Гран При Японии: Пресс-конференция в воскресенье

1. Михаэль Шумахер ("Феррари") 1.29.53
2. Мика Хаккинен ("Макларен") -1.837
3. Дэвид Култхард ("Макларен") - 69.914.

Вопрос (к Шумахеру): Вы завоевали третий чемпионский титул, на этот раз с "Феррари". Какие чувства вы испытываете?
Михаэль Шумахер: Примерно те же, что и в Монце, но не думайте, что я вновь буду плакать. Трудно подобрать слова, которые могут выразить эти чувства, но эмоции захлестнули меня, когда я пересек линию финиша. Погода сегодня не слишком радовала, дождь то начинался, то прекращался. Точно также на протяжении всего сезона мы испытывали подъемы и спады и в конце концов смогли победить. Борьба шла до последнего поворота и я хочу сказать спасибо Мике, он сделал все, чтобы победа не досталась мне без борьбы. Больше никаких слов у меня пока нет.

Вопрос: В последний раз вы стали чемпионом пять лет назад, выступая за "Бенеттон" в 1995 году. Не было моментов, когда вам казалось, что чемпионский титул больше больше не получить?
Михаэль Шумахер:Никогда так не думал, но каждый год, когда титул доставался соперникам оттягивал этот момент все дальше и дальше. Конечно это очень огорчало, потому что мы чувствовали, что есть возможность победить. Наконец это произошло и я не могу себе представить, что сейчас творится в Италии. Это должно быть удивительно.

Вопрос: Мы слышали фрагмент ваших переговоров по радио с Россом Брауном. Как вы приняли решение о выборе момента для второй остановки в боксах?
Михаэль Шумахер:Когда Мика поехал в боксы мы знали, что я смогу проехать еще несколько кругов и эти круги будут играть очень важную роль в гонке. Проблема была в трафике, я не сказал бы, что обгонять круговых было слишком легко, перед заездом в боксы прямо передо мной развернуло "Бенеттон", шел дождь и я не смог ехать так быстро, как планировал. В боксах Росс сообщил мне по радио, что все выглядит весьма неплохо, напомнил об ограничении скорости на пит-лейн. Я ждал, что он скажет "теперь все выглядит плохо", потому что сам не видел соперника, но он сказал "все выглядит чертовски хорошо" и это был удивительный момент. Теперь оставалось надеяться, что в машине ничего не сломается. Дождь продолжался и это было очень некстати, потому что тот, кто едет впереди боится совершить ошибку, а тому, кто позади - нечего терять, он просто атаковал круг за кругом. В конце гонки это не имело значения - преимущество было достаточным.

Вопрос (к Хаккинену): Мика, вы два года достойно носили титул чемпиона мира и сегодня уступили его. Что вы чувствуете?
Мика Хаккинен:Немного грустно, конечно. Тем не менее хочу поздравить Майкла. Позади большой и очень сложный сезон. Борьба была очень интересной, у нас тоже чередовались падения и взлеты, но я понимаю, что просто наступила очередь другого пилота, ведь для того, чтобы быть хорошим победителем нужно иногда уметь проигрывать. Это не значит, что нужно радоваться проигрышу, просто нужно дать и другим возможность радоваться победе. Сегодня победил Майкл, он провел отличный сезон, а мы этого сделать не смогли. Конечно я разочарован, но в то же время я помню, что мы выигрывали два года подряд, в 1998-м и 1999-м. Жизнь продолжается и гонки продолжаются, мы будем бороться и получать от этого удовольствие.

Вопрос: Все решилось во время второй остановки в боксах, когда вы потеряли набранное преимущество. Как это выглядело с точки зрения "Макларен"?
Мика Хаккинен:Механики и команда очень быстро провели пит-стоп, но вернувшись на трассу я понял, что Майкл еще в боксах не был и скорее всего получит преимущество, между нами и так было меньше секунды до остановки. Выехав на трассу я попал в трафик, почти сразу пошел дождь и машина стала скользить по трассе, свежая резина почти не обеспечивала сцепления. Это дало Майклу возможность обойти меня на втором пит-стопе. После этого ему оставалось просто поддерживать высокий темп. На последних кругах он поехал медленнее, а я старался выжать максимум, пытаясь догнать. Немного удалось, но этого было недостаточно.

Вопрос (к Култхарду): Дэвид, вы понимаете, что мы основное внимание уделяли сражению за титул. Какова была ваша гонка?
Дэвид Култхард:Я провел очень спокойную гонку, со старта до финиша, никакой борьбы вокруг меня не было и главной задачей было удержать машину на трассе в тяжелых условиях гонки.

Вопрос (к Шумахеру): Вся Италия празднует первый чемпионский титул "Феррари" с 1979 года. А как вы будете отмечать это событие?
Михаэль Шумахер:Мы ничего не планировали, фактически я попросил, чтобы ничего не планировали, так что будет импровизация. Думаю что-нибудь придумаем.

Вопрос: Расскажите о старте гонки...
Михаэль Шумахер:В Сузуке часто возникают проблемы на старте, я пробовал удержать Мику, но он был настолько быстр, что не было никакой возможности это сделать.

Вопрос: После продолжительной борьбы вы выиграли третий чемпионский титул, теперь есть шанс расслабиться. Вы чувствуете, что большой груз упал с ваших плеч?
Михаэль Шумахер:Я продолжаю борьбу, но на этот раз с самим собой, чтобы заставить себя поверить в победу, и пока не думал о будущем. Надо просто успокоится и спокойно оценить свои чувства.

Вопрос (к Хаккинену): Мика, как вы думаете, сколько времени было потеряно из-за разворота Александра Вурца в шикане?
Мика Хаккинен:Не думаю, что много и вряд ли время, которое я потерял там стоили мне победы в сегодняшней гонке.

Вопрос: Исход гонки решила стратегия "Феррари", они держали Михаэля на трассе до последнего...
Мика Хаккинен:Конечно это повлияло на ситуацию, Михаэль смог проехать пару быстрых кругов, но дело не только в этом. Дождь усилился, когда я выезжал из боксов и показать хорошее время на новой резине было невозможно, никакого сцепления с трассой. Почти сразу я наткнулся на круговых... Сегодня удача была не на моей стороне.

Вопрос (к Култхарду): Половина сегодняшней гонки прошла под дождем. Вы можете рассказать нам о состоянии трассы?
Дэвид Култхард:Я могу только представить себе, что чувствовали лидеры, сражаясь за чемпионат, потому что ехал в полном одиночестве. Самое сложное - невозможность оценки состояния трассы из-за постоянно меняющихся условия. Гонка была трудной.

Вопрос (к Шумахеру): Машина Зонты коснулась вашей при обгоне на круг, вы сердитесь на него?
Михаэль Шумахер:Нет, почему? Возможно мы ехали очень близко, но я ожидал, что он спокойно пропустит меня. Может быть я задел его, возвращаясь на траекторию.

Вопрос: В начале гонки вы ехали медленнее, чем после остановки. Это произошло потому, что перед стартом залили много топлива?
Михаэль Шумахер:Мы немного изменили настройки во время первого пит-стопа и это принесло результат. Но и перед этим я отставал не слишком сильно.

Вопрос: Вы можете сравнить этот титул с двумя первыми?
Михаэль Шумахер(после паузы): Обстоятельства этой победы и той, что была в 1994 году различаются, но победа 1995 и 2000 очень похожи, все произошло в Японии после очень упорной борьбы. Вторая с конца гонка в Аиде развивалась очень похоже, кажется после второго пит-стопа я вышел в лидеры. мы пять лет работали вместе с "Феррари" для этой победы, три раза мы были близки к цели и три раза не могли добиться своего. Конечно эта победа очень эмоционально окрашена и она отличается от двух первых. Победа "Феррари" после 21-летнего перерыва очень многого стоит, может неправильно так говорить, но история "Бенеттон" не столь велика, как история "Феррари", поэтому эта победа имеет для меня особое значение.

Вопрос: Когда Мика был второй раз в боксах вы столкнулись с трафиком на трассе, не было мысли, что тактика команды провалится?
Михаэль Шумахер:Да, конечно. Передо мной были два круговых и обгоняя их я потерял некоторое время. Трасса была скользкой и мне казалось, что я здорово проигрываю на изношенной резине, а Мика на свежей может получить преимущество. К счастью этого не произошло, но я не знал этого на трассе. "Бенеттон" развернуло прямо перед заездом на пит-стоп, на этом я тоже потерял некоторое время. Казалось, что все против меня. Что оставалось делать... Росс сказал мне по радио, что "все выглядит хорошо", я ждал от него продолжения в виде "теперь все не очень хорошо" или что-то вроде этого. Но он сказал, что "все выглядит очень хорошо" и это был один из лучших моментов в моей карьере.

Вопрос (к Хаккинену): Мика, что вы думаете по поводу старта? Можем ли мы спросить вас о стратегии гонки: не слишком ли рано вы отправились в боксы?
Мика Хаккинен:Я немного забеспокоился в начале, когда увидел, что машина дымится, коллеги наверное видели больше меня. В любом случае дым шел из корпуса моей машины, казалось, что она горит. Я сконцентрировался на старте, хочу сказать, что он был не блестящим, просто мне удалось стартовать лучше, чем Майклу. Он немного прижал меня, но после отступил, поняв что не сможет выйти вперед. Сейчас мне трудно говорить о тактике гонки, нужно поговорить с инженерами, но после второй остановки я попал в трафик и боролся с новой резиной, это дало шанс Майклу выйти вперед.

Вопрос: Вы говорили о дыме, команда не сообщала вам о его причинах?
Мика Хаккинен: Они не говорили мне об этом во время гонки, так что думаю причин для волнения не было. Я уверен, они бы зазвали меня в боксы, если бы произошло что-нибудь серьезное, но дым исчез. Сейчас я вернусь к команде и постараюсь все выяснить. Нет ничего хорошего в том, что из кузова машины идет дым.

Вопрос (к Шумахеру): Не было ли мыслей по ходу сезона, что для меня и "Феррари" все кончено?
Михаэль Шумахер:Нет, вы знаете мою теорию о том, что пока есть хотя бы чисто математический шанс, нужно продолжать борьбу. Но это оказалось гораздо более сложной задачей, чем казалось на старте сезона.

Читайте ещё