Германия'71: Дерек Гарднер

Жаки Икс лидирует на первых метрах Гран При Германии 1971 года, опережая Джеки Стюарта

Германия'71: Дерек Гарднер

Гонка #204: 1 августа 1971 года. Гран При Германии. Нюрбургринг
Поул

Джеки Стюарт (Tyrrell 003) - 7.19,0 (187,3 км/ч)

Лучший круг Франсуа Север (Tyrrell 002) - 7.20,1 (186,8 км/ч)
Победитель Джеки Стюарт (Tyrrell 003) - 1:29.15,7 (184,2 км/ч)

К середине сезона 1971 года расклад сил в Формуле 1 не вызывал сомнений. Смелый шаг Кена Тиррела, поручившего не слишком известному конструктору Дереку Гарднеру построить для своей команды первую собственную машину, оправдался на 100%. Взяв всё лучшее от чемпионской Matra MS80 1969 года, британец создал для Джеки Стюарта простую и очень быструю конструкцию, на которой шотландец стал коллекционировать победы.

Перед седьмым этапом, который принимал обновлённый и ставший чуть более безопасным Нюрбургринг, Джеки имел двукратное преимущество над соперниками в общем зачете. Но 23-километровая немецкая трасса всегда благоволила Жаки Иксу, потому лидер Ferrari не без оснований рассчитывал сократить отставание от Стюарта. По итогам квалификации два пилота расположились на первом стартовом ряду, и на первых метрах Иксу удалось вырваться вперед.

Однако во главе гонки бельгиец оставался совсем недолго. Пользуясь отличной управляемостью Tyrrell 003, которую обеспечивало новое переднее антикрыло, Стюарт обошел соперника и помчался вперед. Икс попробовал угнаться за лидером – но темп оказался слишком высок, и в итоге Жаки вылетел с трассы. При этом он еще и помешал своему напарнику по Скудерии Клею Регаццони, который шел следом.

После этого очередная победа – уже пятая в шести гонках – стала для Джеки Стюарта лишь делом техники, а техника у Tyrrell в тот день была на высоте. Тем временем всё внимание к себе приковал молодой напарник шотландца Франсуа Север. Голубоглазого парижанина Кен Тиррел высмотрел на гонках Формулы 2 и пригласил в свою команду, о чем ни разу не пожалел. За короткое время Север вырос в первоклассного пилота.

На Нюрбургринге Франсуа неудачно начал гонку и первый круг закончил только восьмым. Но затем гонщик прибавил, показал лучшее время круга и уже к середине дистанции пробился на второе место, которое и удержал до финиша, принеся Tyrrell победный дубль. Замкнул призовую тройку отставший почти на 40 секунд Клей Регаццони.

Интересно...
Родившийся в Каире британец Майк Бьюттлер был дисквалифицирован судьями Гран При Германии после того, как, проскочив въезд в боксы, решил направиться к своим механикам с обратной стороны пит-лейн, то есть навстречу движению.

Дерек Гарднер

Дерек Гарднер с пилотом Tyrrell Ронни Петерсоном. Фото 1977 года

Создатель Tyrrell 003 Дерек Гарднер оказался в Формуле 1, по большому счету, случайно. Британский инженер специализировался на полноприводных трансмиссиях, и в конце 60-х его пригласили в компанию Matra – французы в ту пору поддались всеобщему увлечению машинами 4х4. Проект MS84 в итоге был быстро свёрнут, но Гарднер зарекомендовал себя с самой хорошей стороны.

Кену Тиррелу, который в то время руководил командой авиакосмического концерна в Формуле 1, в земляке очень понравились обстоятельный подход к делу, серьезность и внимание к деталям. И когда в 1970 году Кен пришел к мысли, что Tyrrell Racing необходимо создать первое собственное шасси, его выбор пал именно на Дерека.

Два британца встретились в крохотном пабе небольшого городка на Темзе. Кен, никогда не ходивший вокруг да около, задал прямой вопрос, но сказал, что не ждет быстрого ответа. "Я долго думал, – вспоминал потом Гарднер. – Для начала мне нужно было решить для себя, смогу ли я построить машину Ф1. Я понял, что смогу – но еще нужно было определиться с тем, стану ли делать это. Вообще-то, ответ я знал ещё до начала нашего разговора, но мне требовалось убедить самого себя".

В итоге работы начались в большой тайне – в спальне на втором этаже дома конструктора. Позже, уже на стадии работ в материале, Дереку прошлось продать любимый Jaguar и перебраться в гараж. Даже Джеки Стюарт узнал о том, что происходит, лишь через несколько месяцев после начала работ. В итоге соперники были немало озадачены, когда Tyrrell 001 был представлен в Лондоне, а затем опробован на тренировках перед Гран При Италии. Его создание, включая покупные мотор и коробку передач, обошлось в мизерные 22500 фунтов!

Финальные этапы сезона 1970 года были посвящены доводке и устранению "детских болезней", а уже в следующем году за Стюартом было не угнаться. Одну гонку выиграл и Франсуа Север. Гарднер продолжал совершенствовать конструкцию – обтекаемое переднее крыло и воздухозаборник за головой пилота появились на машинах уже по ходу первого сезона.

В 1972-м Стюарт пропустил несколько этапов из-за язвы, но в 1973-м вновь уверенно взял титул. Увы, сам Джеки на этом завершил карьеру, а Север погиб в аварии на финальном Гран При США. Потому в дальнейшем результаты Tyrrell чуть упали – ну а затем Гарднер предложил Тиррелу невероятную идею шестиколёсной машины Ф1. Потенциально эта задумка сулила серьезные успехи, и Кен согласился.

Tyrrell P34 справедливо называют одной из самых смелых технических идей, реализованных в Формуле 1. Но если полный привод и газовая турбина не оправдали себя, то "гоночный танк" Дерека Гарднера выиграл в четвёртой же гонке! Еще 13 раз Джоди Шектер, Патрик Депайе и Ронни Петерсон поднимались на подиум. Машина подходила далеко не для каждой трассы, но имела большой потенциал. Увы все оказалось кончено, когда в конце 1977-го компания Goodyear наотрез отказалась производить для P34 специальные маленькие шины.

После этого Дерек Гарднер покинул Формулу 1 и перебрался в компанию Borg-Warner, которая занималась разработкой и производством узлов сцепления. Несмотря на относительно недолгое пребывание в мире Больших Призов, британец оставил о себе очень добрую память. Сейчас он на пенсии.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости