Гран При Бразилии: Пресс-конференция в четверг

Лэнс Стролл, Фелипе МАсса и Маркус Эриксон

Первая пресс-конференция

Участники: Фелипе Масса (Williams), Лэнс Стролл (Williams), Маркус Эриксон (Sauber)

Вопрос: Фелипе, мы снова в Бразилии, и снова для вас это прощальный домашний этап. На этот раз он действительно прощальный?
Фелипе Масса: Да, меня ждет вторая прощальная гонка в Бразилии! Уверен, на этот раз она точно будет последней, так что я действительно с нетерпением жду тех эмоций, что смогу ощутить на домашнем этапе. Мне очень нравится трасса, я в последний раз сяду здесь за руль Формулы 1. Надеюсь, я успешно проведу гонку и финиширую на высокой позиции.

Вопрос: Каким был самый яркий момент этого, по сути, бонусного для вас сезона в Формуле 1, и каким, по-вашему, будет дальнейший путь Williams?
Фелипе Масса: В этом году было не так много ярких моментов. Сезон мы заканчиваем совсем не так, как начинали. В начале года машина была более конкурентоспособна, чем сейчас, так что с точки зрения модернизации мы сработали не лучшим образом. Но мне понравилось управлять машиной нового поколения после изменений в регламенте – она быстра, обладает большой прижимной силой – это было весело!

К сожалению, в некоторых гонках мне не везло. Я мог заработать больше очков, но где-то сам ошибался, где-то помешали проблемы с машиной. Я ждал, что мы окажемся конкурентоспособнее, но мне все равно всё понравилось, и я получил удовольствие от пилотирования. Я рад, что выжимал максимум из машины, когда не возникало проблем. Определенно мне понравился сезон – было бы замечательно спустя несколько лет с улыбкой вспомнить о том, как я мчался на этой машине.

Вопрос: Каковы перспективы Williams?
Фелипе Масса: Важно скорректировать кое-какие подходы к разработке машины, но этим и занимается команда при подготовке к новому сезону. Скорректировав работу с машиной, в Williams смогут добиться большего.

Вопрос: Спасибо! Лэнс, четыре результативных финиша в шести последних гонках, в личном зачете чемпионата вы – в первой десятке. Несколько впечатляющих выступлений и уверенных стартов, но можно ли сказать, что в подготовке к следующему сезону вы особое внимание уделите скорости в квалификации?
Лэнс Стролл: Я неплохо выступил в нескольких предыдущих гонках, заработал много очков – я доволен тем, как всё прошло. Нужно ещё поработать над квалификацией – я допускал небольшие ошибки и не смог использовать весь наш потенциал, но со временем я стану более опытным, и это придёт само собой.

Я верю в команду, в тех, кто меня окружает – мы решим все проблемы и обязательно добьемся прогресса. Но я очень доволен результатами нашей работы, тем как мы выступали в гонках и сколько очков заработали. Надеюсь, мы продолжим в том же духе.

Вопрос: В следующем сезоне у вас будет новый напарник. Каким он должен быть? Молодым, опытным? Возможно, команде следует рискнуть с выбором?
Лэнс Стролл: Команда сама примет решение, моя работа – управлять машиной. Я надеялся, что моим напарником станет Хэмилтон, но он, похоже, занят! Конечно, я шучу. Как уже было сказано, моё дело – пилотировать машину на трассе, а остальное в руках команды.

Вопрос: Маркус, в трех предыдущих Гран При вам удалось опередить напарника в квалификации, но у вас по-прежнему нет очков. Был шанс в Мексике, но помешала поломка. Впрочем, год назад Гран При Бразилии сложился для Sauber весьма неплохо – надеетесь ли вы уже в этот уик-энд финишировать в призовой десятке?
Маркус Эриксон: Мы в каждый уик-энд нацеливаемся на очки. У нас было несколько неплохих уик-эндов подряд, в Мексике всё складывалось очень удачно, но затем не повезло с сейфти-каром, выехавшим в крайне неудачный для нас момент. До этого я практически всю первую половину гонки ехал в десятке и имел шансы на очки. В общем, не хватило везения, ну а позже машина и вовсе сломалась.

Надеюсь, здесь нам представится шанс – бразильская трасса должна подойти нашей машине не хуже двух предыдущих. Конечно, нам предстоит по максимуму задействовать все возможности, из-за устаревшей силовой установки задача усложняется, но, как показали две предыдущие гонки, если нам удаётся подобрать верные настройки, мы сражаемся с представителями середины пелотона – нужно сделать это еще раз, а там посмотрим.

В Бразилии погода может преподнести сюрприз. Гонки здесь часто получаются богатыми на всевозможные события и инциденты, потому мы должны использовать свой шанс.

Вопрос: Вы упомянули погоду – похоже, в предстоящий уик-энд не обойдется без дождя. Организаторы гонки проложили дополнительные водоотводные каналы – расскажите, какова эта трасса в дождь, и чем эти каналы могут помочь?
Маркус Эриксон: В Бразилии весело гоняться в дождь, правда, в прошлом году на трассе скопилось немало воды, но это было, пожалуй, единственной проблемой. Возможно, с дополнительными каналами ситуация улучшится. На Интерлагосе здорово пилотировать и на сухом, и на мокром асфальте, и я не стал бы возражать против переменчивой погоды – это обострит борьбу!

Вопросы с мест

Лэнс Стролл и Фелипе Масса

Вопрос: (Лукас Санточи) Лэнс, чем Формула 1 отличается от других гоночных серий, и что в дебютном сезоне показалось вам особенно непростым? Фелипе, не могли бы вы сказать несколько слов о прогрессе Лэнса?
Лэнс Стролл: Формула 1 многим отличается от любой другой гоночной серии – здесь гораздо больше мероприятий вне трассы, сама машина ведет себя иначе, а в плане технической работы и взаимодействия с инженерами уик-энд проходит намного интенсивнее, чем где-либо еще.

Приходится уделять внимание множеству незначительных факторов, о которых в младших гоночных сериях зачастую не думаешь. Вне автодрома проходит множество мероприятий, в которых гонщик непременно должен участвовать – в целом график очень напряженный, но с каждым уик-эндом работать становится чуть проще, с опытом такой режим становится всё более естественным. Так проходит процесс адаптации к Формуле 1: мы участвуем в мероприятиях и пытаемся привыкнуть к новым машинам, чей характер весьма непрост!

Вопрос: Фелипе, что скажете о прогрессе Лэнса? На вашем фоне он выглядит так же, как вы сами выглядели на фоне Михаэля Шумахера, когда пришли в Ferrari?
Фелипе Масса: Лэнс добился существенного прогресса. Формула 1 не похожа ни на какую другую гоночную серию, для идеального круга здесь нужно отлично чувствовать поведение машины и шин. Даже тренировок в пятницу и субботу порой недостаточно, ведь не всё время мы работаем со свежей резиной, но в квалификации, получив комплект, гонщик должен сразу показать хороший результат.

Когда сражаешься с тремя-четырьмя командами за пару десятых секунды и не показываешь достойный результат уже в первой попытке, можно не пройти в следующую сессию – настолько остра конкуренция.

Лэнс постепенно прогрессирует. Он быстро усвоил, как пилотировать в гонке, у него на счету уже немало успешных выступлений, а результаты в квалификации ещё придут. У самого Лэнса тоже можно кое-чему поучиться, в следующем сезоне он наверняка будет квалифицироваться ближе к напарнику.

Вопрос: (Ариан Шутен) Фелипе, какими вам видятся перспективы бразильцев в Формуле 1? Похоже, впервые с 1969 года в следующем сезоне в пелотоне не будет бразильских гонщиков...
Фелипе Масса: Я очень надеюсь, что Формула 1 и Бразилия всегда будут неразрывно связаны, ведь моя страна очень важна для чемпионата. В Формуле 1 выступало немало бразильцев, мне бы хотелось, чтобы трасса в Интерлагосе долго оставалась в календаре – я готов всячески этому помогать, даже не выступая в Гран При. Да, в Бразилии непростая финансовая ситуация, но гонка очень важна для Сан-Паулу и всей страны. Мне сложно отвечать на ваш вопрос, но я правда надеюсь, что Гран При Бразилии надолго остается в Формуле 1.

Вопрос: (Андрес Лопес) Фелипе, для вас это последний Гран При Бразилии. Назовите ваше самое яркое воспоминание, связанное с этой трассой...
Фелипе Масса: Пожалуй, моя первая победа здесь в 2006-м году. Для бразильца, с детства мечтавшего попасть в Формулу 1 и выступить на Интерлагосе, это было исполнением мечты! Всего я побеждал здесь дважды, завоевал три поула – кажется, в Бразилии я чаще, чем где-либо, финишировал на подиуме, но первое место, добытое в 2006-м, я никогда не забуду. Пожалуй, это был самый потрясающий день в моей карьере – первая победа в домашней гонке!

Вопрос: (Сильвия Ариас) Фелипе, планируете ли вы выступать в другой гоночной серии, и если да, то в какой?
Фелипе Масса: Да, я рассчитываю и впредь наслаждаться гонками, ведь я занимаюсь этим с восьми лет. Когда соревнуешься с соперником, получаешь удовольствие от работы – надеюсь, я найду гоночную серию, в которой мне будет столь же интересно, как было в Формуле 1. У меня достаточно времени, чтобы определиться с выбором, а там посмотрим.

Вопрос: (Стивен Вэйд) Фелипе, как вы оцениваете свою карьеру? Вы родились в стране с великими гоночными традициями, в какой-то момент были близки к завоеванию титула. Какую оценку по десятибалльной шкале вы бы поставили – восемь, десять?
Фелипе Масса: Карьеру можно оценить на десятку, если вам удалось выиграть один или несколько титулов. Но моя карьера получилась очень успешной. В детстве я никогда не думал, что смогу добиться того, чего в итоге добился. Я мог только мечтать о Формуле 1, а в итоге выступал в этом чемпионате, выиграл много гонок и до последних метров дистанции боролся за титул. Возможно, я – тот, кто за всю историю был ближе всего к титулу, но так и не завоевал его.

Я очень горжусь своей карьерой. Не важно, на сколько баллов ее оценивать – на семь, восемь или девять. Я очень горжусь тем, чего добился, счастлив, что смог многому научиться и встретить замечательных людей – с большинством из тех, с кем я работал, у меня сложились отличные отношения. Впереди другая жизнь, в которой мне предстоит многое сделать, но я ухожу с высоко поднятой головой – это самое важное.

Вопрос: (Фабио Алейксо) Планируете ли вы что-то сделать для зрителей? В прошлом году вы не закончили гонку, но долго шли по пит-лейн, приветствуя болельщиков. Если в этот раз получится добраться до финиша, возможно, вам захочется прогуляться по трассе и поблагодарить фанатов?
Фелипе Масса: Надеюсь, я смогу закончить гонку на высокой позиции – в прошлом году этого не случилось, но если удастся, это будет еще один день, который я никогда не забуду.

Эмоции, которые были у меня после прошлогоднего Гран При Бразилии – знаете, я не предполагал, что когда-нибудь смогу ощутить нечто подобное. Пожалуй, их более чем достаточно, и единственное, чего мне сейчас хочется, это успешно выступить в гонке и добиться хорошего результата. Я ничего не планировал, и если что-то и будет, всё получится само собой – посмотрим, что придёт мне на ум после, хочется верить, отличного результата.

Вопрос: (Педро Энрике Марум) Лэнс, в начале года вы говорили, что Фелипе будет для вас наставником, однако уже на предсезонных тестах пояснили, что всё оказалось иначе. Теперь, когда сезон практически завершен, можете ли вы сказать, что Фелипе вас чему-то научил?
Лэнс Стролл: Фелипе Масса был отличным напарником. У него огромный опыт, он многое дал команде. Мы многое узнали о машине и о том, как с ней нужно работать по ходу уик-энда. Фелипе – отличный парень, очень полезный команде. Мы все были рады с ним работать. У Фелипе была потрясающая карьера. Он выиграл много гонок, не раз поднимался на подиум, ему не хватило одного очка, чтобы выиграть титул. Эта карьера была успешной.

Вторая пресс-конференция

Вторая пресс-конференция в четверг

Участники: Кими Райкконен (Ferrari), Эстебан Окон (Force India), Брендон Хартли (Toro Rosso)

Вопрос: Брендон, поздравляем со вторым чемпионским титулом в гонках на выносливость, завоеванном с Porsche! Каково было вернуться за руль прототипа после машины Формулы 1? Что вы думаете о том уникальном периоде, в котором находитесь сейчас?
Брендон Хартли: Мне было на удивление непросто вернуться к гонкам на выносливость. Я думал, что сразу почувствую себя комфортно, ведь последние четыре года кокпит прототипа был для меня своего рода вторым домом, но на адаптацию потребовалось несколько кругов. Положение тела в кокпите там не такое, как в Формуле 1, над головой есть крыша, перед глазами иная перспектива, но после пяти кругов я чувствовал себя достаточно уверенно.

Что касается мыслей о периоде жизни – знаете, я старался обо всём этом не думать и даже не осознал еще, что выиграл второй титул в гонках на выносливость. Пожалуй, мне даже помогло, что один уик-энд сразу сменялся другим – для меня это уже шестая гонка подряд! Видимо, только в конце года, завершив все выступления и оказавшись дома, я смогу осознать всё, что со мной произошло. Я понимаю, что дебютировал в Формуле 1, выиграл «24 часа Ле-Мана», стал чемпионом WEC – всё это потрясающе, но сейчас я стараюсь сохранять концентрацию на работе и пытаюсь выспаться.

Вопрос: Похоже, вам предстоит полноценный сезон в Формуле 1, пусть об этом пока официально не объявлено. Ваш опыт работы с крупным автопроизводителем вроде Porsche поможет сотрудничеству Honda и Toro Rosso?
Брендон Хартли: Не знаю. Сотрудничество с Porsche помогло мне быстрее адаптироваться к Формуле 1, поскольку в обоих чемпионатах в командах задействовано примерно одинаковое количество людей, и прессинг в целом сопоставимый. Когда выступаешь за Porsche в Ле-Мане, ответственность колоссальная, но я научился с ней справляться, и это пригодилось в Остине.

Да, там мне многому пришлось научиться, многое еще предстоит усвоить, но хорошо, что ранее я смог поработать и в Формуле 1, и в проекте с Porsche. Я активно вовлекался во все фазы работы над машиной, в этом плане у меня есть кое-какой опыт.

Вопрос: Эстебан, Force India гарантировала себе четвертое место в Кубке конструкторов. Для вас это первый полноценный сезон с командой, но вы сыграли важную роль в её успехе. Что значит для вас этот результат в борьбе с очень сильными соперниками?
Эстебан Окон: Год сложился потрясающе, четвертое место в Кубке Конструкторов за два этапа до конца сезона – это фантастическое достижение! Спасибо команде! Я не оказался бы в Формуле 1, если бы не Энди Стивенсон, Энди Грин, Том МакКаллоу, Отмар Сафнауэр – спасибо всем за этот замечательный сезон. Надеюсь, мы сможем завершить оставшиеся гонки на тех же позициях, и столь же уверенно начнём следующий сезон.

Вопрос: В четырех предыдущих Гран При вы стабильно опережали Серхио Переса в квалификации и оказались единственным – кроме представителей заводской команды Mercedes – кто все эти четыре гонки начинал из первой шестерки. Если взять последние 138 кругов дистанции, по ходу 137 из них вы были впереди напарника. Это соответствует вашим ожиданиям? Каковы планы на следующий сезон?
Эстебан Окон: Я здесь для того, чтобы атаковать – в том числе Серхио. С самого начала сезона у нас с ним плотная борьба, но на трассах, где я уже выступал с Manor, мне помогает опыт. И я чувствую себя гораздо увереннее, чем в начале сезона – за счет того, что смог финишировать во всех прошедших Гран При.

Вопрос: Кими, мы помним, как десять лет назад в Бразилии вы стали чемпионом мира – пожалуй, в тот день у вас была самая широкая улыбка из всех, на какие способен Кими Райкконен! Не могли бы вы вспомнить тот день?
Кими Райкконен: Это было довольно давно. День выдался отличным, причем не только он один – весь год оказался удачным. Конечно, сам титул был завоеван именно в то воскресенье, но до него у нас были и счастливые моменты, и моменты огорчения – в итоге всё получилось, я был очень доволен, но в целом я об этом не думал. Возможно, сразу после завоевания титула у меня были какие-то мысли, но сейчас думать о нём смысла нет, я не пытаюсь как-то возвысить свой тогдашний успех.

Вопрос: В нынешнем сезоне машина Ferrari оказалась быстра, команда эффективно её дорабатывала – что дальше? Вы говорили о мелких нюансах, мешающих вам добиться максимума, но каковы ваши планы и планы команды на следующий сезон?
Кими Райкконен: Каждый уик-энд я хочу бороться в первых рядах, сражаться за титул. Этот год мы начали недостаточно хорошо, оказались не на тех позициях, на которых должны были. Потребовалось много времени, чтобы машина стала соответствовать моим предпочтениям. После этого ситуация улучшилась, но у меня по разным причинам было слишком много сходов.

По сравнению с 2016-м команда сделала шаг вперед, но его оказалось недостаточно, поскольку Ferrari нацелена на победу в чемпионате. В этом году наша машина позволяла на это рассчитывать, но мы не смогли избежать ошибок и технических проблем. Когда я говорю «мы», я говорю не только о команде, но и о гонщиках. Множество мелких недочетов серьезно повлияли на итоговый результат.

В любом случае, у нас хорошая машина и грамотные специалисты. До конца сезона ещё две гонки, которые мы постараемся выиграть, а в следующем году начнём всё заново и, хочется верить, добьемся желаемого.

Вопросы с мест

Брендон Хартли

Вопрос: (Даниэль Фидели) Брендон, вы привыкли выигрывать гонки и титулы в серии WEC, но в Формуле 1 выступаете на менее конкурентоспособной машине. Насколько сложно смириться с тем, что возможности сражаться за победы нет, а вас ждёт лишь соперничество в середине пелотона?
Брендон Хартли: Думаю, гонщик всегда старается в полной мере использовать любую ситуацию, так что в этот уик-энд я ставлю перед собой конкретную цель: завоевать первое очко в Формуле 1.

В первых двух Гран При мне нужно было многому научиться, я постоянно решал множество небольших задач. Могу сказать, что все в Toro Rosso максимально выкладываются, готовятся к каждой гонке, стараясь добиться как можно более высоких результатов.

Вопрос: (Густаво Фальдон) Кими, Фелипе Масса объявил об уходе из Формулы 1. Вы с ним долгое время были напарниками – что вы можете сказать о бразильце? Как складывались ваши отношения, считаете ли вы, что Фелипе помог вам взять титул десять лет тому назад?
Кими Райкконен: Он снова уходит. Посмотрим, уйдет ли он, или мы увидим его на старте первой гонки в следующем году. Мы вместе выступали в Ferrari, в команде тогда была великолепная атмосфера. Как напарники, мы дважды принесли команде Кубок конструкторов – отличные были времена. Фелипе – быстрый и хороший гонщик, я желаю ему всего наилучшего. Посмотрим, какие перспективы перед ним откроются.

Вопрос: (Андреа Лопес) Кими, до конца сезона две гонки. Как прошел год в целом?
Кими Райкконен: Сезон получился таким, какой есть – нужно сделать выводы и в следующем году выступить лучше. Всё начнётся с начала, многое зависит от того, как мы сработаем зимой и на предсезонных тестах – там мы получим первое представление о том, на каких позициях можем оказаться, а более точно узнаем в первых нескольких гонках. Задача – сражаться за победы и титулы, этого хотят и команда, и я сам. Нынешний сезон во многом мог бы сложиться лучше, но вполне могло получиться и наоборот.

Вопрос: (Лукас Санточи) Брендон, вы говорили, что сотрудничество с Porsche помогло вам адаптироваться к уик-энду в Формуле 1, но есть ли что-то, что показалось вам особенно трудным? Эстебан, не могли бы вы вспомнить свой дебют в прошлом году?
Брендон Хартли: Я пытаюсь вспомнить, что удивило меня больше всего – пожалуй, многое. Я был в паддоке Формулы 1 в 2008-м, 2009-м… прошу прощения, в 2009-м и 2010-м. Да, тогда я не участвовал в гонках, но, по крайней мере, запомнил несколько лиц.

В Остине меня по-настоящему шокировало, насколько быстры оказались современные машины на первом секторе американской трассы – потребовалось некоторое время, чтобы почувствовать уверенность. Гонщикам, на счету которых было уже несколько уик-эндов… Знаете, всегда хочется большего сцепления с асфальтом, большей мощности, но на первых секундах скорость просто поражает.

В остальном каких-то неожиданных сложностей не было. Я знал, что мне предстоит серьезный вызов, понимал, что в Формуле 1 сложно собрать всё воедино по ходу уик-энда, осознавал, что уровень конкурентов – высочайший из всех, что можно найти, но всё это не стало сюрпризом, ведь я этого и ожидал.

Эстебан Окон: Я был очень хорошо подготовлен к дебюту в Формуле 1. Я находился в паддоке с 2014-го года, что сильно помогло. Мне посчастливилось поработать с разными командами на тестах, затем я вместе с Mercedes выступил в серии DTM и, как Брендон, привык работать с инженерами, спонсорами, а затем снова и снова возвращаться в кокпит. В DTM уровень профессионализма сопоставимый, так что от меня требовалось усвоить все нюансы, а затем оказаться в нужное время в нужном месте.

Вопрос: (Йенс Наглер) Эстебан, сейчас активно обсуждается будущее Формулы 1, в том числе идея ограничения бюджетов. Полагаете, небольшая команда вроде Force India, учитывая её столь успешное выступление в нынешнем сезоне, в условиях ограничения расходов повысит свои шансы на титул?
Эстебан Окон: Отличный вопрос! Если у всех участников будет одинаковая сумма средств, многие удивятся, чего смогут добиться в Force India. Сейчас с нашим скромным бюджетом результаты просто потрясающие. Да, мы выкладываемся по максимуму, но притом выступаем на уровне и демонстрируем отличную скорость – было бы интересно на всё это взглянуть в условиях равного финансирования.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё