Германия'81: Tyrrell 011

Ален Прост лидирует на старте Гран При Германии 1981 года
Гонка #352: 2 августа 1981 года. Гран При Германии. Хоккенхайм
Поул Ален Прост (Renault RE30) - 1.47,50 (227,35 км/ч)
Лучший круг Алан Джонс (Williams FW07D) - 1.52,42 (217,40 км/ч)
Победитель Нельсон Пике (Brabham BT49C) - 1:25.55,60 (213,32 км/ч)

В 1981 году в Формуле 1 всё активнее вступала в свои права турбоэра. Британские команды, по-прежнему использующие на своих машинах моторы Cosworth DFV (разработанные в 1966-м!), вынуждены были идти на любые меры, лишь бы угнаться за "наддувными" конкурентами. Пока это еще удавалось, благодаря эластичным "юбкам" по периметру днища и другим ухищрениям, но было ясно, что в перспективе у "атмосферников" шансов нет.

На длинных прямых Хоккенхаймринга, словно созданных для громоздких и угловатых машин начала 80-х, тенденция проявилась особенно явно: завоевавший первый в карьере поул Ален Прост опередил чемпионов мира из Williams почти на секунду. В воскресенье ярко-желтая Renault француза первой сорвалась со старта, а вот следом возникла своеобычная толчея.

В итоге стартовавший вторым напарник Проста Рене Арну отправился в боксы за новыми шинами взамен проколотых, а Brabham Нельсона Пике лишился доброй половины переднего антикрыла. Главным же соперником лидера оказался Алан Джонс. Проведя пару обгонов на первых кругах, он повис на хвосте у Проста. На прямых мощный мотор позволял Renault ехать чуть быстрее, но австралиец держался в слип-стриме и отчаянно пытался атаковать в поворотах. Силы были равны, и статус-кво сохранялся.

Алан Джонс преследует Алена Проста на трассе Гран При Германии 1981 года

Гонщики так увлеклись борьбой, что их смог даже догнать Нельсон Пике, но после жесткой атаки бордюра его Brabham лишился части "юбки" и вновь стал отставать. На середине дистанции удивительная дуэль, которая держала всех в напряжении, получила развитие: над Хоккенхаймом пролился небольшой дождик, что и склонило чашу весов в пользу Джонса.

Действующий чемпион мира смог-таки провести обгон, когда выяснилось, что отставший было Пике смог перестроить стиль управления машиной и вновь настигает соперников. Нельсону удалось в свою очередь опередить Проста, а затем и настичь лидирующего Джонса. Но в тот момент, когда трибуны предвкушали очередной интереснейший поединок, на Williams Алана начались перебои с подачей топлива...

Победитель Гран При Германии 1981 года Нельсон Пике

Так что победителем Гран При Германии довольно неожиданно стал будущий обладатель титула Нельсон Пике, на машине которого стоял верный DFV. Ален Прост финишировал вторым, а третье место после отказа мотора на Williams Карлоса Рейтемана досталось представителю Ligier Жаку Лаффиту.

Интересно...
В споре за лидерство Ален Прост уступил Алану Джонсу не на ровном месте. Австралиец вышел вперед, когда оба гонщика опережали кругового. К сожалению для Проста, тот избрал на стадионной секции не самую удачную траекторию, что и стоило французу проигранной позиции. Все бы ничего, но этим круговым был... напарник Алена по Renault Рене Арну!

Tyrrell 011

Брайан Хентон за рулем Tyrrell 011 на Гран При Великобритании 1982 года

В Германии команда Tyrrell представила свое новое шасси модели 011. Единственную машину доверили Эдди Чиверу, и тот, стартовав лишь 18-м, смог довести новинку до клетчатого флага и – более того – сразу же заработать два очка за пятое место.

Три десятилетия назад команды Формулы 1 не стремились непременно вступить в сезон с новой машиной. Удачные конструкции зачастую эксплуатировались с незначительными доработками по три-четыре года. К тому же, это в 1970-м Дерек Гарднер с нуля построил Tyrrell 001 за 22 500 фунтов, а к началу 80-х суммы возросли минимум на порядок, что заметно осложняло жизнь небогатых команд.

Морис Филипп, главный создатель "ноль одиннадцатой", должен был в рамках весьма скромного бюджета создать машину, удачно реализующую все последние тенденции. Никаких революционных новаций не требовалось: недавние чемпионы и так с трудом сводили концы с концами в начале нового десятилетия, потому любая неудача могла отпугнуть последних спонсоров.

Фото Tyrrell 011, сделанное на июльской презентации 1981 года на базе команды в Суррее

В итоге свет увидела "среднестатистическая" машина из сотовых алюминиевых панелей, оснащенная "вечным" мотором Cosworth DFV и стандартной для частников пятиступенчатой несинхронизированной коробкой Hewland. Подвеска на треугольных рычагах, угловатые понтоны, небольшие антикрылья и развитая геометрия днища – все это в точности отвечало поставленной задаче.

В ситуации, когда на выдающуюся скорость рассчитывать не приходилось, многое зависело от надежности. В ту пору, когда до финиша доезжали пять-семь машин, поломки были обычным делом, и здесь показатели Tyrrell 011 выглядели явно лучше, чем в среднем по пелотону. Первую машину подготовили к десятому этапу сезона 1981 года, и американец Эдди Чивер сразу же финишировал пятым. На следующем этапе, правда, он не прошел квалификацию.

Затем новинку получил и Микеле Альборето, но заработать очков до конца сезона больше не удалось. Зимой машину доработали, отказавшись от переднего крыла, изменив форму носового обтекателя и сделав в верхней части понтонов большие отверстия для выхода воздуха.

Микеле Альборето ведет Tyrrell 011 к победе в Гран При Лас-Вегаса 1982 года

Планомерная работа сказалась на результатах: в трех первых Гран При обе машины неизменно добирались до финиша, причем Альборето дважды финишировал четвертым. А в Имоле – где на бортах появились-таки большие спонсорские наклейки – Микеле и вовсе поднялся на нижнюю ступень подиума. Правда, тот этап бойкотировала большая часть команд.

Потом были еще несколько финишей в шестерке – и завершавшая сезон гонка на парковке у казино в Лас-Вегасе. "Турбомонстры" там не могли реализовать мощь своих моторов, а молодой итальянец, стартовав третьим, одержал победу. Для Кена Тиррела она стала первой за четыре с лишним года.

Разработка новой модели 012 всё ещё была далека от завершения, потому и в 1983-й команда вступила с прежней техникой. На этот раз, в соответствии с изменениями в правилах, "внутренняя аэродинамика" оказалась под запретом, потому понтоны уменьшились в размерах как минимум вдвое. Зато вновь появилось переднее крыло, а заднее стало куда крупнее. Машины окрасились в зелёные цвета компании Benetton, но их конкурентоспособность была уже не столь высока.

Главное внешнее отличие 011 образца 1983 года - резко уменьшившиеся в размерах боковые понтоны

И все же, Альборето удалось сотворить еще одно маленькое чудо. Теперь гонщик финишировал первым на улицах Детройта. И это при том, что под капотом его машины по-прежнему стоял Cosworth DFV, разработанный – возможно ли в это поверить – полтора десятилетия назад. Но то была лебединая песня Tyrrell 011. Во второй половине сезона пилоты наконец-то получили новую технику – но ни модель 012, ни все последующие так и не позволили команде Кена Тиррела завоевать еще хоть одну победу.

Всего в 1981-82 годах было выпущего шесть шасси 011, пилоты выступали на них в 35 Гран При по ходу трех сезонов, завоевав две победы, дважды показав лучшее время круга и трижды побывав на подиуме. В 1982 году команда заняла шестое место в Кубке конструкторов, тогда же Микеле Альборето стал восьмым в чемпионате пилотов.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости