Гран При Абу-Даби: Пресс-конференция в четверг

Пресс-конференция в четверг

Участники: Себастьян Феттель (Red Bull Racing), Фернандо Алонсо (Ferrari), Льюис Хэмилтон (Mercedes), Адриан Сутил (Force India), Роман Грожан (Lotus), Валттери Боттас (Williams)

Вопрос: Себастьян, четвертый чемпионский титул… Расскажите, как прошли эти несколько дней после Гран При Индии. Чем вы занимались, как отпраздновали, какой была реакция окружающих?
Себастьян Феттель: Реакция – самая положительная. После финиша в Индии я почувствовал огромное облегчение. В воскресную ночь команда обычно занята сборами, но мы все-таки успели немного повеселиться в баре отеля – правда, весьма спонтанно. Между этапами в Индии и Абу-Даби мало времени, так что мы не увлекались. До отъезда в Абу-Даби я смог пару дней побыть дома – тоже в спокойной обстановке. Наслаждался тишиной и провел немного времени со своей подругой.

Вопрос: Вероятно, в истории ваш триумф останется, как победа сильного гонщика в сильной команде над очень быстрыми соперниками. Вам так это видится?
Себастьян Феттель: Так было всегда. Когда в 2008 году Льюис выиграл титул, он тоже выступал в сильной команде и соперничал с быстрыми гонщиками, как и Фернандо в 2005-м и 2006-м. Так было и 20, и 30 лет назад, таким люди помнят прошлое, и таким запомнят этот сезон.

Вопрос: Фернандо, в очередной раз второй… Насколько Ferrari далека от чемпионской формы?
Фернандо Алонсо: Нужно быть реалистами – в этом сезоне у нас не было шансов побороться за титул. В начале года мы были близки к лидерам, но потом машине не хватало скорости, и в итоге мы сосредоточились на иных целях – борьбе за второе место в Кубке конструкторов и в личном зачете. Нужно сохранять концентрацию и в оставшихся гонках выкладываться по максимуму. Пусть мы уже думаем о новом сезоне, мы – бойцы по духу и желаем побеждать. В этом году вряд ли получится, но в следующем всё начнется с нуля.

Вопрос: Как развивались ваши отношения с командой по ходу сезона, особенно в части перспектив?
Фернандо Алонсо: Отношения фантастические, я повторяю это каждый уик-энд. Похоже, в Остине меня вновь спросят об этом.

Вопрос: Мы спросили, как эти отношения развивались…
Фернандо Алонсо: Они были идеальными, идеальны сейчас и будут таковыми дальше.

Вопрос: Льюис, в этом сезоне вы не участвовали в битве за титул, но что вы думаете об уровне выступлений, заданном Себастьяном и Red Bull Racing – каково вам было соперничать с ними?
Льюис Хэмилтон: Они не первый год выступают очень здорово и высоко подняли планку – соперникам остаётся работать ещё эффективнее. Мы прикладываем максимум усилий при подготовке к следующему сезону и рассчитываем навязать борьбу Red Bull Racing – такова и моя цель, и цель команды. Отыграть предстоит немало, но все начнут с нуля, а дальше вы либо справляетесь, либо допускаете ошибку. Надеюсь, у нас всё получится.

Вопрос: Гонщики быстро переключаются с одной задачи на другую. Наверное, ваши мысли уже о новом сезоне?
Льюис Хэмилтон: Нет, я по-прежнему пытаюсь… Знаете, сезон складывался для меня непросто, но я всегда стараюсь извлечь урок и добиться прогресса. Нам есть, над чем работать – и мне, и команде, и мы этим занимаемся, поскольку не хотим повторения неприятностей в следующем сезоне.

Вопрос: Роман, в последнее время вы выступаете очень сильно. Индийскую гонку можно назвать лучшей в вашей карьере в Формуле 1? Насколько велик резерв скорости?
Роман Грожан: Надеюсь, его хватит для финиша на пару позиций выше! Гонка в Индии получилась одной из лучших. В субботу мы ошиблись, недооценив скорость соперников, но в гонке выбрали верную стратегию. Правда, реализовать её было непросто – для этого мне нужно было как можно дольше оставаться на трассе на более мягких шинах, а затем ехать сорок семь кругов на одном комплекте более жестких. Позади меня было немало быстрых машин, а я старался следить за состоянием резины и пилотировать без ошибок.

Гонка в Японии тоже была удачной – мы отлично стартовали и поначалу лидировали, без каких-либо сложностей контролируя отрыв на первом отрезке. Правда, гонщики Red Bull Racing оказались быстрее, но вот отрыв от Фернандо – а он финишировал четвертым – оказался солидным. Четыре предыдущих гонки явно удались – я прогрессировал, машина ехала здорово. Да, Red Bull Racing пока быстрее, но мы стараемся их прессинговать.

Вопрос: Вы уже не тот гонщик, каким были двенадцать месяцев назад – в чем причина столь разительной перемены?
Роман Грожан: Не думаю, что есть какой-то определяющий фактор. Произошли некоторые изменения, но для меня работа началась год назад, и я старался прогрессировать с каждым днем. Начало сезона получилось невыразительным, и сейчас досадно думать об этом, видя нашу нынешнюю скорость, но как только удалось прибавить, дела пошли в гору. До этапа в Германии мне не везло, но на Нюрбургринге все сложилось, а затем у нас было несколько удачных этапов. Надеюсь, это будет продолжаться до конца сезона!

Вопрос: Адриан, отличный пилотаж в Индии, хорошая стратегия. Насколько важно было ответить на недавние попытки Sauber сократить отставание? И насколько успех добавил уверенности до конца сезона?
Адриан Сутил: Это была очень важная гонка. В домашнем Гран При нам хотелось доказать всем свою способность финишировать в первой десятке. В двух предшествующих гонках очки заработать не удалось, но мы справились и смогли добиться хорошего результата. Пришлось пойти на риск и использовать разную тактику – я выбрал более сложный вариант с единственным пит-стопом, но итог в обоих случаях был практически одинаковым.

Восьмое и девятое места – максимум, чего мы могли добиться. Шесть очков в гонке, теперь наш отрыв от Sauber составляет двадцать три очка. Борьба еще не окончена, нужно продолжать работу, но преимущество комфортное. Важно удержать шестое место в Кубке конструкторов, а в остальном приятно вновь обрести конкурентоспособность. Теперь нужно добиться схожих результатов в оставшихся гонках.

Вопрос: Смена конструкции шин в середине сезона сыграла против Force India?
Адриан Сутил: Да, это одна из причин, по которой мы потеряли в скорости. Кроме того, мы довольно рано прекратили работу над машиной – у нас уже полгода не было никаких новинок, что тоже сказалось. Если раньше мы могли провести на один пит-стоп меньше соперников, то после смены конструкции шин об этом пришлось забыть.

В двух предыдущих гонках мы, помимо прочего, ошибались в настройках. Команда пыталась вернуться к базовому варианту, но с нынешней спецификацией машины это не удалось – все старания приводили лишь к потере скорости. Мы с Полом допускали ошибки, поскольку VJM06 было трудно управлять, ну а в Индии команда сказала себе: «Пора остановить все это, будем работать с тем, что имеем». Это позволило, наконец, заработать очки.

Вопрос: Валттери, для вас год тоже складывается непросто. В какой форме сейчас Williams?
Валттери Боттас: Да, непростой год, но мы многому научились, и сейчас команда движется в правильном направлении, сосредоточившись на подготовке к следующему сезону. Изменилась и работа на базе, появились новые специалисты - это позитивные перемены. Думаю, в перспективе Williams будет в лучшей форме, чем сейчас.

Вопрос: Слухов о вашем контракте практически нет. Означает ли это, что вы остаетесь в команде еще на год?
Валттери Боттас: Кажется, завтра на пресс-конференции будет присутствовать Клэр Уильямс, вам лучше спросить у нее.

Вопросы с мест

Вопрос: (Джой Чаркаварти – Sport 360) Себастьян, если учесть, что главный трофей чемпионата уже ваш, как вы мотивируете себя на победы в оставшихся трех гонках? Если в воскресенье вы снова финишируете первым, станет ли это одним из ваших лучших достижений – победа даже тогда, когда в сезоне выигрывать уже нечего?
Себастьян Феттель: Не скажу, что мы подходим к гонке с позиции «выигрывать нечего». Нам нравится то, что мы делаем, нравится соперничество, и потому мы не спрашиваем себя, зачем приехали в Абу-Даби. Мы хотим бороться на пределе и, по возможности, победить. Несколько спокойных дней дома помогли мне собраться с силами после этапа в Индии и подготовиться к этому Гран При.

Вопрос: (Ходр Рави – Autosport Middle East) Себастьян, после стольких побед и четырех чемпионских титулов подряд, не будет ли вам вдвойне тяжелее переживать поражения?
Себастьян Феттель: Я не сажусь в кокпит с мыслью о гарантированном успехе. Возможно, так кажется со стороны, поскольку после летнего перерыва я выиграл все гонки, но не факт, что и здесь всё получится, потому нужно максимально выкладываться.

Да, машина быстра, и это вселяет уверенность, но чтобы добиться победы, мне необходима поддержка команды, а команде, в свою очередь, нужен отменный пилотаж от меня и Марка. И нет никакой гарантии, что серия побед продолжится.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Валттери, в четырех предыдущих Гран При вы всякий раз опережали напарника в квалификации. Вы смогли каким-то образом добиться лучшей скорости на быстром круге?
Валттери Боттас: С самого начала сезона я набирался опыта – всегда есть, чему научиться. В этом году отрывы в квалификации минимальны, важны сотые доли секунды. После августовского перерыва мне удалось прибавить, и сейчас я стабильно добиваюсь от машины большей скорости. Я чувствую себя увереннее – надеюсь, результаты это подтвердят.

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Льюис, вчера Дитрих Матешиц сказал, что Red Bull Racing активно дорабатывает нынешнюю машину и одновременно тестирует идеи для следующего сезона, притом 50% этих идей найдут применение в новой машине. Какова ситуация в Mercedes? Вы следуете этим же путем, или одновременно пытаетесь одолеть Ferrari в борьбе за второе место в зачете Кубка Конструкторов?
Льюис Хэмилтон: Возможно, на словах мы делаем меньше Red Bull Racing, но многие модификации, используемые в нынешнем сезоне, найдут применение в новой машине. Подходы во многом схожие, просто одни команды могут переключиться на перспективный проект раньше, другие – позже. Надеюсь, в 2014-м у нас получится навязать борьбу этим парням.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Вопрос для Романа, Себастьяна и Фернандо. Что вы думаете о Кими Райкконене как о человеке и гонщике?
Роман Грожан: Как человека я его не знаю – он общается со мной так же, как с вами. Как гонщик он очень хорош и до недавнего времени оставался отличным напарником. Он быстр, стабилен – для меня было полезно учиться у него и прогрессировать. И я пока не представляю его в цветах другой команды.

Себастьян Феттель: Я уважаю Кими за его любовь к автоспорту. Он получает удовольствие от пилотирования машины Формулы 1, а остальное его не интересует. Мы общаемся и вне паддока, и я не вижу между нами особой разницы. Он - один из самых прямолинейных людей, которые мне встречались, я ценю в нем открытость и честность. С первых дней моего присутствия в Формуле 1 он всегда был готов помочь и даже пару раз помогал мне справиться с трудностями. Мы хорошо ладим.

Фернандо Алонсо: Я недостаточно хорошо знаю Кими, чтобы обсуждать его. Как гонщик он очень быстр, невероятно талантлив, настоящий чемпион мира. Ему нравится то, чем он занимается, и это главное.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё