Гран При Великобритании: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда…

Автодром в Сильверстоуне – один из самых знаменитых в мире и домашний для большинства команд Формулы 1, ведь почти все они, включая Mercedes, базируются неподалёку. Кроме того, Гран При Великобритании – самый старый этап чемпионата мира. 13 мая 1950 года он был первым в календаре Формулы 1, а в 2017-м Гран При пройдёт в Сильверстоуне в 51-й раз.

В 1950 году никто не знал, есть ли у этого чемпионата будущее – несколько предыдущих попыток объединить многочисленные Гран При в единую серию, чтобы определить лучшего гонщика на лучшей машине, закончились ничем. Так что для пилотов, принявших участие в той гонке, это был просто один из многих Гран При, но сегодня мы знаем, что Формула 1 пришла в автоспорт всерьёз и надолго – настолько, что уже к началу 80-х Гран При, не входящих в зачёт чемпионата мира, практически не осталось.

С тех пор Гран При Великобритании неизменно входил в календарь чемпионата – подобным может похвастать ещё только итальянский этап. За эти годы гонка проводилась на трёх разных трассах, но тогда, в 1950-м году, это был именно автодром в Сильверстоуне. Конфигурация несколько раз менялась, но в общих чертах совпадает с той, по которой гонщики гонялись 65 лет назад.

В Сильверстоуне важна эффективность аэродинамики, так что тут часто доминировали машины, построенные Эдрианом Ньюи, но в последние годы преимущество перешло к Mercedes. Здесь большое значение имеет мощность моторов, но если пойдёт дождь, то предсказать победителя почти невозможно – история знает немало самых удивительных дождевых гонок в Сильверстоуне.

Поул в Сильверстоуне имеет не слишком большое значение – превратить его в победу удаётся редко. В Сильверстоуне можно обгонять, здесь очень важна стратегия, велика нагрузка на машины и часто идёт дождь – в общем, победу на этой трассе можно заработать только в воскресенье, а вовсе не в субботу.

Ситуация в чемпионате складывается самым удивительным образом – перед стартом сезона мало кто мог предположить, что после девяти гонок на счету Льюиса Хэмилтона будет всего три победы. Столько же побед и у Феттеля, но он не побеждал уже три Гран При подряд. На этапе в Австрии заявил о себе новый претендент на титул – Валттери Боттас. В общем, вряд ли кто-то может пожаловаться на отсутствие интриги.

Безусловно, Сильверстоун – одно из самых желанных мест для победы для большинства пилотов. Это не только легендарная, историческая трасса, но и домашний Гран При для большинства команд, сюда приходят сотрудники их баз, обычно не имеющие возможности смотреть гонку своими глазами, со своими семьями. Вообще, это один из самых посещаемых Гран При чемпионата.

В то же время в Великобритании записные фавориты побеждают не так уж часто. К примеру, Михаэль Шумахер выигрывал эту гонку всего три раза, причём впервые это произошло в 1998-м, и победа стала несколько курьёзной – Шумахер заехал в боксы на последнем круге, потом проехал ещё один круг в боевом режиме и был уверен, что занял только третье место, и лишь на круге возвращения в боксы ему сообщили, что именно он стал победителем.

Себастьян Феттель победил тут лишь однажды, причём в 2009 году, когда чемпионом не стал, а в годы своего доминирования с 2010 по 2013 не смог выиграть в Сильверстоуне ни разу. В последние три года, к радости местных болельщиков, первым финишную линию пересекал Льюис Хэмилтон. От того, удастся ли ему сделать это в нынешнем сезоне, может зависеть судьба чемпионата.

О трассе…

Автодром Сильверстоун. 52 круга по 5.891 км = 306.198 км. 18 поворотов. Во все времена трасса в Сильверстоуне считалась очень скоростной, но в отличие от, скажем, Монцы, эта скорость достигалась не за счёт длинных прямых, а благодаря изобилию очень быстрых поворотов. За 65 лет поворотов прибавилось, трасса стала чуть медленнее, но всё равно остаётся одной из самых быстрых в календаре – средняя скорость превышает 200 км/ч.

За связки скоростных поворотов трассу любят гонщики и не любят инженеры и специалисты по стратегии, поскольку они провоцируют потерю аэродинамической стабильности. Ещё одна особенность – малое число серьёзных торможений, где можно запастись энергией для MGU-K. Лишь 9% дистанции гонщики проводят на торможении, износ тормозов – низкий.

Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 330 км/ч с DRS и 320 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 66% дистанции круга в квалификации и 64% в гонке, мотор почти постоянно работает на высоких оборотах, что приводит к значительному расходу топлива.

Время необходимое для пит-стопа – 25 секунд, что по современным меркам много – это заставляет команды выбирать стратегию с меньшим числом пит-стопов.

О резине…

Первоначально в Pirelli собирались привезти на Гран При Великобритании самые жёсткие составы, Soft, Medium и Hard, но после гонки в Барселоне, где Hard практически не использовался, передумали, сместив выбор в сторону более мягких шин.

Фактически это означало, что Hard полностью исключён из линейки составов на этот год, потому что ни один из последующих Гран При не нагружает шины так сильно, как Сильверстоун, так что самую жёсткую резину в гонках мы больше не увидим.

Износ резины в Сильверстоуне столь высок из-за экстремальных боковых нагрузок в скоростных поворотах, вроде Copse и Abbey. Именно поэтому четыре года назад гонку испортили многочисленные взрывы шин, из-за которых Pirelli пришлось менять их конструкцию по ходу сезона.

Теоретически SuperSoft может оказаться даже слишком мягким для Сильверстоуна – во всяком случае, в случае его использования на этот раз вряд ли командам удастся ограничиться одним пит-стопом. В то же время, в отличие от Барселоны, покрытие трассы здесь не столь абразивное, а прохладная погода может снизить износ, но тогда возможны проблемы с прогревом.

Впрочем, все эти расчёты легко могут быть отправлены в мусорную корзину непостоянной британской погодой. В Сильверстоуне практически каждый год по ходу уик-энда идёт дождь, так что высока вероятность, что командам пригодится промежуточная и дождевая резина.

Год назад в Сильверстоуне…

Прошлогодний Гран При Великобритании мог получиться относительно скучным, но своё слово сказала погода. Прямо перед стартом в Сильверстоуне прошёл короткий, но сильный ливень, не оставивший пилотам иного выбора, кроме как стартовать на дождевой резине, а дирекция гонки решила, что произойти это должно за автомобилем безопасности.

Борьба началась только на пятом круге, и стартовавший с поула Хэмилтон сохранил лидерство. За ним следовали Росберг и Ферстаппен. Многие сразу же свернули на пит-лейн за промежуточными шинами, но лидеры остались на трассе и дождались режима виртуального автомобиля безопасности, объявленного через пару кругов из-за вылета Верляйна.

Расстановка сил впереди не изменилась, но, как ни странно, в таких условиях Red Bull Ферстаппена ничуть не уступала в скорости Mercedes, во всяком случае Росберга. Макс вплотную преследовал Нико на протяжении нескольких кругов, а на 16-м круге атаковал и опередил его!

Спустя круг Росберг, как и Хэмилтон, поехал в боксы за сликами, Ферстаппен остался на трассе ещё на один круг, но после своего пит-стопа всё равно вернулся вторым, между двумя машинами Mercedes. Правда, на 22 круге он вылетел с трассы и потерял несколько секунд, но отрыв от Росберга позволил ему остаться вторым.

По мере того, как трасса подсыхала и становилась быстрее, преимущество Mercedes росло, и к середине дистанции Макс уже откровенно сдерживал Росберга. Нико прессинговал Ферстаппена на протяжении нескольких кругов, но тот не допускал ошибок, и опередить его у Росберга никак не получалось.

Наконец, на 39 круге Росбергу всё же удалось обогнать неуступчивого голландца и выйти на второе место. Казалось, командный дубль у Mercedes в кармане, но на 46-м круге на машине Нико заблокировало коробку. Проблему можно было исправить при помощи кнопок на руле, но для этого инженеру пришлось продиктовать Росбергу последовательность переключений, что тогда было запрещено правилами.

Росберг сумел продолжить гонку и даже не пропустил Макса, но за помощь из боксов стюарды оштрафовали немца добавлением 10-секунд, и в итоговом протоколе Нико всё же оказался третьим. Макс Ферстаппен второй раз подряд был классифицирован вторым, а Льюис Хэмилтон одержал третью победу в Сильверстоуне за три года и сократил отставание от Росберга в личном зачёте до одного очка.

Другие новости