Джеймс Аллен о тактике команд в Мельбурне

Графики прохождения кругов первой восьмерки гонщиков на Гран При Австралии 2011 года

Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен связан с миром Формулы 1 более двадцати лет, поэтому знает в паддоке практически всех, и все знают его. Эти связи, точнее, инсайдерская информация, добытая с их помощью, позволяет ему точнее анализировать события, происшедшие на трассе. Представляем его первый обзор тактики команд в новом сезоне…

Джеймс Аллен: «Успех в Формуле 1 зависит от правильно и своевременно принятых решений. Когда стартует гонка, ее общая картина весьма размыта, и допустить тактический просчет очень просто.

Как мы видели в Абу-Даби в прошлом году, неверно выбранная тактика может обернуться проигрышем чемпионата мира, а в этом сезоне командам приходится решать задачи, в которых намного больше переменных. В Австралии всем предстояли эксперименты в области тактики, основною роль в которых играли шины. На сей раз в Мельбурне обошлось без автомобиля безопасности, а этот фактор тоже весьма заметно влияет на ход гонок.

Разрабатывая тактические схемы, команды, прежде всего, исходят из того, что новые шины Pirelli изнашиваются намного быстрее, чем привычные Bridgestone, и при этом наблюдается очень быстрое и весьма существенное падение скорости. Поэтому в ходе гонки было крайне важно контролировать этот процесс и быстро принимать необходимые решения.

Накануне уик-энда все говорило о том, что прохождение дистанции потребует нескольких пит-стопов. Но оказалось, что в Мельбурне картина была иной, отчасти из-за того, что поверхность трассы достаточно гладкая.

Интересно, что в Австралии мы видели разнообразие тактических схем: один из гонщиков первой семерки посетил боксы только раз, двое совершили по три пит-стопа, а все трое призеров – по два.

Компьютерные симуляции подсказывали, что идеальной будет тактика двух пит-стопов. Как выяснилось позже, отступления от этой схемы были связаны либо со смелыми решениями стратегов (как это было в случае с Серхио Пересом, совершившим лишь один пит-стоп), либо с вынужденной необходимостью менять планы уже в ходе гонки (трижды побывали в боксах отстававшие от лидеров Алонсо и Уэббер).

При этом лидировавший с самого старта Себастьян Феттель продемонстрировал, что в ситуации, когда гонщик располагает самой быстрой машиной, его команда может вносить коррективы в тактические схемы, в зависимости от своих желаний.

Серихо Перес: Дерзкий ход

Серхио Перес - один из героев Гран При Австралии

В Мельбурне было много разговоров об 21-летнем мексиканце, который за рулем Sauber провел гонку с единственным пит-стопом. Учитывая результаты зимних тестов, это казалось невозможным, но шасси С30 больше других щадит резину, и Серхио Перес очень грамотно отработал, проехав на мягких шинах последние 35 кругов.

Не попав в первую десятку по итогам квалификации, перед стартом он получил свободу выбора резины. И был единственным, кто выбрал жесткие шины. Это означало, что он должен был проехать самый длинный первый отрезок.

Сначала Серхио занимал 14-ю позицию, на жесткой резине больше секунды на круге проигрывая напарнику, Камуи Кобаяши, стартовавшем на Soft. После того, как лидеры первый раз побывали в боксах, Перес уже ехал 7-м и провел единственный пит-стоп на 23-м круге.

Изначальный план команды состоял в том, чтобы провести еще одну замену резины и под конец гонки поставить свежий комплект мягких шин. Расчеты показывали, что при таком раскладе он финишировал бы 10-м.

Но Серхио почувствовал, что ему удастся доехать до клетчатого флага: вопреки ожиданиям, трасса постепенно покрывалась слоем отработанной резины, что благоприятно сказывалось на состоянии шин. Стратеги Sauber решили поменять планы, сэкономить 25 секунд, отказавшись от второго пит-стопа, и попытаться подняться повыше 10-го места.

Тактика была рискованной: в любой момент износ шин мог достичь критического уровня, когда скорость резко падает: потери могли бы составить 2 сек. на круге, или даже больше. Но Перес отлично справился с задачей: значительную часть дистанции он ехал даже быстрее, чем гонщики, занявшие три первых места. Когда его соперники – Кобаяши, Сутил, Буэми и ди Реста – поехали на второй пит-стоп, Серхио остался на трассе, переместился на 7-ю позицию и удержал ее до финиша. Увы, стюарды сочли, что заднее крыло С30 не соответствует техническому регламенту, за чем последовала дисквалификация, а результаты гонщиков были исключены из итогового протокола…

Тем не менее, опыт Переса заставил стратегов других команд задуматься, что по пятницам имеет смысл подольше поработать с мягкими шинами и лучше понять особенности их поведения, вместо того, чтобы быстренько покататься на них под конец тренировок. Все полагали, что резина будет изнашиваться примерно так, как на заключительных тестах в Барселоне, но вышло иначе. Поэтому уже в Малайзии в пятницу команды будут отправлять своих гонщиков на длинные серии кругов на шинах Soft, а в ходе сезона, вероятно, кто-то попытается повторить австралийский опыт Серхио Переса.

Ferrari: Неудача Алонсо

Фернандо Алонсо

Тесты показали, что машина Скудерии – вторая по скорости после Red Bull RB7, притом, что Ferrari 150° была весьма конкурентоспособна на длинных сериях кругов. Но в Мельбурне выяснилось, что резина на ней изнашивается быстрее, чем на машинах соперников, поэтому итальянской команде пришлось применить тактику трех пит-стопов. Если Ferrari собирается бороться за титул в этом сезоне, она должна побыстрее разобраться с этой проблемой.

Алонсо стартовал пятым, но сразу потерял четыре позиции. Он опередил Кобаяши, Нико Росберга и Фелипе Массу, но, поскольку шины начинали изнашиваться, а скорость – падать, то уже на 12-м круге Фернандо провел первый пит-стоп, выехав на трассу позади Виталия Петрова. Несмотря на неудачный старт испанец надеялся побороться за подиум с Марком Уэббером и Петровым, который должен был менять резину лишь дважды. Обычно, если гонщик проваливает старт, команда стремится сократить число пит-стопов, чтобы отыграться, но у Ferrari такой возможности не было.

Тактика трех пит-стопов позволила Алонсо агрессивно проехать все три отрезка и после заключительной остановки в боксах оказаться на трассе впереди Уэббера

В Lotus Renault GP видели, что делает Алонсо, но не стали реагировать и вносить какие-то коррективы в тактику. Фернандо активно атаковал, и к 36-му кругу, когда Петров поехал на второй пит-стоп, их разделяло уже 19 секунд. Испанец рассчитывал, что под конец дистанции он сможет догнать соперника, поскольку будет ехать на свежей резине.

Незадолго до финиша Фернандо действительно быстро настигал Виталия, с каждым кругом сокращая отставание на секунду, однако его план не сработал: состояние мягких шин на Renault R31 российского гонщика было вполне нормальным. Петров выдержал прессинг, тогда как Алонсо не хватило кругов, чтобы вступить с ним в реальную борьбу.

Уэббер: Ошибка в расчетах

Марк Уэббер

После гонки в Мельбурне Марку Уэбберу будет о чем подумать. Он ехал точно на такой же машине, как победитель Гран При Австралии Себастьян Феттель, но финишировал лишь 5-м, проиграв напарнику 38 секунд. Причина в том, что ему не удавалось беречь шины, а команда допустила ошибку во время его первого пит-стопа.

После первого круга Марк ехал третьим, и, безусловно, скорость RB7 позволяла ему обойти Льюиса Хэмилтона за счет тактики. Но резина на его RB7 изнашивалась слишком быстро, и первый пит-стоп он вынужден был провести уже на 11-м круге, когда скорость резко упала: 10-й круг он проехал на две секунды медленнее.

Он перешел на жесткие шины и собирался провести длинный второй отрезок, чтобы завершить гонку снова на мягких. Такой вариант также позволял команде Red Bull Racing оценить возможности резины Hard, поскольку на ней Феттелю предстояло ехать до финиша.

Но в случае с Уэббером расчет оказалось ошибочным, поскольку жесткие шины изнашивались не менее, если не более интенсивно, чем мягкие; к тому же их было трудно прогреть, что сказалось на скорости. Именно из-за этого в итоге его обошел Алонсо: на резине Hard Марк смог преодолеть лишь 15 кругов, после чего еще дважды сворачивал в боксы за мягкими шинами».

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё