Стирлинг Мосс: "За рулем я старался не думать о риске"

Легендарный британский гонщик Стирлинг Мосс, выступавший в Формуле 1 с 1952-го по 1961-й гг., в интервью сайту Motorline.cc рассуждает о проблеме безопасности в автоспорте…

Вопрос: Если бы у вас была такая возможность, хотели бы вы выступать в Формуле 1 в наши дни, когда спорт стал намного безопаснее?
Стирлинг Мосс: Автоспорт не должен быть безопасным, он должен оставаться рискованным делом. Значит, мой ответ будет отрицательным. Безусловно, сегодня в Формулу 1 вложены огромные деньги, но чем больше денег, тем больше проблем.

Вопрос: А вы в свое время начинали выступать в гонках, располагая бюджетом в 1000 фунтов, верно?
Стирлинг Мосс: Да, так и было. Хотя даже в те времена в начале карьеры требовалось больше, чем 1000 фунтов. Например, если Джек Брэбем тратил на гонку 1200 фунтов, я тоже старался раздобыть побольше денег.

Вопрос: Нико Росберга критиковали за жесткие маневры во время недавнего Гран При Бахрейна: были ли в вашей карьере маневры, которые сегодня сочли бы излишне рискованными?
Стирлинг Мосс: Я провел 527 различных гонок (из них 67 Гран При), так что, конечно, не могу помнить все маневры. Но мне больше нравились гонки на длинные дистанции: такие соревнования, как Mille Miglia и Targa Florio доставляли огромное удовольствие.

Однако гонки в те времена были более захватывающими, поскольку в них был реальный элемент опасности. Автоспорт был очень рискованным делом, а в молодости хочется пощекотать себе нервы.

Вопрос: Можно ли сказать, что вы сознательно шли на риск?
Стирлинг Мосс: Я старался о нем не думать и просто стремился проехать дистанцию, как можно быстрее – мои мысли на трассе гонки были заняты только этим. Если за рулем машины вы испытываете страх – не надо выходить на старт.

Вопрос: Вы думаете, что гонщики современной Формулы 1 никогда не испытывают страха?
Стирлинг Мосс: Формула 1 стала безопасным спортом. В ней не больше риска, чем в футболе. Это здорово, ведь сейчас машины делают из углепластика, а аэродинамика столь сложна и эффективна, что уже на скорости в 150 км/час, теоретически, вы можете ехать по потолку – настолько велика прижимная сила. В наше время такого не было. Так что спорт шагнул далеко вперед.

Вопрос: Но при этом вы считаете, что современная Ф1 утратила часть привлекательности – именно потому, что стала слишком безопасной?
Стирлинг Мосс: Совершенно верно. В свое время я выбрал этот спорт потому, что гонки были действительно опасными. Я думаю, что гонки Формулы 1 станут намного интереснее, если вдоль обочины каждой трассы поставить барьеры высотой 50 см. Вот тогда бы стало ясно, насколько хороши эти гонщики. Ведь сегодня они запросто используют широкие зоны безопасности, но нам сложно оценить уровень их мастерства. При этом я считаю, что они ничем не уступают пилотам прежних лет. Машины стали лучше, это верно…

Вопрос: Если не считать Хуана Мануэля Фанхио, кто был самым сильным гонщиком среди ваших напарников?
Стирлинг Мосс: Пожалуй, Тони Брукс.

Вопрос: Но в нескольких гонках вы выступали в Lotus вместе с Джимом Кларком?
Стирлинг Мосс: Когда Кларк пришел в Формулу 1, он был еще совсем молодым. В 1961-м мы вместе выступали в Монако, но он только недавно дебютировал, и ему предстояло многому научиться. Так что это некорректное сравнение. Конечно, он был великолепным гонщиком, а, кроме того, его активно поддерживал Колин Чэпмен.

Вопрос: В современной Формуле 1 гонщику, отражающему атаки соперника, разрешено менять траекторию только один раз. Вам не кажется это странным?
Стирлинг Мосс: Конечно, это просто смешно. Тем более, сейчас, когда спорт стал настолько безопасным.

Вопрос: Что вы думаете о нынешней ситуации с шинами?
Стирлинг Мосс: По-моему, это очень интересно. Стиль пилотирования влияет на износ шин. Умение беречь шины я всегда считал важным фактором, который может привести либо к успеху, либо к поражению. Хороший гонщик умеет аккуратно обращаться с шинами и при этом быстро ехать. Если ты не столь искусен, то потратишь больше резины, она будет быстрее изнашиваться. И здесь я бы отметил Себастьяна Феттеля, он великолепный профессионал.

Вопрос: В прежние времена вы располагали только одним комплектом резины?
Стирлинг Мосс: Вовсе нет, можно было использовать столько шин, сколько ты хотел. Проблема в том, что на замену уходило очень много времени. Обычно вариант с заменой даже не рассматривался…

Вопрос: Значит, вам действительно приходилось беречь шины…
Стирлинг Мосс: Конечно.

Вопрос: Вы говорили, что не испытывали страха за рулем гоночной машины. А в пассажирском кресле обычного легкового автомобиля?
Стирлинг Мосс: Когда оказываюсь в роли пассажира, я очень быстро пугаюсь. Проблема в том, что некоторые сразу хотят показать, какие они крутые водители, и иногда мне становится страшно…

Текст: . Источник: Motorline.cc
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.