Гран При Испании: Историческое превью этапа

Стремительно откатав выездные этапы и немного переведя дух, Формула 1 продолжает свой сезон на Европейском континенте. По традиции, первую гонку Старого света принимает Барселона. Изъезженная вдоль и поперек на зимних тестах, трасса Каталунья отлично знакома командам и пилотам, потому квалификация обычно позволяет увидеть самую объективную в сезоне расстановку сил.

Испанская гонка почти всегда покоряется команде, которая в итоге и выигрывает Кубок конструкторов. Разумеется, порой случаются неожиданности, но в целом от предстоящего этапа не стоит ждать особенных сенсаций. Куда интереснее будет посмотреть, кто на этот раз лучше всех сможет добиться эффективной работы от шин. Поскольку прогноз не обещает особенной жары, данные с предсезонных тестов будут особенно полезны – хотя за прошедшие месяцы машины заметно эволюционировали.

Прежде Каталулья частенько «радовала» болельщиков всего парой обгонов между стартом и финишем, но новые шины Pirelli и, пусть и в меньшей степени, система DRS, смогли изменить ситуацию – в прошлогодней гонке перестановок было немало. Особенно отличился Ник Хайдфельд: из-за пожара в субботней утренней тренировке немец из Lotus Renault не участвовал в квалификации, стартовал последним, и хотя на первом отрезке дистанции трижды уступал позицию соперникам, затем провел десять обгонов и в итоге финишировал восьмым.

Аварий в Барселоне обычно немного – единственным исключением традиционно является старт, где частенько случаются столкновения с участием нескольких машин. Автомобиль безопасности здесь – крайне редкий гость. Если первый круг обошелся без особенных неприятностей, вероятность его появления на трассе составляет лишь 10%.

Трибуны автодрома, как это всегда бывало в последние годы, будут переполнены болельщиками, и над каждой будут гордо реять астурийские флаги с золотым крестом на небесно-голубом фоне. Испанцы страстно поддерживают своих земляков в любом виде спорта, потому появление Фернандо Алонсо резко повысило на Пиренеях интерес к Формуле 1. Наверняка свою долю внимания получит и ветеран Педро де ла Роса.

Впервые в 2012-м шинники из Pirelli решили использовать по ходу этапа не два соседних состава резины, а расположенные «через один» Hard и Soft. Впрочем, оба они уже были хорошо изучены командами на тестах, потому – хотя бы в теории – не должны таить в себе сюрпризов.

На протяжении пяти последних лет в Барселоне побеждали пять разных пилотов. А в нынешнем сезоне, как известно, еще ни одному гонщику не удалось дважды побывать на вершине подиума. Если обе традиции удивительным образом продолжатся, то выиграть в ближайшие выходные должен Льюис Хэмилтон (прежде никогда не становившийся сильнейшим в Гран При Испании), Михаэль Шумахер (одержавший здесь шесть побед), Роман Грожан или кто-то из гонщиков, не выступающих за пятерку сильнейших команд. Сбудется ли такой прогноз – выяснится в воскресенье.

Айртон Сенна лидирует на старте Гран При Испании 1990 года

Два с лишним десятилетия назад, когда Гран При Испании в последний (на настоящий момент) раз проводился в Хересе, список фаворитов был куда короче. Сезон 1990 года в Формуле 1 проходил под знаком соперничества Айртона Сенны и Алена Проста – недавних напарников, а теперь лидеров McLaren и Ferrari соответственно. При известном везении выиграть могли их напарники Герхард Бергер и Найджел Мэнселл, да Нельсон Пике из Benetton – для всех остальных пределом мечтаний оставались несколько очков, в лучшем случае – подиум.

Авария Мартина Донелли в пятничной тренировке Гран При Испании 1990 горда

В ту пору испанский этап не открывал, а завершал европейскую программу Больших Призов, потому ставки были очень высоки. Впрочем, в пятницу главной темой разговоров стала серьезная авария Lotus Мартина Донелли – из-за поломки подвески желтая машина молодого ирландца протаранила ограждение и разломилась надвое. При виде пилота, вылетевшего из кокпита и неподвижно лежавшего на асфальте, в голову приходили самые печальные мысли – в итоге врачи диагностировали множественные переломы. Донелли смог полностью выздороветь, но его карьера была на этом закончена.

В субботу Сенна завоевал 50-й в карьере поул, однако Прост показал второе время и с самого старта начал активно наседать на принципиального соперника. Однако обгонять в Хересе непросто, потому Ален, недаром прозванный Профессором, после нескольких кругов чуть сбавил натиск и решил дожидаться пит-стопов.

Борьба Найджела Мэнселла, Айртона Сенны и Алена Проста на Гран При Испании 1990 года

Когда пилоты добрались до трети дистанции, первым из лидеров в боксы поехал занимавший третье место Мэнселл. На свежей резине пилот Ferrari сразу же взял хороший темп, и когда свой пит-стоп провел Прост, то оказался позади напарника. Поскольку в финале сезона Скудерия работала на своего первого гонщика, Найджел получил приказ пропустить Алена – и сделал это на стартовой прямой. В тот самый момент, когда две алых машины мчались к первому повороту, из боксов показался Сенна.

Мгновенно оценив ситуацию, бразилец бросился в борьбу – и также сумел оставить Мэнселла позади. Но лишь его – тогда как Прост перехватил инициативу, и, быстро обогнав Benetton еще не менявшего шины Пике, начал все дальше отрываться от преследователей. Сенна же отставал – как оказалось, в радиатор его машины попал посторонний предмет, из-за чего мотор постепенно стал перегреваться. Какое-то время Айртону удавалось удерживаться вторым, но затем лидер чемпионата вынужден был прекратить борьбу.

Победный финиш Алена Проста на Гран При Испании 1990 года

Этот сход, в сочетании с уверенной победой Проста, возродил интригу, ибо теперь за две гонки до финиша Волшебник выигрывал у Профессора всего девять очков. Дубль Ferrari показал, что и в Кубке конструкторов ещё далеко не все решено. Ну а вместе с Простом и Мэнселлом на подиум Гран При Испании поднялся молодой пилот Benetton Алессандро Наннини. Его карьера была явно на подъеме, гонщику уже прочили переход в Скудерию – но никто и представить не мог, что всего через неделю после успеха в Хересе, отмечая собственный день рождения в большой компании друзей, Наннини станет жертвой аварии вертолета и вынужден будет навсегда покинуть Формулу 1…

Читайте ещё