Гран При Штирии: Пресс-конференция в пятницу

Первая пресс-конференция

Участники: Тото Вольфф (Mercedes), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing)

Вопрос: Сезон проходит под знаком захватывающей борьбы Red Bull Racing и Mercedes. Что можно ждать от предстоящего уик-энда? Кто в роли фаворита, а кто в роли преследователя? Кристиан, начнем с вас – ваша команда лидирует...
Кристиан Хорнер: В этом году гонки получаются фантастическими, каждый уик-энд соперничество между нашими командами предельно острое, и нет причин предполагать, что в этот раз будет иначе. Пожалуй, единственным непредсказуемым фактором остается погода, по опыту предыдущих лет мы знаем, что в Австрии она может резко меняться, и это предстоит учитывать. В предыдущих Гран При сражение было напряженным, но нам это очень нравится!

Вопрос: После успеха во Франции можно ли утверждать, что шансы Red Bull Racing предпочтительнее?
Кристиан Хорнер: Во Франции мы выступили очень здорово, безупречно реализовав стратегию. Но вы сами видите, разница в скорости крайне мала, особенно на дистанции гонки. Потому важен даже малейший прогресс, но не менее важно подбирать оптимальные настройки, понимать поведение шин, учитывать погоду и верно выбирать стратегию. Необходимы все составляющие.

Вопрос: Тото, Mercedes в роли преследователя, или в роли преследуемого?
Тото Вольфф: Определенно, в роли преследователя. Во Франции мы неверно сориентировались по ходу гонки, нужно было действовать агрессивнее, но если говорить о темпе, у нас он был весьма неплохим.

В зависимости от трассы ситуация может меняться в пользу той или иной команды, австрийский автодром подходит нам в меньшей степени, чем Поль Рикар, но чемпионат не заканчивается в этот уик-энд. После него ещё пятнадцать гонок, и победителем выйдет тот, кто допустит меньше ошибок, будет чаще выбирать верную стратегию и заработает больше очков. Свою роль могут сыграть и сходы. Сейчас можно с уверенностью говорить о том, что Mercedes на позиции догоняющих.

Вопрос: После гонки во Франции вы сказали, что пошли на риск, но проиграли. Почему в команде решили рискнуть?
Тото Вольфф: Я не видел необходимости рисковать, поскольку я по натуре не рисковый человек и не привык полагаться на то, что не в силах контролировать. В тот момент обе машины Red Bull Racing были расположены оптимально, особенно хорошо сработал Серхио Перес – он продолжал оставаться на трассе и в случае нашего пит-стопа гарантированно вышел бы вперед. Льюис и Макс здорово сражались между собой, но когда у вас такой сильный соперник, как Red Bull Racing, нужно лучше планировать гонку и действовать безупречно.

Вопрос: Какие выводы сделали в Mercedes? Над чем работала команда на этой неделе, как в этом процессе участвовали гонщики?
Тото Вольфф: Гонщики сыграли важную роль, проехав немало кругов на симуляторе. Мы продолжаем экспериментировать с настройками, ведь если подобрать изначально неплохой вариант, машина уже в пятницу будет ехать достаточно хорошо, а это во многом задает темп прогресса по ходу уик-энда. Мы продолжаем извлекать уроки, и так должна поступать каждая команда – даже та, которая семь сезонов подряд выигрывала Кубок конструкторов.

Вопрос: Кристиан, насколько важна была гонка во Франции в плане оценки скорости Red Bull Racing относительно Mercedes?
Кристиан Хорнер: В той гонке мы выступили особенно здорово. В 2018-м и 2019-м Mercedes доминировали во Франции, Льюис Хэмилтон лидировал на протяжении всех кругов за исключением одного. Поул сам по себе стал для нас фантастическим достижением, но в гонке Макс стартовал не лучшим образом и поначалу пропустил Льюиса, но затем нам удалось вернуть лидерство за счёт так называемой «подрезки».

Далее мы оказались в непростой ситуации и, лидируя в гонке, пошли на риск, который обычно проще принять, если находишься в роли преследователя. Мы пожертвовали лидерством и отправились на пит-стоп…

Мы уже поступали так в Бразилии пару лет назад и решили повторить в Поль Рикар. К счастью, план сработал.

Борьба продолжалась до предпоследнего круга, Льюис Хэмилтон фантастически сохранял шины в рабочем состоянии – хорошо, что Максу хватило времени, чтобы догнать его и провести атаку. Это была феноменальная победа!

Возможно, в тот день наша машина не была быстрее Mercedes, но тактически мы переиграли соперников. Серхио поднялся на подиум, для него тактика с одним пит-стопом сработала отменно. Мы добились превосходного результата, это стало замечательным началом интенсивного периода из трех гонок подряд!

Вопрос: Вы согласны с Тото, что в силу особенностей австрийской трассы здесь у вашей команды будет ещё большее преимущество над Mercedes?
Кристиан Хорнер: Не вижу причин для такого расклада, отрывы в Австрии традиционно малы. Да, мы уверенно провели первую тренировку, но Mercedes уступили нам не так много, потому важно оптимально сработать на одном быстром круге, а далее продумать оптимальную тактику и в гонке своевременно реагировать на изменение погодных условий.

Речь идёт о минимальной разнице, которая зачастую не превышает одной десятой. Борьба во всех сессиях предельно плотная, что делает этот сезон особенно интересным! Такое сражение мотивирует всех наших сотрудников выкладываться на пределе – если приехать на базу в понедельник после гонки, энтузиазм и рвение в коллективе невозможно не заметить!

Вопрос: Вы упомянули роль Серхио в той гонке. Какие варианты стали доступны вам с появлением Серхио в команде, которые ранее вы не могли использовать?
Кристиан Хорнер: Серхио сработал безупречно, поскольку был на иной стратегии, чем Макс, но ехал близко к лидерам и держал хороший темп, позволивший добиться нужного результата. Благодаря ему у Mercedes не было возможности провести пит-стоп без потери позиции. Наши гонщики здорово взаимодействуют, это настоящая командная работа. Серхио следовал выбранной командой тактике, это помогло и ему самому, и Максу.

Вопрос: Серхио дал команде новые возможности, готовы ли вы предоставить ему место на следующий сезон?
Кристиан Хорнер: Пока рано об этом говорить, позади всего семь гонок. Серхио отлично справляется, вся команда им очень довольна, так что в нужный момент мы сядем за стол переговоров и всё обсудим. Приятно, что Серхио в коллективе чувствует себя всё более комфортно.

Вопрос: Тото, раз речь зашла о контрактах – в четверг Льюис Хэмилтон сказал, что переговоры о следующем сезоне уже начались. Насколько велико желание Льюиса продолжить выступать в гонках?
Тото Вольфф: Очень велико. Для него это новая ситуация – плотное сражение с гонщиком другой команды, так что настрой у Льюиса максимально боевой!

Вопрос: Кристиан, стало известно, что Дэн Фэллоуз, руководитель отдела аэродинамики Red Bull Racing, вскоре перейдёт в Aston Martin. Как это скажется на подготовке вашей команды к следующему сезону?
Кристиан Хорнер: Мы давно знаем об этом решении, честь и хвала Дэну, что его выбрали на должность технического директора Aston Martin. Он работал у нас на протяжении 15 лет, по праву считается одним из наиболее ценных специалистов, но у нас очень сильный отдел аэродинамики под предводительством Эдриана Ньюи, там немало талантливых инженеров, и уход Дэна позволит кому-то из них взойти на следующую ступень карьеры. К слову, Дэн будет работать у нас еще какое-то время, сейчас он полностью сосредоточен на доработке нынешней RB16B.

Вопрос: То есть, вы планируете найти ему замену среди своих специалистов?
Кристиан Хорнер: Именно так.

Вопросы с мест

Вопрос: (Жюльен Биллотт) Вопрос о новой технической директиве FIA насчёт пит-стопов. Кристиан, поскольку Red Bull Racing славится своими быстрыми пит-стопами, считаете ли вы, что директива направлена против вашей команды? Придется ли вам вносить какие-либо изменения в привычные процедуры?
Кристиан Хорнер: Техническая директива настолько объемная, что поневоле задумываешься, не является ли это корректировкой правил. На пит-стопах наша команда всегда действовала здорово, именно мы однажды рекордно быстро сменили шины, и именно наши пит-стопы оказываются быстрейшими в большинстве гонок, такие показатели нельзя назвать случайными. Потому немного досадно…

Знаете, это задача команды – убедиться, что угрозы безопасности нет. Если колесо не закреплено, приходится тут же останавливать машину – это уже суровое наказание, и мне не вполне понятно, чего пытаются добиться с помощью такой сложной технической директивы. Конечно, если соперникам не удается превзойти вас в каком-либо аспекте, с их стороны вполне логично попытаться каким-либо образом вас замедлить – видимо, это сейчас и происходит.

Вопрос: Тото, что вы думаете о недавней технической директиве?
Тото Вольфф: Честно говоря, я попытался с ней ознакомиться, но документ слишком объемный. У нас есть вопросы к отдельным моментам, но для этого в команде есть технические специалисты и спортивный директор – это их задача во всём разобраться.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Кристиан, во Франции вы сказали, что вашу команду нередко пытаются обвинить в нарушении регламента. С учетом недавних технических директив нет ли у вас ощущения, что против Red Bull Racing разворачивается целая кампания?
Кристиан Хорнер: Вы сами можете видеть, что стало много точечных действий, направленных конкретно на Red Bull Racing, но так всегда бывает, если вы очень конкурентоспособны. Люди вокруг тратят много сил в попытках замедлить вашу машину, так всегда бывает в условиях соперничества. Мы привыкли к подобному положению дел, я не стал из-за этого плохо спать по ночам!

Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Кристиан, Тото, после гонки во Франции вы дали совместное интервью каналу Sky. Если я правильно помню, там прозвучало, что расплата в виде новых требований для переднего антикрыла наступит через пару недель. То есть, было использовано именно слово «расплата». Какие действия были предприняты с того уик-энда, и в какой момент, как вам кажется, можно ожидать очередную техническую директиву?
Кристиан Хорнер: Вокруг заднего антикрыла было слишком много шума. Появилась новая методика проверки, наша машина всегда соответствовала этим уточненным критериям, но было бы нелогичным со стороны FIA не обратить такое же внимание на переднее антикрыло. Мы видели записи с предыдущих гонок и хотим стабильности в применении правил – пусть они одинаково применяются и для заднего, и для переднего антикрыльев.

Вопрос: Тото, ваше мнение?
Тото Вольфф: Да, стабильность важна. Как заметил Кристиан, это конкурентный вид спорта, в условиях конкуренции каждый преследует свои собственные интересы, и Red Bull Racing сейчас оказались в той ситуации, в которой наша команда была на протяжении нескольких лет – достаточно вспомнить прошлогоднюю шумиху вокруг DAS. Если есть нечто, требующее внимания, в FIA непременно всё изучат, а мы примем любое их решение.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Кристиан, Тото, был ли предусмотрен для ваших команд период постепенного, мягкого перехода к лимиту на расходы? Я знаю, что в FIA продлили такой период для Ferrari – если и в отношении ваших команд действует такое же решение, период тоже закончится первого июля? Вы успеваете сократить персонал и уменьшить объем ресурсов?
Тото Вольфф: Вряд ли здесь можно использовать термин «мягкий переход», ведь с такой структурой, как у Mercedes, переход никогда не будет таковым. Не такое уж приятное это дело, сокращать персонал. Мы делаем всё возможное, чтобы уместиться в новые рамки, и для нас это означает совершенно иной подход к расходам. Никакого «мягкого перехода» нет и не было.

Кристиан Хорнер: В этом вопросе я, пожалуй, соглашусь с Тото. Для нас это был очень непростой период, так как пришлось расстаться с сотрудниками, среди которых некоторые отдали команде 25 лет жизни. Прощаться с ними было невероятно трудно, но этот период, наконец, завершится в конце июня, в процессе реструктуризации будет поставлена точка.

Лично мне на будущее хотелось бы большей стабильности, чтобы в конце каждого сезона над командой не нависал своеобразный Дамоклов меч. Лучше один целевой показатель на пять лет, чем его постоянное снижение – особенно в ситуации, когда другие команды наращивают свои капитальные расходы. Конечно, важно, что мы вышли на требуемый уровень, особенно в условиях пандемии, но принимать кадровые решения и расставаться с ценными специалистами было невероятно трудно.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Кристиан, в пресс-релизе о переходе Дэна Фэллоуза сказано, что он останется в команде до окончания контракта, но не уточняется, когда именно истекает срок. Не могли бы вы уточнить?
Кристиан Хорнер: Я бы не хотел вдаваться в детали, но Дэн точно будет работать у нас еще пару лет.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Тото, насколько мне известно, вы выставили на продажу несколько своих машин. Это как-то связано с тем, что вы, будучи акционером команды, должны инвестировать определенную сумму средств сообразно своей доле?
Тото Вольфф: Нет! (смеётся) Причины намного проще. Я не собираюсь ездить на этих машинах, на это у меня просто нет времени. И не думаю, что это будет воспринято правильно, если я стану разъезжать по окрестностям на Ferrari, пусть даже это фантастический автомобильный бренд. Я не выезжал на этих машинах довольно давно и вместе с Mercedes всё больше тяготею к электромобилям.

Вопрос: (Жюльен Биллотт) Можно ли сказать, что вы соперничаете друг с другом насколько же агрессивно, насколько Льюис и Макс сражаются между собой на трассе?
Кристиан Хорнер: Конкуренция пронизывает всю команду, иначе быть не может. Каждый отдел соперничает с аналогичным отделом у конкурентов, так всегда происходит в гонках. Мы конкурентоспособная команда, мы жаждем успеха и получаем удовольствие от соперничества.

Тото Вольфф: Сражение разворачивается как на трассе, так и вне её, но всё, что происходит вне уик-энда – всего лишь шум. Реальную конкурентоспособность оценивают на автодроме, и критерий простой – время на круге. Вы либо достаточно хороши, либо нет, и если второе – нужно признать это и постараться отыграть отставание.

Вопрос: Насколько отличается характер борьбы, когда она разворачивается между командами, а не между двумя гонщиками одного коллектива? Mercedes и Red Bull Racing в разное время доминировали в Формуле 1, что изменилось сейчас?
Тото Вольфф: В том и другом случае борьба по-своему интересна. Сражение между напарниками, с которым мы имели дело на протяжении нескольких лет, проще контролировать, поскольку они выступают за одну команду на одинаковых машинах. Если же говорить о соперничестве с другой командой, вы не знаете сильные и слабые стороны соперника, потому расклад может меняться от гонки к гонке. Это довольно сложно, поскольку приходится опираться на неполную информацию, многие факторы так и остаются неизвестными, но оба сценария конкуренции мне кажутся одинаково захватывающими!

Кристиан Хорнер: У меня иное мнение. Мне кажется, намного проще соперничать с другой командой, чем иметь конкуренцию внутри своего коллектива, при которой у инженеров неизбежно возникает конфликт интересов. Когда соперник внешний, все работают на одну цель.

Думаю, нынешнее соперничество Red Bull Racing и Mercedes – благо для Формулы 1. Столь острой борьбы не наблюдалось уже долгое время, мы видели семь лет абсолютного доминирования Mercedes. Когда обе команды и два сильнейших гонщика каждый уик-энд сражаются на пределе, больше всего от этого выигрывает сам спорт.

Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Кристиан, к вопросу о Дэне Фэллоузе. Меня удивило, что в Aston Martin до сих пор не выпустили свой пресс-релиз. Похоже, ваше заявление застало их врасплох! Напрашивается вопрос, вашего специалиста переманили каким-то необычным образом, из-за чего у команды могли возникнуть сложности?
Кристиан Хорнер: Ничего подобного. Паддок Формулы 1 – компактное сообщество, стали появляться разные слухи, и вместо того, чтобы наши сотрудники узнали обо всём из новостей, мы предпочли выпустить собственный пресс-релиз. Мы давно знали о предстоящем переходе Дэна в Aston Martin и поступили, как мне кажется, вполне логично.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Вопрос о новой директиве, касающейся пит-стопов. Кристиан, считаете ли вы, что пит-стопы продолжительностью менее двух секунд останутся в прошлом? Тото, вы сказали, что у вас есть вопросы к отдельным моментам – что вы имели в виду?
Кристиан Хорнер: Мне кажется, после предыдущих дискуссий и директив пит-стопы сами по себе стали медленнее. Искусственно задерживать машину на дополнительные 0.2 секунды может быть опасным, поскольку в этот момент всех заботит отрыв от соперников, и механик, дающий сигнал окончания пит-стопа, должен сориентироваться безупречно, а об этом, похоже, не подумали.

Формула 1 – это инновации и конкуренция, пит-стопы продолжительностью менее двух секунд – впечатляющее достижение, и мы должны поощрять это, а не пытаться всё контролировать, иначе где предел? В какой-то момент может дойти до того, что нам будут говорить, как передвигаться в боксах, как сидеть на пит-уолл и какие кнопки нажимать.

Тото Вольфф: Мне уже говорили, какие кнопки не следует нажимать! Знаете, это любопытный момент, ведь должна быть причина появления такой технической директивы, но у меня нет стопроцентной уверенности в этом.

Работа с гайковёртом и отправление машины на трассу – это очень сложный процесс. Мы заинтересованы в борьбе - она нравится всем командам, но ещё более важна безопасность. Как заметил Кристиан, на пит-стопе делается всё возможное, чтобы далее колесо не слетело с крепления, так как штраф за такой инцидент весьма серьезный. Мы и раньше пытались гарантировать, что этого не произойдёт – в системе существовали автоматические выключатели. Из-за этого пит-стоп проходил медленнее, но это было наше собственное решение, никак не связанное с остальными.

Быстрый пит-стоп – это хорошо, и выглядит он здорово, но я не вполне уверен, что новая директива сильно повлияет на его продолжительность: речь идет об одной или двух десятых секунды, а не о самых медленных или самых быстрых пит-стопах. Любопытно, откуда появилось такое решение, и что легло в его основу.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Тото, Льюис Хэмилтон говорил о том, что во Франции, куда Honda привезла свежие моторы, у Red Bull Racing было преимущество в скорости на прямых. Задавались ли вы вопросом, каким образом им удалось добиться прогресса в условиях ограничений на доработку моторов?
Тото Вольфф: С ограничениями всё понятно – моторы прошли процедуру омологации, после чего допустимы только изменения, направленные на устранение проблем с надежностью и иных дефектов, так что никакой разницы между старыми и свежими моторами быть не должно.

Во Франции Red Bull Racing предпочли выступать с низкой прижимной силой, что обеспечило им большое преимущество на прямых. Посмотрим, как будет здесь, но факт остается фактом: неделю назад соперники оказались слишком сильны. Даже с меньшим углом атаки антикрыльев они ничуть не уступали в поворотах, а это доказывает – у их машины довольно много прижимной силы.

Нам нужно продолжать работу и прогрессировать, а не пенять на моторы конкурентов. Контролировать силовые установки – задача FIA, и пока рано утверждать, что продукт Honda намного мощнее нашего. На скорость влияет гораздо больше факторов.

Кристиан Хорнер: Тото хорошо всё описал, теперь ему следует объяснить все эти моменты своему гонщику. Я с интересом слушал комментарии Льюиса, однако некоторые его теории далеки от реальности. Тото верно подметил: у нас был меньший угол атаки антикрыльев, соответственно, меньшее лобовое сопротивление, благодаря которому мы и были быстрее на прямых.

Тото Вольфф: Следует учесть, что гонщик в кокпите чувствует машину и видит, как ведет себя на разгоне его машина и машина соперника, какова разница с активированной DRS и без неё. Мнение гонщика очень важно, особенно если речь идёт о Льюисе – никто лучше него не способен заметить мельчайшие нюансы.

Вместе с тем следует смотреть на ситуацию целиком: чудес не бывает, невозможно просто поставить свежий мотор и поехать на три десятые быстрее. У Red Bull Racing антикрылья были настроены на меньшую прижимную силу, притом их машина всё равно оказалась быстрее нашей в квалификации. Что есть, то есть, мы должны ликвидировать отставание.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Тото, в паддоке звучали предположения, что именно Mercedes обратилась в FIA по поводу пит-стопов, что впоследствии вылилось в очередную техническую директиву. Можете ли вы опровергнуть те предположения и сказать, что всё это произошло без какого-либо участия Mercedes? И еще один вопрос: планировалось, что до конца июня Джеймс Эллисон передаст свои полномочия и станет главным техническим директором Mercedes. Процесс передачи полномочий уже завершен?
Тото Вольфф: Мы отправили в FIA запрос по поводу одного из механизмов безопасности используемой нами системы – мы хотели выяснить, можно ли его оптимизировать. Это был технологический вопрос, и с тех пор прошло три или четыре недели. Имел ли он какие-то последствия? Возможно. Я не знаю, но мы задали именно такой вопрос.

Что касается Джеймса, он славный парень, но ему не удастся сбежать от наших колких и подчас довольно грубых шуточек, так как он продолжит работать в Mercedes в должности главного технического директора! Джеймс будет контролировать все работы над силовыми установками и шасси, в том числе проекты Mercedes в Формуле E и America’s Cup, он остаётся частью нашего коллектива.

Пост технического директора команды займёт Майк Эллиот. Мы вместе с 2013 года, Майк присоединился к команде в должности руководителя отдела аэродинамики за несколько месяцев до того, как я возглавил коллектив. Это невероятно умный человек, иногда мне хочется ущипнуть себя, так как я не могу поверить, что работаю с таким потрясающим специалистом. У нас одинаковый подход к управлению персоналом, и мы можем часами напролет беседовать о нейронауке и психологии, это феноменально!

Вопрос: (Луис Деккер) Не считая сражения между Льюисом и Максом, какое противостояние в истории Формулы 1 вам нравится больше всего?
Кристиан Хорнер: В истории чемпионата было несколько великих противостояний. С детства я помню сражение между Простом и Сенной, между Мэнселлом и Сенной – это было потрясающе. Любому соревнованию нужно соперничество великих атлетов, будь то забег на 100 метров или чемпионат Формулы 1. Конкуренция – неотъемлемая часть спорта, без которой он был бы просто красивой картинкой, не более.

Тото Вольфф: Сражения, о которых говорил Кристиан, поистине легендарные. Времена меняются, гонщики нынешнего поколения отличаются от тех парней, что выступали много лет назад, но когда идешь по здешнему тоннелю и видишь портреты легендарных чемпионов – Шумахера, Сенны, Ханта – ты вспоминаешь, что все они творили чудеса на трассе и в итоге завоевали титул, но притом у них были достойные соперники.

Сейчас за Mercedes выступает семикратный чемпион мира, которому покорились многие рекорды, притом в нынешнем сезоне у него очень быстрый соперник – за их сражением очень интересно наблюдать! Это сражение идёт на пользу спорту, что подтверждается ростом аудитории и всё большим интересом со стороны спонсоров.

Вопрос: (Люк Смит) Тото, в четверг Льюис Хэмилтон сказал, что Валттери Боттас – фантастический напарник, и добавил, что не видит необходимости заменять его другим гонщиком. В какой мере мнение Льюиса повлияет на то, кто станет его напарником в следующем сезоне?
Тото Вольфф: Льюис – часть команды, он всегда участвует в обсуждении кандидатур, нам важно его мнение. Когда дело касается выбора напарника, нет чего-то такого, что мы скрывали бы от Хэмилтона, процесс абсолютно прозрачный. Но то же самое можно сказать о коммуникации с другими гонщиками – с Валттери Боттасом и Джорджем Расселлом диалог такой же открытый, поскольку нам не хочется иметь некую скрытую повестку.

Мы должны оценить варианты и перспективы. У Валттери было несколько успешных уик-эндов, но были и неудачные. Число неудачных нужно свести к минимуму, после чего мы примем решение, но каким бы оно ни было, гонщик, которого оно касается – будь то Валттери или Джордж – узнает о нём первым.

Вторая пресс-конференция

Зак Браун (слева) и Отмар Сафнауэр

Участники: Зак Браун (McLaren), Отмар Сафнауэр (Aston Martin)

Вопрос: Общий вопрос. Ожидается, что Гран При Великобритании пройдет при заполненных трибунах. Для McLaren и Aston Martin это домашняя гонка, как вам перспектива выступить перед десятками тысяч болельщиков?
Зак Браун: Славно, что мы вновь будем выступать перед болельщиками, нам их очень не хватало, а они скучали по гонкам! Формула 1 проделала большую работу и стала ближе к зрителям в различных каналах информации. Правительство Великобритании отлично организовало процесс вакцинации, в стране вновь начинают проводить массовые мероприятия – надеюсь, в скором времени мы увидим заполненные трибуны и на других гонках!

Отмар Сафнауэр: Это хорошие новости и для Формулы 1, и для Великобритании, и для Сильверстоуна. Мы с нетерпением ждём возможности поприветствовать болельщиков. Как сказал Зак, хочется верить, это первый из многих этапов, на которых трибуны будут заполнены целиком.

Вопрос: Стало известно, что вместо отмененного этапа в Сингапуре в начале октября состоится гонка в Турции. Что вы об этом думаете? Отмар, начнём с вас, так как с прошлогоднего турецкого этапа у вас наверняка остались хорошие воспоминания.
Отмар Сафнауэр: Если там снова будет дождь, и мы сумеем взять поул и успешно выступим в гонке, это будет просто замечательно! Но мы не рассчитываем на такой сценарий. Хорошо, что турецкий этап вернулся в расписание, это достойная замена этапу в Сингапуре, но мы надеемся, что иных корректировок не будет, и мы сможем провести все 23 Гран При.

Зак Браун: Это еще одна хорошая новость. Стефано Доменикали, а также все в FIA и FOM сработали очень здорово и сумели обеспечить проведение гонок даже в условиях пандемии, притом всё было сделано максимально безопасно. Именно это позволило запланировать для нынешнего сезона двадцать три этапа. Конечно, COVID-19 еще не отступил, в разных регионах мира ситуация складывается по-разному, но у Стефано наверняка есть план А, план B и план С при общем намерении провести все двадцать три гонки. К сожалению, этап в Сингапуре пришлось отменить, но гонка в Турции всегда получается интересной – думаю, мы сможем провести все запланированные Гран При.

Вопрос: Зак, Ландо Норрис заработал очки в двенадцати гонках подряд, притом он остается единственным гонщиком, который финишировал в призовой десятке во всех прошедших гонках этого сезона. Насколько он вырос как гонщик и как личность?
Зак Браун: С момент своего дебюта в Формуле 1 Ландо выступает очень здорово. Он продолжает демонстрировать невероятную скорость, но стал более зрелым гонщиком и понимает, когда следует рисковать, а когда – нет. Он очень быстр в квалификациях и притом продолжает прогрессировать. Парню всего 21 год, но он уже пилотирует как опытный гонщик и добивается превосходных результатов. Надеюсь, так будет и дальше.

Вопрос: Его прогресс в этом сезоне вас удивил?
Зак Браун: Нет. Возможно, удивился кто-то из соперников, но мы всегда знали, что Ландо очень быстр. Карлос Сайнс, его бывший напарник, тоже демонстрирует хорошую скорость, в McLaren они выступали на равных, так что я ничуть не удивлен и очень доволен тем, что Ландо выступает ровно так, как мы ожидали.

Вопрос: У Даниэля Риккардо очков в два раза меньше, чем у Ландо, однако сам Даниэль после гонки во Франции был в отличном настроении. Можно ли ожидать, что Риккардо вскоре вновь будет выступать на пике формы?
Зак Браун: Уверен, Даниэль уже к этому очень близок. Не стоит забывать, что предсезонные тесты в этом году были особенно короткими, притом мы оказались единственной командой, у которой сменился поставщик моторов. Соответственно, при меньшем количестве тестов от нас требовалось провести существенно большую работу над машиной, у нас не было возможности дать Даниэлю полноценно адаптироваться к MCL35M, но он всё-таки сумел освоиться. Даниэль продолжает выкладываться на пределе, он вполне доволен тем, как идут дела, в команде царит позитивная атмосфера – думаю, мы близки к тому, чтобы увидеть Риккардо в его лучшей форме.

Вопрос: В этом году у McLaren плотное сражение с Ferrari. Во Франции вам удалось оторваться от них, в Кубке Конструкторов вы впереди на шестнадцать очков – каковы дальнейшие цели? По силам ли вам догнать Red Bull Racing, или основным конкурентом вы всё-таки видите Ferrari?
Зак Браун: Думаю, в этом году Red Bull Racing для нас недосягаемы. Мы сражаемся, в первую очередь, с Ferrari, но Alpine и AlphaTauri тоже демонстрируют неплохую скорость. Мы не преодолели и трети сезона, в Формуле 1 команды способны стремительно прогрессировать, и пусть здесь по ходу первой тренировки мы следили в основном за результатами Ferrari, не стоит упускать из вида ни одного из конкурентов. В нашем виде спорта ситуация может измениться очень быстро.

Вопрос: Отмар, похоже, Себастьян Феттель вновь обрел скорость! У него уже всего на три очка меньше, чем было заработано им за весь предыдущий сезон, притом в трех недавних Гран При Феттель стабильно финишировал в призовой десятке. В какой момент у него снова стало всё получаться?
Отмар Сафнауэр: Себастьян постепенно прогрессировал и с каждой гонкой чувствовал себя в кокпите всё более комфортно. Он опытный гонщик, и когда приехал в Монако, знал, как нужно действовать на знаменитой уличной трассе. Там многое зависит от результата в субботу, так что Себастьян сосредоточился на квалификации, успешно в ней сработал, далее хорошо провел гонку и с того уик-энда чувствует себя очень уверенно. Ему с первых дней было комфортно в коллективе, теперь он с каждой гонкой будет еще конкурентоспособнее.

Вопрос: По скорости Лэнс Стролл практически не уступает напарнику. В каких областях Лэнсу удалось добиться прогресса?
Отмар Сафнауэр: Лэнс теперь в большей степени уверен в своих силах. Он отлично выступает в гонках, но ему нередко не везёт в квалификациях, недавний этап во Франции тому подтверждение. Но Лэнс очень быстр, и я рассчитываю, что оба наших гонщика будут регулярно зарабатывать очки для команды.

Вопрос: В четверг вы рассказали о перестановках в техническом штабе команды, а затем мы узнали, что в Aston Martin из Red Bull Racing перейдёт Дэн Фэллоуз. Расскажите об этом подробнее. Почему потребовались перестановки?
Отмар Сафнауэр: На протяжении многих лет численность персонала у нашей команды была едва ли не наименьшей среди всех участников чемпионата. Чтобы соперничать с чемпионскими коллективами, мы должны были нанять больше сотрудников, а для этого необходима иная управленческая структура. Мы назначили Энди Грина на должность главного технического директора, у него в подчинении будут три руководителя, а сам он сможет уделять больше внимания стратегическим вопросам. Ну а сегодня Red Bull Racing предпочли сами объявить, что их нынешний руководитель отдела аэродинамики Дэн Фэллоуз перейдет к нам на должность технического директора.

Вопрос: Ожидаются ли еще какие-либо новые управленческие позиции в Aston Martin, или на этом процесс завершен?
Отмар Сафнауэр: Энди Грину будут подчиняться трое – Дэн Фэллоуз, Лука Фурбатто и Том Маккалоу, но у них также будут свои подчиненные, штат которых мы сейчас формируем. Численность персонала постепенно растёт, так что следите за новостями, мы обо всём объявим в своё время.

Вопросы по видеосвязи

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Отмар, почему вы не объявили о переходе Дэна Фэллоуза раньше Red Bull Racing? Кристиан Хорнер сказал, что в ближайшие два года этот переход не состоится – у вас такое же понимание ситуации?
Отмар Сафнауэр: В четверг мы рассказали о новой структуре технического штаба команды и планировали вскоре объявить о переходе Дэна Фэллоуза. Мы не контролируем действия Red Bull Racing, но благодарны им за то, что они сами обо всём рассказали. Дэн станет отличным дополнением для нашей команды, он человек таких же убеждений. Это высокоэффективный специалист, у которого есть чемпионский опыт, а еще он знаком с Себастьяном, так что мы все очень ждём начала работы с ним. Когда это случится? Мы работаем над этим моментом.

Вопрос: (Эдд Стро) Отмар, насколько сложно в процессе расширения штата заполучить нужного специалиста в нужный момент? У всех есть действующие контракты, притом эти контракты долгосрочные, не так ли? Может пройти несколько лет, прежде чем новый сотрудник появится на базе команды, а затем ему потребуется время на адаптацию. Насколько сложна эта ситуация? Кристиан Хорнер сказал, что Дэна Фэллоуза вы получите только через пару лет, не раньше.
Отмар Сафнауэр: Это марафон, а не спринт. Главное – заполучить нужного специалиста, а не первого попавшегося и в кратчайший срок. Важно находить высокоэффективных людей с таким же мышлением, как у нас самих, и привлекать их в команду, а если для перехода требуется подождать, мы готовы на это пойти.

Вопрос: Зак, в McLaren набирают новых специалистов, или вы довольны сложившейся структурой команды?
Зак Браун: Этот вопрос лучше задать Андреасу Зайдлю, так как он непосредственно руководит командой Формулы 1. Лично я доволен нашими управленцами. В командах Формулы 1 работает много людей, эти люди периодически переходят из коллектива в коллектив, но наш коллектив остается стабильным. У McLaren есть долгосрочная стратегия, мы хотим успешно её реализовать.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Вы оба американцы, притом сейчас в Формуле 1 изо всех сил стараются привлечь внимание американцев к чемпионату. Каким образом, как вам кажется, можно добиться этой цели? Например, за успехи в IndyCar гонщик получает меньше баллов в зачёт суперлицензии, чем за успехи в Формуле 2 – нужно ли это изменить?
Зак Браун: В IndyCar много талантливых гонщиков, некоторые из них вполне способны успешно выступать в Формуле 1, так что процесс начисления баллов в зачет суперлицензии, вероятно, имеет смысл пересмотреть. Популярность Формулы 1 в Америке быстро растёт, в том числе благодаря проекту Netflix. В своё время в Liberty Media признали американский рынок одним из важнейших для Формулы 1 и позволили зрителям заглянуть за кулисы чемпионата, открыв его для социальных сетей и Netflix – американская аудитория с энтузиазмом на это откликнулась. Гонка в Майами должна еще больше укрепить позиции Формулы 1 в США, ну а в дальнейшей перспективе, хочется верить, в чемпионате появится американский гонщик, способный выигрывать Гран При.

Вопрос: Зак, насколько конкурентоспособны гонщики IndyCar, и как на их фоне показал себя Кевин Магнуссен, выступивший за вашу команду в предыдущий уик-энд?
Зак Браун: Парни в IndyCar очень быстры. Пато О’Вард, с которым мы проведем тесты в Абу Даби, Колтон Херта, Скотт Диксон, Джозеф Ньюгарден – с подходящей машиной любой из них в Формуле 1 будет очень конкурентоспособен.

Вопрос: Что скажете о Кевине?
Зак Браун: В гонке на Road America Кевин сработал очень хорошо. Он оказался в непростой ситуации, так как ему пришлось быстро пройти процедуру подгонки сиденья и тут же отправиться на трассу, но команде понравилось работать с ним. Он действовал профессионально, был вполне быстр, но конкуренция в IndyCar очень высока – невозможно усадить гонщика в кокпит и ожидать, что он будет предельно конкурентоспособен спустя всего час после того, как впервые опробовал машину.

Вопрос: Отмар?
Отмар Сафнауэр: Как сказал Зак, популярность Формулы 1 в США растет, в том числе благодаря Netflix. Среди моих американских друзей немало поклонников Формулы 1, но если найдется американский гонщик, способный хорошо выступать в Формуле 1 – а такие наверняка есть, ведь уже сейчас американцы выступают в Европе в младших гоночных сериях – то с его дебютом в чемпионате популярность нашего спорта станет еще выше.

Вопрос: (Жюльен Биллотт) Отмар, во Франции вы были очень довольны тем, что Себастьяну Феттелю удалось проехать очень продолжительный первый отрезок гонки, и назвали это доказательством того, что в Aston Martin не экспериментировали с давлением в шинах, как некоторые соперники, у которых в условиях действия новой директивы возникли сложности. Не могли бы вы пояснить этот момент?
Отмар Сафнауэр: Мы получили новую техническую директиву насчёт давления в шинах, которой должны были следовать, притом наш темп в гонке оказался даже лучше, чем мы могли предполагать. Досадно, что Лэнсу не повезло в квалификации, но его прорыв с девятнадцатого места на десятое стал отличным подтверждением нашей скорости. Себастьян на последних кругах догонял группу машин и если бы не допустил помарку, причиной которой могло быть изменение направления ветра, то вполне мог побороться за более высокие места. Тот уик-энд показал, что мы успешно работаем с шинами в условиях действия новой технической директивы и притом продолжаем демонстрировать хороший темп.

Вопрос: Отмар, если этот уик-энд пройдет без проблем, на какой результат вы можете рассчитывать?
Отмар Сафнауэр: Нам нужно поработать над отдельными моментами. По ходу первой тренировки на длинной серии кругов у нас был неплохой темп, а вот скорость на единственном быстром круге требует внимания. Если получится квалифицироваться достаточно высоко, с нашим гоночным темпом мы можем рассчитывать на места в призовой десятке для обоих гонщиков.

Вопрос: (Дитер Ренкен) В разговоре о лимите на расходы Кристиан Хорнер сказал, что предпочел бы иметь один показатель на несколько лет вместо постепенного его уменьшения с течением времени. Вас бы устроил такой сценарий? Ситуация в McLaren и Aston Martin отличается от ситуации в трех крупнейших командах чемпионата, но в какой-то момент вы можете точно так же столкнуться с необходимостью что-то снижать до требуемого уровня.
Отмар Сафнауэр: Я не знаю, на какой именно вопрос отвечал Кристиан, и не слышал его ответа. Могу лишь предположить, что один показатель – это тот, который есть сейчас. Даже с одним показателем должен быть некий стартовый уровень и тот уровень, к которому мы все договорились прийти, а сам переход, как мне кажется, должен всё-таки быть постепенным.

Зак Браун: У меня нет конкретного мнения на этот счёт. Решение было принято давно, мы следуем намеченному плану, нет смысла дискутировать на эту тему.

Вопрос: (Эдд Стро) Отмар, весьма необычно, что в Red Bull Racing сами объявили о переходе к вам Дэна Фэллоуза и притом сделали это раньше, чем вы ожидали. Есть ли опасения, что вопрос о переходе всё еще остается открытым? Дэн совершенно точно переходит в Aston Martin, или здесь разыгрывается некий сценарий, в рамках которого в Red Bull Racing решили сделать заявление? Возможно, вам осталось договориться только о дате перехода?
Отмар Сафнауэр: Вопрос о переходе решен, Дэн будет работать у нас, осталось договориться о конкретной дате.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Что вы думаете о ситуации с гибкими передними антикрыльями? Должны ли в FIA по аналогии с проверками заднего антикрыла ужесточить проверки переднего?
Зак Браун: Нужно тщательно проверять всю машину – переднее, заднее антикрыло, воздуховоды тормозов и многие другие элементы. Команды всё время стараются расширить границы возможного, а FIA с помощью технических директив, которые не всегда напрямую касаются машины, стараются конкретизировать те или иные моменты, касающиеся выполнения правил. Если кто-то считает, что соперники нарушают правила, на это должна быть соответствующая проверка со стороны FIA.

Вопрос: Вас беспокоит ситуация с передними антикрыльями?
Зак Браун: Нет. Не вижу в ней ничего такого, что могло бы внезапно на нас сказаться.

Отмар Сафнауэр: У нас тоже никаких опасений на этот счёт.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё