Гран При Испании: Пресс-конференция в воскресенье

Пресс-конференция в воскресенье

1. Фернандо Алонсо (Ferrari)
2. Кими Райкконен (Lotus)
3. Фелипе Масса (Ferrari)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Эдди Джордан) Фернандо, в какой мере поддержка болельщиков помогла вам сегодня?
Фернандо Алонсо: Я испытываю фантастические эмоции! Я чувствую поддержку болельщиков, что очень важно - это по-настоящему помогает! Сотрудники команды не упустили ни одной мелочи, потому что здесь, перед домашними трибунами, на которых так много болельщиков Ferrari, мы действительно хотели добиться успеха. Нам это удалось, так что мы довольны, но не собираемся останавливаться на достигнутом!

Вопрос: (Эдди Джордан) Эта победа добавляет вам уверенности в шансах на титул?
Фернандо Алонсо: Что касается борьбы за титул, здесь ситуация не меняется. Позади только пять гонок, в которых у нас были успехи и неудачи. В каких-то Гран При не возникало проблем, и тогда мы практически всегда поднимались на подиум, но в каких-то гонках допускали ошибки, повторять которые не хочется.

Мы знаем, что машина позволяет бороться в группе лидеров, и если все пойдет хорошо, то мы будем сражаться за победу в чемпионате. Если же будем работать недостаточно усердно, возможно, это у нас не получится, но мы хотим добиться успеха!

Вопрос: (Эдди Джордан) Кими, вы уступаете лидеру всего четыре очка и теперь по-настоящему претендуете на титул, хотя многие упорно не принимают в расчет вас и вашу команду. Что вы на это скажете?
Кими Райкконен: Я об этом не думаю. Я здесь, чтобы добиваться максимальных результатов. Всегда хочется одержать победу, поэтому я немного расстроен вторым местом. Впрочем, иногда приходится мириться с тем, что у нас есть.

Я уже говорил, что не обращаю внимания на то, как к нам относятся. Мы выполняем свою работу, довольны тем, чем занимаемся, и стараемся прибавить.

Вопрос: (Эдди Джордан) Возможно, такое отношение идёт на пользу?
Кими Райкконен: Лично для меня – никакой разницы. Мы и наши спонсоры знаем, к чему должны стремиться, и это самое главное.

Вопрос: (Эдди Джордан) Фелипе, отличный прорыв с девятого места на третье! Вы обрели свою лучшую форму?
Фелипе Масса: Думаю, да. Вчера я был огорчён потерей трех мест, но гонка все равно сложилась удачно, машина продемонстрировала фантастическую скорость. Я с самого старта действовал очень агрессивно, отыгрывал позиции – кажется, к концу первого круга я уже ехал шестым. Потом ещё обгоны, сложности с резиной и попытки сохранить её эффективность, но результат очень хорош.

Пресс-конференция

Вопрос: Фернандо, впервые Гран При Испании выигран не из первого ряда, и для вас это третья победа на родной земле. Что вы чувствуете?
Фернандо Алонсо: Ощущения самые позитивные! Всегда приятно побеждать дома – не важно, сколько раз тебе это удавалось. Всякий раз ты словно начинаешь с нуля, и последние несколько кругов кажутся невероятно длинными, поскольку хочется как можно быстрее финишировать.

Я очень рад за команду – обе машины на подиуме после непростой квалификации, в которой мы были недостаточно быстры. Но мы знали, что у нас неплохой темп на длинной серии кругов, и нам хотелось лишь обеспечить себе свободную трассу, чтобы реализовать потенциал. Мы это сделали, все сложилось идеально, я счастлив за нас и наших болельщиков и надеюсь, что это не единичный успех.

Вопрос: Сегодня вы отыграли немало очков у лидера чемпионата – Себастьяна Феттеля. Старт был крайне важен, как и момент первого пит-стопа. В обоих случаях вы переиграли Себастьяна, но в какой момент гонки вы почувствовали, что ситуация под контролем?
Фернандо Алонсо: После заключительного пит-стопа. До него никогда не знаешь, что может случиться. С точки зрения трафика гонка складывалась без проблем, но мы знали, что Кими выбрал иную стратегию, и никто не мог предположить, как поведут себя шины. Я понял, что ситуация под контролем, когда посетил боксы на три круга позже Кими и в итоге остался лидером.

Вопрос: Кими, во время интервью на подиуме вы сказали, что огорчены вторым местом. У вас была иная стратегия – на один пит-стоп меньше, чем у Ferrari. Думали ли вы о том, что сможете бороться с Фернандо за победу?
Кими Райкконен: Да, примерно на середине дистанции. В тот момент я лидировал, но ехал на изношенных шинах, а Фернандо на свежих, так что обгон не составил для него труда. Бороться не имело смысла, я вряд ли смог бы удержать Ferrari позади. Возможно, если бы я смог зацепиться за него, у меня был бы шанс, но кто знает. В любом случае, сегодня парни из Ferrari были слишком быстры.

Фернандо уже на старте прошел меня по внешней стороне трассы. Не думаю, что тот момент предопределил результат – в конце концов, у нас была иная тактика. Не победная, но… Мы не можем быть довольны, если финишируем не первыми, поскольку выступаем исключительно ради побед. Опять же, мне удалось отыграть несколько очков у Феттеля, Фернандо отыграл несколько очков у меня – мы по-прежнему участвуем в борьбе за титул и постараемся в ней остаться. Надеюсь, победы все-таки придут.

Вопрос: Ключ к успеху – стабильность, не так ли? Четвёртый раз в пяти гонках вы поднимаетесь на подиум, если считать вашу победу в Австралии, и теперь между вами и Феттелем менее пяти очков. Как вы оцениваете ваше положение в чемпионате, и каков прогноз?
Кими Райкконен: Сейчас оно лучше, чем до сегодняшней гонки. Но соперничество будет непростым, невозможно противостоять… Впрочем, все в одинаковой ситуации. Каждый желает победить, но временами просто не везет. В таком случае ты просто стараешься минимизировать потери, выжать из ситуации максимум и в дальнейшем обеспечить себе шансы на победы в гонках. Если получается, возрастают и шансы на титул. Позади всего пять гонок, впереди немало этапов – посмотрим, как всё сложится. Мы постараемся сработать как можно лучше, а итоги подведем в конце.

Вопрос: Фелипе, ваш первый подиум в нынешнем сезоне. Вы компенсировали свой штраф и с девятого места пробились на третье. Какие выводы можно сделать по этому результату о вашей форме и форме Ferrari?
Фелипе Масса: Я разочарован из-за того, что случилось вчера. Подобные ситуации возникали не раз, однако никого не наказывали. Я не создал Марку никаких проблем.

Гонка сложилась неплохо: отличный старт, уверенное начало, множество обгонов. Я пытался действовать агрессивно, пытался выйти вперед за счет более ранних пит-стопов.

Возможно, у меня была возможность побороться с Кими, но мы все равно провели отличную гонку и прекрасно справились со своей работой. Машина превосходно держала трассу, деградация резины была не такой, как у Lotus, но мы сделали всё, что могли и продемонстрировали скорость, на которую рассчитывали еще в пятницу.

Команда движется в верном направлении. Надеюсь, с этого момента я смогу бороться за подиум в каждой гонке. Мы продолжим работать над тем, чтобы прибавить в квалификации, но сейчас мы знаем, что машина очень быстра в гонке. Хочется верить, нас с Фернандо ждет немало успешных уик-эндов!

Вопрос: Если говорить о скорости машины по ходу уик-энда и ваших ощущениях, считаете ли вы, что совсем скоро сможете снова выигрывать гонки?
Фелипе Масса: Определенно!

Вопросы с мест

Вопрос: (Адриан Хубер – Agencia EFE) Фернандо, в Китае вы сравнялись с Найджелом Мэнселлом по количеству побед, а сегодня превзошли его – теперь у вас на счету 32! У Сенны была 41 победа, вам по силам повторить это? Что скажете про 51 победу Проста и 91 победу Шумахера?
Фернандо Алонсо: Не знаю. Я буду счастлив, если смогу финишировать вторым во всех гонках, но завоюю ещё несколько титулов.

Вопрос: (Хайме Родригез – El Mundo) Фернандо, для вас это четвертый сезон в Ferrari. Не кажется ли вам, что в этом году у вас наибольшие шансы на титул?
Фернандо Алонсо: С точки зрения скорости машины – пожалуй, да. Мы должны были выиграть чемпионат еще в 2010-м году, когда приехали на финальный этап в Абу-Даби с преимуществом в семь или девять очков над Себастьяном Феттелем (перед этапом в Абу Даби в 2010-м Фернандо опережал Себастьяна на 15 очков – прим.ред.). Мы уступили, и сейчас уже ничего не изменишь. В прошлом году мы вряд ли заслуживали титула, поскольку по чистой скорости уступали почти секунду, однако даже в этой ситуации нам удалось вести борьбу вплоть до последней гонки.

В нынешнем сезоне у нас есть машина, которая, возможно, не быстрейшая – мы над этим работаем – но уж точно весьма конкурентоспособная в гоночных условиях. Да, мы не быстрейшие на одном круге, нам не принадлежат лучшие круги в гонках, но у нас фантастические стратеги, фантастические механики в боксах, великолепные старты и низкий износ резины – то есть, все составляющие, необходимые для борьбы за главные трофеи чемпионата. Пожалуй, за четыре года моей работы в Ferrari сейчас мы чувствуем себя наиболее уверенно, но мы по-прежнему недовольны скоростью машины и хотим добиться прогресса уже в ближайших гонках.

Вопрос: (Тони Лопес – La Vanguardia) Пара вопросов для Фернандо, но сперва – наши поздравления! Когда в 2006-м вы впервые победили в Испании, вы назвали ту гонку лучшей в карьере. Что скажете сейчас? И еще – когда вы поняли, что вам по силам победить?
Фернандо Алонсо: Честно говоря, я не помню таких слов в 2006-м. Если я и говорил что-то подобное, то в период с 2008 по 2013 бывали гонки и лучше. А то, что мне по силам победить сегодня, я понял сразу после заключительного пит-стопа, когда оказался в девяти секундах впереди Кими с резиной, проехавшей на три круга меньше. Победа была практически в кармане, оставалось лишь не допускать ошибок.

Вопрос: (Карлос Микель Гомес – La Gaceta) Вопрос для Фернандо по поводу атак на Хэмилтона и Райкконена в третьем повороте. Вы до последнего момента верили в успех обгона? Вы едва не выехали за пределы трассы…
Фернандо Алонсо: Мы знали, что для победы необходимо уже на старте опередить соперников. Старт удался, но на прямой у меня не было возможности уйти в сторону, и я решил подождать лучшего шанса. Он представился сразу после первого поворота: я увидел, что Кими и Льюис выходят чуть шире, сменил траекторию, чуть лучше вышел из второго поворота, сразу прошел Кими и подумал – почему бы не попытаться атаковать и Хэмилтона?

У меня оставался небольшой заряд KERS, и я использовал его для обгона. Тот момент был крайне важен для общего итога, как и обгон Себастьяна Феттеля за счет пит-стопа на одиннадцатом круге. Ну а Нико Росберга пришлось атаковать в конце прямой, причем борьба там была не менее плотной…

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, в предыдущие годы в Барселоне всегда было очень сложно обгонять, однако сегодня мы увидели немало успешных атак. Вы вписали свое имя в историю, поскольку до вас никому не удавалось победить здесь с пятого места. Что вы об этом думаете? И вопрос для всех: не кажется ли вам, что с этими шинами пит-стопов стало слишком много, и это вносит путаницу?
Фернандо Алонсо: Я рад победе с любой позиции. В Барселоне всегда было непросто обгонять, и старт не из первого ряда сильно осложнял задачу, но с нынешним износом шин обстановка в пелотоне постоянно меняется, и тот, кому удается сохранить их эффективность, как правило, финиширует на подиуме или вовсе побеждает.

Запутывает ли это зрителей? Несомненно. Здесь, в Барселоне, есть информационная башня, на которой видно, кто едет первым, кто – вторым и так далее. Но на других трассах, если сидишь на главной трибуне без радио и телефона, видишь лишь мчащиеся мимо машины.

Вопрос: Кими, ваше мнение?
Кими Райкконен: Не думаю, что ситуация сильно отличается от прошлогодней. Два года назад я не выступал в Барселоне, но и тогда пит-стопов было немало. Такова ситуация, причем она одинаковая для всех. Согласен, иногда даже нам сложно понять, кто на какой позиции находится, но такова современная Формула 1. Положение дел может измениться, а может остаться таким же.

Вопрос: Фелипе, вы всегда понимаете, на какой позиции находитесь?
Фелипе Масса: Да, об этом можно судить по заработанным очкам.

Вопрос: (Пьер Ван Влье – F1i.com) Кими, на первом пит-стопе вы получили свежий комплект более мягких шин, а затем провели несколько кругов за Себастьяном Феттелем. Без той потери времени у вас получилось бы оказаться впереди Фернандо на финальном отрезке?
Кими Райкконен: Комплект не был свежим, я уже использовал его в квалификации. На обгон потребовалось чуть больше времени, чем я рассчитывал, затем я сразу смог оторваться, но не думаю, что тот момент предопределил итог гонки.

У нас была необходимая скорость. Возможно, следовало выбрать иную тактику и провести больше пит-стопов, чтобы постоянно атаковать, но, как мне кажется, наш вариант был оптимальным, и мы заслужили второе место, не победу. Это хороший результат, команда сработала отлично, ну а в следующей гонке мы попытаемся выступить лучше.

Вопрос: (Леонид Новожилов – F1 Life) Кими, какой вам видится тактика в Монако?
Кими Райкконен: Понятия не имею, мне известно лишь то, что мы делали здесь, в Барселоне. До этапа в Монако ещё две недели – посмотрим, какие составы привезет Pirelli, и как сложится уик-энд. Как правило, в Монако всё просто: если ты не впереди, ты стартуешь позади кого-то, и обогнать практически невозможно. Но поживем – увидим.

Вопрос: Фернандо, а что вы скажете о Монако? Mercedes очень быстры в квалификации, они были быстры в Монако в прошлом году… Не кажется ли вам, что их проблемы с шинами в Монако проявятся в меньшей степени, и одолеть Росберга и Хэмилтона будет намного сложнее?
Фернандо Алонсо: Определенно. В Монако гонщики Mercedes приедут в статусе фаворитов, в предыдущих трех гонках им неизменно доставался поул, год назад в квалификации в Монако быстрейшим был Михаэль Шумахер – в общем, я буду удивлен, если они вдруг не займут первую стартовую позицию. А обгонять на улочках княжества очень сложно – возможно, им удастся дольше удерживать лидерство. Мы должны учитывать этот факт и потому просто обязаны прибавить в квалификации, ведь Монако – одно из тех мест, где такой прогресс жизненно необходим.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Кими, три вторых места подряд, и сегодня вы отыграли у Себастьяна Феттеля сразу шесть очков. Эту гонку можно считать наиболее успешной из трёх последних? Как вы оцениваете свои шансы на победу в Монако?
Кими Райкконен: Трасса в Монако совсем иная, поэтому сложно делать прогнозы. В прошлом году там мы были недостаточно быстры – возможно, в этот раз всё сложится удачно, но, как заметил Фернандо, гонщики Mercedes наверняка окажутся сильнейшими, а обгонять в княжестве очень непросто. Здесь они имели преимущество именно на узком и извилистом третьем секторе, и есть все основания предполагать – в том числе по прошлогоднему уик-энду – что в Монако команда Mercedes снова будет впереди.

Посмотрим, что получится, а отыграть очки у Себастьяна было приятно. Если бы он уступил ещё больше и остался вторым, это было бы ещё обиднее. Всегда хочется финишировать первым, но пока мы не в силах обеспечить себе лучшие шансы, потому приятен хоть какой-то положительный результат.

Вопрос: (Фулвио Солмс – Corriere dello Sport) Фернандо, не опасаетесь ли вы, что в Монако ситуация может обернуться не в пользу Ferrari?
Фернандо Алонсо: Я вполне уверен в наших силах. В предыдущие три года, даже если мы не были достаточно быстры, в Монако нам всегда удавалось приезжать на подиум, такой будет задача и на этот раз.

В Малайзии помешал сход, в Бахрейне – проблемы с задним антикрылом: мы потеряли стабильность, необходимую для борьбы за титул. Но в трех удачных гонках я финишировал вторым в Австралии, победил в Китае и Испании – нужно провести столь же уверенно пять этапов подряд и постараться заработать солидные очки. Думаю, в Монако мы сможем продолжить положительную тенденцию.

Помнится, в 2011 году в Испании McLaren и Red Bull Racing опередили нас на круг, однако в Монако мы едва не добились победы – финишировали вторыми вслед за Себастьяном. Не вижу причин, по которым мы не сможем бороться за высокие позиции в следующей гонке - тем более с такой машиной, одинаково конкурентоспособной на всех трассах.

Вопрос: (Сара Хольт – CNN.com) Фернандо, потрясающий пилотаж! Но скажите, чувствовали ли вы прессинг после двух неудачных гонок, а также прессинг домашнего Гран При? Было ли у вас ощущение, что вы просто обязаны выступить успешно? Возможно, вам такая ситуация даже нравится…
Фернандо Алонсо: Дополнительного прессинга не было, но, как я уже говорил, нам нужно несколько успешных гонок, и в Монако я буду чувствовать то же самое. Мы должны предельно внимательно подойти к ближайшим Гран При с точки зрения возможных технических проблем, ошибок в пилотаже и стратегии – все эти неприятности временами случаются. В этой части чемпионата я и команда остаемся предельно сосредоточенными, поскольку мы уже потеряли немало очков из-за неправильных действий и теперь должны собрать все воедино и избегать просчетов.

Здесь у нас было ощущение, что мы непременно должны сработать безупречно, но вряд ли ситуация будет сколь-нибудь иной в Монако или Канаде, где мы планируем использовать такой же подход, стараясь избегать любых ошибок.

Да, приятно выступать дома, чувствуется дополнительная мотивация, чуть больший прессинг, но временами я даже не выкладывался на все 100%. Настроение болельщиков зависит от твоей позиции на трассе, но сам ты доволен лишь тогда, когда все время работаешь на пределе.

Вопрос: (Кристобаль Розалени – Car and Driver) Фернандо, вы удивлены, что сегодня Себастьян Феттель не преследовал вас вплотную?
Фернандо Алонсо: Нет. В начале гонки мы понимали, что в лидирующей группе быстрейшим является Кими, насчет гонщиков Mercedes оставались вопросы – мы предполагали, что у них могут возникнуть проблемы, но сложно предвидеть всё заранее. А Себастьян… У них были сложности еще в пятницу, в квалификации они не добились привычного для них поула, а в гонке проблемы продолжились. В итоге всё наше внимание было обращено на Lotus.

Вопрос: (Кристобаль Розалени – Car and Driver) Фернандо, не могли бы вы сравнить свои сегодняшние ощущения с эмоциями от прошлогоднего Гран При Европы в Валенсии?
Фернандо Алонсо: Этап в Валенсии был совершенно иным, поскольку та победа стала полной неожиданностью. Сегодня мы понимали: если всё пойдет по плану, мы сможем финишировать первыми, тогда как год назад в Валенсии даже самые оптимистичные расчеты предполагали максимум пятое место. Когда я выиграл гонку с одиннадцатого места, радости было намного больше, и победа получилась более эмоциональной.

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Фернандо, вам приходилось отрываться от Кими, чтобы провести на один пит-стоп больше. Насколько сложно было соблюдать баланс между скоростью и необходимостью беречь шины?
Фернандо Алонсо: Сегодня – не так уж и сложно. У нас была быстрая машина, свободная трасса, никакого трафика – разве что на первом отрезке с Себастьяном и Росбергом. Потом я опередил Себастьяна за счет пит-стопа, двумя кругами позже прошел Нико в первом повороте, после чего ехал на 90% от возможного темпа. Этого было достаточно для создания отрыва, и мы понимали: если атаковать на 100%, можно уничтожить шины. Такая ситуация нормальна для всех гонок нынешнего сезона: ты пытаешься контролировать темп и износ резины, стараясь найти необходимый баланс.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Фелипе, после финального пит-стопа вы оказались в десяти секундах позади Кими, притом у вас были свежие шины, а Кими провел пит-стоп несколькими кругами раньше. Думали ли вы, что вам по силам догнать его?
Фелипе Масса: Вообще-то я был в пятнадцати секундах, а не в десяти, но все равно атаковал по максимуму, чтобы понять, смогу ли подобраться к Lotus. Вплоть до шестидесятого круга я привозил Кими по секунде на круге, но из-за высокого темпа шины быстро потеряли эффективность, я осознал, что достать Кими вряд ли удастся, и стал беречь резину. Единственной возможностью догнать Райкконена был постоянный прессинг – я пытался атаковать, но план не сработал.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Фернандо, вы планировали третий пит-стоп именно на том круге, на котором он состоялся? Вы демонстрировали отличный темп, но команда неожиданно позвала вас в боксы…
Фернандо Алонсо: У меня нет ответа. Команда позвала меня в боксы – не знаю, было ли это слишком рано или слишком поздно. Мы вели борьбу с Кими, но с ним разница в пит-стопах всегда составляла пять кругов. Ситуация не выглядела необычной, так что мне сказать нечего…

Вопрос: (Юсси Якала – YLE) Кими, вам понравилась борьба с Себастьяном?
Кими Райкконен: Да, на неё ушло несколько кругов. Возможно, я мог бы опередить его чуть раньше, но не думал, что мне представится шанс обогнать в конце прямой. Red Bull Racing были очень быстры в начале прямой, мне никак не удавалось подобраться достаточно близко – пришлось потратить чуть больше времени, но в итоге атака получилась красивой, непростой и, главное, успешной.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё