Гран При Австралии: Пресс-конференция в четверг

Первая пресс-конференция гонщиков

Первая пресс-конференция

Участники: Льюис Хэмилтон (Mercedes), Себастьян Феттель (Ferrari), Фернандо Алонсо (McLaren), Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)

Вопрос: Начнем с Льюиса Хэмилтона – двукратного победителя Гран При Австралии, обладателя рекордных пяти поулов в Альберт-Парке. Льюис, вы и другие гонщики говорили о том, что вам нравится управлять новыми машинами – не могли бы вы пояснить, почему?
Льюис Хэмилтон: Для начала, привет, рад всех вас видеть! Не знаю… Гонщикам хочется управлять быстрейшими машинами в мире, всегда хочется ехать быстрее, и эти машины быстрее прошлогодних. Задача раскрыть их скорость на трассе очень непростая. Пожалуй, это больше соответствует тому, какой должна быть Формула 1 в плане физических нагрузок. Мы – атлеты, и Формула 1 из всех гоночных серий должна быть наиболее требовательной к физической форме – в предыдущие годы этого не было. Для нашего уровня тренированности всё относительно просто, однако теперь придется повышать планку, что лично мне по душе.

Вопрос: В чемпионате есть правило – не меняй команду, которая побеждает. Однако в Mercedes новый технический директор, у вас – новый напарник. Как это работает?
Льюис Хэмилтон: Пока неплохо. У меня была отличная беседа с Джеймсом, он влился в команду, я воодушевлен возможностью с ним работать. Всегда здорово заполучить светлую голову, а Джеймс – один из умнейших людей, которых я встречал, если не умнейший. Будет интересно взглянуть, чего он добьется от меня, команды и всего коллектива. Валттери тоже быстро осваивается, он активно работал, чтобы оказаться на пике формы – это как раз то, чего мне хочется.

Вопрос: Себастьян, вы побеждали в Австралии в 2011 году, год назад у вас был неплохой шанс на победу, а недавние тесты позволяют предположить, что в ближайшее воскресенье вы снова будете в числе претендентов. Полагаете, в этот раз у Ferrari больше возможностей для борьбы?
Себастьян Феттель: Посмотрим, пока ничего не известно. Всем нам будет интересно оценить в субботу и воскресенье, на каких позициях мы находимся, получить первое впечатление. В прошлом году многие новые концепции у нас не работали так, как ожидалось, в этот раз мы полностью сосредоточились на собственных идеях – старались выполнить работу на базе, а что касается тестов… Не думаю, что результаты на тестах настолько критичны – важнее то, что вы покажете, начиная с этого этапа. Сейчас мы, как и все участники, не представляем, что удалось соперникам, но собой можем быть довольны, так как проехали немало километров без каких-либо серьезных проблем с машиной. Надеюсь, удастся повторить это в гонках.

Вопрос: Машина Ferrari выглядит вполне конкурентоспособной, но вопрос в том, насколько быстра она окажется в квалификации. С 2010 года Ferrari завоевала лишь пять поулов – как вы над этим работали? У вас есть специальные режимы работы мотора на финальную стадию квалификации?
Себастьян Феттель: Это необязательно. Стараясь прибавить, мы работали во всех областях. Мы знаем, что результат квалификации важен для успешной гонки, чем выше ты стартуешь, тем больше шансов. Да, наша статистика выглядит не лучшим образом – надеюсь, получится это исправить.

Вопрос: Фернандо, вы побеждали в Австралии в 2006, но сейчас McLaren и Honda вновь в сложном положении. У вас есть какие-либо ожидания от предстоящего сезона?
Фернандо Алонсо: Подождем с ожиданиями. Мы едва закончили тесты, первая гонка прояснит кое-какие моменты. Сейчас все задаются вопросом, на каких позициях находятся. На тестах из-за различных проблем у нас не было возможности пилотировать машину сколь-нибудь близко к пределу, так что посмотрим, пройдет ли первый уик-энд неплохо, и увидим ли мы чуть больший потенциал. Мы в начале долгого пути, предстоит проделать большую работу.

Вопрос: С момента обнаружения проблем прошло всего три недели – у команды была возможность предпринять срочные меры, или это предстоит сделать в ближайшие несколько недель?
Фернандо Алонсо: Команда всегда старается улучшить положение дел и работает на пределе, чтобы выявить проблемы в конкретных областях и исправить их. Уверен, каждый сотрудник за эти три недели приложил максимум усилий – посмотрим, что выяснится завтра на трассе, а в целом ваш вопрос лучше задать Эрику Булье и Honda.

Вопрос: Даниэль, в Австралии не особо полагаются на статистику, однако с того дня, как в 1985 году Гран При Австралии появился в чемпионате, ни одному австралийцу не удалось выиграть домашний этап. Планируете исправить это?
Даниэль Риккардо: Было бы здорово. Если бы гонщику было уготовано победить лишь однажды, он предпочел бы сделать это дома. Успех в Австралии стал бы невероятным событием.

Себастьян Феттель: Разве Алан Джонс здесь не побеждал?

Вопрос: С того момента, как эта гонка стала этапом чемпионата, нет.
Себастьян Феттель: Тогда какую гонку он выиграл в 1980-м?

Даниэль Риккардо: Алан здесь, я спрошу его.

Вопрос: Даниэль, желаете что-нибудь добавить?
Даниэль Риккардо: С удовольствием! Посмотрим, что получится. Я полностью подготовлен – как заметил Льюис, в этом году требования к физической форме выше, и мы все работали над ней в межсезонье. Уверен, каждый из нас чувствует, что подготовился настолько, насколько это в принципе возможно, было здорово уделять этому фактору больше внимания. Нынешними машинами приятнее управлять, они очень быстры. Уверен, в этот уик-энд болельщики заметят большую скорость в поворотах.

Вопрос: Во второй половине предыдущего сезона вы дали бой своему напарнику Максу Ферстаппену. Насколько ожесточенным будет сражение между вами в нынешнем сезоне?
Даниэль Риккардо: Надеюсь, оно будет непростым и за победы – это понравилось бы нам обоим. Макс быстр, для него это третий сезон в Формуле 1, и хотя он очень молод, его нельзя назвать новичком – то есть, у нас обоих есть определенный опыт. Думаю, команде и всем вокруг интересно узнать, что у нас получится. Сотрудников это воодушевляет – надеюсь, их в итоге воодушевит то, что мы сражаемся в первых рядах. Этого хочется и мне, и Максу.

Вопросы с мест

Вопрос: (Исеф Хардинг) Доброго вечера! Я хотел бы пожелать всем нам хороших пресс-конференций в нынешнем сезоне и конструктивной беседы. Мой вопрос для всех участников. В этом году у чемпионата новые владельцы из Liberty Media, и у них весьма широкий взгляд на будущее Формулы 1. Какими были бы три ваших главных пожелания новым владельцам?
Даниэль Риккардо: Гонка в Лас-Вегасе.

Себастьян Феттель: Гонка в Германии.

Даниэль Риккардо: У меня всё, я озвучил своё желание.

Льюис Хэмилтон: Гонка в Майами… Может, больше женщин в паддоке? Да, дайте женщинам больший доступ в паддок, здесь слишком много парней.

Себастьян Феттель: Моторы V12.

Льюис Хэмилтон: Согласен!

Вопрос: Фернандо?
Фернандо Алонсо: Я согласен с ними. И всем нужны равные моторы.

Льюис Хэмилтон: А вот с этим я не согласен.

Даниэль Риккардо: Но не электрические!

Льюис Хэмилтон: И не Honda! Нет, я шучу…

Вопрос: (Энди Бенсон) Пару часов назад в этом зале Чарли Уайтинг объявил об отмене так называемого «правила Макса Ферстаппена», оставив базовые подходы к потенциально опасному пилотажу. Вас это устраивает?
Себастьян Феттель: Не знаю, я не…

Вопрос: Вам сообщат об этом завтра...
Даниэль Риккардо: Нам скажут завтра? Вы узнаете всё раньше нас! Что ж, посмотрим. Плюс в том, что будет приниматься меньше решений: если нам позволят разбираться между собой, мы решим это на трассе, но, надеюсь, нам позволят всё вернуть обратно, если что-то пойдет не так. Мне нравится открытое сражение, в этом я вижу плюс.

Себастьян Феттель: А мне вернут кубок? Это важно!

Даниэль Риккардо: Полагаю, Себастьян хочет вернуть кубок за этап в Мексике. Тот кубок, правда, был очень маленьким – хорошо, лучше помолчу!

Вопрос: (Леон Алепидис) Вопрос к Даниэлю. На протяжении нескольких лет шли разговоры о второй гонке в США, в прошлом по два этапа в сезон принимали Германия, Испания и Италия. Что думаете о второй гонке в Австралии, и где бы вам хотелось ее провести?
Даниэль Риккардо: Я рискую показаться жадным, если стану просить об еще одной гонке в Австралии. У нас есть замечательные трассы, Себастьян говорил про Батурст – это был бы потрясающий вариант! Еще Аделаида – я приезжал туда на Гран При в 1993 году, когда был совсем мал. Конфигурация была отменной – там по сей день проводятся гонки серии V8 Supercars. На Филипп Айленд проходит невероятный этап MotoGP – в общем, возможностей достаточно. Я бы не отказался от такого шанса, но мне кажется немного эгоистичным требовать большего, чем есть сейчас. Думаю, всем бы захотелось приехать сюда – вам нравится Австралия, не так ли?

Вопрос: (Ребекка Уильямс) Вопрос для Фернандо. В прошлом году в Альберт-парке вы попали в страшную аварию. Что вы чувствуете, вернувшись сюда, и будут ли воспоминания преследовать вас на трассе – особенно в том повороте?
Фернандо Алонсо: Вряд ли. Всегда стараешься забыть об авариях, о любых пугающих моментах. Да, прошлогодняя авария была серьезной, но в этот раз всё будет в порядке, я с нетерпением жду возвращения на трассу. Мне нравится Альберт-парк, я знаю, насколько эмоционально реагируют болельщики, когда мы находимся на круге, так что будет здорово проходить те повороты.

Вопрос: (Флавио Ванетти) Себастьян, вы сказали, что рано делать выводы о новой машине Ferrari. Но есть ли у вас ощущение, что она позволит вам бороться за титул?
Себастьян Феттель: Сейчас только март, а о борьбе за титул нужно говорить в октябре – ноябре. Ожидалось, что скорость машин заметно возрастет, именно так и чувствуется на трассе. Думаю, так сказал каждый, когда впервые выбрался из кокпита – это действительно большой шаг вперед. Не вполне корректно сравнивать с предыдущим годом, поскольку это другая Формула 1, однако нынешние машины наверняка окажутся быстрейшими среди всех, которыми нам когда-либо доводилось управлять.

С того дня, как я дебютировал в Формуле 1, машины становились всё быстрее, затем прогресс остановился. Мы балансировали между скоростью на прямых и скоростью в поворотах, хотя максимальные эмоции доставляет именно скорость в поворотах – похоже, мы вернулись на тот уровень, где были десять лет назад, и даже прибавили. Гонщикам всегда приятно осознавать, что это быстрейшие машины из всех, что у нас были, а что касается конкурентоспособности – выясним здесь, ведь ради этого мы приезжаем на гонки.

Вопрос: (Хейкки Культа) Себастьян, в предыдущем сезоне счет в квалификациях между вами и Кими был практически равным. С более конкурентоспособной машиной вам будет проще или труднее соперничать с напарником в квалификации?
Себастьян Феттель: Борьба не бывает простой, на одном круге ты стараешься выжать максимум из себя и машины. В прошлом году наше соперничество было более плотным, чем годом ранее, но в целом оно всегда оставалось острым. Я хочу быть впереди Кими, он хочет быть впереди меня, но в начале сезона главная задача – оказаться впереди всех. Как я уже говорил, рано о чем-то судить. Мы постараемся сработать наилучшим образом для себя и команды, а там посмотрим.

Вопрос: (Андре Лесли) Даниэль, на этой неделе в Австралии – уверен, вы прибыли сюда намного раньше – как обстояли для вас дела с прессингом, с восприятием со стороны окружающих? Для вас это дополнительный груз на плечи или нечто такое, чего вы ждете с нетерпением?
Даниэль Риккардо: Это не дополнительный груз, но, определенно, больше работы. Эта неделя для меня – самая напряженная в сезоне, но я получаю позитивную поддержку, она буквально переполняет. Удивительно, что так много людей поддерживают меня и этот Гран При – здорово, так приятно наблюдать всё это! Слышал, продажи билетов существенно превысили прошлогодние показатели. Я получаю удовольствие, но притом благодарен, что этап не длится вечно – он очень изматывающий, хотя приятно видеть так много болельщиков. Прессинг? Не думаю, что если я не финиширую первым в воскресенье, они все покинут автодром с мыслью, что никогда больше сюда не вернутся – им хочется, чтобы я просто выступил уверенно. Это, скорее, дополнительная мотивация – уверен, я почувствую ее во время парада гонщиков в воскресенье, и она взбодрит меня перед гонкой!

Вопрос: (Абхишек Такле) Фернандо, несмотря на проблемы на тестах, вы говорили, что вам нравится управлять новой машиной. Удовольствие от пилотажа несколько уменьшает досаду, или без конкурентоспособности удовольствия быть не может?
Фернандо Алонсо: Это две разные вещи. Первое – то, насколько ты наслаждаешься, и сколько адреналина дарят тебе эти машины своей скоростью в поворотах. По сравнению с предыдущими годами здесь заметный шаг вперед. Не только для нас, гонщиков, но и для болельщиков на трибунах и зрителей у экранов телевизоров эти машины выглядят потрясающе, и это хорошо. Что касается второго, как и все спортсмены, мы конкурентоспособны, а когда приезжаешь на первую гонку сезона, понимаешь, что с конкурентоспособностью будет и радость. Посмотрим, насколько конкурентоспособными мы окажемся в этом году. По крайней мере, когда едешь один, ты наслаждаешься, но когда рядом оказываются более быстрые машины, удовольствие заметно меньше.

Вопрос: (Жером Бурре) Считаете ли вы, что новые правила могут положить конец доминированию Mercedes, или все-таки полагаете, что Льюис в этот уик-энд и в сезоне в целом будет фаворитом? Льюис, а вы сами считаете себя фаворитом в битве за титул?
Себастьян Феттель: Думаю, Льюис наверняка им окажется. В предыдущие три года Mercedes были очень сильны, и даже если правила изменились, сильная команда может построить конкурентоспособную машину – не важно, что скорректировали в регламенте. Думаю, с фаворитом всё понятно, а мы все, сидящие здесь, делаем всё возможное, чтобы отыграться. Насколько нам это удалось – поймем по ходу сезона. Уверен, прогресс будет существенным, команды подготовят немало модификаций, совершенствуя машины – у того, кто окажется на хороших позициях в начале сезона и останется на них до его конца, будет шанс.

Даниэль Риккардо: Когда несколько лет назад в чемпионате доминировали Red Bull Racing, всем хотелось, чтобы побеждал кто-то еще – это вполне естественно, людям нравятся перемены, и нам – тем, кто не является гонщиками Mercedes, тоже хочется таких перемен. Чем больше машин сражается за победы, тем интереснее. Я оставлю ответ за Льюисом, но, как мне кажется, если бы он побеждал в борьбе с четырьмя гонщиками, а не только со своим напарником, его успех был бы более значимым. Если ты способен победить в схватке со многими, это не только нравится болельщикам – чувство самореализации тоже острее. Посмотрим, как всё сложится. В Ferrari продемонстрировали неплохую скорость на тестах – если им удастся отбирать очки у Mercedes, это продлит битву за титул.

Вопрос: Льюис, вы тоже так считаете?
Льюис Хэмилтон: Я считаю Ferrari быстрейшими на данный момент, и они наверняка будут фаворитами, но по ходу уик-энда узнаем точнее. Интересно, что Себастьян, как правило, рассуждает энергичнее – могу вас заверить, сейчас он старается себя сдерживать, но их темп на тестах был впечатляющим. Интересно взглянуть, что покажут Red Bull Racing – на тестах они заметно уступали Ferrari и испытывали не так много модификаций – по крайней мере, насколько я мог наблюдать. Полагаю, они привезли нечто сюда, и мне интересно выяснить, что именно.

Соглашусь с Даниэлем в том, что за победы должно сражаться больше гонщиков и команд – в этом суть спорта. Надеюсь, так и будет. Что касается нашей команды, насколько мне известно, никому ранее не удавалось побеждать два года подряд при смене регламента от сезона к сезону, но такова наша цель. Мы здесь для того, чтобы победить, чтобы сделать то, что раньше не удавалось ни одной команде. Насколько велики наши шансы – узнаем, но я верю, что Mercedes эта задача по силам.

Вопрос: (Луис Деккер) Не могли бы вы вспомнить, сколько машин было на стартовой решетке в ваш дебютный уик-энд в Формуле 1? Собственно, вопрос в том, достаточно ли двадцати машин, чтобы болельщики были довольны?
Фернандо Алонсо: Да, вполне. Приятно видеть на трассе много машин, а в чемпионате – много команд, но, в то же время, это спорт, в который очень сложно пробиться, и где сложно оставаться в течение многих лет. В случае с небольшими командами мы видим, насколько им трудно сохранять финансовую стабильность на протяжении сезона. Думаю, десять крепких команд и двадцать машин на трассе – это примерно то количество, которое мы наблюдали в Формуле 1 долгие годы, и его вполне достаточно.

Вопрос: (Жиль Ричардс) Льюис, в предыдущие три года борьба за титул шла исключительно между вами и вашим напарником. Станет ли успех более значительным, понравится ли вам сражение больше, если в нынешнем сезоне это будет схватка с представителями Ferrari, Red Bull Racing и другими гонщиками?
Льюис Хэмилтон: Как я уже говорил, каждый год твоя цель – одолеть всех, и чем острее борьба, тем сильнее радость от успеха. Мы полностью готовы к такому вызову. В целом это не так уж и плохо – не припомню, когда в предыдущий раз у нас была смена регламента всего через три года, но, возможно, организаторам следует сократить этот интервал и сделать перемены более частыми, иначе нередко всё сводится к доминированию одной команды, притом отставание очень сложно отыграть.

Объем доработок по ходу сезона ограничен, топ-команды способны прогрессировать равными темпами, и если вы отстаете уже в начале, это отставание сократить крайне сложно, поскольку правила определяют, сколько средств и времени вы можете потратить на доработку. Кардинальные изменения своего рода обостряют ситуацию – я никогда раньше не видел, чтобы болельщики настолько ждали очередного сезона, как они ждут начала нынешнего: мы сами не знаем, как команды и машины выглядят относительно друг друга. Думаю, подобные изменения были бы уместны и далее.

Вопрос: (Шейн МакАйннес) Поговорим о продолжительности сезона. В этом году нас ждет 20 этапов, однако новые владельцы дали понять, что число гонок может возрасти до 25. Двадцать пять – это слишком много, или двадцать, а то и меньше – вполне достаточно?
Даниэль Риккардо: Всё зависит от того, как организован чемпионат. Двадцать пять гонок – не так уж и много. В NASCAR проводятся 36 этапов, это существенно больше, однако они меньше путешествуют, так как сезон проходит исключительно в США. Всё зависит от логистики. Мне нравятся гонки, и если бы речь шла только о них без каких-либо тестов и прочего, тогда… возможно. Мы проводим больше времени перед камерами, чем в кокпите, так что я не возражал бы против такого варианта.

Себастьян Феттель: Двадцать пять этапов – это слишком много, двадцати достаточно, не нужно больше. Оптимальный вариант – от шестнадцати до двадцати, и нужно подумать об усилиях, которые прилагает команда. Гонщикам легко приезжать практически с ручной кладью, выполнять свою задачу и лететь обратно, но для многих сотрудников это тяжелая работа. Сейчас гонок вполне достаточно.

Льюис Хэмилтон: Если вы спросите сотрудников нашей команды, желают ли они больше гонок, они ответят утвердительно. Тем, кто путешествует, переезды даются нелегко, но им это нравится, они влюблены в автоспорт. Конечно, им нравится проводить время дома, но… Я – как Даниэль, обожаю гонки и не возражал бы против большего их количества, но тогда организаторы должны изменить структуру, по крайней мере, отдельных уик-эндов. Если на каждый из двадцати пяти этапов будет отводиться по четыре дня, это будет слишком много, но если они сделают, скажем, период по ходу сезона, который будет более захватывающим, чем остальные… Думаю, в странах с большим числом болельщиков у организаторов широкие возможности. Нет смысла приезжать в страны вроде Турции, где было очень красиво, но никто не восторгался гонкой. Однако там, где царит потрясающая атмосфера, можно провести отличный этап – думаю, это было бы замечательно.

Вопрос: Фернандо, ваше мнение?
Фернандо Алонсо: Аналогично. Все мы любим гонки, и большее их количество будет воспринято с радостью, но примерно через пару лет.

Вопрос: (Фил Данкан) Льюис, насколько вы воодушевлены перспективой сравняться с Себастьяном, выигравшим четыре титула? Не кажется ли вам, что это начало столь необходимого Формуле 1 потрясающего соперничества между двумя лучшими гонщиками своего поколения?
Льюис Хэмилтон: Я не так часто боролся с Себастьяном на трассе, и мне хотелось бы чего-то подобного. Думаю, болельщикам тоже хочется такой борьбы, но между всеми гонщиками. Нужно, чтобы и у Фернандо была хорошая машина, и он смог побороться с нами до того, как решит уйти из спорта – он намекнул, что его хватит еще на пару лет, что неплохо. Думаю, мы еще увидим его на пике формы – чемпионату это необходимо, и Фернандо заслужил возможность проявить себя. Хочется сражаться с лучшими, и именно этого ждут зрители – плотного соперничества, чистой конкурентоспособности, взлетов и падений, когда лучшие гонщики выкладываются по максимуму. С нетерпением жду соперничества со всеми этими парнями – надеюсь, нам предстоит много острых сражений.

Вопрос: (Эндрю Тэйт) Льюис, желали ли вы в этом году сражаться за титул с действующим чемпионом мира?
Льюис Хэмилтон: Нет. Когда я пришел сюда, я подумал, что всё довольно неплохо – есть один чемпион, второй чемпион, и будущий чемпион тоже здесь.

Даниэль Риккардо: Спасибо!

Льюис Хэмилтон: Потому не имеет значения, присутствует ли здесь действующий чемпион мира. В конце концов, каждый год – это новый старт, новый вызов и новый сезон, в котором нужно победить. Мы все здесь для того, чтобы одолеть друг друга, но, насколько мне известно, никто не говорит: «Вон тот парень – действующий чемпион мира, я хочу опередить именно его». Тебе просто хочется превзойти всех соперников.

Вторая пресс-конференция

Гран При Австралии. Вторая пресс-конференция в четверг

Участники: Валттери Боттас (Mercedes), Эстебан Окон (Force India), Фелипе Масса (Williams), Лэнс Стролл (Williams)

Вопрос: Валттери, в предыдущие два года в Австралии Mercedes побеждала дублем – полагаю, очередной такой расклад вас вполне устроит. По этой причине вы решили сменить команду?
Валттери Боттас: Такое начало было бы неплохим, однако нужно посмотреть, где мы находимся относительно других команд. Новый сезон, новая эра в Формуле 1, новая команда для меня, но цель всегда одна. Я чувствую, что попал в хорошие условия, и это всегда похоже на исполнение мечты – быть частью коллектива, доминировавшего в чемпионате на протяжении трех предыдущих лет. Я очень счастлив и хочу поскорее приступить к работе.

Вопрос: По ходу тестов мы видели, как на первой неделе вы адаптировались, а на второй смогли подобраться к результатам Льюиса Хэмилтона. Примерно такого расклада вы ждете в первой гонке?
Валттери Боттас: Я чувствую, что готов к гонке. Думаю, мы с командой взяли максимум от короткого отрезка времени, что был у меня на подготовку и погружение во все детали. С середины января пришлось многому научиться, этот процесс продолжается, но тесты, как мне кажется, прошли хорошо. С каждым выездом на трассу я чувствовал себя всё увереннее – не сомневаюсь, это чувство будет крепнуть, я всё больше ощущаю себя частью команды и счастлив быть здесь.

Вопрос: Лэнс, добро пожаловать в Формулу 1! В возрасте восемнадцати лет вы самый молодой дебютант чемпионата после Макса Ферстаппена. Как прошла подготовка, и какой результат в сезоне можно будет считать успешным?
Лэнс Стролл: Спасибо! Подготовка прошла неплохо – мы хорошо провели тесты в Барселоне, на второй неделе я и Фелипе выполнили все намеченные мероприятия. Думаю, мне будет достаточно просто уверенно провести сезон – предстоит многому научиться, и вряд ли озвучивание каких-то цифр стало бы правильным подходом. Нужно действовать от гонки к гонке, разбираться во всем и слушать тех, кто рядом со мной и готов помочь – с нетерпением жду всего этого!

Вопрос: При всех изменениях в правилах этот год удачен для дебюта, или задача, наоборот, осложняется?
Лэнс Стролл: Не знаю. Всё так, как есть, и я намерен взять от ситуации максимум. Не хочу смотреть на нее как на негативную или позитивную – новые правила одинаковы для всех. Для меня это дебютный сезон, я должен изучить всё, что требуется, и двигаться дальше.

Вопрос: Фелипе, добро пожаловать! Означает ли это, что нас ждет еще одна вечеринка? Как состоялось неожиданное возвращение в Формулу 1?
Фелипе Масса: Прежде всего, я не ожидал оказаться здесь в четверг – замечательный день для Формулы 1, поскольку планировал быть где-то в другом месте, больше есть, набирать вес… Но временами в жизни кое-что меняется – правда, у меня, получается, всё осталось прежним. Я очень счастлив, мотивирован и готов к очередному вызову.

Когда мне позвонила Клэр Уильямс, я сказал, что нам нужно обстоятельно поговорить. У нас состоялась продолжительная встреча, и я просил лишь о том, чтобы мы действовали иначе – особенно в технической части, чтобы многие вещи, которые у нас работали не так, как требовалось, стали лучше. Уверен, всё, что делает команда, абсолютно правильно. К нам пришло и продолжает приходить немало специалистов, мы работаем над многими вещами, чтобы действовать эффективнее – я остаюсь в Формуле 1, чтобы выступать за команду, которую считаю профессиональной, такова причина моего решения продолжить карьеру. Сейчас я счастлив, а там посмотрим. Ответ на вопрос, на каких позициях мы находимся, узнаем в воскресенье и по ходу чемпионата – на тестах в Барселоне у меня были позитивные ощущения, я с нетерпением жду очередного захватывающего сезона и интересной работы, которая доставляет мне удовольствие. Я в хорошей форме и готов к такому вызову.

Вопрос: Продолжим тему, которую начали с Лэнсом пару минут назад – о вызовах, стоящих перед дебютантом. В 2002 году вы пришли в Формулу 1 в очень юном возрасте – какого совета вам тогда не хватало, и как вы сами действовали в тот момент?
Фелипе Масса: Что ж, я снова дебютант, ведь ранее я завершил карьеру! Мы с Лэнсом – два новичка – начинаем первую гонку! Нет, я шучу. Это его шанс, ему позволено учиться, он продемонстрировал необходимый талант – такая возможность в начале карьеры была у каждого из нас. Я встретил Лэнса, когда ему было восемь лет – на год больше, чем моему сыну, что немного странно осознавать, а теперь мы напарники. Мне выпало счастье поработать с ним и передать всё, что я знаю, мы оба стараемся для команды и должны заработать максимально возможное количество очков. Было бы здорово вместе уверенно провести сезон и, самое главное, помочь коллективу.

Вопрос: Эстебан, год назад вы были дебютантом, а теперь перешли из Manor в Force India – команду, которая на протяжении нескольких предыдущих лет стабильно зарабатывала подиумы. Вопрос простой – является ли подиум вашей целью на нынешний сезон?
Эстебан Окон: Пока что рано говорить об этом. Никто не провел и одной гонки, посмотрим, каков расклад. На тестах никто не действовал в открытую, рано судить о чем-либо, потому подход для начала – уверенно провести уик-энд и добраться до финиша, поскольку в прошлом здесь у команд всегда возникали проблемы, и если удавалось закончить гонку, результат оказывался неплохим.

Вопрос: Вы являетесь участником программы подготовки молодых гонщиков Mercedes. Считаете ли вы, что выступление за Force India – это реальная возможность в ближайшем будущем оказаться в заводской команде Mercedes?
Эстебан Окон: Я участвую в юниорской программе Mercedes, но сейчас являюсь гонщиком Force India и целиком сосредоточен на задаче уверенно провести сезон. Пока рано говорить о возможности в будущем стать гонщиком заводской команды – сейчас я счастлив быть с Force India и очень мотивирован работать с ними.

Вопросы с мест

Вопрос: (Дитер Ренкен) Эстебан, как команда сообщила вам, что в нынешнем сезоне машина будет окрашена в розовый цвет? Где вы в тот момент находились, и о чем подумали, узнав такую новость?
Эстебан Окон: В момент звонка я находился дома и тренировался. Как мне кажется, для команды это неплохой вариант, меняющий перспективы, для Формулы 1 приход BWT – тоже отличное событие. Редко увидишь в пелотоне розовую машину, да и приход такого сильного спонсора как BWT даст команде дополнительные средства, за счет которых можно заставить машину ехать еще быстрее.

Вопрос: (Хейкки Культа) Валттери, до сего дня вам трижды удавалось квалифицироваться в первом ряду. Если новая машина Mercedes будет способна выигрывать гонки, второе место станет для вас вполне приемлемым, или наоборот – досадным результатом?
Валттери Боттас: Всё зависит от того, на первой позиции твой напарник или… В плане результата цели теперь будут совершенно иными, чем в предыдущие несколько лет, однако, как я уже говорил, нужно посмотреть, на каких позициях мы находимся. Узнаем в субботу и воскресенье. Сезон только начинается, но гонщику, разумеется, всегда хочется быть на первом ряду и на оптимальной – первой – позиции. Впрочем, давайте подождем и будем действовать постепенно.

Вопрос: (Исеф Хардинг) Фелипе, первый вопрос – что вы чувствуете, вернувшись в Формулу 1? В этом плане вы напоминаете персонажа фильма «Крестный отец» - вы пытались отойти от дел, но вас вернули обратно. И что вы делали в тот момент, когда вам позвонила Клэр Уильямс, и вам пришлось снова надеть комбинезон и вернуться в кокпит?
Фелипе Масса: У перемен всегда есть причины. Многие поддерживали меня в стремлении продолжить карьеру – моя семья, болельщики. Было потрясающе наблюдать, как все говорили мне – возвращайся, продолжай, мы хотим видеть тебя там. Всё, что происходило в команде – возможно, вскоре мы увидим, на каких позициях находимся, но я верю в правильность нашего подхода, и нужно продолжать работу, чтобы добиться большего. Честно говоря, когда во второй половине предыдущего сезона я решил уйти из спорта, у меня было хорошее чувство и никаких причин для продолжения карьеры, так как не было того, во что я верю – возможно, сейчас всё иначе. Кроме того, те эмоции, что были в Бразилии и в последней гонке – момент ухода получился счастливым, и было нелегко принимать решение продолжить выступление, настолько всё было прекрасным. Вероятно, это всё-таки не было причиной для того, чтобы остановиться. Я готов к гонкам, мотивирован – посмотрим, на каких позициях мы окажемся, и как сложится сезон. Я готов всё сделать верно.

Вопрос: (Абхишек Такле) Пара вопросов для Валттери. После того, как вы поработали с машиной на тестах, есть ли у вас ощущение, что вы способны выжать из нее максимум? И еще вопрос – понимаю, еще рано говорить о чем-то подобном, но если предположить, что ваша машина способна обеспечить титул, каким будет ваш подход – действовать постепенно, добиться первой победы в гонке, или вы уже чувствуете прессинг от задачи в полной мере вступить в сражение за чемпионство?
Валттери Боттас: Как я уже говорил, всякий раз, покидая кокпит на тестах, я чувствовал прогресс и понимал, что практически подобрался к тому, чтобы выжать из машины максимум. Это требует долгой работы, много времени в кокпите, усилий, таланта – уверен, дальше всё будет только лучше, я с каждым уик-эндом буду чувствовать себя всё более комфортно. Но уже сейчас я готов гоняться, готов вывести машину туда, куда позволяет ее темп. Что касается второго вопроса, я всегда ставил перед собой высокие цели, так что уже с этой гонки хочу выступать на пределе возможностей машины. Конечно, я всегда действую постепенно, однако желаю начать сезон на высоком уровне и далее только прогрессировать.

Вопрос: (Хит МакЭлпайн) Валттери, Падди Лоу недавно говорил об особенностях Williams, которых нет у Mercedes. Заметили ли вы какие-либо отличия между двумя командами?
Валттери Боттас: Различий немало – есть очень хорошие вещи в Williams, кое-что невероятно впечатляет в Mercedes. У Williams отличная инфраструктура, славный коллектив, немало талантливых инженеров – у обеих команд немало сильных сторон, разница в подходах к работе, потому трудно обозначить, какие факторы лучше представлены у одной или у другой. Но, как показали последние несколько лет, Mercedes – команда-победительница, у нее и сейчас остается такой менталитет. Никто из участников не стоит на месте, все выкладываются по максимуму, и то, что делают в Williams, ничуть не хуже, просто ты чувствуешь, что в данный момент коллектив победителей из Mercedes знает, как побеждать, и я надеюсь, что эта тенденция продолжится – жажда успеха по-прежнему присутствует. Соглашусь с Падди: Williams – великая команда с большим потенциалом. Жаль, нам вместе не удалось добиться результатов, которых она заслуживает, но я надеюсь, что Williams ждет успешное будущее.

Вопрос: (Кэти Уатт) Как вы готовились к предстоящему сезону – ездили на велосипеде, занимались бегом или каким-либо иным спортом, чтобы обрести нужную форму? Эстебан, вы, кажется, тренировались в горах?
Эстебан Окон: Да, я провел практически два месяца в горах на высоте почти 2000 метров над уровнем моря. Пожалуй, это был лучший способ подготовиться – когда спускаешься с высоты, дышать намного легче, там я много тренировался. Девять часов работы на ритм сердца в неделю, десять часов упражнений в спортзале, упражнения на реакцию, координацию, визуальное восприятие, баланс тела – это была комплексная программа, труднейшая в моей карьере, но глядя на то, как непросто управлять нынешними машинами, я рад, что с ней справился.

Лэнс Стролл: Я занимался активными видами спорта – велосипед, бег, еще тренажерный зал, силовые тренировки, упражнения на шею. Старался поддерживать форму во всем, повышать ее за счет увеличения количества тренировок и много двигался.

Вопрос: Что у вас, Фелипе? Вы пили пиво, когда вам позвонили, и тогда сказали себе – стоп, хватит, верно?
Фелипе Масса: Мне позвонили практически сразу, у меня не было времени на еду и питье. Большинство гонщиков не представляло, какими окажутся новые машины, я старался готовиться несколько иначе, чем в предыдущие годы. Я всегда тренируюсь очень активно, но в этот раз даже нанял нового специалиста, который каждый день сопровождал меня. Приходилось больше тренировать и сердце, и мышцы, чтобы подготовиться к нагрузкам, которые мы испытываем в этих машинах – я следовал иной программе, чтобы стать чуть сильнее, и активнее работал над мышцами шеи, что очень помогло, когда на тестах в Барселоне я за один день проехал рекордные для себя 168 кругов и притом чувствовал себя в полном порядке. Я готов к началу сезона и надеюсь, что моей физической формы окажется достаточно, чтобы справиться со всеми новыми факторами, которые будут в этом году по сравнению с предыдущим.

Вопрос: (Микаэль Ламонато) Насколько нынешние машины отличаются в плане силовых нагрузок? Что именно вам пришлось скорректировать в программе тренировок и в первые дни тестов? Было ли в машинах нечто такое, что вызывало болевые ощущения?
Валттери Боттас: Не важно, насколько интенсивно вы тренировались зимой – даже если вы никогда ранее не были в столь хорошей форме в начале сезона, управление машиной Формулы 1 настолько неестественно для человека, что реакции сперва довольно странные. Впрочем, мы быстро к этому адаптируемся. Если же у вас новое сиденье, как у меня в этот раз, его подгонка может доставлять определенный дискомфорт, но это тоже часть тестов. С новыми машинами перегрузки выше, организм быстрее накапливает усталость, однако нужно сохранять постоянный уровень концентрации – необходимо быть в лучшей форме, чем раньше, и активно готовиться. Основной фактор – перегрузки и скорость в поворотах, потому важно укреплять мышцы – особенно мышцы шеи.

Вопрос: (Трент Прайс) Вопрос для Фелипе и Лэнса. Падди Лоу уже отметил несколько областей, в которых Williams сильнее Mercedes. Каково было ваше первое впечатление от перехода Падди в команду? Что он уже привнес, и как складываются отношения с ним?
Фелипе Масса: Как заметил Валттери, Williams неплохо работает во многих областях, но есть и зоны, в которых нужно прибавить, где дела шли не лучшим образом. Там необходимо как можно скорее добиться прогресса, поскольку от него зависит скорость, результаты – всё вместе. Уверен, Падди – тот инженер и руководитель, который поможет многое улучшить, привнесет удачные идеи в те области, где мы уступали команде Mercedes, с которой Падди три предыдущих года выигрывал чемпионат. Но не только он один – многие наши инженеры занимаются разными аспектами. Падди перешел к нам совсем недавно, но, уверен, он быстро во всем разберется. Мы приступаем к очень важной работе, однако я не сомневаюсь, что нам по силам всё сделать правильно. Надеюсь, новая машина этому тоже способствует – она здесь, она готова. Если машина неплоха, это помогает в работе над многими факторами. Я уже беседовал с Падди – уверен, с нашими замечательными инженерами у нас получится сработать здорово.

Вопрос: Лэнс, вы подписали контракт до того, как стало понятно, что Падди Лоу переходит в Williams. Что вы почувствовали, когда узнали об этом?
Лэнс Стролл: Фелипе практически всё сказал. Я дебютант, у меня нет того опыта, что был у Фелипе и Валттери в Williams, мне многое в новинку. Да, в прошлом году я приезжал на пару гонок и познакомился с некоторыми специалистами, но до того момента, как ты становишься гонщиком и в полной мере участвуешь во всем происходящем, ты не воспринимаешь всей картины. Уверен, приход Падди в команду – хорошее событие для всех нас. В предыдущие годы он добился больших успехов, это своего рода заряд положительной энергии. В Williams работают замечательные люди, и все стремятся к одной цели – добиться максимально возможного результата, и Падди здесь, чтобы помочь нам в этом.

Вопрос: (Хейкки Культа) Фелипе, насколько сложным соперником был Валттери в квалификациях и гонках, и как соперничество с ним можно сравнить с вашим соперничеством с Кими Райкконеном в Ferrari?
Фелипе Масса: Это было в разное время и на разных машинах. Валттери проявил свой талант, он прогрессировал год за годом с самого дебюта и получил отличную возможность выступать за команду вроде Mercedes. Он готов продемонстрировать всё, на что способен, у него теперь невероятная команда и очень сильный напарник – желаю ему всего наилучшего. Было бы здорово, если бы он все-таки оказался позади меня, но посмотрим, как всё сложится.

Вопрос: (Алексей Попов) Пара вопросов для молодых гонщиков. Эстебан, перед началом тренировок вы поставили себе задачу набрать 5 кг мышечной массы и с этим справились. Я слышал – не знаю, насколько это правда – что теперь вам необходимо сбросить пару килограммов. Если так, насколько трудно это будет сделать?
Эстебан Окон: Да, за время тренировок я набрал 5 килограммов, это было очень трудно, но я добился своего и в машине чувствую себя неплохо. Знаете, на тестах команды действуют консервативно и привозят очень тяжелые детали, но как только убеждаются в их достаточной надежности, начинают пробовать более легкие модификации. Думаю, примерно так будет в предстоящей гонке. Лично я не терял в массе и поддерживал ее на определенном уровне, чтобы в кокпите чувствовать себя бодро.

Вопрос: (Алексей Попов) Лэнс, вопрос о цели. Очередному дебютанту предстоит с первой гонки сражаться с напарником, притом для вас напарник почти что тренер, своего рода старший брат. Вы постараетесь не проиграть ему слишком много, или рассчитываете одолеть его уже в первой гонке?
Лэнс Стролл: Фелипе здесь не для того, чтобы быть мне тренером – он конкурент, как другие гонщики. Каждый ставит перед собой свои цели, у всех разная ситуация, но в любой команде есть пара гонщиков, преследующих одну задачу – финишировать как можно выше. В этом плане ничего не меняется, однако мои цели несколько отличаются от целей других молодых гонщиков. Повторюсь, у всех своя ситуация, я намерен сосредоточиться на собственных усилиях и сработать по максимуму, как я всегда делаю.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё