Испания'70: Грэм Кокер

Победитель Гран При Испании 1970 года Джеки Стюарт

Испания'70: Грэм Кокер

Гонка #186: 19 апреля 1970 года. Гран При Испании. Харама
Поул

Джек Брэбэм (Brabham BT33) - 1.23,90 (146,07 км/ч)

Лучший круг Джек Брэбэм (Brabham BT33) - 1.23,4 (145,4 км/ч)
Победитель Джеки Стюарт (March 701) - 2:10.58,2 (140,4 км/ч)

Проект March был запущен перед стартом сезона 1970 года с большой помпой. Машина ещё не вышла на трассу, а все уже были уверены, что её ждет грандиозный успех. Помимо заводской команды, модель 701 приобрел Кен Тиррел, прекративший сотрудничество с Matra, а также новая американская команда, за которую выступал звезда заокеанских гонок Марио Андретти.

Ход сезона показал, что прогнозы оказались слишком оптимистичными – машина у March получилась неплохой, но до чемпионского уровня, увы, не дотягивала. Однако это выяснилось уже ближе к осени, а поначалу всё выглядело именно так, словно в Формуле 1 появился новый безоговорочный фаворит.

На дебютном для британской марки Гран При в ЮАР Джеки Стюарт принёс ей поул и финишировал третьим, затем победил во внезачетной Гонке чемпионов. После этого команды собрались в пригороде Мадрида на автодроме Харама. Здесь шотландец также стал в квалификации лучшим из представителей March, показав третье время. Остальные пилоты на "семьсот первых" оказались в стартовом протоколе не столь высоко: на 6-й, 14-й, 16-й и 20-й строчках.

Старт ознаменовался серьезной аварией – Джеки Оливер срезал поворот, и в его BRM врезалась Ferrari Жаки Икса. Машины вылетели с трассы и вспыхнули. Оба гонщика смогли оперативно выпрыгнуть из кокпитов, но оборудование испанских пожарных оказалось настолько слабеньким, что потушить машины им так и не удалось – те выгорели дотла! При этом остальные пилоты на протяжении нескольких кругов вынуждены были проезжать мимо, форсируя клубы дыма через текущие по трассе ручьи.

По воспоминаниям Оливера, причиной аварии стала неожиданная поломка привода - потому он сразу помчался в боксы, чтобы подобное не случилось и с его напарником Педро Родригесом. В целях предосторожности команда сняла мексиканца, занимавшего в тот момент четвёртое место, с гонки.

На старте вперед прорвался Джеки Стюарт. Действующий чемпион в тот день был далеко не самым быстрым, однако все его соперники столкнулись с техническими неполадками. Из борьбы досрочно выбыли Риндт, Брэбэм и Халм, а также все остальные пилоты, стартовавшие из первой десятки. В такой ситуации шотландец легко одержал победу, опередив Брюса Макларена и Марио Андретти на целый круг.

В March царило ликование – ведь победа пришла уже во второй гонке чемпионата мира. Но сам Стюарт, равно как и Кен Тиррел, прекрасно понимали истинное положение вещей, потому не строили иллюзий. И время показало их правоту.

Интересно...
Еще с довоенных пор важной статьёй доходов команд были так называемые стартовые деньги – организаторы Гран При выплачивали солидную сумму каждому пилоту, принимавшему участие в гонке, вне зависимости от результата. Конкретные суммы отличались на разных гонках - например, в Америке щедрые стартовые побуждали команды заявлять дополнительные машины, а бельгийские устроители отличались скупостью, что несколько раз едва не приводило к бойкоту Гран При.

В Хараме выплаты изначально предназначались 16 быстрейшим спортсменам, тогда как ещё семеро оставались за бортом гонки. Такая ситуация не устраивала тех, кто не входил в число лидеров - и после непростых переговоров испанские организаторы согласились-таки расширить стартовое поле до 18 машин. При этом гонщики находились в неравной ситуации – главные звезды получили автоматический пропуск на старт вне зависимости от показанного времени. Это правило вызвало в паддоке серьезное недовольство.

"Похоже, толком правила не понимает никто, а организаторы гонки - вообще меньше всех", – выразил общее мнение журналист ESPN в своем репортаже с испанской трассы. Но это был далеко не конец – официальные лица сочли, что Грэм Хилл слишком поздно выехал на решетку, и вызвали наряд полиции(!), чтобы удалить британца оттуда. Дело едва не дошло до драки!

Грэм Кокер

Отцы-основатели March. Крайний справа - Грэм Кокер

Хорошо известно, что название March было образовано по именам четырёх основателей компании. В дальнейшем судьбы участников этого квартета сложились по-разному. Наибольшую известность обрёл лондонский юрист Макс Мосли - едва ли нужно вспоминать, до какого поста ему в итоге удалось подняться, и при каких обстоятельствах его оставить. Совсем иначе сложилась судьба Грэма Кокера (его буква – "С"). Между тем, именно он был главным идейным вдохновителем, ведущим конструктором, и непосредственным разработчиком модели 701.

Кокер родился в 1932 году и получил образование бухгалтера. Очень быстро британец понял, что сведение дебета с кредитом его совершенно не прельщает – и получил вторую профессию. На этот раз он выбрал стезю инженера, поскольку любил гонки и даже участвовал в соревнованиях национальной Формулы 3, хотя и без громких успехов.

Зато на состязаниях Грэм познакомился с будущими компаньонами – Аланом Ризом, Робином Хёрдом и уже упоминавшимся Мосли. Пилотами они были, надо признать, неважными, потому решили поискать себя в другой гоночной ипостаси. Объединив усилия, в середине 1969 года, молодые люди начали путь к вершинам Формулы 1. Первая машина, что любопытно, была построена через несколько месяцев в гараже Кокера.

Увы, согласие между друзьями длилось недолго. Уже весной 1971-го Грэм ушел из March. В качестве "отступных" ему подарили шасси Формулы 2. Выступая на нем в апрельских гонках на Сильверстоуне, британец попал в серьезную аварию. Тяжелый перелом ног не был смертельным сам по себе, но врачи просмотрели заражение крови, и вскоре Кокер скончался. Ему не было и 40 лет...

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё