Гран При Абу-Даби: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда…

Гран При Абу-Даби появился относительно недавно, в 2009-м, но сразу занял особое место в мире Формулы 1. Дело не только в том, что новый автодром Яс-Марина построен на искусственном острове в Персидском заливе, неподалёку от столицы эмирата Абу-Даби и Объединённых Арабских Эмиратов – города Абу-Даби. В 2009-м, после появления в календаре гонок в Бахрейне и Сингапуре, блеском, гламуром и морскими пейзажами удивить было уже сложно. И не только в том, что все трибуны тут – крытые, а выезд с пит-лейн проходит через туннель.

В первую очередь особый колорит Гран При Абу-Даби связан с тем, что гонка проходит вечером, так что антураж постепенно меняется – старт даётся ещё при свете дня, через полчаса солнце садится и гонка продолжается при искусственном освещении, которое включают заранее. Но может быть ещё важнее то, что в Абу-Даби традиционно проходит финальный этап сезона – и чтобы гарантировать это, местные шейхи платят FOM дополнительные деньги.

Статус финальной гонки сезона имеет как большой потенциал, так и повышенные риски. Когда решается судьба чемпионата, к этапу приковано внимание всего мира. Когда чемпион определяется досрочно, значимость последнего Гран При существенно падает. Именно так будет и на этот раз – к финальной гонке интриг в чемпионате практически не осталось.

Выезд из боксов на трассе Яс Марина

Чемпион определён, обладатель Кубка конструкторов – тоже. Борьба идёт лишь за третье место, на которое претендуют Макс Ферстаппен и Шарль Леклер. Кроме того, после успеха в Бразилии Пьер Гасли и Карлос Сайнс вновь опередили Алекса Элбона, и для пилота Red Bull Racing будет крайне важно вернуть шестое место себе.

В Кубке конструкторов тоже всё ясно – первая четвёрка определена. Борьба идёт лишь за пятое место – правда, весьма напряжённая. Команды Renault и Toro Rosso разделяют всего восемь очков, хотя ещё две недели назад казалось, что шансов у итальянцев нет. Аналогичная ситуация в сражении Racing Point с Alfa Romeo за седьмое – для команд из нижней половины пелотона 10 очков – это довольно много, но на предыдущем этапе итало-швейцарцы отыграли у соперников 20.

Если говорить о выступлениях на этой конкретной трассе, то из действующих пилотов здесь чаще других побеждал Хэмилтон – четыре раза. На счету Феттеля на одну победу меньше, по одной у Райкконена и Боттаса. Последние пять лет здесь доминировали машины Mercedes, а Скудерия не побеждала в Абу-Даби никогда. Впрочем, эта серия вполне может прерваться.

Так как скоростных поворотов здесь мало, машины Red Bull Racing лишатся своего главного преимущества. В то же время в Бразилии машины этой команды были чрезвычайно быстры на прямых, так что на этот раз тоже могут вмешаться в борьбу за победу на финальном этапе чемпионата.

О трассе…

Яс-Марина. 55 кругов по 5.554 км = 305.355 км. 21 поворот. Средняя скорость – 195 км/ч. Конфигурация включает шесть медленных поворотов, которые проходятся на скорости ниже 100 км/ч – больше их только в Монако и Сингапуре.

Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 320 км/ч с активированной DRS и 307 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 63% дистанции круга. Уровень потребления топлива достаточно низкий.

Всего здесь 12 зон торможения, но сколь-нибудь интенсивно машины замедляются только девять раз. С другой стороны, жёстких торможений (с перегрузкой выше 4G) тут четыре, что довольно много. По нагрузке на тормоза трасса занимает третье или четвёртое место в календаре. На торможении гонщики проводят 17% дистанции круга.

Время, необходимое для проведения пит-стопа – 23 секунды, что относительно много и заставляет команды выбирать консервативную стратегию. Вероятность дождя практически равна нулю, а вот автомобиль безопасности в прошлом году здесь, наконец, появился – впервые с 2012 года.

О резине…

Как обычно, Pirelli привезёт в Абу-Даби свои самые мягкие составы: C3 (Soft), C4 (UltraSoft) и C5 (HyperSoft). Такой набор использовался в этом сезоне уже трижды, но с точки зрения погодных условий наиболее близкий вариант – Сингапур, где преимущество имели машины Ferrari.

Асфальт на трассе Яс-Марина достаточно гладкий, но в начале уик-энда и каждое утро на нём много песка. Потом его состояние постепенно улучшается, так что даже в квалификации важен выбор времени для попытки – с каждым кругом трасса становится быстрее.

Обгонять в Абу-Даби непросто даже с двойной зоной DRS, так что от стратегии здесь зависит очень многое. При этом, так как по ходу гонки солнце скроется за горизонтом, асфальт будет быстро остывать. Теоретически это делает более выгодным выбор длинного отрезка на конец дистанции, но фактически возможны самые разные варианты, в том числе и рискованные – ведь терять на финальном Гран При многим уже будет нечего.

Год назад в Абу-Даби

Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо после финиша Гран При Абу-Даби 2018 года

Так как все турнирные задачи к финальному этапу уже были решены, на первый план вышли второстепенные. Это был последний Гран При в карьере Фернандо Алонсо, но кроме испанца не имели контрактов на следующий год Стоффель Вандорн, Сергей Сироткин, Брендон Хартли, Маркус Эриксон и Эстебан Окон. Все они (как и Фернандо) надеялись вернуться в Формулу 1 в будущем.

Покидающие чемпионат пилоты претендовать на высокие места в квалификации или в гонке не могли. Поул уверенно завоевал Льюис Хэмилтон, его напарник Валттери Боттас оказался вторым, второй ряд заняли гонщики Ferrari, а третий – Red Bull Racing.

На старте гонки первая пятёрка сохранила позиции, а вот машина Макса Ферстаппена едва не заглохла – силовая установка перешла в безопасный режим, и он откатился на десятое место. Это стало для голландца большим разочарованием, ведь в шестёрке сильнейших он оказался единственным, кто начинал гонку на HyperSoft, и хороший старт был для него чрезвычайно важен.

Через пару поворотов потерял позицию и другой пилот Red Bull Racing – Даниэля Риккардо успешно атаковал блестяще стартовавший Шарль Леклер на Sauber. Ещё через несколько секунд прямо позади них произошла серьёзная авария – Нико Хюлкенберг и Роман Грожан столкнулись, после чего Renault немца подлетела в воздух, несколько раз перевернулась, замерла вверх колёсами на барьере и загорелась. Нико смог выбраться только через несколько минут, когда машину потушили и перевернули.

На трассе появился автомобиль безопасности, пелотон следовал за ним до конца четвёртого круга. На пятом дали рестарт, но уже через круг гонка вновь была приостановлена, на этот раз виртуальным автомобилем безопасности из-за остановившейся на стартовой прямой Ferrari Кими Райкконена.

В Mercedes понимали, что, пользуясь моментом, в Ferrari могут рискнуть и позвать Феттеля на единственный пит-стоп, так что позвали Хэмилтона в боксы сами. Себастьяну пришлось остаться на трассе – помимо Льюиса, на столь ранний пит-стоп решились только Леклер и Грожан. Ещё через круг гонка рестартовала.

Как это обычно бывает на трассе Яс-Марина, борьба сместилась в стратегическую плоскость. В Ferrari попытались опередить Боттаса за счёт более раннего пит-стопа Феттеля – Себастьян остановился на 16-м круге. Валттери заехал в боксы на 17-м, но благодаря небольшому отрыву и хорошему пит-стопу смог остаться впереди. Гонку тем временем возглавил Риккардо, растянувший первый отрезок до 33 круга.

Когда Даниэль, наконец, сменил шины, Хэмилтон снова стал лидером. Несмотря на то, что свой пит-стоп Льюис провёл на седьмом круге, он смог сохранить свои шины в неплохом состоянии и ехал достаточно быстро, чтобы контролировать отрыв. А вот ехавший вторым Боттас начал терять темп и раз за разом блокировал шины. Этим воспользовался сначала Феттель, затем Ферстаппен и Риккардо, после чего финну пришлось ехать на второй пит-стоп.

До финиша в группе лидеров изменений больше не было – Хэмилтон уверенно довёл гонку до победы, опередив Феттеля на две секунды. Третье место занял Макс Ферстаппен. Главным возмутителем спокойствия на последних кругах стал Фернандо Алонсо – ближе к концу дистанции испанец своеобразно отреагировал на призывы инженера прибавить, чтобы попробовать побороться за 10-е место, и трижды подряд срезал связку 8 и 9 поворотов, за что позже был трижды оштрафован 5-секундным штрафом.

Читайте ещё