Гран При Австрии: Пресс-конференция в пятницу

Первая пресс-конференция

Участники: Гюнтер Штайнер (Haas), Йост Капито (Williams)

Вопрос: Йост, предыдущий уик-энд закончился для Джорджа Расселла сходом, но до того он демонстрировал впечатляющую скорость, не так ли?
Йост Капито: Тот уик-энд оставил смешанные чувства. Досадно, что Джордж не смог финишировать, но в квалификации и в начале гонки он продемонстрировал отличную скорость, в этом нет сомнений.

Вопрос: В минувший четверг Джордж сказал: «Всё, что вас не убивает, делает вас сильнее». Рассчитывают ли в Williams в этот уик-энд выступить намного лучше? Каков настрой сейчас в команде?
Йост Капито: Всё-таки этот уик-энд будет отличаться от предыдущего. Неделю назад нам удалось понять шины и заставить их работать, но другие команды за несколько дней проделали определенную работу, изучили собранную информацию и наверняка сумеют прибавить. Это будет новый вызов, посмотрим, что у нас получится. Настрой в команде позитивный.

Вопрос: В этот уик-энд компания Pirelli предоставила командам для тестов резину с измененной конструкцией задних шин. По ходу первой тренировки вам удалось проехать на этих шинах достаточно кругов?
Йост Капито: Николас Латифи проехал на тех шинах одну попытку. Сейчас команда анализирует данные, у меня нет более детальной информации.

Вопрос: Раз уж вы упомянули Николаса – в четверг он сказал, что пока не думает о контракте на следующий сезон. Как скоро вы планируете определиться с его перспективами?
Йост Капито: У нас ещё достаточно времени. Когда будет что сказать, мы сделаем заявление. Никакой спешки нет.

Вопрос: В чём сильные стороны Николаса?
Йост Капито: Николас полностью посвящает себя работе. Он хочет добиться прогресса и очень старается, а его подход к тренировкам, квалификациям, гонкам и сезону в целом и правда впечатляет.

Предыдущий сезон для дебютанта был особенно непростым, так как к незнакомым трассам добавились продиктованные пандемией ограничения, из-за которых многие аспекты работы пришлось скорректировать. Но в свой второй сезон Николас уже добился заметного прогресса, чувствует себя достаточно уверенно и в гонках демонстрирует хороший темп.

Он продолжает работать над скоростью в квалификациях, неделю назад был близок к выходу во вторую сессию – посмотрим, что у него получится в этот раз. Уверен, ему по силам прогрессировать и дальше.

Вопрос: И всё-таки о временных рамках. Сейчас уже июль, когда вы планируете определиться с контрактом Николаса? Или это произойдет после окончания сезона?
Йост Капито: Нам бы не хотелось откладывать этот вопрос до конца сезона, но времени у нас достаточно. В команде нет какого-то строгого графика, когда и о чем объявлять. К тому же, многое зависит от того, где продолжит выступать Джордж Расселл.

Вопрос: Как обстоят дела на базе команды? Все силы направлены на подготовку к следующему сезону? Ранее в Williams скорректировали организационную структуру – результаты этих изменений будут заметны только в следующем году, или кое-что мы можем увидеть уже в конце этого сезона?
Йост Капито: В основном ресурсы команды направлены на подготовку к следующему сезону, так мы работаем уже давно. Конечно, если у нынешней машины обнаруживаются явные недостатки, мы стараемся их устранить, но структурные изменения, о которых вы говорили, они не ради какой-то конкретной машины.

Мы в целом теперь работаем немного иначе, чем раньше, что сказывается и на выступлении Williams в этом сезоне. Своей нынешней скоростью мы отчасти обязаны тем изменениям в структуре команде и тому, что взаимодействие между разными отделами сейчас организовано по-другому.

Вопрос: Правильно ли мы понимаем, что изменилось взаимодействие внутри команды на трассе?
Йост Капито: Не совсем. Изменилось взаимодействие внутри команды в целом, и особенно – взаимодействие между коллективом на трассе и сотрудниками на базе. Когда коммуникация становится более эффективной, вы сразу это чувствуете!

Вопрос: Гюнтер, на пресс-конференции с гонщиками в четверг стало известно, что машина Никиты Мазепина немного тяжелее машины Мика Шумахера. Не могли бы вы объяснить, как такое возможно, чтобы машины одной команды имели разную массу?
Гюнтер Штайнер: Объяснить это довольно легко. В команде мы стараемся всеми доступными способами оптимизировать поведение машины, и в результате одно из шасси оказалось немного тяжелее другого. Но оно тяжелее не всегда, а лишь в тех ситуациях, когда нам нужно строго определенное распределение массы по осям. Разница в массе не так уж велика, но всё-таки она есть.

Вопрос: Не могли бы вы сказать, на сколько именно килограммов или граммов одно шасси тяжелее другого?
Гюнтер Штайнер: Я не хочу озвучивать цифры, иначе все начнут их обсуждать. Разница отличается от трассы к трассе, что объясняется балансом, которого мы хотим добиться в том или ином случае.

Вопрос: Эта разница в массе способна повлиять на результат на круге или темп износа шин?
Гюнтер Штайнер: Конечно, да. Увеличение массы никогда не обходится без последствий. Но сейчас вы наверняка спросите меня, насколько велики эти последствия, и здесь мы можем рассуждать бесконечно, поскольку речь не идёт о какой-то одной цифре для всех трасс.

Вопрос: Как скоро Никита Мазепин получит новое шасси?
Гюнтер Штайнер: Мы планируем предоставить ему новое шасси в Бельгии.

Вопрос: В четверг Никита Мазепин подарил вам дверь. Что это означает?
Гюнтер Штайнер: Знаете, в России принято в ответ на подарок тоже дарить подарок. Мы подарили Никите маленький волчок за его развороты на трассе, а он в ответ подарил дверь. Дверь возвращает нас к событиям прошлого года или двухлетней давности, когда Кевин Магнуссен или Роман Грожан…

Не помню точно, кто именно. Нет, Роман всегда вёл себя прилично, а вот Кевин в той ситуации сломал дверь в мой офис! Никита решил, что мне не помешает новая дверь.

Вопрос: Формула 1 проводит второй уик-энд подряд на одной и той же трассе, насколько это хорошо для ваших гонщиков, которые только набираются опыта?
Гюнтер Штайнер: Это очень хорошо! По крайней мере, у парней есть информация с предыдущего уик-энда, они смогут еще раз посмотреть, как работали неделю назад, и вместе с инженерами постараются понять, что можно взять и проверить в этот уик-энд.

Для нас это своего рода очередная тестовая сессия на той же трассе. Да, составы на этот раз более мягкие, но C4 и С3 те же, что неделю назад. Температурные условия, правда, немного иные, но в целом для нас хорошо, что мы второй уик-энд подряд выступаем на одной и той же трассе.

Вопрос: В четверг Никита Мазепин говорил о синих флагах. По его словам, в Монако ему их показали 35 раз, из-за чего он не мог ехать в своем ритме. Есть ли у вас возможность как-то помочь вашим гонщикам в такой ситуации?
Гюнтер Штайнер: Это очень непросто. Если вашей машине не хватает скорости, на коротких трассах вроде Монако и Red Bull Ring вам не раз покажут синие флаги. Единственный способ как-то помочь гонщику – это реализовать для него определенную стратегию. Мы приложили максимум усилий, чтобы помочь Никите избежать первой «волны» синих флагов, но вот второй, к сожалению, избежать не удалось.

Как объяснил сам Никита, даже если приходится пропустить одного-двух гонщиков, темп падает настолько, что у тебя практически нет возможности вернуть шины в рабочий диапазон. В результате ты снова и снова видишь синие флаги и теряешь еще больше времени. Соперники в той гонке ехали плотной группой, Никите пришлось пропускать их всех – только представьте, еще недавно твои шины работали, а в следующий момент они остывают, и машина постоянно скользит.

Мику в плане стратегии повезло больше – он сумел оказаться достаточно далеко от сражавшихся между собой Эстебана Окона и Шарля Леклера, и синие флаги ему показали только на последних кругах. Но реализовать такую стратегию невероятно сложно, особенно на таких коротких трассах, как в Австрии или Монако. Я понимаю досаду наших гонщиков. Когда мы сами видим, что ситуация складывается подобным образом, мы думаем: «Ох, снова то же самое!»

Вопросы по видеосвязи

Вопрос: (Дитер Ренкен) Гюнтер, мой вопрос о более тяжелом шасси у Никиты Мазепина. Можете ли вы подтвердить, что на разных этапах ваши гонщики обмениваются шасси, и что Мику доводилось выступать на более тяжелой машине в одной или двух гонках? Можете ли вы также подтвердить, что шасси Мазепина тяжелее потому, что это прошлогодняя машина Кевина Магнуссена. Кевин тогда несколько раз повреждал шасси, его приходилось чинить – возможно, потому оно тяжелее, чем абсолютно новое шасси у Мика Шумахера?
Гюнтер Штайнер: Дитер, похоже вы знаете о наших шасси больше меня! У шасси есть определенный срок эксплуатации, и мы, как и многие другие команды в условиях «заморозки» регламента, используем те же шасси, с которыми выступали в предыдущем сезоне. Наша машина не абсолютно новая, но это допустимо. Чтобы продлить срок эксплуатации шасси, на котором выступает Никита, нам пришлось местами усилить конструкцию, из-за чего масса немного возросла.

Что касается вашего первого вопроса, который я уже забыл… Да, наши гонщики время от времени обмениваются шасси, я не знаю, кто и на каком шасси выступал в конкретный уик-энд, но и Мик, и Никита уже выступали на всех имеющихся у нас версиях.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Гюнтер, в продолжение темы синих флагов. Ранее вы говорили, что в подобных ситуациях многое зависит от везения, и то, на каком участке трассы вам показали синие флаги, напрямую влияет на то, как много времени вы потеряете, пропуская лидеров.

В предыдущие годы мы слышали от аутсайдеров, что это едва ли не искусство – терять минимум времени, пропуская соперников на круг. Полагаете, по ходу сезона ваши гонщики будут терять всё меньше времени в подобных ситуациях? Они как-то работают над этим?
Гюнтер Штайнер: Если уж нам приходится часто пропускать других гонщиков, конечно, мы работаем над тем, чтобы терять на этом меньше времени. Безусловно, Никите и Мику не так уж приятно постоянно видеть синие флаги, но с каждой гонкой они лучше ориентируются в подобных ситуациях. Правда, я не изучал телеметрию и не могу сказать, действительно ли они стали терять меньше времени.

В предыдущий уик-энд Никите Мазепину пришлось за пару-тройку кругов пропустить сразу десять машин, и в той ситуации он вряд ли мог потерять меньше времени, поскольку шины совершенно остыли. Более того, сместившись с траектории, Никита испачкал шины, после чего долго не мог очистить их поверхность от пыли и кусочков отработанной резины. Думаю, со временем мы научимся, что нужно делать в подобных ситуациях.

Вопрос: (Алан Болдуин) Гюнтер, в четверг Себастьян Феттель рассказывал о своей дружбе с Миком Шумахером. Весьма необычно, что гонщики, выступающие за разные команды и представляющие разных производителей, свободно общаются между собой, притом более опытный из них готов помочь советом более молодому. Что вы об этом думаете?
Гюнтер Штайнер: Не знаю, сколько лет насчитывает их дружба, я не спрашивал Мика об этом, но, похоже, он и Себастьян отлично ладят. Конечно, для Мика дружба с Себастьяном – своего рода преимущество. Феттель давно выступает в Формуле 1, он хорошо относится к Мику и старается помочь ему. По-моему, это замечательно!

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Гюнтер, если говорить о темпе в гонке, в среднем Haas проигрывает любой из команд более секунды на круге, но во Франции Мик Шумахер пробился во вторую часть квалификации. Насколько впечатляющим был тот результат? На каком уровне, как вам кажется, пилотирует Мик, и каков его потенциал?
Гюнтер Штайнер: Конечно, машина не может быть быстрой, поскольку мы её не дорабатываем, но Мик всегда старается максимально здорово сработать с тем, что имеет. То же самое можно сказать и о Никите, но пока во вторую часть квалификации смог пробиться только Мик. Не знаю, сумел бы он остаться пятнадцатым, если бы сессию не остановили красными флагами, но сам результат, безусловно, очень хорош.

Оба наших гонщика постепенно прогрессируют. Мы изначально понимали, что предстоит работать с двумя дебютантами, а любому новичку в отсутствие ориентира приходится особенно непросто. Даже если ты видишь, как действует напарник, ты не приобретаешь ценный опыт, поскольку напарник – такой же дебютант. Тем не менее, у парней всё-таки получается постепенно прибавлять в скорости.

Вопрос: Йост, вопрос про Джорджа Расселла. Во Франции он провёл одну из своих лучших гонок и финишировал двенадцатым, а неделю назад очень здорово смотрелся в квалификации. Насколько вас впечатлили его результаты? Джорджа нередко сравнивают с Кими Райкконеном, дебют которого в Sauber пришёлся на период, когда вы были операционным директором швейцарской команды...
Йост Капито: Джордж выступает уже третий год, а когда я работал в Sauber, Кими проводил свой дебютный сезон, так что мне сложно делать какие-либо сравнения.

Конечно, я впечатлен результатами Джорджа. Даже если учесть, что ожидания изначально были очень высоки, особенно после предыдущего сезона, он выступает в полном соответствии с ними. А если вспомнить, как много вокруг разговоров на тему, где будет выступать Расселл в следующем году, я просто поражаюсь тому, как ему удается сохранять абсолютное спокойствие. Джордж полностью сосредоточен на работе с командой и здорово мотивирует весь коллектив.

Каждый вторник у нас проходит видеоконференция, к которой может подключиться любой сотрудник. Мы информируем всех о том, как прошёл гоночный уик-энд, причём в минувший вторник Джордж сам подключился к беседе и поговорил с командой. Он готов тратить время, чтобы быть ближе к коллективу. Джордж часто бывает на базе Williams, посещает наш тренажерный зал. Сотрудники в нём души не чают и ради него стараются еще сильнее.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Йост, пара вопросов. Компания Dorilton Capital инвестирует немало средств в обновление инфраструктуры Williams. Насколько этому процессу мешает то обстоятельство, что капиталовложения теперь включены в лимит на расходы? Способно ли это каким-либо образом повлиять на дальнейшие планы команды? Второй вопрос о Джордже Расселле. Насколько досадно для вас не иметь конкретных сроков, за которые должен решиться вопрос о контракте? Сейчас вы вынуждены ждать, пока третья сторона определит будущее Джорджа, и только потом сможете как-то среагировать.
Йост Капито: Что касается первого вопроса, компания Dorilton Capital инвестировала средства в конце прошлого года – то есть, еще до вступления в силу лимита на расходы. В дальнейшей перспективе возможности инвестирования будут этим лимитом ограничены, но сейчас наш бюджет гораздо скромнее предельно допустимой суммы, наверняка так будет и впредь. Важна эффективность, мы делаем всё возможное, чтобы быть особенно эффективными в тех областях, на которые сейчас направлен дополнительный объем ресурсов.

Если перейти ко второму вопросу, сама ситуация меня не беспокоит. Дела у команды идут довольно неплохо, предпринятые ранее изменения сработали во благо. Джордж вполне доволен, он полностью сосредоточен на задачах в нынешнем сезоне, ну а я наблюдаю, как всё больше гонщиков хотят в будущем выступать за Williams. Парни видят, что у команды достаточно средств, что мы намерены добиться прогресса, и их это привлекает. Чем дольше мы ждём, тем больше будет кандидатов!

Вопрос: Хотите сказать, вам поступало много звонков от менеджеров разных гонщиков?
Йост Капито: Я бы не сказал, что их было много. Как обычно.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Йост, в этом сезоне команда Williams добилась заметного прогресса, ваш гонщик стабильно выходит во вторую часть квалификации. Как это стало возможным? В этом году Николас Латифи уступает Джорджу Расселу заметно меньше, чем в прошлом – у вас есть объяснение, за счёт чего ему удалось добиться прогресса?
Йост Капито: Прогресс сложно объяснить каким-то одним фактором. Мы изменили стиль руководства и подходы к работе. Если вы загляните в боксы Williams, вы увидите иной настрой, почувствуете иную атмосферу, чем было раньше. Этой зимой, еще до моего прихода в коллектив, сотрудники работали с удвоенным рвением, что, конечно же, сыграло позитивную роль.

Что касается Николаса, ему непросто выступать с таким напарником, как Джордж, который особенно здорово проводит квалификации. Но всем известно, что Николас сосредоточен, прежде всего, на собственных усилиях, не думает о том, что делает Джордж, и старается прогрессировать. В прошлом году практически все трассы были для него незнакомыми, но теперь, имея опыт выступлений, на тех же трассах он чувствует себя гораздо более уверенно. Уверен, в этом сезоне вы увидите хорошие результаты Николаса в квалификации.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Йост, достигнутого командой прогресса достаточно, чтобы признать проделанную работу успешной, или для этого нужны более весомые результаты вроде выхода в финал квалификации или заработанных очков?
Йост Капито: В предыдущий уик-энд Джордж был близок к выходу в финал квалификации, и если бы у него получилось, все в команде, конечно же, были бы очень рады, но это не та цель, к которой мы стремимся. Мы рассчитываем в какой-то момент заработать очки. Предыдущая гонка показала, что это вполне возможно, я абсолютно убежден, что в этом году у нас получится заработать очки, и когда это случится, достигнутый результат только усилит мотивацию Williams.

Лично я считаю, что предыдущий уик-энд сложился для нас не так уж плохо – да, Джордж сошёл с дистанции и не заработал очки, но все в команде видели, на какую скорость мы способны. Это само по себе добавляет сил, а когда мы, наконец, финишируем в призовой десятке, то будем с еще большим рвением работать на дальнейший прогресс!

Вопрос: (Дитер Ренкен) Буквально через пару недель мы увидим пятничную квалификацию, а далее в субботу – спринтерскую гонку. Остались ли у вас какие-либо вопросы о финансовых аспектах этой инициативы? Рады ли вы тому, что, наконец, опробуете тот формат, о котором так много говорили?
Гюнтер Штайнер: Я всегда говорил, что буду рад опробовать иной формат уик-энда. Мы должны это сделать и посмотреть, насколько хорошо всё получится, и насколько это понравится зрителям. Возможные издержки подкреплены соответствующими финансами, на деле затраты могут оказаться меньше или больше – мы этого не знаем наверняка, но тоже самое может произойти в любой гонке. Пожалуй, это один из тех случаев, когда нужно рискнуть.

Надеюсь, новый формат понравится зрителям, и мы сможем использовать его чаще. Мы выступаем ради болельщиков, а не ради собственной любви к гонкам, и должны собирать максимально возможную аудиторию. Осталось подождать всего пару недель – посмотрим, какой будет реакция.

Йост Капито: Полностью согласен с Гюнтером. Все, кто меня знают, в курсе, что я всегда рад опробовать нечто новое. Мне кажется, что идея с новым форматом уик-энда – верный шаг для Формулы 1. В пятницу вместо одной из тренировок будет квалификация перед спринтерской гонкой, а в субботу формат тоже будет отличаться от того, к чему привыкли болельщики. Они долгие годы наблюдали один и тот же порядок сессий, настал момент это изменить. Будет интересно опробовать новую идею в трёх Гран При, всё проанализировать и посмотреть на реакцию болельщиков. Если им понравится, нужно и далее использовать формат со спринтерской гонкой.

Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Вопрос ко всем. Знаю, вы не участвуете в субботней встрече производителей моторов, на которой планируется обсудить будущие требования к силовым установкам. Как вам кажется, должны ли в Формуле 1 решиться на серьезные изменения в части моторов, чтобы привлечь в чемпионат новых производителей?
Йост Капито: Я убежден, что серьезные изменения необходимы, ведь в автомобильной отрасли активно обсуждается вопрос снижения выбросов углекислого газа, и Формула 1, как мне кажется, с 2025 года должна стать еще ближе к своей цели добиться углеродной нейтральности. С технической точки зрения здесь могут быть разные варианты, не один лишь переход на электрические моторы – например, заслуживает внимания идея использования биотоплива в сочетании с гибридными технологиями.

У подобных систем неплохие перспективы в области дорожного автомобилестроения, и в работе над регламентом это нужно учитывать, но следует рассмотреть все альтернативы. Потому абсолютно правильно, что производителей моторов пригласили к обсуждению – их самих должен привлекать новый регламент, иначе они не захотят участвовать в чемпионате.

Гюнтер Штайнер: Йост прав, изменения необходимы. Мы должны добиться углеродной нейтральности, и я надеюсь, что это произойдет как можно раньше. Наша команда не участвует в дискуссии, поскольку не строит моторы, но мы надеемся, что будет найдено решение, позволяющее привлечь в чемпионат больше производителей. Для потенциальных дебютантов используемые сейчас технологии слишком изощренные, добиться требуемой эффективности будет стоить колоссальных усилий. На встрече будут все ключевые участники – надеюсь, они придут к решению, которое устроит всех в Формуле 1.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Гюнтер, в четверг Себастьян Феттель сказал, что впечатлен действиями Мика Шумахера на трассе, но еще больше впечатлен его поведением вне трассы. По мнению четырехкратного чемпиона мира, Мик всё делает верно – старается получать удовольствие от работы и выкладывается на пределе. Себастьян высказал предположение, что Мик мотивирует команду – это так?
Гюнтер Штайнер: Я не раз говорил, что меня впечатляет рабочая этика Мика. Она особенно ценна в нынешнем сезоне, когда мы стабильно находимся на последних позициях. Мик делает всё возможное, чтобы поддержать команду и добавить сотрудникам уверенности в том, что в перспективе результаты станут лучше. Я высоко ценю его помощь, и у меня, как у Себастьяна, тоже сложилось мнение, что Мик получает удовольствие от работы – не похоже, чтобы он с трудом заставлял себя за неё браться.

Вторая пресс-конференция

Тойохару Танабе (Honda) и Франц Тост (AlphaTauri)

Участники:Тойохару Танабе (Honda) и Франц Тост (AlphaTauri)

Вопрос: Франц, вернемся к событиям предыдущего воскресенья. Как вы отреагировали на контакт между Шарлем Леклером и Пьером Гасли, и насколько вас удивило то, что стюарды оставили тот инцидент без последствий?
Франц Тост: Сход одной из наших машин после пары сотен метров дистанции – это всегда неприятно. Из-за столкновения с Леклером Гасли получил прокол заднего левого колеса и повредил заднюю подвеску, что лишило его шансов продолжить гонку. Это нас огорчило, ведь машина позволяла побороться за пятое или шестое место.

Таков спорт, неприятности иногда случаются. Шарль не действовал намеренно, ведь он повредил переднее актикрыло и был вынужден вернуться в боксы для замены, ему та авария тоже испортила гонку.

Вопрос: Получается, это был гоночный инцидент?
Франц Тост: Да, такой вывод сделали стюарды. Я был слегка удивлен, но таково решение FIA, к этому нечего добавить. Мы уважаем позицию FIA, тема закрыта.

Вопрос: Вы сказали, что машина позволяла рассчитывать на высокий результат. За счёт чего AT02 настолько быстра, особенно здесь, на Red Bull Ring, и можете ли вы что-то предпринять, чтобы в гонке она была еще более конкурентоспособна, чем в квалификации?
Франц Тост: Неделю назад мы теряли время в третьем повороте – надеюсь, инженерам удалось найти способ улучшить поведение машины при разгоне. Еще мы недостаточно хорошо справлялись с четвертым поворотом, но в этот раз по ходу первой пятничной тренировки для нас всё выглядело вполне позитивно.

Что касается гонки, хочется верить, более прохладные условия помогут сработать лучше, так как в минувшее воскресенье нам откровенно не хватало скорости, и мы, к сожалению, не смогли подтвердить ту хорошую форму, какую продемонстрировали днём ранее. Инженеры поняли, что необходимо исправить, я с оптимизмом жду квалификацию и гонку.

Вопрос: Что скажете о Юки Цуноде? В минувшее воскресенье он заработал очки, а в этот уик-энд по ходу первой пятничной тренировки был очень быстр. За последние несколько гонок в Юки что-то изменилось?
Франц Тост: Что касается Юки, нельзя забывать, что он дебютант. Поверьте, молодому гонщику очень сложно утвердиться в Формуле 1. Каждый гоночный уик-энд и даже каждая тренировка приносят что-то новое. Ветер может усилиться или изменить направление, температура трассы может измениться.

Когда во Франции по ходу квалификации Юки разбил машину, незадолго до этого, в субботней тренировке, у него наблюдались проблемы с недостаточной поворачиваемостью. Мы увеличили угол атаки переднего антикрыла, в квалификации Юки направил машину в поворот, но она среагировала сильнее, чем можно было ожидать. К тому моменту направление ветра изменилось, машина подскочила на поребрике и врезалась в защитный барьер.

Новички не способны предвидеть, как изменение направления ветра повлияет на машину, этому можно научиться только с опытом. Юки постепенно прогрессирует, этот процесс развивается в верном направлении. Цуноде не пришлось менять подход, он у него изначально был правильным – просто сейчас, живя в Фаэнце, он гораздо больше времени проводит с инженерами, которые помогают ему разобраться в механике шасси и аэродинамике и подсказывают, как оптимальным образом использовать возможности мотора.

В машине Формулы 1 двигатель не только обеспечивает мощность, его работа влияет на торможение, на скорость заряда модуля MGU-K. Притом ситуация отличается от трассы к трассе, на каждой из них мотор нужно эксплуатировать немного иначе. Повороты везде разные, нельзя ожидать, что дебютант сразу будет всё знать – именно поэтому я всегда говорю, что молодому гонщику нужно три года, чтобы овладеть мастерством в Формуле 1.

Мы видим стабильный прогресс Юки – и довольны его работой. Уверен, он отлично выступит во второй половине сезона, его ждёт великолепное будущее.

Вопрос: В четверг Юки сказал, что переписывался с Серхио Пересом, и тот дал ему несколько советов. В гоночной программе Red Bull это обычная практика, когда более опытные спортсмены помогают молодым дебютантам?
Франц Тост: Гонщики нашей команды всегда свободно общались с гонщиками Red Bull Racing, поскольку их всех объединяет одна гоночная программа. Но всегда здорово, если опытный гонщик вроде Серхио или Макса находит возможность дать совет дебютанту. Это очень помогает, ведь опытные спортсмены точно знают, в чем может требоваться подсказка, и как эту подсказку донести в максимально доступной форме.

Вопрос: Господин Танабе, Honda выиграла с Red Bull Racing четыре последние гонки подряд. Насколько в вашем коллективе уверены в том, что в этом сезоне Honda и Red Bull Racing по силам победить в чемпионате?
Тойохару Танабе: Позади всего треть сезона, и пусть результаты для нас очень неплохие, мы знаем, насколько сильны Mercedes, и понимаем, что им по силам отыграться. Потому наши инженеры и специалисты обеих команд – Red Bull Racing и AlphaTauri – прилагают максимум усилий, чтобы результаты оставались такими же высокими и позволяли продолжать сражение за победу в чемпионате.

Вопрос: Звучали предположения, что вторая силовая установка, которую вы установили на машину Red Bull Racing во Франции, оказалась на 15 лошадиных сил мощнее первой. Это правда?
Тойохару Танабе: Я хотел бы сказать, что да, но это не так. Действующий регламент запрещает нам по ходу сезона дорабатывать двигатель, повышая его эффективность. Вторая силовая установка имеет ту же спецификацию, что и первая.

Вопрос: Как вы оцениваете результаты и скорость AlphaTauri?
Тойохару Танабе: Мы работаем с командой Франца с 2018 года и очень рады, что в этом сезоне их машина очень быстра. Пьер Гасли неоднократно квалифицировался шестым, у AlphaTauri было несколько удачных гонок, была пара неудачных. Мы счастливы работать с Францем, обоими его гонщиками и всем коллективом AlphaTauri!

Вопрос: Сезон складывается для вас очень успешно. Сожалеете ли вы о том, что после окончания сезона Honda покинет Формулу 1, или решение компании может быть пересмотрено в случае победы в чемпионате?
Тойохару Танабе: Лично я – да, сожалею. Но вне зависимости от результатов нынешнего сезона решение компании останется неизменным, Honda расстанется с Формулой 1.

Вопросы по видеосвязи

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Господин Танабе, вероятно, с доработками, направленными на повышение надежности, у вас появилась возможность эксплуатировать силовую установку в более экстремальных режимах? Как иначе объяснить прогресс в максимальной скорости на прямых?
Тойохару Танабе: Прибавка в скорости – следствие напряженной работы Honda и команд.

Согласно регламенту, мы должны сообщать FIA о любых изменениях в силовой установке. Нам разрешено что-то менять только из соображений безопасности, расходов и логистики. В этом случае сначала мы должны предоставить FIA подробную информацию о переменах. В федерации передают все документы остальным мотористам. Таким образом, нам нужно получить согласие всех мотористов, чтобы изменить спецификацию той или иной детали.

Вопрос: (Кристиан Ниммерволль) Господин Танабе, насколько велик шанс того, что к моменту расставания Honda с Формулой 1 ваши моторы будут лучшими в чемпионате?
Тойохару Танабе: Мы постоянно сравниваем себя с другими производителями, притом стараемся делать поправку на эффективность шасси, так как иногда у машины бывает меньше прижимной силы, но составить точную картину довольно сложно. И всё-таки анализ показывает, что мы по-прежнему не сильнейшие. Мы не можем взять и повысить мощность двигателя, но вместе с инженерами команд прилагаем максимум усилий, чтобы понять, как еще эффективнее эксплуатировать силовую установку на конкретной трассе.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Господин Танабе, если подводить итог сказанному ранее, правильно ли будет утверждать, что у второго мотора Honda мощность такая же, как у первого, но вы используете его потенциал в большей степени?
Тойохару Танабе: Мы начали работать с этим двигателем на предсезонных тестах и постепенно узнавали, как лучше его использовать. Мы исправили слабые стороны и сделали упор на сильные – базовая спецификация и мощность двигателя не изменились, но мы стали лучше использовать силовую установку на трассе.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Господин Танабе, можете ли вы подтвердить, что в следующем году моторы Red Bull Racing и AlphaTauri будут по-прежнему собираться в Сакуре, а не на базе Red Bull Racing в Милтон Кинсе?
Тойохару Танабе: Да. Red Bull и Honda много работали над самим проектом и над тем, как обеспечить максимально плавный переход. Я не могу раскрывать детальную информацию, но мы на верном пути. Мы должны помочь обеим командам подготовиться к следующему сезону и прилагаем для этого максимум усилий.

Вопрос: (Крис Медланд) Франц, какими были для вас минувшие двенадцать месяцев? Насколько сложно было руководить командой в условиях пандемии и провести 26 гонок за 52 недели?
Франц Тост: Из-за COVID и связанных с ним ограничений всем пришлось непросто. Пандемию пока не удалось победить в Великобритании и многих других странах, никто не знает, появится ли следующий новый штамм, как получилось с индийским штаммом Дельта. Вы что-то планируете, а затем узнаете об изменениях – либо организационных, либо логистических, и именно это осложняет работу.

Команды привыкли проводить гонки, 26 этапов за 52 недели для нас не проблема, но вот поддерживать сплоченность коллектива, помогать людям сохранять спокойствие и мотивацию в условиях многочисленных изменений – пожалуй, самый непростой
вызов, с которым во время пандемии приходится иметь дело каждому руководителю.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Господин Танабе, вы сказали, что базовая спецификация двигателя не изменилась, но в Honda научились более эффективно использовать силовую установку на трассе. Каким образом вам удалось добиться большей эффективности в условиях ограничений и невозможности доработки базовой спецификации?
Тойохару Танабе: Мы настраиваем двигатель внутреннего сгорания и электронные системы, базируясь на своих расчётах, а затем всё оптимизируем, пытаясь отыграть время на круге.

Техническая директива осложнила нашу задачу. Мы обязаны использовать одни и те же настройки двигателя для квалификации и гонки. Мы делаем расчеты, а приезжая на трассу, работаем с двигателем в реальных условиях, и инженеры корректируют настройки, чтобы по максимуму использовать эффективность силовой установки.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Франц, в четверг мы говорили с Юки о том, насколько сложно дебютанту в Формуле 1 адаптироваться к синим флагам. Полагаю, ранее по ходу карьеры Юки не приходилось пропускать кого-либо из соперников на круг. Вы работали со многими молодыми гонщиками, насколько сложно им привыкнуть к синим флагам, и есть ли способ терять как можно меньше времени, пропуская лидеров на круг?
Франц Тост: Адаптироваться непросто, поскольку от трассы к трассе ситуация с синими флагами складывается по-разному. Конечно, мы заранее объясняем гонщикам, на каком участке они потеряют меньше времени, пропуская лидеров на круг, но в гонке парни нередко видят синий флаг, когда сами сражаются с соперниками. В такой ситуации не хочется терять слишком много времени и тем самым давать сопернику шанс на атаку, но притом нужно освободить дорогу фаворитам. Здесь может пригодиться опыт, но его, как я говорил ранее, еще нужно обрести.

Новичок должен многому научиться, в том числе тому, как действовать при синих флагах. Пропуская более быстрые машины, можно легко потерять две-три секунды, но если действовать правильно, потери составят пять-семь десятых. Вопрос в опыте, притом следует помнить, что на разных трассах ситуация может складываться по-разному.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Франк, у гонщиков молодежной программы Red Bull, как правило, контракт с возможностью многократного продления еще на один год. Кажется, в нынешнем контракте Пьера Гасли такая опция не предусмотрена. Означает ли это, что для Пьера цикл заканчивается? Иными словами, если в следующем году он продолжит выступать в AlphaTauri, у него будет абсолютно новый контракт? Или в конце нынешнего сезона он будет свободен от всех обязательств перед Red Bull и сможет поискать себе место где-то еще?
Франц Тост: Дитер, вы ведь знаете, что все контракты конфиденциальны, я не вправе раскрывать вам их содержание. Надеюсь, Пьер останется с нами в следующем сезоне.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Господин Танабе, правда ли, что после предсезонных тестов Honda пришлось эксплуатировать силовую установку в режиме пониженной мощности из-за опасений насчёт надежности. Применив доработки, направленные на повышение надежности, вы смогли вновь вернуться к более экстремальным режимам, верно?
Тойохару Танабе: Нет. Не представляю, как же вам объяснить… Если сравнить данные GPS, легко вычислить разницу в скорости между Mercedes, Ferrari, Renault и Honda. Это самый простой способ выяснить, как в Honda работают с двигателем с самого начала сезона.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё