Гран-при Малайзии : Пресс-конференция в четверг

Рубенс Баррикелло (Ferrari), Дженсон Баттон (BAR),
Хайнц-Харальд Френтцен (Sauber), Хуан-Пабло Монтойа (Williams),
Ярно Трулли (Renault), Йос Ферстаппен (Minardi).

Вопрос: Йос, вас целый год не было в Формуле 1, что изменилось за ваше отсутствие?
Йос Ферстаппен: Новые машины, новая резина. Честно говоря, мало что изменилось.

Вопрос: Но привыкать все же придется?
Йос Ферстаппен: Да, хотелось бы больше работать на трассе. Последнюю гонку я провел в Японии, в 2001-м и теперь вот вернулся, две недели назад в Австралии. Между этими событиями никаких тестов не было, так что адаптироваться с ходу было непросто.

Вопрос: Раньше у вас были небольшие проблемы со здоровьем. Вы хорошо чувствовали себя в Мельбурне?
Йос Ферстаппен: Да, после финиша все было в порядке. Перед гонкой я много тренировался, наверное это помогло.

Вопрос: В команде вы один из самых опытных специалистов, вы вышли на трассу гораздо раньше, чем многие из сотрудников поступили на работу в "Минарди". Чем вы можете помочь команде?
Йос Ферстаппен: Я знаю, что могу. Впервые я стартовал в Гран-при еще в 1994-м, проехал 92 гонки и за это время многому научился. Но теперь нам предстоит учиться вместе с командой. Нужно понять, как работает машина, резина, научиться использовать все это оптимальным образом.

Вопрос: Значит вы все же помогаете команде?
Йос Ферстаппен: Спросите об этом у инженеров "Минарди".

Вопрос: Дженсон, на протяжении двух месяцев пресса все время сталкивает вас с Жаком, кажется в Мельбурне ситуация не стабилизировалась...
Дженсон Баттон: Все в порядке. В Австралии произошло много всего, но это осталось позади. Завтра мы начнем новый уик-энд и надеемся, что повторения пройденного не будет.

Вопрос: Вы могли бы задержаться еще на один круг в Мельбурне, оттянув заезд в боксы?
Дженсон Баттон: Нет, у меня кончалось топливо.

Вопрос: Что именно было сделано, для того, чтобы избежать проблем, которые возникли в Мельбурне?
Дженсон Баттон: Мы разобрались с радиосвязью, сейчас все в порядке. Надеюсь проблем не будет.

Вопрос: Кроме проблем с Жаком, вы смогли адаптироваться к новой команде?
Дженсон Баттон: Да, все хорошо, я всем доволен. В этой команде мне нравиться больше, чем в других. Мы отлично сработались.

Вопрос: А в чем заключаются эти отличия?
Дженсон Баттон: В том, что мы сразу начали работу, в других командах долго делали скидку на то, что к ним пришел молодой, неопытный гонщик. В BAR работа началась моментально, к моему мнению сразу прислушались, мы много работали с новой машиной. Это очень важно.

Вопрос: Результат гонки в Мельбурне можно считать потенциалом новой машины?
Дженсон Баттон: Нет, я думаю проблемы возникли у многих команд. Плохая погода, новый регламент. Не думаю, что кто-то мог бы сказать, что провел совершенный уик-энд. Ну а машина получилась хорошая. Она недостаточно хороша для того, чтобы можно было рассчитывать на победу в гонке, но это достаточно конкурентоспособная машина и в Малайзии мы постараемся максимально реализовать ее потенциал.

Вопрос: Хайнц-Харальд, вы снова вернулись в Sauber. Многое ли изменилось в команде за ваше отсутствие?
Хайнц-Харальд Френтцен: Команда выросла, возмужала, стала профессиональнее. Они очень прибавили.

Вопрос: И все же, какие слабые места вы заметили, с учетом собственного опыта?
Хайнц-Харальд Френтцен: Технических проблем нет, машина в хорошей форме. С надежностью тоже пока все в порядке, на зимних тестах никаких отказов не было. Сейчас команда работает с машиной на старом аэродинамическом полигоне, к концу года будет готов новый полигон, так что у Sauber хорошее будущее.

Вопрос: У команды есть странная тенденция. В начале сезона она набирает очки, а потом теряет форму. Как это можно исправить?
Хайнц-Харальд Френтцен: Эта проблема была и в прошлом году. Я пришел в Sauber перед гонкой в Индианаполисе и участвовал в ее обсуждении. Новая машина, C22, разработана с учетом возможности доработки по ходу сезона. Наша цель в этом году - прогрессировать от гонки к гонке. Конечно, новый аэродинамический полигон очень поможет в этом.

Вопрос: Ярно, а для вас Мельбурн стал показателем конкурентоспособности команды?
Ярно Трулли: Да, наверное. Было приятно финишировать в гонке с двумя машинами, уик-энд был одинаково сложным для всех из-за нового регламента, но у нас все прошло хорошо. Команда отстала от McLaren, Ferrari и Williams, но мы набрали очки с двумя машинами, доказали, что зимой инженеры "Рено" потрудились продуктивно. Я чувствую, что команда прибавила и очень доволен этим.

Вопрос: Теперь уже официально подтверждена нехватка мощности мотора у "Рено", но в Малайзии команде может помочь новая аэродинамика?
Ярно Трулли: Давайте подождем и посмотрим, что получится. Здесь довольно жарко, некоторым моторам это наверняка придется не по вкусу. Посмотрим, сейчас главное - надежность, нужно добраться до финиша. Аэродинамика очень хороша, да и мотор, по сравнению с прошлой гонкой удалось улучшить. Последние два сезона команда непрерывно прогрессирует, это действительно командная работа.

Вопрос: Хуан-Пабло, вы неплохо провели гонку в Мельбурне, в прошлом году отлично смотрелись в Малайзии. Как вы оцениваете свои шансы в этот уик-энд?
Хуан-Пабло Монтойа: Сейчас трудно делать прогнозы, слишком рано. Да, у нас хорошая машина и в прошлом году мы неплохо выступили, думаю резина нам поможет, так что и у "Макларен" хорошие шансы. Посмотрим.

Вопрос: Вы жаловались на то, что с HANS вам неудобно в гонке. Как все прошло в Мельбурне?
Хуан-Пабло Монтойа: Я жаловался в прошлом году, когда мы впервые опробовали HANS. Проблема была связана с конструкцией машины, сейчас мы изменили конструкцию и все уладилось. Честно говоря я не почувствовал ничего особенного. На первых тестах нового шасси я все время использовал HANS, а потом, когда пришлось пересесть в прошлогоднюю FW24, почувствовал себя довольно странно. Успел привыкнуть, наверное.

Вопрос: Стало быть вы - сторонник HANS?
Хуан-Пабло Монтойа: Нет, не сторонник. Я просто его использую. Я ожидал больших проблем, Рубенс жаловался, а у меня как-то обошлось.

Вопрос: Рубенс, помнится жаловался еще и на жару в Малайзии. Вам тоже здесь жарко?
Хуан-Пабло Монтойа: Это одна из самых серьезных проблем, кстати в Бразилии ненамного проще. Трасса не очень трудна физически, но жара делает гонку изматывающей.

Вопрос: У вас в машине есть бутылка с водой?
Хуан-Пабло Монтойа: Да, но как правило я ей не пользуюсь. Вероятно в Малайзии придется сделать исключение.

Вопрос: Рубенс, сегодня утром вы жаловались на HANS и на боль в спине. Насколько они связаны между собой?
Рубенс Баррикелло: Может и связаны, не знаю. Спина болит внизу, это довольно далеко от шеи, но во время гонки вы пытаетесь усесться поудобнее, невольно садитесь ниже и.т.д. Это больно и неприятно. В пятницу и субботу никаких проблем не было, но в воскресенье что-то случилось перед стартом, может углепластик HANS повредил ключицу, я еле закончил гонку. Сегодня утром я сказал о том, что HANS можно и нужно использовать потому, что это устройство делает гонку безопаснее, но не нужно настаивать на его использовании, если у кого-то есть серьезные проблемы. Надеюсь мои проблемы скоро решатся, у нас будет время потестировать HANS, но до тех пор я бы не хотел использовать в гонке то, что причиняет боль.

Вопрос: Давайте устроим блиц-опрос, кто из вас предпочел бы не использовать HANS?
Йос Ферстаппен: Я бы отказался.Дженсон Баттон: Я тоже.Хайнц-Харальд Френтцен: Наверное стоит поработать над тем, чтобы эта штуковина стала удобнее.Ярно Трулли: Мне трудно об этом судить. Без HANS лучше, но сейчас много говорят о безопасности.Хуан-Пабло Монтойа: Сюрприз! Мне нравится!

Вопрос: Рубенс, вернемся к вам. Утром вы сказали, что команда многое поменяла в стратегии гонки после Мельбурна. О каких именно переменах идет речь?
Рубенс Баррикелло: Никакой конкретики я не обозначил, просто команда извлекла урок из первой гонки сезона. В Бразилии я слышал массу разговоров о том, что именно сделало интересной гонку в Мельбурне - новые правила или дождь и машина безопасности, дважды выезжавшая на трассу. Первая гонка, первый опыт работы по новым правилам. Я и сам не знаю, что сделало гонку интересной. Но нам нужно извлечь урок.Хуан-Пабло Монтойа: Я думаю, что дело не в новых правилах, а в машине безопасности. 

Вопрос: Сейчас можно говорить о балансе между спортом и технологиями?
Йос Ферстаппен: Какого ответа вы от меня ждете? Если вы выступаете за бедную команду, тогда - "Нет", если за богатую, наверное- "Да".

Вопрос: А как вы ответите?
Йос Ферстаппен: Да.Дженсон Баттон: Не сейчас. Давайте подождем Сильверстоуна, там баланс будет иным.Хайнц-Харальд Френтцен: Нужно принять во внимание то, что для многих технологии, это тоже спорт. Инженеры соревнуются, у кого из них получится более быстрая машина. Утром я прочел в газете забавную ошибку. У Ника спрашивали, как вы сможете остановить более быстрых гонщиков, а он ответил: "Другие гонщики тоже хороши". Это оговорка, но иногда трудно объяснить, что технологии сами по себе не выиграют гонку.

Вопрос: Но от технологий зависит очень многое?
Хайнц-Харальд Френтцен: Наш спорт, это не только гонщики. Соревнуются команды, инженеры, в попытке добиться максимума.Ярно Трулли: Так или иначе, это именно спорт. Я не могу судить о балансе, мы просто должны принимать правила этой игры.Хуан-Пабло Монтойа: Я думаю, что Формула 1, это спорт, подразумевающий высокие технологии, именно поэтому так много технических решений потом были использованы на дорожных машинах. Именно поэтому в чемпионате участвуют автопроизводители и если вы выступаете за серьезную команду, то ощущаете поддержку. Позади нас BMW и она прогрессируют с каждой гонкой, тоже самое касается и "Вильямс". Они день за днем развивают машину и очень жаль, когда эти усилия не приводят к победе, а "Феррари", избежав проблем поднимается на подиум. В конце концов, для гонщиков это спорт, потому что от гонщика многое зависит. Многое, но не все, технологии очень важны.Рубенс Баррикелло: Я соглашусь с Хуаном-Пабло. Эти понятия нельзя разделять. Я семь лет выступал на машинах, которые не могли выиграть гонку и очень хотел получить совершенную технику. Это спорт, или нет? Это то, во что вы верите. Конечно, всем бы хотелось видеть больше обгонов в Формуле 1, больше интриги, но сейчас над этим работают. Нельзя сравнивать Формулу 1 с количеством обгонов в серии CART. Там все другое. Может чаще выезжает машина безопасности, может что-то еще. Формула 1 - это спорт высшего качества.Вопросы с мест

* Дженсон, в той истории с пит-стопом было потеряно немало времени. К концу гонки ты ехал вплотную за Жаком. Не мог бы ты сравнить свою гонку и его? Как по-твоему, не был ли ты быстрее него?
Дженсон Баттон:Да, думаю, я неплохо показал себя в гонке. Неплохая позиция, если учесть, что мы допустили серьезную ошибку с выбором покрышек и с опозданием провели пит-стоп: Да, полагаю, я неплохо отработал.* Дженсон, я вернусь к вопросу, который был задан тебе раньше. Похоже, здесь обычное дело скрывать, что происходит на самом деле. Но в минувшие выходные, как я понял, Дэвид Ричардс сообщил, что так называемые "радио-проблемы" Жака были вызваны тем, что у него из уха выпал один из наушников. Мне интересно было бы узнать - тебе сказали то же самое, и если да, как он попал обратно в ухо в оставшейся части гонки. Верите ли вы ему?ДБ:Вообще-то, мне об этом неизвестно, так что: Я не знаю, правда ли, что наушник выпал. Меня это вообще-то и не интересует. По крайней мере, до тех пор, пока подобное не повторится снова. Невозможно вернуться назад. Во всяком случае, до тех пор, если это не повторится. Но ведь это не повторится, не так ли?

* Каким образом война, начавшаяся сегодня утром, может отразиться на Формуле 1?
РБ:Как я утром уже кому-то сказал, думаю, все обеспокоены, что происходит что-то неладное. Мы все молим о том, чтобы этого не случилось. Но я думаю: наши жизни: нам придется смириться с этим и продолжать заниматься делом, которое мы любим больше всего. Если мы сможем увлечь кого-то идеей приехать на трассу, посмотреть гонку, немного отвлечься от войны - мы уже сделаем что-то полезное. Надеюсь, война рано или поздно закончится. Наше дело дать людям хоть немного отвлечься от войны.ХПМ:Согласен с Рубенсом. Но для меня, колумбийца, война в моей стране продолжает что-то около 30 или 40 лет. Вы ежедневно открываете газеты и читаете об убийствах, похищениях, бомбах. Думаю, европейцы никогда не слышали ни о чем подобном, и вдруг - о, началась война, вы слышали? Вот почему мне так важна Колумбия: каждый раз, когда я гоняюсь и показываю хороший результат, на лицах моих соотечественников появляются улыбки. Я даю им возможность подумать о чем-то приятном, забыть о том, что они живут в стране, где вас могут похитить, взорвать и тому подобное.ЯТ:Должен сказать, для каждого из нас это очень печальный момент. Не только для тех, кто собрался здесь. Мы должны продолжать делать свое дело и надеяться, что война закончится как можно скорее. В ней не может быть победителей, только проигравшие.ХХФ:Я тоже считаю, что это очень тревожно. Я надеялся, что в последний момент решение будет найдено, но этого, к сожалению, не произошло. Надеюсь, люди от всего этого не очень пострадают.ДБ:Да, то же самое. Надеюсь, будет не очень много страданий. Надеюсь, нам удастся отвлечь внимание людей от всего этого. Но мне кажется, это будет непросто из-за обилия информации в прессе.ЙФ:Что тут сказать? Думаю, на Формуле 1 это почти не отразится. В любом случае, у нас нет гонок вблизи от Ирака. Надеюсь, все будет разрешено достаточно быстро.

* Йос, твои впечатления от двигателя Cosworth?
ЙФ:А, да, пропустив целый сезон в Формуле 1, я получил огромное впечатление от этого мотора. Но, разумеется, нам нужно как следует поработать на тестах, чтобы сделать машину более быстрой. Мы с каждым днем познаем ее все лучше.

* Вопрос Рубенсу, о его новой машине. Насколько я понимаю, пока построена только одна такая. Удалось ли на ней поездить? Она дважды побывала в авариях, что дает основания для беспокойства. Не мог бы ты уточнить, что произошло в последний раз, насколько серьезно ранен Лука Бадоер? Правда это или нет, что он должен был быть здесь запасным гонщиком?
РБ:Думаю, Лука сегодня в полном порядке, но ему дали немного отдохнуть, так что здесь с нами Фелипе. Честно говоря, я не знаю, имеет ли он статус третьего пилота. Должно быть так, раз уж он здесь. Но с Лукой се в порядке, он собирается снова сесть за руль во вторник в Барселоне. Все четверо гонщиков Ferrari опробовали новую машину в Барселоне. Насколько мне известной, с ней были проблемы в Муджелло, с передним правым колесом, но они решены, так что нет ничего особенного. Просто так уж получилось, что за две недели она дважды попала в аварию.