Кристиан Хорнер: Формула 1 должна быть понятной

Кристиан Хорнер

В интервью французскому AutoHebdo руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер рассуждал о прогрессе команды, отношениях с Renault, доминировании Mercedes и ситуации в современной Формуле 1...

Вопрос: Для начала, поговорим о Гран При Великобритании, где Red Bull Racing добилась неплохих результатов. Это вселяет оптимизм?
Кристиан Хорнер: Да! Впервые после Мельбурна мы смогли бороться за позиции на трассе. Даниил Квят совершил потрясающий обгон Себастьяна Феттеля в Luffield и ехал в отличном темпе по ходу всей гонки. Жаль, что его развернуло – иначе он мог побороться за подиум.

Это был успешный уик-энд, по ходу которого мы убедились, что добились прогресса в работе с машиной. В переменчивых условиях как на промежуточных шинах, так и на сликах Даниил был самым быстрым на трассе по ходу большого количества кругов, а для нас это хороший знак.

Вопрос: С начала сезона команда много работала, но отсутствие успехов всё равно приносит разочарование…
Кристиан Хорнер: Первая половина сезона получилась сложной. Результаты оказались гораздо хуже, чем мы ожидали. Впрочем, во всём есть что-то позитивное, даже в самых сложных проблемах. За последние несколько месяцев мы многое узнали и надеемся, что этот опыт пригодится во второй половине сезона.

Мы стремимся подняться на подиум, прессинговать Williams и сократить отставание от них в Кубке конструкторов. Для меня показательными будут первые гонки после летнего перерыва. В Renault ещё не использовали условные баллы, все связывают серьёзные надежды с новинками.

Вопрос: В Renault делают абсолютно всё, чтобы вернуться на вершину? Со своей стороны вы берете на себя часть вины за неудачи?
Кристиан Хорнер: Многое было сказано и написано по поводу отношений между Red Bull Racing и Renault. На базе Renault в Вири максимально выкладываются, выполняют огромную техническую и организационную работу. Под руководством Сирила Абитебула проходит масштабная реструктуризация.

Наша проблема в том, что у нас нет терпения. Мы хотим моментально добиться высокой эффективности или, по крайней мере, сделать это как можно быстрее. Чтобы улучшить мотор, нужно гораздо больше времени, чем на работу с шасси. Что касается нас, то разочарование появилось на зимних тестах, когда мы ждали заметного прогресса, но его не было.

Вопрос: Чего не хватает Renault? Финансирования? Специалистов?
Кристиан Хорнер: Мне сложно ответить на этот вопрос, я не участвую в их повседневной работе. Я вижу, что те, кто работает на трассе, максимально выкладываются. За пять последних лет моторы Renault выиграли четыре титула, их тоже совершенно не устраивает эта ситуация. Несколько следующих недель сыграют важную роль.

Вопрос: Когда владелец Red Bull Дитрих Матешиц или консультант Хельмут Марко критикуют Renault – это разочарование или провокация с целью заставить их реагировать?
Кристиан Хорнер: Дитрих и Хельмут – прямолинейны и честны, они говорят правду, и эти слова отражают их глубокое убеждение. Они никогда не высказывались посредством сухих пресс-релизов. Дитрих и Хельмут выражают свои мысли без прикрас и ничего не скрывая. А они чувствуют глубокое разочарование.

Надо понимать, что прозвучало много обещаний, но не все они выполнены. Red Bull Racing поднялась на вершину вместе с Renault и разделила с ними свои успехи. В Милтон-Кинс знают способности Renault, поэтому закрывать глаза и ничего не говорить было бы знаком пренебрежения. Некоторые проблемы существуют давно и, несмотря на наши предупреждения, не были решены.

Вопрос: Карлос Гон недавно заявил, что его больше устроит позиция «мы вместе побеждаем и вместе проигрываем», особенно после того, как вы вместе завоевали в общей сложности восемь титулов...
Кристиан Хорнер: Как бы сказать… Дело в том, что в Renault хотели, чтобы нынешний регламент на двигатели стал именно таким. Они настаивали на появлении турбомоторов V6 и могли покинуть чемпионат, если бы Формула 1 пошла по другому пути. По стечению обстоятельств от перехода на турбомоторы больше всех пострадала именно Renault.

Мы действительно выигрываем и проигрываем, но в Renault допустили серьёзную ошибку при оценке того, что надо было сделать. Согласитесь, сложно признать, что компания, стоявшая у истоков этих правил, больше всех их недооценила. Всё разочарование – следствие этого недопонимания. Сегодня силовая установка – ключевой фактор конкурентоспособности в Формуле 1, и мы не можем это игнорировать.

Вопрос: Союз Red Bull Racing-Renault способен выдержать эти трения?
Кристиан Хорнер: Знаете, в жизни, особенно в Формуле 1, у людей короткая память. Кто мог предположить, что Фернандо Алонсо вернется в McLaren? Всё со временем меняется. Ради союза Red Bull Racing и Renault мы должны снова начать добиваться результатов, но сейчас мы столкнулись с кризисом доверия.

Вопрос: Даниэль Риккардо часто критиковал RB11. Чувствуется ли тот факт, что Эдриан Ньюи уже не в полной мере участвует в этом проекте?
Кристиан Хорнер: Изменения некоторых пунктов технического регламента, в частности, конструкции переднего антикрыла, серьёзно повлияли на концепцию шасси, и мы только начинаем применять решения, которые исправили бы эти потери. Эдриан по-прежнему активно участвует в работе, хотя и меньше, чем прежде. Он внимательно следит за доработкой машины, раз в две недели встречается с инженерами, продолжает определять направление развития. Эдриан приезжал в Сильверстоун, чтобы помочь нам прибавить.

Вопрос: Какие у вас есть варианты, если Renault покинет Формулу 1 в конце 2016-го или выкупит другую команду, чтобы продолжить работу?
Кристиан Хорнер: Сейчас сложно сказать. Если не будет возможности перейти на моторы другой марки, то мы покинем чемпионат. Всё зависит от возможных вариантов.

Вопрос: Что вы думаете о сотрудничестве с Aston Martin и переходе на моторы Mercedes?
Кристиан Хорнер: Генеральный директор Aston Martin Энди Палмер был в паддоке Сильверстоуна, но с пропуском Force India, разве нет?

Если серьезно, наш контракт с Infiniti и Renault истекает в конце 2016-го, а всё остальное – слухи. Прежде говорили о том, что мы получим моторы Ferrari, теперь говорят о Mercedes, а через неделю, предполагаю, заговорят о Honda или Lamborghini. Еще раз повторю: у нас есть контракт и обязательства, которые мы должны выполнять, а всё что говорят о развитии событий после 2016 года – чистые спекуляции.

Вопрос: Но вы общались с Энди Палмером в Сильверстоуне?
Кристиан Хорнер: Я общаюсь с большим количеством людей.

Вопрос: Надо ли воспринимать всерьез слова Дитриха Матешица об уходе из чемпионата, если Red Bull Racing не вернется на достойный уровень выступлений?
Кристиан Хорнер: Знаете, Дитрих не только глава крупной компании, но и болельщик. Настоящий болельщик. До Red Bull Racing он работал с Sauber, затем организовал программу поддержки молодых пилотов. Когда столь преданный болельщик, как он, начинает разочаровываться в Формуле 1, это плохо для спорта и заставляет бить тревогу.

Надо отдавать себе отчет в том, что Дитрих управляет международной компанией, и ему не нужна Формула 1, чтобы жить. Red Bull Racing – это не Williams или McLaren, и если Формула 1 больше не дает ожидаемой прибыли или известности, то он задает себе вопрос, стоит ли продолжать.

Вопрос: Можно ли сказать, что Red Bull Racing заканчивает свою главу в истории Формулы 1?
Кристиан Хорнер: Во всех видах спорта присутствует цикличность. У нас был потрясающий период, и мы продолжаем развиваться. Я не сомневаюсь, что эти новые обстоятельства приведут нас к чему-то более прочному. То, что сейчас происходит, должно сделать Red Bull Racing лучше.

Вопрос: Вы недавно продлили контракт руководителя команды. Каковы ваши задачи на новый срок?
Кристиан Хорнер: Я с самого начала возглавлял эту команду. Я нанимал персонал, собирал этот паззл и хочу, чтобы мы вернулись к прежним результатам. Мы были успешной командой, и я стараюсь вернуть Red Bull Racing на те позиции, которые она занимала полтора года назад.

Вопрос: Стремление сохранить Даниэля Риккардо входит в список приоритетов? Судя по всему, им интересуются крупные команды…
Кристиан Хорнер: Интерес других команд заманчив для Даниэля, но мы оба знаем условия его контракта. Можно быть на 100% уверенным, что он останется в команде.

Вопрос: Себастьян Феттель покинул команду в конце 2014-го. Что вы думаете о его уходе спустя несколько месяцев?
Кристиан Хорнер: Прежде всего, он остается большим другом команды. Себастьян регулярно навещает механиков, общается с ними. Его уход ничего не изменил. Мы гордимся тем, чего смогли вместе добиться, эта история навсегда останется с нами. Себастьян выбрал новый путь с Ferrari, и мы рады за него. Со своей стороны, мы тоже выбрали направление развития, пригласив двух гонщиков, работой которых полностью довольны. Если бы в этом году Себастьян выступал в нашей команде, это ничего не изменило.

Вопрос: Даниил Квят оправдывает ожидания?
Кристиан Хорнер: Да, абсолютно. В трех или четырех последних гонках он начал демонстрировать свой потенциал. Он был невероятно быстр в Монако, Монреале, Австрии и Сильверстоуне. Опять же, в Великобритании у него был шанс побороться за подиум.

Вопрос: Формуле 1 нужен технический переворот?
Кристиан Хорнер: В 2017-м появится возможность повысить скорость машин и сделать их более агрессивными. Давно пора, чтобы гонщик снова играл ключевую роль. Я считаю, что Формула 1 слишком отдалилась от этого базового принципа. Мы чуть не забыли, что гонщики – главные герои.

Когда вы позволяете группе инженеров принимать решения, не ограничивая расходы и не имея приблизительного представления о конечном продукте, то получаете нечто очень сложное. Возможно, необходимо, чтобы техническим регламентом и спецификациями занимался кто-то, кто разбирается во всех этих сложностях, вроде Росса Брауна.

Вопрос: Стратегической рабочей группе не удалось объединить команды. В FIA наивно понадеялись на самоуправление в Формуле 1?
Кристиан Хорнер: В Формуле 1 слишком много разных интересов, а нужна сильная рука. Нужно, чтобы FIA устанавливала правила и контролировала их соблюдение, а промоутер следил за успешностью чемпионата. Сейчас всё слишком расплывчато, но я понимаю, что это было нелегко для Жана Тодта.

Формула 1 – это шоу, форма развлечения. Промоутер должен участвовать в постановке этого шоу, а FIA – регулировать спортивный аспект. Они должны иметь полностью идентичное представление о том, чего хотят от Формулы 1.

Стратегическая группа не способна принимать решения. FIA и FOM должны сказать: вот правила, и если вы хотите в этом участвовать, мы рады вас приветствовать.

Вопрос: Работа с шинами и экономия топлива, условные баллы доработки моторов и штрафы, превышающие длину пелотона. Многие болельщики не понимают современную Формулу 1. Каким, по-вашему, должно быть решение?
Кристиан Хорнер: Формула 1 должна быть понятной. Самые быстрые в мире машины, которые выглядят агрессивно и сложны в управлении. Борьба в гонках должна быть плотной, но честной, а гонщики – героями без страха и упрёка. Хватит отравлять себе жизнь всё более сложными правилами и штрафами, доходящими до смешного. Давайте сделаем спорт зрелищным, но не превышающим по сложности крикет!

Ходит много разговоров о 2017-м, но я не думаю, что у нас есть роскошь ждать еще полтора года. Некоторые меры должны быть предприняты уже в следующем сезоне. Мы получаем штраф и должны ждать до десяти вечера в субботу, чтобы узнать стартовую решетку, а затем получаем новые штрафы в гонке… Мы породили монстра, которого не можем контролировать. Надо вернуться к базовым принципам спорта, и сделать это очень быстро.

Вопрос: Должна ли доминирующая сейчас Mercedes пойти на некоторые жертвы?
Кристиан Хорнер: Я не хочу, чтобы мои слова так интерпретировали. Меня часто представляют как человека, который постоянно жалуется – это не так. Я первым похвалю Mercedes – они потрясающе выполнили свою работу и заслужили успех. Но нам нужно стать для них достойным соперником. Формула 1 не может себе позволить такой роскоши, чтобы Renault и Honda оказались в сложной ситуации, как сейчас.

Вопрос: Вы говорили, что гонщики хотят получить более сложные машины. Но прикладывают ли они достаточно усилий, чтобы быть услышанными?
Кристиан Хорнер: Со всеми этими социальными сетями они стали очень сдержанными и заняли оборонительную позицию. Где бы они ни оказались и что бы ни делали, всегда найдется кто-нибудь, кто сфотографирует их на телефон и выложит фото в сеть. В этих обстоятельствах не так просто быть Джеймсом Хантом… Мне кажется, команды должны поощрять гонщиков в том, чтобы стать доступнее для болельщиков, немного рассказывать об их характере. Все должны знать, кто на самом деле эти «гладиаторы».

Вопрос: Раньше они выступали в разных чемпионатах: Формула 1, Формула 2, спортпрототипы и так далее… Почему бы им не дать снова эту возможность?
Кристиан Хорнер: Я хотел бы, чтобы они продолжали гоняться в рамках Гран При, выступая в гонках, которые в некотором смысле напоминали бы чемпионат Procar конца 70-х. Я знаю, что эпоха не располагает к подобному типу соревнований из-за коммерческих обязательств и других факторов, но это интересная идея. Почему бы не пригласить бывших гонщиков? Разве не было бы интересно посмотреть на сражение прежних звезд с новым поколением? У гонщиков никогда не было столько свободного времени по ходу уик-энда, как сейчас, и мне кажется, что подобная инициатива понравилась бы болельщикам и промоутерам.

Вопрос: Кроме того, необходимо, чтобы шоу в полной мере освещалось по ТВ… Сейчас не так просто заинтересоваться борьбой людей и машин, которая доступна только на платных каналах...
Кристиан Хорнер: Это большая дилемма для Берни. Формула 1 должна быть адресована массовой аудитории, но в то же время ей нужен доход от телетрансляций. В этом плане тоже надо найти баланс, ведь Формуле 1 нужно и то, и другое.

Вопрос: Вместе с Эриком Булье и Маурицио Арривабене вы представляете новое поколение руководителей команд. Формула 1 в ваших руках. Вы чувствуете ответственность за её будущее?
Кристиан Хорнер: Сложный вопрос. Моя работа заключается в управлении командой, победах и борьбе за титул, а не в том, чтобы управлять спортом. Все, кого вы назвали, в конечном счете, сделали то, что было хорошо для них. И только для них.

В бизнесе, где столь высок уровень конкуренции, нельзя требовать от участников брать на себя ответственность. Да, мы все болеем за Формулу 1, но меня наняли для того, чтобы я выполнял работу, в которой разбираюсь лучше других. То, что вы от меня требуете, должно быть обязанностями FIA и владельца коммерческих прав.

Вопрос: Да, но вы молоды, в отличие от того, кто должен гарантировать успешное будущее Формулы 1…
Кристиан Хорнер: Формуле 1 нужен сильный лидер, и Берни именно такой. Проблема в том, что из-за нынешних структур его влияние не столь велико, как прежде. Не вводите себя в заблуждение: из всех действующих лиц, он меньше всего доволен ситуацией. Он не может реализовать перемены, которые считает необходимыми. Берни, со всей его энергией, способен управлять спортом и в 84. Возраст – не фактор. Фактор – то, что вы делаете.

Текст: . Источник: AutoHebdo
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё