Гран При Испании: Превью этапа

Формула 1 возвращается в Европу. В ближайшие четыре месяца, за исключением короткого вояжа в Монреаль, пилоты и команды останутся в Старом свете.

Первый европейский Гран При пройдет в Барселоне, на трассе, где команды проводят большую часть предсезонных тестов. Последняя серия испытаний на автодроме в пригороде Барселоны Монтмело завершилась в начале марта, и грузовики команд потянулась обратно в столицу Каталонии спустя всего два месяца.

Впервые в сезоне команды привезут на трассу свои моторхоумы, инженеры подготовили к этому этапу множество новинок - принято говорить, что в Европе сезон Формулы 1 начинается заново.

Как и в прошлом году, перед началом европейской части чемпионата в личном зачете лидирует Себастьян Феттель. На его счету две победы, но группа преследователей велика. Кими Райкконен отстает на 10 очков, еще на 17 - Льюис Хэмилтон, а еще на три - Фернандо Алонсо.

Прошлогодний Гран При Испании принес неожиданный результат. Пастор Мальдонадо за рулем Williams одержал свою пока единственную победу в карьере, сдержав позади Фернандо Алонсо. Посмотрим, какие сюрпризы приготовил нам предстоящий уик-энд в Барселоне…

Цифры и факты

Гран При Испании
Испания Столица: Мадрид Основной язык: испанский
Население: около 46,815 млн Территория: 505,9 кв. км 1 евро = 40,74 рубля
Барселона Основан 300 лет до н.э. Территория: 100,4 кв. км

Пилоты о трассе в Барселоне

Кими Райкконен: "Чтобы победить в Барселоне, необходимо все сделать правильно. Команды неоднократно проводили здесь тесты, так что добиться преимущества очень нелегко. Настройки имеют критическое значение, ведь состояние трассы меняется из-за ветра и температуры, поэтому инженеров ждёт много работы".

Даниэль Риккардо:
"То, что мы делали на тестах, сейчас не имеет особого значения. Во-первых, погода сейчас совершенно другая. Во-вторых, все готовят к Барселоне различные новинки, так что машины тоже заметно отличаются от тех, что мы видели в межсезонье. На тестах было очень холодно, мы не могли прогреть шины до рабочих температур, у многих возникали какие-то технические проблемы с машинами".

Пол ди Реста: "Здесь важно найти оптимальный аэродинамический баланс, чтобы справиться с затяжными скоростными поворотами, особенно с третьим, а в шиканах и шпильках третьего сектора необходимо хорошее сцепление с трассой".

Командировка на Гран При Испании с…

…координатором Marussia F1 Team Саймоном Прайсом

Саймон Прайс

Мне нравится Барселона. Во-первых, именно здесь прошел мой первый Гран При, на котором я работал - в 1999 году. Во-вторых, здесь нам всё знакомо. Я даже не могу подсчитать сколько раз я здесь бывал за прошедшие 15 лет - точно, не меньше 70-ти.

Моя задача, как координатора команды, убедиться в том, что с организационной точки зрения всё работает, как надо. Помимо двух машин, которые болельщики видят на экране, у команды Формулы 1 огромное количество оборудования. В ходе уик-энда протекает немало процессов, и моя задача - следить за тем, чтобы все шло по намеченному плану. Я постоянно должен находиться в курсе того, где находятся наши грузовики, куда и когда на паромах и самолетах доставляется наше оборудование.

Для меня Гран При Испании фактически начался ещё в прошлый четверг, когда мы отправили первые грузовики с базы. Но в Испанию я прилетел только в понедельник. Вместе со мной прибыли ещё 12 человек, это так называемая "Setup Crew" - команда, ответственная за обустройство боксов и моторхоума перед началом Гран При. Я приехал на трассу сразу после прилёта. Нужно было сразу удостовериться, что все грузовики прибыли на автодром, что у нас есть все необходимое оборудование, получить ключи от боксов.

Основная работа начинается во вторник. Раньше обустройством боксов занимались водители грузовиков, сейчас это отдельная бригада - в её составе и механики, и работники IT-отдела, и другой технический персонал.

Подготовка боксов и моторхоума занимает около двух с половиной дней. Во вторник работы должны быть завершены примерно наполовину. Перед началом дня я всегда даю парням задание, они знают объем работ, который необходимо выполнить, так что их планы на вечер - в их собственных руках. Справятся раньше - раньше уедут в город. Нет - все знают, что я никого не отпущу.

Одна из моих задач во вторник - осмотр автодрома. В Барселоне это достаточно просто, мы всё и так отлично знаем, но надо убедиться, что медицинский центр на месте, что подъезды к трассе работают так, как мы привыкли, найти ближайшие туалеты к нашим боксам. Конечно, я помогаю остальным. Мы все одна команда. Повесить баннеры, проложить кабели - не проблема.

В среду мы продолжаем собирать моторхоум. Все должно быть готово к прибытию команды в четверг. Основной персонал - механики и инженеры - приедут на трассу утром, и они не должны нас ждать. В среду прибыла последняя фура с базы - с боевыми машинами. Мы отправляем ее позже всех, потому что раньше машинам просто нечего делать на трассе. Вечером, когда гараж уже готов, мы устанавливаем их на стенды, чтобы механики смогли сразу приступить к своим обязанностям. Все должно быть на своих местах: инструменты, масла, топливо. Плюс: Формула 1, как вы понимаете, это некий стандарт качества. Мы не просто должны собрать гараж и моторхоум. К прибытию команды все должно быть начищено до блеска.

Моторхоум команды Marussia F1 Team

Четверг - первый более или менее спокойный день. С утра я обычно проверяю электронную почту. В сутки поступает примерно 50-70 писем, а в начале недели ящик удается проверить только с телефона - не самый удобный способ. Я разбираю корреспонденцию, отвечаю на важные сообщения, и перехожу к составлению плана на следующие гоночные уик-энды.

Обычно план составляется на три-четыре гонки вперед. То есть ещё перед началом уик-энда в Барселоне уже были составлены графики для Гран При Монако, Канады и Великобритании. Теперь на очереди Нюрбургринг. Я составляю маршруты грузовиков, бронирую отели и перелеты для своих людей. Здесь есть нюансы. Скажем, если говорить о Гран При Испании, то мы стараемся не прилетать в Барселону, чтобы не добираться до трассы через город. Сюда мы добирались через Жирону и остановились в отеле на пути к автодрому, чтобы пробки в самой Барселоне нам не мешали.

Пятница посвящена тренировкам. Я работаю в гараже. Парни зовут меня "Garage Police". Я отвечаю за порядок: чтобы гости не мешали механикам и инженерам, чтобы в боксы не попадали посторонние. Трейси Новак иногда может пустить в гараж журналистов - моя задача проследить, чтобы для всех это мероприятие прошло безопасно.

Тренировка пит-стопа. Саймон Прайс (в центре в красном свитере) всегда готов заменить пилоту руль

Помимо этого, я ещё и один из членов команды пит-стопа. У меня не самая важная позиция - я отвечаю за смену руля, если это необходимо. Процедура достаточно простая, главное - ничего в спешке не сломать. Мы несколько раз тренируем пит-стоп в пятницу, субботу и в воскресенье, за несколько часов до старта.

Точное расписание на уик-энд составить достаточно сложно, поскольку часто что-то идет не по плану. В Китае один из механиков получил травму на пит-лейн, я доставил его в медицинский центр. Кому-то может понадобиться такси - у меня должны быть нужные номера телефонов. Может вдруг быть заблокирован туалет… Спокойных уик-эндов не бывает.

В субботу во время сессий я также нахожусь в боксах. Если речь идет о выездных гонках, то это неплохой день, чтобы разобраться с таможенными документами. Это вообще отдельная тема. Плюс - вновь планирование. Помимо собственно гонок есть и другие мероприятия: аэродинамические тесты, съемочные дни - туда тоже должно быть доставлено оборудование. Я определяю, кто из членов персонала туда отправится, как на трассе обеспечить питание, с кем связываться по поводу интернета и так далее. Логистика команды Формулы 1 - весьма непростое дело.

В воскресенье основная работа начинается после того, как гонщики преодолеют три круга. Ровно через три круга после старта мы начинаем паковать оборудование для отправки его обратно на базу. Почему три круга? Потому что ровно после трех кругов с трассы уезжает Берни Экклстоун, и мы можем начать мусорить.

Начинается всё с задних панелей гаража, тех, что не видны в трансляции. Один-два человека просто достают коробки и стеллажи - мы начинаем разбрасывать их по паддоку. Коробки, кейсы - все, что угодно. Главное - отвоевать рабочее пространство у соседей. Чтобы все запаковать, нужно много места, и для начала нужно "отметить свою территорию". Затем упаковываются запасные двигатели и коробки передач - гонщикам они не понадобятся, ведь Гран При уже стартовал. После финиша - все остальное.

Если построить гараж и моторхоум можно за два дня, то разобрать - пять с половиной часов. Первая фура уедет с трассы примерно в 22-23 часа вечера.

Я уезжаю с трассы последним. Обычно не позже часа ночи. Многое зависит от обстоятельств, но у меня есть свои правила: что бы ни случилось, мы должны оставить гараж чистым. Весь мусор должен быть убран. Боксы и парковочные места мы обязаны сдать в том состоянии, в котором их приняли. Это просто хороший тон, знак уважения. Когда все убрано, я еще раз пройду по гаражу - не забыл ли кто свои вещи. Я находил много всего: рюкзаки, одежду, телефоны…

Потом я сдаю ключи и забираю депозит. Обратный рейс - в понедельник утром. Дома я буду часа в 4 дня, а во вторник поеду на базу. Выходных никто не получит. Пора встречать грузовики - они как раз должны приехать обратно.

текст: Олег Карпов

Читайте ещё