Гран При Азербайджана: Пресс-конференция в воскресенье

Подиум Гран При Азербайджана

1. Серхио Перес (Red Bull Racing)
2. Себастьян Феттель (Aston Martin)
3. Пьер Гасли (AlphaTauri)

Интервью на трассе

Вопрос: (Пол ди Реста) Пьер, очередной подиум и впечатляющая гонка! Что вы чувствуете?
Пьер Гасли: Это невероятно! Я даже не знаю, что сказать. Сумасшедшая гонка, особенно два последних круга – они были очень напряжёнными. Машина весь уик-энд вела себя великолепно. В каждой сессии мы показывали отличную скорость. В квалификации всё прошло просто супер. Я не знал, удастся ли в гонке сохранить четвёртое место или даже побороться за подиум. Но в итоге всё получилось. За карьеру в Формуле 1 я уже финишировал первым и вторым, а теперь третьим. Невероятно, что мы завоевали подиум в этот уик-энд.

Вопрос: (Пол ди Реста) Ваше сражение с Шарлем Леклером за пару кругов до финиша было просто потрясающим! Сперва он обогнал вас, но вы сумели контратаковать!
Пьер Гасли: Да, у меня был напряжённый поединок с Шарлем Леклером... Мне пришлось нелегко из-за проблемы с силовой установкой – я терял мощность на прямой. В середине гонки Себастьяну удалось меня опередить, и я знал, что последние круги будут сложными, ведь позади ехал Шарль.

Перед каждым поворотом я тормозил максимально поздно, всякий раз опасался, что машина не успеет замедлиться, но должен был рисковать, поскольку очень хотел подняться на подиум. Здорово, что у нас был настолько успешный уик-энд.

Вопрос: (Пол ди Реста) Уверен, вы должным образом отпразднуете этот успех вместе с командой, не так ли?
Пьер Гасли: Мы заработали много очков, я очень доволен. Юки тоже отлично выступил. В целом, фантастическая работа. Надеюсь, вечером мы вместе это отпразднуем!

Вопрос: (Пол ди Реста) Себастьян, такое ощущение, что в последних двух гонках вы нашли секрет успеха! Это первый подиум для Aston Martin в Формуле 1! Что значит этот успех для команды?
Себастьян Феттель: Этот подиум многое для нас значит! Начало сезона выдалось очень непростым, но здесь мы отлично провели гонку, хороший темп стал ключом к успеху! Я здорово стартовал, сразу отыграл пару позиций, а потом контролировал состояние шин. Когда соперники отправились на пит-стоп, я взвинтил темп и сумел опередить Юки Цуноду. В момент рестарта я обогнал еще две машины, очень помогло то, что мои более свежие шины прогрелись достаточно быстро. Отличный день, я очень счастлив и рад за всю нашу команду!

Мы не ожидали такого результата. Пусть в пятницу мы были на далеких позициях, машина вела себя довольно неплохо, так что я не беспокоился. В субботу мы не добились нужного результата, но оттого сегодняшний подиум еще приятнее!

Вопрос: (Пол ди Реста) Квалифицировавшись одиннадцатым, вы стартовали на свежем комплекте шин, и такой же свежий комплект был у вас на заключительном рестарте...
Себастьян Феттель: Конечно, в плане стратегии было бы лучше стартовать на пару позиций выше, но в итоге свежий комплект шин очень пригодился, так как у соперников шины в квалификации проехали на пару кругов больше, а я смог дольше оставаться на трассе. Сегодня я сумел сберечь ресурс шин, держал хороший темп, эффективно действовал на рестартах – всё это помогло постепенно отыгрывать позиции.

Вопрос: (Пол ди Реста) Серхио, первая победа с Red Bull Racing в совершенно сумасшедшей гонке!
Серхио Перес: Я так счастлив! Гонки в Баку обычно бывают довольно безумными, но прежде всего я должен сказать, что мне очень жаль Макса Ферстаппена, ведь он прекрасно проводил гонку, и для команды было бы невероятно здорово, если бы мы завоевали победный дубль.

В любом случае, для нас это фантастический день! Мы были близки к тому, чтобы сойти с дистанции, но нам всё-таки повезло, машина дотянула до финиша. Хотя мне пришлось очень непросто.

Вопрос: (Пол ди Реста) Семикратный чемпион мира прессинговал вас на протяжении большей части гонки. Скажите, о чем вы думали в момент заключительного рестарта?
Серхио Перес: По ходу всей гонки Льюис Хэмилтон ехал в очень хорошем темпе, а наш пит-стоп тоже был не самым быстрым, как и у Mercedes, поэтому после того, как я вернулся на трассу, позже него поменяв шины, он оказался довольно близко. А вообще он прессинговал меня с самого начала гонки.

На рестарте я тронулся с места не лучшим образом, но когда его машина поравнялась с моей, я подумал, что ни в коем случае не должен упустить победу. Я затормозил как можно позже, он поступил так же, но у меня всё получилось, как надо, а у него нет.

Вопрос: (Пол ди Реста) Можно ли сказать, что вам удалось адаптироваться к машине Red Bull Racing? В следующих гонках вы будете столь же конкурентоспособны?
Серхио Перес: Конечно, сегодняшняя победа добавит уверенности и мне, и всей нашей команде!

Пресс-конференция

Пресс-конференция после финиша

Вопрос: Серхио, примите поздравления! Потрясающий для вас день, насколько приятно стоять на верхней ступеньке подиума?
Серхио Перес: Очень приятно! Но начну со слов благодарности команде за подаренный мне шанс. Начало сезона выдалось не таким, как мы рассчитывали, адаптироваться к машине оказалось сложнее, чем я мог себе представить, но я много работал с инженерами на базе Red Bull Racing и, наконец, добился отличного результата.

Проблески скорости были и на других трассах, в этот уик-энд всё с самого начала складывалось здорово, однако в финале квалификации мы сработали не лучшим образом. Но мы не пали духом, с оптимизмом ждали гонку, и она сложилась просто фантастически! Я очень рад своему результату, он добавит уверенности и мне самому, и моей команде. После всех недавних событий – неопределенность будущего, смена команды, непростое начало сезона – этот успех особенно важен, и не менее важно им насладиться!

Вопрос: Учитывая сказанное, эта победа воспринимается иначе, чем победа в Гран При Сахира в прошлом году?
Серхио Перес: Первая победа в Формуле 1 – всегда нечто невероятное. Но первая победа с новой командой помогает всем чувствовать еще большую сплоченность. Всегда приятно разделить с коллективом радость от успеха, мы живём ради этих эмоций в воскресенье. Безусловно, первая победа с Red Bull Racing для меня особенная. У меня не так много побед в Формуле 1, и они все особенные! (смеется) Должен сказать, сегодня я от старта до финиша атаковал на пределе, психологически было очень непросто.

Вопрос: На дистанции вы были очень быстры, но позвольте спросить вас о последних кругах гонки. Насколько сильно вы нервничали перед рестартом? Были ли у вас опасения насчёт того, сумеете ли вы удержать лидерство, и беспокоила ли надежность машины?
Серхио Перес: Ожидая рестарта, я о многом успел подумать. Команда попросила меня не бросать машину из стороны в сторону в попытках прогреть шины, однако я никак не мог вывести их в рабочий диапазон. Но мы всё-таки надеялись удержать лидерство, ведь до финиша оставалась всего пара кругов. Когда лидируешь в гонке, ты не можешь выиграть что-то еще, но рискуешь всем, рискуешь потерять победу. Потому было особенно важно хорошо сработать на рестарте.

В момент рестарта мои шины были слишком холодными, Льюис лучше сорвался с места. Перед первым поворотом я старался тормозить как можно позже и думал: «Нет, я не должен уступить первое место!» Льюис находился на внутренней, более грязной стороне трассы, и в итоге промахнулся мимо апекса. Но это лишний раз доказывает, что никто из нас не застрахован от ошибок. Мы выкладываемся на пределе на каждом круге, ошибиться может каждый.

Вопрос: Вы видели, как перед рестартом от тормозов на машине Льюиса шёл дым?
Серхио Перес: Я был сосредоточен на том, чтобы мне самому вовремя затормозить перед первым поворотом!

Себастьян Феттель: Почему команда попросила тебя не бросать машину из стороны в сторону?

Пьер Гасли: Потому что у Макса взорвалась шина.

Серхио Перес: Да, мы опасались, что с моими шинами может случиться то же самое.

Вопрос: Себастьян, потрясающий результат для вас и Aston Martin при старте с одиннадцатого места! На какой результат вы рассчитывали, готовясь к гонке?
Себастьян Феттель: У нас не было каких-то особенных ожиданий. Я чувствовал, что в этот уик-энд мне комфортно в кокпите, понимал, что нам по силам заработать несколько очков, но не мог предположить, что сумею финишировать на втором месте!

В гонке мы были очень быстры, я здорово провел первый отрезок дистанции – мне удалось сберечь ресурс шин и провести пит-стоп позже многих соперников, что очень помогло в дальнейшем. К моменту первого рестарта я ехал шестым, притом шины у меня были свежее, чем у соперников. Соответственно, мне было проще вывести резину в рабочий диапазон, что помогло опередить Шарля и Пьера.

Наше сражение в третьем повороте было довольно острым, Шарль оказался смелее, чем я ожидал! Я тормозил позже него, но он внезапно отпустил педаль тормоза, и я подумал: «Что ж, теперь он точно врежется в стену». Я начал смещаться на внутренний радиус, но Шарль каким-то непонятным образом вписался в поворот! К счастью, в конце круга я всё-таки сумел его обогнать.

Далее я ехал четвертым в одном темпе с лидерами, но потом гонку остановили красными флагами. Досадно за Макса Ферстаппена, всегда обидно вот так упускать победу. Не знаю, что именно там произошло, но, похоже, у Лэнса была та же проблема – подвела шина. В результате я оказался третьим.

Как сказал Серхио, когда до финиша остается пара кругов, стараешься избежать неприятностей и удержать позицию. Я хорошо среагировал на рестарте, но мне было некуда деться, а затем я увидел, как Льюис Хэмилтон ошибся в первом повороте. Я пытался удержаться за Серхио, чтобы получить шанс на атаку, но он быстро от меня оторвался.

В любом случае, я очень доволен вторым местом, для нашей команды это отличный результат. В предыдущих гонках нам было очень непросто, после уверенного выступления в предыдущем сезоне мы рассчитывали, что будем более конкурентоспособными. Мне хочется поскорее вернуться в коллектив и выпить пару бокалов за наш успех!

Вопрос: Себастьян, для вас это 122-й подиум и первый с Aston Martin. Насколько он особенный?
Себастьян Феттель: Я давно не поднимался на подиум, и, конечно, всегда приятно добиться хорошего результата с новой командой. В четверг я сказал, что готов бороться за высокие позиции, и мне понравилась эта гонка, поскольку с каждым кругом я всё больше наслаждался пилотажем.

Находясь на четвертом месте, я понимал, что это уже немало очков для команды и меня самого. Но, будучи в шаге от подиума, я думал, что мы можем добиться гораздо большего, если случится что-то непредвиденное. Всегда нужно быть готовым взять максимум от ситуации.

В ожидании рестарта я предпочел остаться в кокпите, чтобы ни на что не отвлекаться и быть готовым к продолжению борьбы. Думаю, сегодня мы сработали по максимуму. Я чувствовал себя абсолютно комфортно. Знаете, я один из немногих гонщиков, которые не испытывают потребности помочиться по ходу гонки, потому я могу оставаться в кокпите очень долго!

Пьер Гасли: А ты знаешь кого-то, у кого есть такая потребность?

Себастьян Феттель: Да! А разве у тебя такой потребности нет?

Пьер Гасли: Определенно нет!

Себастьян Феттель: Думаю, эта потребность есть у половины пелотона, а у меня её никогда не было! Как-то раз я пытался помочиться прямо в кокпите по ходу гонки, но ничего не получилось!

Вопрос: Себастьян, после инцидента с вашим напарником опасались ли вы, что подобные проблемы могут возникнуть и у вас?
Себастьян Феттель: Да, но я не знал, что именно произошло у Лэнса. Я видел, как он на прямой потерял контроль над машиной, и подумал, что у него был контакт с барьером в девятнадцатом повороте, но на следующем круге не заметил там каких-либо следов и не мог понять, почему инцидент случился на прямой. Команда сообщила, что с Лэнсом всё в порядке, но сама ситуация была странной. Похоже, мое положение было менее рискованным, так как шины у меня проехали меньше кругов, но когда такие же проблемы случились у Макса Ферстаппена, оставался один вопрос – кто следующий?

Повторюсь, я не знаю причин, но такие инциденты не должны случаться. Нужно провести тщательное расследование, ведь для таких аварий худшего места, чем трасса в Баку, просто не придумаешь. Всё могло закончиться гораздо хуже, ведь инцидент произошел на скорости за 300 км/ч в непосредственной близости от въезда на пит-лейн. Поначалу я беспокоился, но когда гонку остановили красными флагами, понял, что все смогут сменить шины и больше проблем быть не должно.

Я понимал, что у Лэнса проблемы случились после того, как шины проехали более тридцати кругов – он стартовал на том комплекте Hard. У Макса перед аварией шины проехали практически ту же дистанцию. Странная ситуация, но за себя я практически не беспокоился, поскольку понимал, что буду последним, с кем подобное может произойти, так как шины у меня были свежее, чем у соперников.

Вопрос: Пьер, вы пилотировали безупречно! В Монако вы финишировали шестым, а здесь поднялись на подиум! Насколько неожиданным получился этот результат?
Пьер Гасли: С начала уик-энда мы неожиданно для самих себя оказались невероятно быстры. Да, в Монако у нас тоже была хорошая скорость, но мы не знали, окажемся ли столь же конкурентоспособными в Баку.

Буквально с первого круга мне было абсолютно комфортно в кокпите, я чувствовал себя уверенно и мог атаковать в полную силу. В квалификации я показал лучший результат с начала сезона – четвертое место в паре сотых от первого ряда, а в гонке у нас был потрясающий темп – особенно в начале, когда я ничуть не уступал лидерам.

Правда, на второй половине дистанции у нас возникли проблемы с силовой установкой, из-за которых я стал терять скорость на прямых. Ситуация осложнялась всё больше, я не был уверен, что мы сумеем удержать позицию, но в итоге всё получилось – в плотной борьбе с Шарлем Леклером на последних кругах гонки я всё-таки отстоял третье место! Скажу честно, мне понравилось наше сражение, оно было острым и одновременно очень корректным. И, конечно, я очень рад за всю нашу команду, мы вместе заработали уже третий подиум!

Вопрос: В какой мере проблемы с силовой установкой сказались на вашем темпе?
Пьер Гасли: Нужно взглянуть на телеметрию, но разница с Юки была очевидной. Инженеры сказали переключить немало настроек, чтобы минимизировать негативный эффект, я был очень быстр на втором секторе, но на прямых обороняться было сложно, и Себастьян всё-таки вышел вперед.

Когда до финиша оставалось всего два круга, я понимал, что Шарль Леклер точно так же может опередить меня на прямой, и именно это и случилось! К счастью, мне удалось воспользоваться слипстримом и провести успешную контратаку в первом повороте. Шарль пробовал вернуть позицию перед третьим поворотом, мне пришлось тормозить максимально поздно. Незадолго до этого в сражении с Себастьяном я едва не врезался в стену, но каким-то образом успел сбросить скорость, и с Шарлем получилось то же самое!

Я очень хотел заработать подиум и потому откровенно рисковал, но оно того стоило – я безумно рад своему результату!

Вопрос: На уличных трассах машина AlphaTauri оказалась очень быстра. Каковы шансы, что через две недели на стационарном автодроме во Франции вы будете столь же конкурентоспособны?
Пьер Гасли: Гран При Франции – моя домашняя гонка, и я, конечно же, хочу выступить максимально здорово. Для меня это будет особенный уик-энд, ведь я впервые приеду во Францию, имея на своем счету победу в Гран При.

Всегда важно понимать причины неудач, но когда всё складывается очень здорово, как в этот уик-энд, не менее важно понимать, за счёт чего это получилось – а сейчас у нас нет ответа на этот вопрос. Конечно, подобные сюрпризы очень приятны, и я буду рад, если они будут случаться чаще, но всё-таки нужно разобраться, за счёт каких факторов мы оказались настолько быстры.

Вопросы по видеосвязи

Вопрос: (Люк Смит) Себастьян уже отвечал на вопрос о проблемах с резиной у Стролла и Ферстаппена, потому мой вопрос для Серхио и Пьера. В какой мере вас беспокоило состояние шин, какие советы давала вам команда, и какого рода расследование нужно провести после сегодняшних инцидентов?
Серхио Перес: Когда гонку остановили красными флагами, мне сообщили минимум информации, но я и не хотел подробностей, так как предстояло продолжать на более свежем комплекте шин. Однако причины инцидента нужно непременно выявить, ведь если с шиной что-то случается на такой большой скорости, последствия могут быть весьма неприятными. К счастью, сегодня Лэнс и Макс не получили никаких травм, но мы должны разобраться, что именно там произошло.

Пьер Гасли: Полагаю, Серхио и Себастьян нервничали больше меня, ведь инциденты случились с их напарниками. Я не так уж беспокоился, но если подходить к вопросу с позиции безопасности, Лэнс угодил в аварию на скорости в 280 км/ч, а Макс – на скорости более 300 км/ч. Поверьте, никому не хочется на таких скоростях иметь проблемы с шинами.

Хорошо, что в обоих случаях обошлось без травм, но теперь нужно разобраться, что именно произошло, и сделать так, чтобы подобные инциденты не повторялись. Должно быть какое-то объяснение, дело в машине или в шинах. Уверен, будет проведено тщательное расследование. Всегда неприятно наблюдать подобные инциденты, но за свои шины я не так уж беспокоился.

Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Себастьян, перед своим единственным пит-стопом вы держали отличный темп и сумели опередить нескольких соперников. Была ли у вас возможность еще дольше оставаться на трассе? Не казалось ли вам в тот момент, что вы упустили шанс отыграть еще больше позиций?
Себастьян Феттель: Принять решение о пит-стопе было очень непросто. Мы понимали, что до финиша еще немало кругов, я с самого старта старался беречь шины и благодаря этому отыграл несколько позиций. Резина работала неплохо, я чувствовал, что могу еще долго оставаться на трассе, и сообщил об этом команде, но наступил удачный момент для пит-стопа, и мы были рады после смены шин оказаться на шестой позиции. На шинах Hard я чувствовал, что могу мчаться быстрее Шарля Леклера, но мне хотелось сохранить их эффективность до конца гонки и избежать проблем, какие случились у Лэнса. На первом рестарте мне очень помогло, что мои шины были в чуть лучшем состоянии, чем у соперников.

Возможно, я мог бы и дольше оставаться на Soft, поскольку мой темп был на удивление неплохим. Видя, как соперники довольно рано отправились менять шины, мы не ожидали, что ресурса Soft хватит на такое количество кругов, но мы отлично контролировали эффективность резины и смогли дольше оставаться на трассе. Конечно, после гонки всегда легко говорить, что можно было сработать еще лучше, но в тот момент нам хотелось закрепиться на позиции и успеть вернуться на трассу до того, как соперники позади смогут взвинтить темп.

Вопрос: (Люк Смит) Серхио, вы были быстры на протяжении всего уик-энда и оступились разве что в финале квалификации, когда попали в трафик. У вас есть ощущение, что вы полностью адаптировались к машине Red Bull Racing? Насколько вы уверены в том, что в гонках на стационарных автодромах будете столь же конкурентоспособны?
Серхио Перес: Я чувствую, что добился прогресса, причем не только в этот уик-энд, но и в Монако. С каждым этапом я лучше понимаю машину, после каждой гонки мы с командой собираемся на базе и стараемся выяснить, в чем можно прибавить, как сработать эффективнее. Мы постепенно прогрессируем, и я не вижу причин, по которым на других трассах я не смогу быть столь же быстр, как сегодня. Позади всего шестая гонка, впереди еще немало этапов, важно сохранять позитивную динамику и прогрессировать от уик-энда к уик-энду.

Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Себастьян, в любом виде спорта важен правильный психологический настрой. В какой мере хороший результат в Монако и подиум в Баку добавят вам уверенности? Можно ли сказать, что вы полностью адаптировались к машине Aston Martin?
Себастьян Феттель: В Формуле 1, наивысшей категории автоспорта, каждый гонщик способен быстро мчаться по трассе, а разница подчас объясняется мельчайшими факторами. В начале сезона на адаптацию к машине мне потребовалось больше времени, чем я предполагал, но я не сомневался, что в какой-то момент всё начнёт получаться. Уик-энд в Монако прошёл замечательно, хороший результат мне очень помог. Можно долго спорить, уменьшился ли прессинг, но в начале сезона ожидания всегда очень высоки, и долгожданный результат был очень приятен.

Отправляясь в Баку, мы не знали, чего ожидать. На уличной трассе уверенность в машине особенно важна, а я уже в пятницу ощущал себя очень комфортно. Да, мы были на далеких позициях, но меня это не беспокоило. В финале квалификации я допустил блокировку колес и не добился того результата, на который мы могли рассчитывать, но это оказался один из тех уик-эндов, когда в воскресенье мы выглядели еще увереннее, чем в субботу.

В предыдущих Гран При мы хорошо смотрелись в квалификации, но в гонке сталкивались с трудностями, а в этот раз получилось наоборот. Я очень удивился, когда на дистанции без проблем держался за Юки Цунодой, а позже прессинговал Шарля Леклера, чтобы он, в свою очередь, начал прессинговать Пьера. На протяжении всего уик-энда мне было комфортно в кокпите, а это очень помогает. Надеюсь, так будет и в следующих Гран При. Во Франции более–менее стандартная трасса, посмотрим, на каких позициях мы окажемся, но мне хочется верить, что отныне мы сможем регулярно бороться за места в призовой десятке.

Вопрос: (Люк Смит) Вопрос ко всем. Вас удивило, что гонку решили возобновить за два круга до окончания дистанции? Учитывая короткий рывок до первого поворота, вас обрадовало решение провести рестарт с места?
Пьер Гасли: Формула 1 с некоторых пор принадлежит американской компании, и я не удивлен, что на первое место выходит зрелищность. Не поймите неправильно, я обрадовался решению провести рестарт, ведь это всегда интересно!

Я понимал, что могут быть шансы, так как за два круга до финиша все будут сражаться на пределе и стараться за короткий промежуток времени отыграть как можно больше мест. Я не видел запись последних двух кругов, но моё сражение было предельно интенсивным, я получил удовольствие! Надеюсь, в будущем мы не раз увидим нечто подобное.

Серхио Перес: В Имоле рестарт не стали давать с места, но это было бы несправедливым решением, так как после дождя правая сторона трассы оставалась мокрой. Если рестарт уместен, это помогает удерживать зрителей у экранов телевизоров – уверен, те два круга были для них самыми интересными! Правда, мне самому из-за рестарта пришлось очень непросто.

Себастьян Феттель: Думаю, отношение к рестарту зависит от того, чем он для тебя закончился, а не от того, с какой стороны трассы ты продолжил гонку. Если удалось отыграть позиции, ты доволен, а если всё получилось настолько плохо, как сегодня у Льюиса Хэмилтона, эмоции вряд ли будут положительными.

Но рестарты всё больше напоминают то, что было много лет назад, с их помощью стараются повысить зрелищность. Надеюсь, в будущем сами гонки будут более захватывающими. Сегодня в силу разных событий гонка получилась интересной, но нужно внимательно следить за тем, чтобы в какой-то момент интрига не стала создаваться искусственно. Мы сражаемся на пределе, а сейфти-кар может как помочь, так и испортить тебе гонку. Главное, чтобы он появлялся на трассе, когда это действительно необходимо, а в случае с обеими сегодняшними авариями эта необходимость была очевидной. Правда, меня удивило, что после аварии Макса сейфти-кар довольно долго не покидал пит-лейн, ведь все видели, что машина Red Bull Racing замерла буквально посреди трассы. Посмотрим, что скажут в дирекции гонки. В целом отношение к рестарту зависит от конкретной ситуации и от того, насколько удачно или неудачно он для тебя сложился.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё