Гран При Азербайджана: Пресс-конференция в пятницу

Первая пресс-конференция

Участники: Гюнтер Штайнер (Haas), Франц Тост (AlphaTauri), Отмар Сафнауэр (Aston Martin)

Вопрос: Франц, в четверг Юки Цунода рассказал, что после Гран При Монако переехал в Италию. Почему для него настолько важно находиться ближе к команде?
Франц Тост: Вы знаете, переезд из Великобритании в Италию – благо. Прекрасная погода, фантастическая кухня, приятные люди и, наконец, возможность более тесно работать с инженерами. Юки всё еще нужно многому научиться, да и сам он еще зимой хотел перебраться в Италию. Тогда мы решили оставить его в Великобритании, но теперь он живёт в Италии и очень этим доволен. Мы рады, что Юки перебрался ближе к команде, так нам проще контролировать все аспекты подготовки.

Вопрос: Что вы подготовили для Юки, какие повседневные задачи он выполняет? Насколько активно он общается с инженерами?
Франц Тост: Список повседневных задач довольно прост: с 9 утра до 9:30-10:00 Юки тренируется в зале, после чего с 10:30 до 11:30-12:00 обсуждает разные вопросы с инженерами. Вскоре после полудня у него урок английского вместе с инженерами, потом ему позволено провести еще пару часов в тренажерном зале, а далее он должен идти спать. Всё просто.

Вопрос: Кто определил для него такую программу? Лично вы?
Франц Тост: Да.

Вопрос: Франц, трасса в Баку новая для Юки, притом это уже второй этап подряд на уличной конфигурации. Наверняка вашему гонщику приходится очень непросто. Насколько хорошо он справляется?
Франц Тост: Не стоит забывать, что предыдущие гонки выдались для Юки очень непростыми. Он никогда не выступал в Портимао и Монако, а теперь ему предстоит впервые гоняться в Баку. Уровень конкуренции в Формуле 1 очень высок, и чтобы оказаться во главе целой группы гонщиков, сражающихся в середине пелотона, нужно собрать воедино все факторы.

Должен сказать, в первой тренировке в Монако Юки сработал очень неплохо и не так много уступил Пьеру Гасли, но во второй, к сожалению, перестарался и врезался в стену. Впрочем, это часть процесса адаптации – нельзя ожидать, что на уличных трассах дебютант не будет допускать ошибок. Вы сами могли наблюдать, как в отдельных поворотах ошибались гораздо более опытные гонщики.

Сейчас Юки прогрессирует в хорошем темпе, а мы должны всячески его поддерживать. В том числе по этой причине мы попросили его переехать в Италию, чтобы он мог больше времени проводить с инженерами и анализировать всю доступную информацию. Это позволит ему быстрее находить нужный ритм и эффективнее действовать на торможениях.

Сегодня в первой тренировке он выглядел весьма уверенно и всего один раз заблокировал передние колеса – думаю, причины чисто технические, мы с ними разберемся. Надеюсь, в оставшихся сессиях Цунода не угодит в аварию, поскольку для него очень важно проехать максимально возможную дистанцию.

С каждым кругом он будет набираться опыта, и тогда я смогу с оптимизмом ждать квалификацию и гонку, ведь наша машина в целом конкурентоспособна, осталось добиться прогресса с нашим дебютантом. Такой подход мы используем не только в отношении Юки, но в отношении любого неопытного гонщика. Я абсолютно уверен, что дебютный сезон для Юки будет успешным.

Вопрос: Гюнтер, в продолжение темы работы с гонщиками: в четверг Никита Мазепин сказал, что в Монако вы дали ему совет, который помог ему выступить лучше. Не могли бы вы рассказать о той беседе? Это был прогресс в одной конкретной гонке, или вы ожидаете, что Никита закрепит позитивную динамику?
Гюнтер Штайнер: Речь не идёт о каком-то конкретном факторе. Невозможно справиться со всеми трудностями за одну тренировку, но мы с Никитой много беседовали с самого начала сезона, и я старался помочь ему обрести уверенность в собственных силах. Правда, после слов Франца о том, насколько хороша Италия для дебютантов, я начинаю беспокоиться из-за нежелания Никиты переезжать в Италию! Франц, ты должен предложить переехать еще и Никите с Миком, если Италия настолько прекрасна!

Франц Тост: Ты ведь сам из Италии и всё прекрасно знаешь!

Гюнтер Штайнер: Да, знаю, но я не указываю гонщикам, куда им следует перебраться. Если серьезно, Никите нужно прибавить в уверенности. Сегодня он выглядел неплохо вплоть до последних минут первой сессии. Похоже, окончание тренировки для нас самый сложный период, если судить по аварии Мика в субботней сессии в Монако и сегодняшним неприятностям Никиты.

Как сказал Франц, уровень конкуренции в Формуле 1 очень высок. Мы не пытаемся пробиться в середину пелотона, а стараемся помочь нашим гонщикам адаптироваться. Не секрет, что у наших парней нет ориентира в лице опытного напарника, для обоих напарник – такой же дебютант, что осложняет задачу. Мику и Никите нужно постепенно входить в ритм и обретать уверенность, с которой возможен дальнейший прогресс, им не следует смотреть на протокол и рассуждать, насколько всё хорошо или плохо.

Вопрос не в секундах, а в том, какие знания были получены. Им обоим нужно многому научиться, процесс займёт немало времени – мы понимали это еще до начала сезона, и сейчас всё складывается так, как мы предвидели.

Но не скажу, что я недоволен. Конечно, я предпочел бы обойтись без аварий, но с этим мы как-нибудь справимся. В целом парни прогрессируют, обстановка в команде всё более спокойная – это тоже позитивный момент.

Вопрос: Ваc удивил прогресс Мазепина в Монако – на самой сложной трассе сезона?
Гюнтер Штайнер: Нет, поскольку прогресс в какой-то момент должен был случиться. Где именно – не мне решать, но я не сомневался, что Никита сумеет прибавить. Он здорово выступал в Формуле 2, выигрывал там гонки, так почему он не смог бы добиться прогресса?

Как в случае с любым фактором в Формуле 1, это всего лишь вопрос времени. И как в любом виде спорта, это время не бесконечно. Хорошо, что у Никиты прогресс случился в Монако, да и сегодня в первой тренировке он сработал очень неплохо. Надеюсь, у него получится закрепить позитивную динамику, но вы знаете – в спорте взлеты чередуются с падениями.

Будут гонки, в которых нам вновь придется непросто, вновь мы должны будем как-то стабилизировать ситуацию. Повторюсь, я знал, что Никита сумеет добиться прогресса, а тот факт, что это случилось в Монако… что ж, может просто совпадение.

Вопрос: Отмар, в продолжение темы. Лэнс Стролл, конечно, не дебютант, но видите ли вы Себастьяна Феттеля в качестве ментора для Лэнса?
Отмар Сафнауэр: Конечно, Лэнс не новичок. Он давно выступает за нашу команду, притом у него с Себастьяном сложились хорошие отношения. У Феттеля, безусловно, гораздо больше опыта, что вывело наши брифинги на несколько иной уровень. Себастьян помог нам шире взглянуть на многие вопросы, это ценит не только Лэнс, но и вся команда.

Вопрос: Пятое и восьмое места в Монако стали хорошей наградой для Aston Martin после непростого начала сезона. Насколько вы довольны тем результатом, и как он сказался на атмосфере в команде?
Отмар Сафнауэр: Вы знаете, в Монако особенная, не похожая на остальные трасса, но мы постараемся закрепить показанный там результат. Конечно, тот факт, что в Монако мы сработали здорово, добавил оптимизма всем в коллективе. Пит-стопы прошли отлично, стратегию выбрали верно, да и в квалификации мы были достаточно быстры. Если продолжать работать столь же эффективно, возможно, мы и далее сможем зарабатывать очки обеими машинами.

Вопрос: Полагаете, в Баку вам удастся закрепить успех?
Отмар Сафнауэр: Пока рано делать прогнозы. Мы неплохо сработали в первой тренировке, но не выезжали на самом мягком составе смеси. Предстоит многое выяснить во второй тренировке, а затем поработать предстоящей ночью, чтобы как можно лучше подготовиться к продолжению борьбы в субботу.

Вопрос: Этап в Монако доказал, что Себастьян Феттель вновь обрёл скорость?
Отмар Сафнауэр: Можно сказать, Себастьян стал чувствовать себя гораздо комфортнее. Если в Монако гонщику некомфортно в кокпите, он не может выжимать из машины всё, на что она способна. Себастьян чувствовал себя отлично и сработал хорошо и в квалификации, и в гонке. Можно ли сказать, что он на 100% адаптировался? Не думаю, но он очень к этому близок.

Вопросы с мест

Вопрос: (Дитер Ренкен) Ограничения на расходы появились с целью уравнять шансы и возможности команд, но всё равно возникла спорная ситуация с гибкими антикрыльями. Должны ли подобные ситуации регулироваться исключительно финансовыми ограничениями? Предпочли бы вы иметь исключительно финансовые рамки, а не какие-то жесткие предписания?
Отмар Сафнауэр: Думаю, здесь нужно сочетание мер. Лично я склоняюсь к финансовому контролю, чтобы у наиболее изобретательных команд появился шанс, но для этого необходимы соответствующие спортивные и технические правила.

Франц Тост: В Формуле 1 нужны и жесткий спортивный регламент, и финансовые ограничения. Необходимы оба фактора, иначе команды всегда найдут какую-нибудь лазейку в правилах.

Гюнтер Штайнер: Схожий ответ. Нужен технический регламент, который соблюдают все без исключения, а потом – финансовые ограничения. Должно быть совершенно понятно, что можно делать, а что нельзя, и если находятся лазейки, как в нынешней ситуации с гибким задним антикрылом, эти лазейки должны быть закрыты, чтобы все могли двигаться дальше. Чемпионату нужны и технический регламент, и лимит на расходы.

Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Франц, к вопросу о переезде Юки Цуноды в Фаэнцу. Если не ошибаюсь, у вас апартаменты в центре города, а Хельмут Марко сказал, что Юки будет под вашим наблюдением. Означает ли это, что он поселился с вами в одном жилом комплексе? Если он будет усердно трудиться, вы пригласите его угоститься своими знаменитыми абрикосовыми клёцками?
Франц Тост: Чтобы получить абрикосовые клёцки, Юки сперва должен славно потрудиться и добиться определенных успехов! Возможно, нам следует подождать с этим до следующего сезона!

Нет, мы не живём в одном здании. Вполне достаточно того, что мы с Юки видимся на базе, но это не главное. Главное – его взаимодействие с инженерами и тренерами, там происходит основная работа. Пока всё складывается неплохо, сам Юки очень доволен – посмотрим, к каким результатам это приведёт.

Вопрос: Франц, мы много говорили здесь о Юки Цуноде, давайте поговорим о Пьере Гасли. В Монако Пьер здорово провел гонку и финишировал на шестом месте. За счёт чего ему удалось выступить настолько успешно? Можно ли сказать, что тот результат стал своеобразным прорывом?
Франц Тост: Пьер очень конкурентоспособен с начала сезона. Если помните, в Бахрейне он квалифицировался пятым, но в гонке, к сожалению, столкнулся с Даниэлем Риккардо и повредил переднее антикрыло.

Во всех прошедших Гран При он был очень быстр, а если и сталкивался со сложностями, то этому всегда была техническая причина: либо мы выбирали не те настройки, либо возникали проблемы с шинами или аэродинамикой, не позволявшие Пьеру продемонстрировать всю свою скорость.

Во всех гонках Гасли выкладывался на пределе, а в Монако не финишировал пятым лишь потому, что у нас возникли сложности с прогревом шин Hard: на круге после пит-стопа Пьер потерял слишком много времени, что позволило Себастьяну Феттелю оказаться впереди. Могу сказать, что со своей стороны Пьер делает всё, что от него зависит, и выступает очень хорошо.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Как вы оцениваете действия FIA в ситуации с гибкими антикрыльями? В FIA признали, что антикрыло на отдельных машинах изгибается, но это антикрыло не признано несоответствующим регламенту, и команды могут использовать его в этот уик-энд?
Гюнтер Штайнер: Думаю, в FIA действуют рассудительно и справедливо. Существовала лазейка, о которой в FIA не знали. Они выявили эту лазейку, или им кто-то о ней рассказал. Как часто бывает в подобных ситуациях, FIA узнает о какой-то уловке, поскольку команды постоянно пристально следят друг за другом.

В руководстве спорта среагировали и дали время на устранение проблемы. Я не пытаюсь говорить от имени FIA, но в случае с задним антикрылом, если не дать командам достаточно времени на доработку, может возникнуть угроза безопасности. Думаю, за отведенное время корректировки будут внесены. Существовала лазейка, одни команды ей воспользовались, другие – нет, но эта лазейка будет закрыта в ближайшем будущем.

Франц Тост: В FIA среагировали корректно, поскольку командам нужно время на внесение изменений. Заднее антикрыло – довольно сложный элемент машины, нужно сделать расчёты, которые тоже требуют времени, собрать новое антикрыло и самостоятельно его протестировать. Это долгий процесс, потому в FIA поступили правильно.

Отмар Сафнауэр: Я бы предпочел, чтобы в Баку гибкие антикрылья не использовались вовсе, так как на здешней трассе эффект от них максимальный. Хорошо, что в FIA приняли меры. Я бы предпочел, чтобы эти меры были приняты раньше, но лучше поздно, чем никогда.

Вопрос: Гюнтер, в 2017 и 2018 году на трассе в Баку количество обгонов было максимальным в сезоне. Потенциально большое количество обгонов для вашей команды – это шанс или повод для опасений?
Гюнтер Штайнер: Не думаю, что мы способны обогнать многих гонщиков, да и опасений у нас нет. Мы понимаем, на каких позициях находимся. В целом для спорта большое количество обгонов – благо, особенно после этапа в Монако, где обгонов практически не было. Но на наши результаты это едва ли повлияет.

Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Себастьян Феттель хорошо выступил в Монако, однако в квалификации всерьез рисковал не пройти во вторую сессию. В тот уик-энд ему повезло, или это был реальный прогресс в скорости? Если второе, то что именно удалось выяснить Себастьяну?
Отмар Сафнауэр: Думаю, в квалификации Себастьян хотел сэкономить комплект шин и не сомневался, что сумеет пройти во вторую сессию. Вы правы, ситуация была на грани, однако позднее тот сэкономленный комплект шин помог ему выйти в финал квалификации. Как я уже говорил, если гонщику некомфортно в кокпите, о хорошем результате в Монако можно забыть, но он чувствует себя всё комфортнее, в Монако ему удалось сработать отлично. Надеюсь, нечто подобное мы сможем наблюдать и в этот уик-энд.

Вопрос: (Крис Медланд) Отмар, в Монако ваша команда добилась неплохого результата, но отставание от Ferrari и McLaren в Кубке конструкторов довольно велико, и складывается впечатление, что Aston Martin предстоит сражение за пятое место. У вас такое же мнение? Намерены ли вы сместить акцент в пользу подготовки к следующему сезону, или в команде всё-таки рассчитывают побороться с Ferrari и McLaren?
Отмар Сафнауэр: Я вижу отставание точно так же, как видите его вы. Оно гораздо больше того преимущества, что есть у нас по отношению к преследователям, так что мы должны продолжать прилагать усилия, готовить доработки, стараться лучше понять машину, помогать гонщикам чувствовать себя комфортнее и сражаться на пределе, чтобы закончить сезон на максимально возможных позициях. Даже за пятое место зацепиться будет непросто, но мы сделаем всё от нас зависящее.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Отмар, в следующем году технический регламент изменится кардинальным образом. Сейчас финансовые возможности вашей команды значительно шире, чем в предыдущие годы – как обстоят дела с обновлением инфраструктуры и наймом дополнительных специалистов?
Отмар Сафнауэр: С того момента, как команда называлась Force India, мы существенно увеличили штатную численность, приступили к строительству новой базы и планируем нанять еще больше специалистов. Сейчас коллектив насчитывает 535 человек, мы рассчитываем дорасти до оптимальной в условиях лимита на расходы численности в 800 человек. Процесс продолжается, мы стараемся привлечь специалистов, которые разделяют ценности Aston Martin и хотят работать в высшей категории автомобильного спорта. Могу сказать, что процесс поиска и найма проходит очень неплохо.

Вопрос: (Крис Медланд) Гюнтер, вы следили за выступлением Пьетро Фиттипальди в гонке «500 миль Индианаполиса»? Наблюдаете ли вы за результатами своих резервных гонщиков за пределами Формулы 1, чтобы понять, на что они могут быть способны, если им придется заменить кого-либо из основных гонщиков команды?
Гюнтер Штайнер: Конечно, я следил за гонкой «500 миль Индианаполиса», ведь мы сами в тот уик-энд не гонялись. Пьетро хорошо выступил в квалификации, показав тринадцатый результат, но в гонке ему не повезло с желтыми флагами, да и выбранная стратегия не сработала. Впрочем, сам он постарался на славу. Конечно, я слежу за Пьетро и поддерживаю с ним связь – это не так уж и сложно, он живет неподалеку от меня. В этом году ему предстоит провести в IndyCar еще одну гонку, и мы, конечно же, будем за него болеть.

Пытаюсь ли я понять, насколько быстр мог бы быть Пьетро в Формуле 1? Не думаю, что мне это нужно: Пьетро выступал за нас в Бархейне и Абу Даби в прошлом году и неплохо себя показал. Но всегда интересно наблюдать, как наши гонщики пробуют себя в IndyCar, особенно в такой гонке, как «500 миль Индианаполиса»!

Вопрос: (Шандор Месцарош) Франц, когда вы принимали решение пригласить Юки Цуноду в AlphaTauri, ожидали ли вы, что работать с ним будет настолько непросто?
Франц Тост: Работать с Юки не так уж и сложно, этот процесс ничем не отличается от работы с любым дебютантом. Цунода от природы очень быстр, но на незнакомой трассе и при столь высоком уровне конкуренции пробиться в финал квалификации невероятно трудно. Тем не менее, я убежден, что уже в этом сезоне мы увидим в его исполнении фантастические гонки.

Юки вскоре всему научится. Вопрос не в том, сколько нужно работать, а в том, как быстро мы сумеем дать ему нужные знания, как быстро он их усвоит, и как скоро сможет применить на трассе. Должен сказать, Юки неплохо справляется. Да, у него была авария в Имоле, но не стоит забывать, что на том круге он опережал собственный график на первом и втором секторах. Он был очень быстр, а чем выше скорость, тем выше риск инцидента. Юки умеет учиться на ошибках, так что можете не сомневаться – на знакомых ему трассах он будет фантастически конкурентоспособен.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Гюнтер, во время отчета перед акционерами Стефано Доменикали сказал, что надеется на появление американского гонщика в Формуле 1 в ближайшем будущем. Поскольку ваша команда базируется в США, обсуждали ли вы с FOM варианты того, как заполучить в Формулу 1 американского гонщика?
Гюнтер Штайнер: Конечно, FOM и нам самим хотелось бы видеть в чемпионате американского гонщика, но есть такая вещь как суперлицензия, а у многих парней её попросту нет. Кроме того, талантливым американским гонщикам вполне хорошо у себя на родине. Но мы продолжаем искать варианты, и я обсуждал со Стефано, что может быть сделано, а что – нет.

Мы стараемся составить план на будущее, но следует понимать, что в краткосрочной перспективе в Формуле 1 вряд ли появится американский гонщик, так как для дебюта нужна суперлицензия. Со временем всё получится, нужно набраться терпения. В Формуле 3 есть несколько американских гонщиков, это выглядит многообещающе – посмотрим, что из этого получится.

Вопрос: Гюнтер, вы вели переговоры с Колтоном Хертой?
Гюнтер Штайнер: Нет, я никогда с ним не беседовал. В любом случае, у него пока нет суперлицензии.

Вторая пресс-конференция

Участники: Фредерик Вассёр (Alfa Romeo), Саймон Робертс (Williams), Марио Изола (Pirelli)

Вопрос: Фредерик, в Монако Антонио Джовинацци заработал одно очко за десятое место. Насколько вы уверены в том, что будете столь же быстры здесь, в Баку?
Фредерик Вассёр: У меня нет в этом уверенности, конфигурация этой трассы не подходит нашей машине. Вместе с тем в предыдущих двух гонках мы добились прогресса и можем претендовать на очки. Гран При Азербайджана известен как один из самых хаотичных этапов сезона – нужно уверенно сработать на дистанции и ближе к финишу оказаться в непосредственной близости от призовой десятки, тогда, возможно, у нас будет шанс на неплохой результат.

Вопрос: Хаотичный характер этапа – шанс для Alfa Romeo?
Фредерик Вассёр: Да, ведь хаос – это всегда возможность. Если мы будем рассуждать иначе, нам лучше оставаться дома!

Вопрос: Что скажете о сильных сторонах машины? Команде удалось добиться прогресса по сравнению с предыдущим сезоном? Позади уже пять гонок, вы наверняка многое узнали о C41 – расскажите об этом.
Фредерик Вассёр: Вполне очевидно, что моторы у нас и Ferrari стали мощнее, это очень помогает. Что касается общей аэродинамической эффективности, в прошлом году у нас она была на достаточно неплохом уровне, сейчас ситуация такая же. По ходу предыдущего сезона мы добились прогресса и в завершающих четырех-пяти Гран При стабильно сражались во второй части квалификации. Теперь с более мощными моторами мы практически всегда проходим во вторую часть квалификации, что можно считать большим шагом вперед.

Вопрос: Антонио Джовинацци тоже сумел добиться прогресса. Если бы перед началом сезона вам сказали, что по итогам первых пяти квалификаций счёт между вашими гонщиками будет 4:1 в пользу Антонио, как бы вы отреагировали?
Фредерик Вассёр: Я не провидец, так что не могу ответить. Кажется, Антонио уже опережал Кими в квалификациях в конце предыдущего сезона, но для меня он гораздо больше прибавил в гонках. Сейчас Антонио очень неплохо контролирует ситуацию в гонке и демонстрирует хороший темп.

Вопрос: Марио, в этот раз в Баку вы привезли более мягкие составы, чем в 2019-м. Что удалось выяснить по ходу первой тренировки, и как это повлияет на гонку?
Марио Изола: Мы решили привезти более мягкие составы, поскольку в 2019-м Hard практически не использовался: команды опробовали его только в первой пятничной тренировке, а затем работали исключительно с Medium и Soft. Мы решили дать участникам возможность выбирать разные стратегии и привезли сюда составы С3, С4 и C5 – то есть, на одну ступень мягче. Полагаю, возможность проехать дистанцию с одним пит-стопом по-прежнему остается, если использовать Hard и Medium или Hard и Soft, а вариант с Medium и Soft в этом плане будет более рискованным.

В первой пятничной тренировке состояние трассы быстро улучшалось. Если вспомнить предыдущие уик-энды в Баку, по ходу уик-энда состояние трассы менялось значительным образом, потому сложно оценивать работу разных составов по итогам всего одной сессии. Надеюсь, после второй тренировки у нас будет больше информации. Мы знаем, насколько нынешние машины чувствительны к ветру, а он наверняка осложнит командам задачу собрать качественную информацию.

Вопрос: После Монако у вас были тесты на трассе Поль Рикар, вместе с Ferrari вы оценивали дождевые шины для следующего сезона. Как всё прошло?
Марио Изола: Это были хорошие тесты на еще одной трассе. В Хересе оказалось непросто добиться нужного уровня воды, там мы опробовали промежуточные шины, а для дождевых воды было недостаточно. По ходу двух дней в Поль Рикар мы смогли поработать во всех необходимых условиях и лучше понять точку перехода с промежуточных шин на дождевые. Думаю, у нас получились неплохие промежуточные шины, а вот над дождевыми еще нужно поработать, так как условия в Хересе были для них неподходящими. Уверен, в сентябре в Маньи Кур мы сможем зафиксировать их спецификацию.

Что касается работы над сликами, она идёт по плану. Их мы дополнительно протестируем в Шпильберге, Сильверстоуне и Будапеште, после чего зафиксируем спецификацию.

Вопрос: Саймон, Марио упомянул ветреную погоду. Ранее ваши гонщики говорили о том, насколько нынешняя машина чувствительна к ветру – такие условия заставляют вас нервничать?
Саймон Робертс: Забавно, но в первой тренировке ни один из наших гонщиков не говорил о влиянии ветра на поведение машины. Возможно, мы сами и остальные участники попросту адаптировались. В четверг ветер был очень сильный, но по ходу первой пятничной тренировки с ним не было никаких проблем.

Вопрос: Что скажете о прогрессе машины? Здесь Williams более конкурентоспособна, чем в Монако?
Саймон Робертс: Я на это надеюсь. Мы работаем по своей программе, основная задача – найти подход к шинам, так как составы здесь иные, чем в 2019-м. Также мы подбираем оптимальные аэродинамические настройки, чтобы наши гонщики могли атаковать в полную силу.

Вопрос: Фредерик уже рассказал о прогрессе Антонио Джовинацци, как вы оцениваете прогресс Николаса Латифи? Похоже, по сравнению с предыдущим сезоном он сделал заметный шаг вперед. В каких областях Николасу удалось особенно прибавить?
Саймон Робертс: Николас стал более зрелым гонщиком. Для него это второй сезон в Формуле 1, он знает, что такое гоночный уик-энд, понимает, как мы работаем, а мы знаем, как работать с ним. Это помогает Николасу чувствовать себя уверенно с первой пятничной тренировки и постепенно прибавлять в скорости. Мы довольны его прогрессом и надеемся, что динамика будет такой же положительной по ходу всего сезона.

Вопросы с мест

Вопрос: (Шандор Месцарош) Марио, пару дней назад в одном из интервью Дэвид Култхард критиковал шины Pirelli. Он говорил, что Формула 1 стала слишком скучной, так как гонщики постоянно жалуются на работу шин и не могут атаковать на них в полную силу. Как вы можете это прокомментировать?
Марио Изола: Я поговорил с Дэвидом. Он не ставил себе цель раскритиковать Pirelli, просто сказал, что ему нравилась эпоха шинных войн, и он хотел бы, чтобы конкуренция в Формуле 1 была не только в области моторов и шасси, но и между разными производителями резины. Ему не по душе нынешняя система, при которой шины разработаны под конкретный график потери эффективности. Но уже в следующем году всё будет иначе, для новых 18-дюймовых шин предполагаются совершенно иные характеристики – они будут менее склонными к перегреву и быстрой потере эффективности.

Дэвид просто выразил своё мнение, и я его прекрасно понимаю, ведь он выступал в Формуле 1 более десяти лет назад в совершенно иных условиях. Нынешние машины очень быстры, притом они гораздо тяжелее тех, что были десять или пятнадцать лет назад, а это создаёт значительную нагрузку на шины. Кроме того, когда гонщик вплотную преследует соперника, его машина сильно теряет в прижимной силе. Вместе с FIA и FOM мы активно работаем над тем, чтобы уже в следующем сезоне изменить ситуацию к лучшему. С шинами, разработанными под иные характеристики, и машинами, которые при движении в плотной группе будут меньше терять в прижимной силе, мы можем сделать сражение на трассе более захватывающим.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Вопрос для руководителей команд. В условиях действия лимита на расходы так ли нужны Формуле 1 жесткие технические требования, запрещающие, например, гибкие антикрылья?
Фредерик Вассёр: Для нас это не проблема, поскольку наш бюджет гораздо ниже предельно допустимого уровня. Дело касается скорее предельной суммы расходов, а не самой идеи финансовых ограничений. На будущее нам нужно каким-то образом прогнозировать затраты по ходу сезона, а для этого правила должны быть стабильными, даже если приходится закладывать некий резерв на непредвиденные расходы. В ближайшей перспективе фактор управления расходами будет напрямую влиять на конкурентоспособность.

Саймон Робертс: Как и Alfa Romeo, наша команда сейчас обходится суммой гораздо меньшей, чем предельный размер бюджета. Мы стараемся соответствовать финансовым требованиям, причём это касается не только соблюдения лимита, но и ведения документации. В вопросах правил мы всегда требуем справедливого подхода и стабильности, ничего более.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Марио, вы упомянули влияние массы машины на шины. Не могли бы вы рассказать подробнее, как увеличение массы машин повлияло на используемые Pirelli технологии? Какую предельную нагрузку способны выдержать шины для следующего сезона, ведь в 2022-м машины будут почти на 100 кг тяжелее тех, что были в начале гибридной эры?
Марио Изола: Нагрузку на шины определяет не только масса машины, но и уровень прижимной силы. Разрабатывая шины для следующего сезона, мы стараемся учесть множество параметров и просим команды предоставлять нам для тестов машины с характеристиками, максимально приближенными к тем, что будут в следующем сезоне. Да, это машины тестовой спецификации, но масса у них такая же, какая будет у машин в 2022-м. Конечно, новые машины будут сильно отличаться от тех, с которыми мы начинали гибридную эру, но адаптировать шины под новые требования – часть нашей работы.

Вопрос: (Люк Смит) Саймон, Джордж Расселл не раз удостаивался лестных отзывов за свои выступления. Можно ли сказать, что он стал настоящим лидером Williams? В какой мере Джордж помогает прогрессу команды?
Саймон Робертс: Нам повезло иметь Джорджа в команде, он добился значительного прогресса, но не останавливается на достигнутом. Его карьера в Формуле 1, по сути, только начинается, мы стараемся помочь ему набраться опыта и стать еще более быстрым гонщиком.

Вопрос: Если говорить о Джордже как о лидере команды, он участвует в обсуждении важных решений на базе команды, или его задачи чисто гоночные?
Саймон Робертс: Мы всегда спрашиваем гонщиков о том, в каком направлении следует дорабатывать машину. Парни много работают на симуляторе, Джордж со своими инженерами активно участвует в процессе принятия решений – им задавать направление, а мы постараемся всё реализовать. Вместе с тем нужно помнить, что в этом сезоне ситуация особенная: машины во многом такие же, какими были в прошлом году, возможности доработки крайне ограничены. Но в следующем сезоне ситуация будет абсолютно открытая, там обратная связь от гонщиков станет особенно важной.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Марио, если я правильно понял, в следующем году характеристики шин будут несколько иными. Из этих слов можно сделать вывод, что вы получили новые целевые параметры. Не могли бы вы рассказать об этом более подробно?
Марио Изола: Новая задача сводится к тому, что мы должны разработать такие шины, которые будут медленнее терять эффективность. График потери эффективности и целевое время на круге нам обозначены, мы должны подготовить такие составы смеси, которые смогут работать в более широком температурном диапазоне и будут менее склонны к перегреву. Пожалуй, это все параметры, которые вам было бы интересно знать. Есть множество других чисто технических требований, но это краткий пересказ того, о чем мы договорились с FIA и FOM.

Темп потери эффективности не может быть нулевым для всех составов смеси, иначе не будет смысла применять разные составы и проводить больше одного пит-стопа. Мы стараемся учесть этот аспект и разрабатываем составы с разными характеристиками. По ходу тестов мы тщательным образом отслеживаем, как быстро шины теряют эффективность, и просим гонщиков атаковать в полную силу на каждом круге, чтобы воспроизвести ситуацию, с которой придется иметь дело в следующем сезоне. Должен сказать, результаты пока выглядят многообещающе. Конечно, в 2022-м появятся иные машины, и мы должны будем заново проверить свои выводы, но пока всё складывается очень даже неплохо.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Марио, говоря о результатах шинных тестов, вы использовали фразу «выглядят многообещающе». Похоже, в Pirelli близки к тому, чтобы зафиксировать хотя бы отдельные характеристики новых шин. Скажите, вам удалось создать резину, с которой гонщики могут атаковать в полную силу на протяжении большого количества кругов без каких-либо проблем с перегревом?
Марио Изола: Я использовал ту фразу лишь потому, что процесс разработки еще продолжается. Мы еще не определились со спецификацией для следующего сезона, но параметры работы шин, зафиксированные на тестах, во многом соответствовали целевым критериям. Мы также выявили параметры, которые необходимо улучшить, так что работа продолжается. Мы должны представить пять составов смеси, с которыми команды будут выступать на двадцати трех различных трассах. Потому абсолютно необходимо собрать больше информации с разных трасс и от разных команд, чтобы быть на 100% уверенными в том, что мы на верном пути.

Чтобы создать шины с принципиально иными характеристиками, нам пришлось полностью поменять свой подход к разработке. Мы говорим о новом семействе шин с иными компонентами и иной конструкцией – её нам тоже пришлось скорректировать, чтобы снизить вероятность перегрева и темп потери эффективности. Но если вы скажете, что шины вовсе не должны быть чувствительны к температуре, я отвечу, что это физически невозможно. Хорошо, что у нас нет задачи совсем исключить перегрев или потерю эффективности, но мы должны всерьез снизить риск наступления обоих событий, а это тоже непростой вызов.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Марио, тесты проводятся со специально подготовленными машинами, чтобы вы смогли более-менее прикинуть, какую нагрузку на шины ожидать от новых машин в следующем году. Полагаю, первые несколько дней предсезонных тестов будут для Pirelli особенно важными, так как вам предстоит выяснить, соответствует ли реальное поведение шин всем расчётам и ожиданиям. Насколько велик риск, что нагрузка всерьез изменится, и в силах ли Pirelli оперативно внести изменения в конструкцию шин и составы смеси, если это вдруг потребуется?
Марио Изола: Технический регламент на следующий сезон уже определен, соответственно, у нас и команд есть возможность провести необходимые симуляции и подготовить тестовую спецификацию машины, которая по своим характеристикам будет максимально приближена к машинам следующего сезона. Вы правы, до предсезонных тестов у нас не будет окончательного ответа на многие вопросы, но и планов менять конструкцию шин в начале нового сезона у нас нет.

Как сказано в правилах, если спецификация шин зафиксирована, её нельзя менять без достаточно веских причин, притом на это нужно согласие всех команд и FIA. Потому у нас нет планов пересматривать характеристики шин по ходу сезона. Конечно, собранная в реальных условиях информация очень пригодится при доработке шин к 2023 году, но планов вносить изменения уже в 2022 году у нас нет.

Перевод: Валерий Карташев

Другие новости