Канада'73: Дон Николс

Канада'73: Дон Николс

Гонка #234: 23 сентября 1973 года. Гран При Канады. Моспорт
Поул

Ронни Петерсон (Lotus 72E) - 1.13,697 (193,294 км/ч)

Лучший круг Эмерсон Фиттипальди (Lotus 72E) - 1.15,496 (188,688 км/ч)
Победитель Питер Ревсон (McLaren M23) - 1:59.04,083 (159,518 км/ч)

Канадский Гран При 1973 года, который многие называют одной из самых безумных гонок в истории Формулы 1, является отличной иллюстрацией русской поговорки "первый блин комом". Фабула соревнований на трассе Моспорт-Парк незамысловата – стартовав под дождем, пилоты примерно к середине дистанции решили, что трасса достаточно просохла, и направились в боксы за сликами. Разумеется, это привело к неразберихе и нескольким авариям, поэтому североамериканские организаторы решили прибегнуть к услугам машины безопасности.

После старта главным возмутителем спокойствия стал Ники Лауда: вчерашний дебютант, прежде не добивавшийся высоких результатов, уверенно обошел на сыром асфальте лидеров сезона, пилотов Lotus и Tyrrell, и впервые в карьере возглавил Гран При. Однако развить успех Ники не удалось – он первым отправился в боксы за сликами, после чего несколько раз ошибался на скользкой трассе.

Удивительно, но "сырой" отрезок гонки обошелся почти без происшествий. Лишь Ронни Петерсон угодил в серьезную аварию, когда на его Lotus не выдержала подвеска. А вот после пит-стопов в споре за третье место столкнулись Джоди Шектер и Франсуа Север. Южноафриканец, проводивший всего пятую в карьере гонку (и выступавший на McLaren под номером "0") предпринял рискованный маневр, который закончился для его соперника из Tyrrell весьма серьезной травмой ног.

Пытаясь взять ситуацию под контроль, судьи решили впервые в истории Формулы 1 выпустить на трассу машину безопасности. Экс-пилот чемпионата мира Эппи Витцез вывел с пит-лейн Porsche 914, а его пассажир, представитель FOCA Питер Макинтош, оказался в непростой ситуации. Проблема была в том, что оранжевому кабриолету требовалось занять на трассе место перед лидером гонки, а кто именно им являлся в тот момент – сказать было сложно.

Макинтош полагал, что гонку возглавляет досрочно завоевавший титул чемпиона Джеки Стюарт. Но в тот самый момент шотландец поехал в боксы. Как назло, механики Tyrrell обслуживали там Криса Эймона, потому Стюарту пришлось вернуться для замены шин кругом позже. Тем временем Макинтош, не зная об этом, подавал другим пилотам сигналы, чтобы те обгоняли автомобиль безопасности. В скором времени, поняв, что что-то не так, Питер вызвал по рации центр управления гонкой.

- Кто сейчас лидирует?
- Хоуден Генли.
- Кто???
- Хоуден Генли, - был ответ.

Удивление Макинтоша вполне объяснимо. Гонщик, которого ему назвали в качестве лидера Гран При, стартовал в Моспорте только 22-м, да и вообще никогда не входил в число сильнейших. Новозеландец выступал за команду Фрэнка Уильямса и был в лучшем случае крепким середняком. Но с приказами старших по званию судьи спорить не привыкли...

На самом деле (это выяснилось уже позже, по ходу многочасовых разбирательств), в тот момент Генли занимал только четвертое место. Так что когда караван машин выстроился позади Porsche, Хоуден физически возглавлял пелотон, но ещё трое пилотов – Джеки Оливер, Питер Ревсон и Жан-Пьер Бельтуаз – прошли к тому времени на круг больше.

Когда гонка возобновилась, разобраться с тем, что же творилось на трассе, было непросто. Впрочем, пилотов это не слишком волновало – каждый старался ехать как можно быстрее. Из тройки счастливчиков, волею судей получивших круговой "бонус", объективно быстрейшей машиной располагал Ревсон, который в итоге и привел свой McLaren к победе.

А в спор двух оставшихся гонщиков сумел вмешаться Эмерсон Фиттипальди. Бразилец был быстрейшим в "сухой" части гонки, отыграл круговое отставание и финишировал вторым. Третье место досталось Джеки Оливеру, выступавшему за Shadow.

Интересно...
С 1958 года, когда в Формуле 1 был учреждён Кубок конструкторов, он неизменно (кроме самого первого раза) доставался той же команде, за которую выступал сильнейший пилот сезона. Причина этого легко объяснима и кроется в схеме начисления очков. В отличие от наших дней, в 50-70-е зачетные баллы команде в каждой гонке приносил ее лучший гонщик. Неудивительно, что в такой ситуации опередить чемпиона было едва ли возможно.

Лишь в 1973-м дуэт Эмерсона Фиттипальди и Ронни Петерсона нарушил эту традицию. Гонщики Lotus выступали одинаково успешно, тогда как их соперники из Tyrrell чередовали успехи и не очень уверенные выступления. Вдобавок, Джеки Стюарт не вышел на старт финальной гонки в США после гибели на тренировках его напарника Франсуа Севера...

Дон Николс

В биографии Дона Николса до сих пор больше вопросов, чем ответов. Его бумаги хранятся в архиве Центрального разведывательного управления США, потому говорить о том, чем занимался человек с внешностью шпиона и неизменной седой бородкой до прихода в гоночный паддок, можно лишь в самых общих чертах.

В 50-60-е годы Николс выполнял секретные задания на Ближнем Востоке, позже, получив звание майора, был связан с агентурной работой в Корее и Вьетнаме. Как и всякий американский разведчик, Дон не забывал и о личных финансовых интересах, и вскоре стал одним из крупнейших в регионе торговцев шинами и запчастями. После этого до гонок Николсу оставался всего шаг, который он и сделал в Японии во второй половине 60-х, став заметной фигурой небольшой тогда ещё автоспортивной общины страны и внеся немалый вклад в строительство трассы Фудзи.

Завершив в 1968-м активную деятельность по линии ЦРУ и вернувшись в США, Николс основал собственную гоночную команду - Shadow ("Тень"). Её символом стал рыцарь плаща и кинжала, недвусмысленно намекавший на прошлое владельца. Заручившись поддержкой нефтяной компании UOP, американец попробовал свои силы в первенстве CanAm, а в 1973 году состоялся дебют Shadow в Формуле 1.

Уже вторая гонка закончилась подиумом – Джордж Фолмер финишировал третьим в Барселоне. Позже такого же результата на Гран При Канады добился и Джеки Оливер. Однако сходов из-за поломок было куда больше. В дальнейшем эта особенность станет буквально отличительной чертой команды. Обратить высокую скорость в хороший результат пилотам будет очень сложно из-за неважной надёжности.

Тем не менее, каждый сезон будет приносить Shadow как минимум один подиум, а высшей точкой для команды станет победа Алана Джонса в австрийской гонке 1977 года. Можно вспомнить и выигранную молодым Томом Прайсом внезачетную Гонку чемпионов в 1975-м.

Увы, не выкинуть из истории и трагических страниц: на тестах перед южноафриканским этапом 1974 года дефект подвески привел к смертельной аварии Питера Ревсона, а тремя годами позже там же в Кялами выпавший из рук перебегавшего трассу пожарного огнетушитель убил Тома Прайса.

Однако главный удар владелец "Тени" получил оттуда, откуда совершенно его не ждал. Осенью 1977-го почти весь конструкторский штаб покинул команду и запустил собственный проект Arrows. Николс судился с "перебежчиками" и даже выиграл, но пережить этот удар Shadow было не суждено. А тут еще новые владельцы UOP отказались финансировать проект.

Так что в 1981 году Дон продал всё, чем располагал, большому поклоннику гонок Тедди Ипу, которого знал еще по азиатским делам, а сам шагнул в тень и привычно в ней растворился...

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.