая ситуация была спровоцирована, поскольку мы знали, что у нас есть резервное решение проблемы, так что мы очень сильно торопились, что должно рано или поздно принести нам какие-то плоды. Пока этого не случилось. Насколько мы от этого пострадаем - вопрос, на который пока никто не знает ответа. 

Вопрос: Велика ли разница между двумя машинами?
 Михаэль Шумахер: О, да! Я бы сказал, они очень разные. 

Вопрос: Видимо, в ощущениях? 
Михаэль Шумахер: Не могу сказать, если честно. Когда я первый раз опробовал машину, на ней много чего не было поставлено. Мы ни разу не провели сравнительных испытаний новой и старую машин. На Сузуке, или где там должна была появиться новая машина, мы никогда раньше так не делали. 

Вопрос: У вас практически эксклюзивное соглашение с Bridgestone. Ну, не то, чтобы совсем эксклюзивное… Но насколько это отразится на вас, как на их главной команде? У вас есть свои люди на разных производствах, как думаете, внесет ли это какую-то разницу? 
Михаэль Шумахер: И да, и нет. Любое решение содержит и плюсы и минусы. Раньше две топ-команды ездили на резине одного и того же производителя, а теперь, наверное, есть только одна команда, что значит, все силы компании, может быть, будут сконцентрированы на ней одной. Но потом происходит что-то, что меняет картину, я уже говорил об этом. Правда, у нас есть Sauber, который тоже показывает прекрасные результаты, так и мы найдем выход из сложившейся ситуации. В общем, время покажет. 

Вопрос: Такой же вопрос к тебе, Дэвид, взгляд с другой стороны. Не кажется ли тебе, что возможно нечто вроде войны с Williams, связанной с выбором типа резины? 
Дэвид Култхард: Я не думаю, что можно говорить о войне. Michelin привозила шины для доводки на тестах, и если есть покрышки, которые явно быстрее других, тогда вы точно поставите их на обе машины. Может быть, и будут какие-то различия во взглядах на типы резины, и в таком случае Michelin придется выбирать, у кого, по их мнению, больше шансов на победу. 

Вопрос: Твои впечатления от зимних тестов? 
Дэвид Култхард: Ну, прежде всего, я доволен тем, что в декабре тестов не было. Это здорово, и поэтому я был полон энергии во время январских и февральских тестов. Мы сумели проехать на новой машине больше кругов, чем когда-либо. Возможно, это произошло потому, что мы начали тесты немного раньше, чем в прошлые годы, но мы определенно проехали такие расстояния, каких никогда не покрывали с тех самых пор, как я пришел в McLaren. Если сделать вывод из полученной статистики, у нас есть очень хороший шанс довести здесь обе машины до финиша. Новая машина - это шаг вперед, по сравнению с предыдущей, но никто не знает, как мы выступим до тех пор. пока мы не пройдем квалификацию и проедем гонку. 

Вопрос: Какие у тебя отношения с твоим новым партнером по команде, Кими Райкконеном? 
Дэвид Култхард: Спасибо, нормальные. 

Вопрос: Скучаешь по Мике?
 Дэвид Култхард: Сказать "нет" было бы нечестно, а сказать "да" - тоже некорректно. Моя цель здесь не состоит в том, чтобы рядом был хороший напарник; моя цель - победа, так что Мика - отличный парень, и мне нравилось сражаться с ним на трассе и просто проводить время вместе, и может быть, в будущем мы сможем вновь это проделывать. Если не выйдет, что ж, может, выпьем вместе по кружке пива где-нибудь в "Раскасс". 

Вопрос: Может ли Кими уже быть полезен команде, учитывая, что у него не такой большой опыт? 
Дэвид Култхард: Я считаю, что опыт не приходит только с количеством Гран При, в которых принимаешь участие. Опыт - это то, как вы постигаете какие-то вещи, ваш собственный взгляд, ваше мнение, которое вы выражаете. От этого можно отталкиваться, вне зависимости от того, сколько лет вы уже участвуете в гонках. Я думаю, он может дать что-то в команде - уже дает - свою молодость, которая заставляет вас задумываться о вещах, о которых никогда не думал. Он учится, и я учусь, и я не верю, что кто-то в "Формуле-1" этого не делает.

Перевод: А.Ларинин (f1-racing.ru)

Вопрос: Хотел бы спросить представителей команд, что они думают о предполагаемых изменениях в правилах в следующем году, сокращении числа используемых двигателей, отмены пятничных тренировок, чтобы было время поработать на спонсоров? 
Ове Андерссон: Ну, я считаю, что это, возможно, неплохая идея сократить количество двигателей. Хотя, на мой взгляд, один двигатель на весь уик-энд - это уже слишком. Дэвид Ричардс: Это существенный шаг вперед. Всем понятно, что есть команды, которые отстают от лидеров из-за недостатка финансирования. Мы должны сократить некоторые расходы, и это немного изменит гонки. Это как увеличить гоночную дистанцию вдвое или что-то в этом роде, но это уже другая гонка. Не знаю никаких причин, по которым командам могла бы это не понравиться. 

Вопрос: Дэвид, есть ли у тебя ощущение, что это теперь твоя команда? Раньше все-таки на главных ролях был Мика, а теперь - ты. Это так? 
Дэвид Култхард: В первый момент я, было, подумал, что вы с Дэвидом Ричардсом говорите... По-моему, так должно быть. Если команда хочет узнать что-то о прошлом, они должны прийти и спросить об этом меня, и мне это нравится. Я реально оцениваю ситуацию, Кими - очень быстрый гонщик, и он будет сражаться изо всех сил. Я тоже достаточно быстр, и я тоже собираюсь сражаться, так что правду вы в конце концов узнаете. 

Вопрос: Чувствуешь ли ты разницу, ощущаешь ли, что за тобой стоит вся команда, чего до сих пор не было? 
Дэвид Култхард: После зимних тестов вы должны были понять, что все не совсем так, и я смогу вам ответить на этот вопрос только, когда сражение станет "жарким". Так будет в этот уик-энд и на последующих Гран При. Самая большая перемена в моей жизни на данный момент это… вот эти новые штаны с вшитыми трусами. Любопытные они дают ощущения во время ходьбы. 

Вопрос: Михаэль, если сравнить настоящее время с твоими первыми годами в Ferrari, как гонщику, тебе стало труднее, поскольку команда выступает на высоком уровне? 
Михаэль Шумахер: Нет. Вы только представьте, как нам было тяжело, когда мы каждый год обещали тифози завоевать титул, и у нас ничего не получалось! Сейчас все гораздо спокойнее. 

Вопрос: Михаэль, в целом, чего ты ждешь от старой машины в этот уик-энд?
 Михаэль Шумахер: Вот это мне как раз и интересно выяснить. Понятия не имею; вроде бы мы должны быть где-то впереди, но кто из представителей команд, которые здесь сидят, на какой позиции окажется - это я выясню потом. 

Вопрос: Ты сказал "три команды", ты так себе представляешь гонку? Действительно будет три соперничающих команды? 
Михаэль Шумахер: Я имею в виду то, что в спорте никогда нельзя стопроцентно предсказать события, но исходя из результатов зимних тестов, можно составить некое предположение. Вот, например, Sauber очень прилично выглядит. Renault в Барселоне тоже иногда показывала интересные результаты. Поэтому так захватывающе приезжать сюда на первую гонку и видеть, какова на самом деле реальность, потому что никогда не знаешь, что может произойти - погодные условия, пит-стопы и еще много разных факторов могут повлиять на результат, так что нельзя дать сейчас уверенный ответ. 

Вопрос: Дэвид Ричардс весьма оптимистично отнесся к идее использования только одного двигателя за гоночный уик-энд в будущем году. Хотел бы спросить у трех гонщиков, как они относятся к идее, что поломка двигателя на первом же Гран При может отбросить их на 12 мест назад на стартовой решетке?
 Дэвид Култхард:  Если вы предлагаете мне это испытать, мне это не нравится. А можно мне достанется самый надежный из двигателей? 

Вопрос: И все же, что вы думаете о введении этого правила?
 Дэвид Култхард:  На прошлой неделе это предложение обсуждали, но меня не беспокоит то, что предлагается, так что у меня пока слишком мало информации, чтобы сказать что-то определенное. Михаэль Шумахер: Я не на 100 процентов в курсе этого вопроса, но, насколько я понимаю, речь идет об уменьшении расходов. Думаю, что введение правила, при котором, если у вас возникают проблемы, не будет выходом из ситуации, потому что тогда вообще исчезнет смысл того, что мы делаем. Может, у всех взорвутся моторы в субботу, тогда в воскресенье ни одна машина не выедет на трассу? Я не думаю, что возникнет такое правило, да это и не планируется. Это будет еще один пункт правил, вполне разумный. 

Вопрос: Идея состоит в том, что если ваш двигатель ломается в субботу, можно использовать еще один, но при этом потеряешь 10 или 12 мест на старте. 
Михаэль Шумахер: Ну, вот видите, вот этих деталей мы не знали. И все равно я не верю, что это уже точно будет именно так. Сейчас это правило - предмет обсуждения, так что нет смысла пока в это вникать до тех пор, пока владельцы команд, в конце концов, не примут решение. Тогда и посмотрим, что будет, и вникнем во все детали. 

Вопрос: А что ты думаешь, Хуан-Пабло?
 Хуан-Пабло Монтойа: Думаю, будет плохо, если ты занял место впереди, и вдруг у тебя возникают проблемы с двигателем, и тебе придется стартовать с конца поля. Но все будут в одинаковом положении. Я не знаю. Давайте подождем и посмотрим, что будет. 

Вопрос к Дэвиду Култарду. Будет ли для тебя личной катастрофой, если окажется, что Кими быстрее? 
Дэвид Култхард:  Ну, не нужно заниматься хирургией мозга, чтобы понять, что это будет не слишком хорошо, правда? Факт в том, что Кими быстр, и учитывая это, странно думать, что я все время буду его опережать. У него одинаковые шансы быть быстрым в начале сезона и в конце. не нужно думать, что он похож на ребенка, который учится ходить, он участвует в гонках уже много лет. И как я уже говорил, опыт - это умение получать от команды информацию о том, что происходило в прошлом и какие ситуации были на прошлых Гран При. Он уже провел полноценный год в Ф1, и он знает, как ездить быстро. Я вспоминаю, как я начинал свою карьеру в Формуле 1, в Williams. Я начинал гоняться в топ-команде, и я не помню никакого особого давления, с этим связанного, потому что ты сконцентрирован на том, что происходит сегодня. Когда набираешься опыта, начинаешь видеть всю картину полностью, привыкаешь к команде по мере прохождения сезона. И, в то же время, это может тебя слегка напрячь, потому что приходится участвовать в принятии некоторых решений. Я пытаюсь найти баланс между этими вещами, не слишком много задумываться и использовать свой опыт. 

Вопрос: Михаэль, гипотетически, если бы ты делал ставки, на чье имя ты положил бы 50 долларов в этот уик-энд?
Михаэль Шумахер: Я бы их положил себе в карман. 

Вопрос: Дэвид?
Дэвид Култхард:  Я бы поставил на себя. 

Вопрос: Хуан-Пабло? 
Хуан-Пабло Монтойа: Наверное, на себя, но я не уверен. 

Вопрос: Вы не перечитывали свои контракты, после того как Йос Ферстаппен был уволен? Может, прокомментируете? 
Дэвид Култхард:  Мне очень жаль Йоса. Такая ситуация не может быть приятной, думать, что у тебя есть контракт, и впереди тебя ждет работа, и вдруг все меняется. Должны быть какие-то причины, объясняющие такие вещи, и только люди, которые вовлечены в эту историю, знают все факты. Лучше промолчать, чем высказывать собственное мнение, не имея всей информации. Михаэль Шумахер: А у меня нет контракта с Томом. Дэвид Култхард:  Ты в этом уверен? Михаэль Шумахер: Я и свой-то контракт не перечитывал, и вполне доволен тем, что у меня сейчас есть. 

Вопрос: Дэвид, когда вы ушли из Benetton четыре года назад, вы сказали, что вернетесь в "Формулу-1", если только будете финансово заинтересованы в команде. Насколько я понимаю, сейчас у вас не та ситуация, но вы все же пошли против собственных принципов. Могу я спросить: может быть все-таки в вашем контракте есть пункт, который подразумевает разделение доходов в BAR между вами и кем-то еще?
  Дэвид Ричардс:Такие вещи обычно остаются в тени и не обсуждаются на людях, но могу сказать, что своим принципам я не изменял. 

Вопрос:  Могу я спросить все трех гонщиков, кто из вас лучший в "Формуле-1"?
  Михаэль Шумахер:  А кто тут лучший журналист? 

Вопрос: Самый богатый. Я думал, что каждый гонщик считает себя лучшим
...Дэвид Култхард:  Это же не боксерский матч или что-то в этом роде, это не реслинг, мы не занимаемся PR в стиле: "Я тебя побью!". Каждый верит в свои способности, и каждый сейчас находится здесь для того, чтобы выиграть Гран При. Да, Михаэль выиграл их больше, чем Хуан или я, и участие в гонках одновременно с парнем, который побеждал в большем количестве Гран При, чем кто-либо еще за всю историю гонок, немного смущает. Но мы все равно в них участвуем, это соревнования, это то, чем я наслаждаюсь, то, что люблю, и я с нетерпением жду момента, когда смогу прибавить к своему списку побед еще одну. Хуан-Пабло Монтойа: Ну, я не знаю. Я еще с детства являюсь большим поклонником Сенны. Я бы сказал, что лучший - он. 

Вопрос: Я имел в виду, кто лучший из вас троих? 
Дэвид Култхард:  Вот настолько серьезно он относится к вашим вопросам. Он их не слушает. Хуан-Пабло Монтойа: Я никогда не считал себя лучшим гонщиком, но никогда не думал, что кому-то уступаю. Если вы способны сделать это, вы сделаете. Вот так. 

Вопрос: Хуан-Пабло, ощущаешь ли ты психологическое давление из-за того, что вернулся в Мельбурн? В прошлом году ты был новичком, а в этом году выступаешь в роли фаворита.
 Хуан-Пабло Монтойа: В прошлом году было тяжелее, потому что все ждали, что я провалюсь. У Занарди ничего не вышло в его дебюте в Ф1, так что все думали, что и со мной будет то же самое. Всегда ощущаешь давление, поскольку стремишься к совершенству, но по мере того, как ты выполняешь свою работу, ездишь со стопроцентной выкладкой, видишь, насколько тебе это удается. 

Вопрос: Думаю, мой вопрос ко всем троим. Кто-нибудь уже был на трассе? 
Хуан-Пабло Монтойа: Я был. 

Вопрос: Вас не волнуют проблемы безопасности или еще что-нибудь?
  Михаэль Шумахер:  Мы все знаем - и это относится к любой трассе - есть еще что улучшить. Мы уже видел, что было сделано, чтобы избежать прошлогодней трагедии, для безопасности маршалов и зрителей. Я видел, что около боксов и на прямой старт-финиш удвоены ограждения, так что было сделано довольно много для обеспечения безопасности. Мы живем в мире, где не существует полной безопасности, в спорте ли, или еще где-то. Куда бы ты ни пошел, ты не можешь чувствовать себя в полной безопасности, но мы знаем, что мы можем хотя бы немного изменить ситуацию, и я уверен, что после окончания этой гонки у нас возникнут еще какие-нибудь предложения к организаторам. 

Вопрос: Вопрос к представителям команд. Возвращаясь к двухдневному уик-энду, не правда ли, что дешевле проводить по пятницам тесты?
 Дейв Ричардс:  Вообще-то, у нас здесь есть все необходимое оборудование, все нужные люди находятся здесь в пятницу перед гонкой, но все же я думаю, что нельзя рассматривать этот вопрос, как вопрос о тестах в целом. Нам нужно еще обсудить вопрос о тестах вообще и о круглогодичных тестах в частности. Нельзя думать о возможности проведения по пятницам перед гонкой, не принимая одновременно во внимание тесты между гонками и зимние тесты. Полный запрет на тесты повлияет на всех и вызовет драматические последствия. Ове Андерссон: Я согласен с Дэвидом. 

Вопрос: Вы сказали о драматических последствиях, как это скажется на финансовом вопросе? Если введут правило, ограничивающее использование двигателей, насколько уменьшатся Ваши расходы? 
Дейв Ричардс:  Вопрос не в том, сколько денег сохранят команды. Подумайте о производителях двигателей. Это же не просто один двигатель, это двигатель для классификации, который, возможно, просто выбросят после ее проведения. И есть еще двигатель для гонки, есть много двигателей. Ове может ответить на этот вопрос лучше меня, потому что он это уже проделывал и более знаком с вопросом. Нужно еще учитывать то, насколько выиграют от введения этого правила зрители. Спорт, в котором двигатели выбрасывают после 50 км, и в котором есть специальная статья расходов для этого - это ли правильный имидж для нас? Нужно думать о будущем. Ове Андерссон: Вы получили ответ на вопрос. 

Вопрос к гонщикам. Вам говорили о том, что ночью на трассе был стрельба, о том, что проводится расследование, что в охранника стрелял человек в маске, тайно проникший на территорию? И увеличилась ли охрана вокруг вас? Дэвид, ты заметил что-нибудь? 
Дэвид Култхард:  Нет, ничего нового я не заметил. И мне ничего не рассказывали.

Читайте ещё