Гран При Австралии: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда…

Уже много лет ни одну гонку не ждут с таким интересом, как Гран При Австралии. И дело не в особенностях весьма интересной трассы в Альберт-парке – этот Гран При в последние годы открывает сезон Формулы 1. Вот и на этот раз не только зрители, но и участники чемпионата мира с волнением ждут гонки, которая расставит хотя бы некоторые «точки над i», позволив оценить соотношение сил в пелотоне.

В этом году ситуация ещё интереснее, мы увидим новые машины и новые шины. Шасси стали шире, шины – тоже, машины стали быстрее в поворотах, выросли перегрузки. Правда, шины в этом году жёстче, чем прежде, что несколько сдержит рост скоростей и уменьшит число пит-стопов.

Результаты тестов намекают на то, что мы можем стать свидетелями куда более плотной и интересной борьбы за титул, чем год назад. Пилоты Ferrari продемонстрировали впечатляющую форму – несмотря на постоянные перестановки в руководстве Скудерии, новая машина, судя по всему, быстра и надёжна. Конечно, ни Mercedes, ни Ferrari не показали на тестах свою истинную силу, её мы узнаем только в Мельбурне. И вопрос в том, у кого из них козырей в рукаве больше.

Кими Райкконен на тестах в Барселоне

В последний день тестов неплохую скорость демонстрировала и машина Red Bull Racing. После неудачной первой недели испытаний, сумели здорово прибавить в Williams. Есть ощущение, что смогли сделать шаг вперёд и в Haas F1. С другой стороны, постоянные проблемы с силовыми установками Honda и Renault на тестах оставляли немало вопросов относительно формы McLaren, Renault и Toro Rosso, но и те, и другие мотористы обещали к первому Гран При их решить.

Помимо чисто технической составляющей, есть и личностный фактор. Четыре года подряд пилотами ведущей команды чемпионата, Mercedes, оставались одни и те же гонщики. И вот теперь, после нашумевшей отставки действующего чемпиона Нико Росберга, всё меняется – на смену немцу в команду пришёл Валттери Боттас. Его форма в сравнении с Льюисом Хэмилтоном – одна из главных интриг чемпионата.

Ещё одна интрига – выступления единственного дебютанта чемпионата, юного Лэнса Стролла. Хочется сказать, что он пришёл в Williams как раз на место Боттаса, но хотя фактически это и так, формально, как мы помним, всё было совсем по-другому. Чтобы освободить место Лэнсу, в Williams отказались от продления контракта с Массой, и лишь уход Росберга запустил несложную двухходовку, в результате которой Фелипе всё же сохранил место в команде, став, по сути, личным тренером Стролла.

Не секрет, что дорогу в Формулу 1 молодому канадцу открыли не только результаты в младших сериях (в прошлом году он выиграл европейскую Формулу 3 – это престижная серия, но «ступенька» между ней и Формулой 1 довольно велика), но и миллионы его отца. При этом Лэнс станет вторым по молодости гонщиком за всю историю чемпионата мира, уступая по этому показателю только Максу Ферстаппену (чей рекорд теперь уже побить невозможно). На первой неделе тестов Стролл немало ошибался, но вторую провёл относительно чисто. Но настоящая проверка для Лэнса начинается только сейчас.

О трассе…

Трасса в Альберт-парке

Альберт-парк – 5303 метра. Дистанция гонки: 58 кругов = 307,574 км. 16 поворотов, среди которых нет по-настоящему скоростных. Аэродинамика настраивается на среднюю, ближе к высокой, прижимную силу. Максимальная скорость в предыдущие годы составляла 320 км/ч с DRS и 310 км/ч без неё, но в нынешнем наверняка окажется меньше. Трасса занимает второе место в рейтинге по наибольшему потреблению топлива по ходу сезона из-за частых коротких разгонов.

С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжали 66% дистанции круга – в нынешнем году этот показатель возрастёт. Восемь зон торможения, износ тормозов – высокий. На торможения в прошлом затрачивалось 13% времени прохождения круга – вероятно, в этом году будет несколько меньше. Продолжительность пит-стопа – 23 секунды, протяжённость пит-лейн – 280 метров.

Трасса в Альберт-парке уникальна. Это временный, но относительно быстрый автодром с весьма скользким асфальтом. К тому же, гонщики впервые по ходу сезона будут работать с новыми машинами в «боевых» условиях. Сочетание этих факторов неизбежно увеличивает число ошибок – вылетов, разворотов и аварий.

Трасса используется редко, потому в пятницу на асфальте много пыли. По ходу уик-энда её становится меньше, траектория покрывается отработанной резиной, а скорости быстро растут. Это осложняет работу с настройками, но к субботе ситуация стабилизируется.

Обгонять на уличной трассе в Мельбурне очень непросто даже при существенном преимуществе в скорости на прямой, поэтому многое зависит от результатов квалификации. Аварии на Гран При Австралии происходят часто, особенно на первом круге. Сложно сказать, в чём причина – в характере трассы, выбранных настройках или просто в том, что за время зимнего перерыва гонщики отвыкли от борьбы колесо в колесо. Но зрелищные столкновения и вылеты случаются с завидной регулярностью и почти неизбежно приводят к появлению автомобиля безопасности.

О резине…

Шины 2017 года

Опыт предыдущих лет в плане резины теперь малоприменим – мы увидим полностью новые шины, другого размера и с другим составом – сохранились только названия составов. На этот раз Pirelli попросили сделать шины, позволяющие атаковать на протяжении длительного времени, их жёсткость возросла на два шага – то есть та резина, что теперь носит название UltraSoft, раньше называлась Soft. А нынешний Soft соответствует по жёсткости прежнему Hard.

Это очень существенное изменение, но уровень сцепления с асфальтом всё равно вырос – за счёт увеличения пятна контакта. Тесты в Барселоне показали, что новые шины значительно превосходят прошлогодние в износостойкости – даже на UltraSoft пилоты без проблем проезжали 20 кругов подряд, хотя раньше шины под этим названием на суровой испанской трассе разрушались за один круг.

Трасса в Мельбурне далеко не так требовательна к резине, поэтому Pirelli привезёт три самых мягких состава – UltraSoft, SuperSoft и Soft. Тем не менее, вероятно, даже эти составы окажутся для Альберт-парка слишком жёсткими, так что все гонщики будут останавливаться в боксах только один раз. Обязательными объявлены составы SuperSoft и Soft, один из них нужно использовать в гонке, и нет особых сомнений в том, что практически все команды предпочтут именно SuperSoft.

Год назад в Мельбурне…

Старт Гран При Австралии 2016 года

В прошлом году зрители, собравшиеся в Альберт-парке, увидели яркую гонку – гораздо более яркую, чем можно предположить, глядя на итоговые результаты. Поул, в третий раз на этой трассе подряд, завоевал Хэмилтон, Росберг показал второе время – оба пилота Mercedes намного опередили пилотов Ferrari.

Red Bull Racing в Мельбурне фактически провалилась. Квалификация проходила по новому формату с «немедленным выбыванием», и одной из его первых жертв стал Даниил Квят. Более того – в воскресенье машина Квята заглохла ещё до начала прогревочного круга, так что второй год подряд россиянин принять участие в гонке не смог. У Даниэля Риккардо дела шли немногим лучше – в квалификации он смог пробиться в финал, но там оказался последним, уступив даже обоим пилотам Toro Rosso.

Сценарий гонки выглядел предсказуемо, но старт сложился удивительным образом, подарив зрителям интригу. Когда погас стартовый светофор, машины Mercedes очень неуверенно тронулись с места, и их смогли опередить две Ferrari. Более того – между Росбергом и Хэмилтоном произошёл контакт! Правда, совсем лёгкий, обошлось лишь небольшой поломкой переднего антикрыла на машине Льюиса.

Росберг в итоге оказался третьим, Льюис откатился на шестое место. Гонка началась для Mercedes обескураживающе, и особого преимущества в скорости перед Скудерией у пилотов «Серебряных стрел» не было – назревала настоящая сенсация. Однако в итоге она не случилась – по двум причинам.

Последствия аварии Фернандо Алонсо

Во-первых, на 22-м круге Райкконен вынужден был свернуть в боксы и покинуть кокпит – машина загорелась. На этом гонка для финна закончилась. Во-вторых, в отличие от большинства конкурентов, в Ferrari выбрали неоднозначную стратегию двух пит-стопов – против планируемого одного у Mercedes. Как следствие, Феттель оказался далеко позади Росберга, и хотя смог на последних кругах догнать и навязать борьбу Хэмилтону, в итоге так и остался третьим.

Один из самых ярких эпизодов гонки произошёл на 17-м круге. При обгоне Гутьерреса Алонсо зацепил его правым передним колесом, машина McLaren взлетела в воздух, врезалась в барьер, пролетела над зоной безопасности, дважды перевернулась в воздухе и вновь врезалась в барьер. Фернандо самостоятельно покинул кокпит, хотя для этого ему пришлось продемонстрировать свои акробатические способности – машина оказалась на боку, прижатой к барьеру. Однако совсем без последствий не обошлось – обследование выявило трещину в ребре, из-за которой испанец пропустил следующий Гран При.

Авария Алонсо привела сначала к появлению автомобиля безопасности, а потом и к остановке гонки красным флагом. Большинство пилотов сменили шины именно в этот момент. Удачная стратегия позволила Роману Грожану финишировать шестым – он принёс очки новой команде Haas F1 в первой же гонке.

Читайте ещё