Гран При Японии: Пресс-конференция в воскресенье

Гран При Японии. Пресс-конференция в воскресенье

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Фелипе Масса (Ferrari)
3. Камуи Кобаяши (Sauber)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Жан Алези) Себастьян, поул вчера, победа сегодня, притом вы атаковали до последнего круга! Вы знали, что Фернандо Алонсо сошел с дистанции?
Себастьян Феттель: Разумеется, ведь в самом начале гонки на трассу выехал автомобиль безопасности…

Мне удалось отлично стартовать, что было очень важно, но в зеркалах я заметил какую-то аварию, видел, как одна из машин Ferrari вылетела с трассы, но не знал, кто это был. И только ближе к половине дистанции понял, что Фелипе Масса продолжает гонку, следовательно, Фернандо сошел.

Но прежде всего я хотел бы поблагодарить всех японских болельщиков: каждый раз, когда мы приезжаем на этот Гран При, мы ощущаем эту невероятную атмосферу! Нас встречают на выходе из отеля, трибуны всегда полны, мы чувствуем вашу горячую поддержку, и гонки на этой трассе – совершенно особый опыт. Domo arigato! К сожалению, это пока все, что я знаю на японском, к следующему году постараюсь выучить больше.

Я хотел бы сказать спасибо команде, а также мотористам Renault и вообще всем, кто в последние пару месяцев трудился с предельным напряжением сил. По радио я сказал, что иногда мне снится, как я еду по трассе на такой машине, какая была у меня сегодня. Она отличалась фантастическим балансом, каждый круг доставлял истинное удовольствие. Думаю, поэтому мы смогли так сильно оторваться от соперников…

Вопрос: (Жан Алези) Фелипе, возможно, это был едва ли не подиум всей вашей карьеры. Два года вне первой тройки, и вот вы вернулись! Что скажете?
Фелипе Масса: Фантастический результат после старта с десятой позиции! Уже на свободных заездах мне понравилось поведение машины, но квалификация оказалась не столь удачной. Я был уверен, что в субботу смогу пробиться в пятерку, но в итоге стартовал с десятой позиции. В любом случае, я хорошо стартовал, разумно действовал в первом повороте и избежал инцидентов.

С самого начала гонки машина ехала в отличном темпе. Я был позади Дженсона, но моя скорость была выше. Когда он остановился в боксах, я сразу же начал отыгрывать по полсекунды с круга. Я максимально выкладывался и опередил Дженсона и Камуи, хотя они оба были очень быстры.

Безусловно, гонка превзошла мои ожидания. Команда отлично выполнила свою работу, хотя мне жаль, что Фернандо не поднялся на подиум, ведь он ведет борьбу за титул. Я же в восторге от гонки. Я хочу сохранить этот темп работы и подниматься на подиум в каждой гонке, а не раз в два года.

Вопрос: (Жан Алези) Камуи, вы тоже можете говорить на японском! Мои поздравления, первый подиум в карьере, да еще в домашней гонке! Расскажите, как все прошло.
Камуи Кобаяши: Так на английском, или на японском? Прежде всего, спасибо всем присутствующим. Всем известно, что это мой первый подиум, да еще и в Японии – фантастика, не правда ли?

Пресс-конференция

Вопрос: Себастьян, практически безупречная гонка и идеальный уик-энд!
Себастьян Феттель: Да, я уже говорил – это невероятно. После вчерашней квалификации лучшего, по-моему, просто не придумаешь! Подобные уик-энды случаются не так часто.

Я хорошо стартовал, что было крайне важно, поскольку Марк уже в первом повороте попал в неприятности – я не видел, что именно там произошло. Я постарался сосредоточиться на своей машине, но совсем скоро увидел таблички с аббревиатурой «SC» - сейфти-кар. Мне было непонятно, что случилось, а когда мы в очередной раз проехали первый поворот, там уже ничего не было – очевидно, маршалы сработали очень быстро. Не знаю, сколько машин пострадало в завале, главное – мне удалось его избежать.

Потом машина вела себя просто здорово, даже сложно описать, почему, ведь у нас не было каких-то серьезных модификаций. Похоже, ей просто подходит японская трасса, в пятницу мы нашли неплохие настройки, а в субботу собрали все воедино. Баланс был безупречен, мы фантастически провели гонку, и я сказал команде, что именно такой вижу свою машину во сне.

Безумно горд за наших механиков, сохранявших концентрацию от старта до финиша. Перед пит-стопом у меня всякий раз был солидный отрыв, мы могли позволить себе немного уступить соперникам по времени смены шин, но парни все равно выкладывались по максимуму. Да и я сам старался не снижать темп, поскольку солнце уже садилось, а мы уже видели, как по ходу уик-энда на остывающей трассе машины разворачивало на выходе из восьмого или тринадцатого поворота. Кроме того, если потерять концентрацию, легко совершить ошибку, поэтому я до самого финиша ехал на пределе, и это была фантастика – RB8 позволяла полностью контролировать гонку, я атаковал так, как мне хотелось, и при этом берег шины! Потрясающе!

Вопрос: Невероятно, но всего третья победа по ходу сезона вернула вас в число основных претендентов на титул.
Себастьян Феттель: Безусловно, сегодня мы сделали важный шаг вперед, но вы сами видите, как быстро может измениться ситуация. Не помню, сколько гонок мы провели после летнего перерыва – четыре или пять, но в Монце мы вовсе не доехали до финиша. В прошлом году мне всего один раз не удалось закончить Гран При, а в этом сезоне ситуация складывается совершенно по-другому для всех команд. Каждый работает на пределе, пытается выбрать правильный путь, отрывы минимальны, и любой уик-энд может закончиться совсем не так, как предполагалось – вместо финиша на четвертом или пятом месте легко оказаться только десятым, поскольку, скажем, парни из Sauber или Lotus едут очень быстро и стабильно зарабатывают очки.

В какой-то момент любому из нас приходится останавливаться на обочине и наблюдать за гонкой со стороны, и это очень неприятно, поэтому я не хотел бы заранее оценивать шансы. Впереди немало гонок, всякое может случиться. В этот уик-энд мы были быстры, нужно продолжать в том же духе.

Вопрос: Фелипе, для вас старт тоже был крайне важен, вы сразу отыграли несколько позиций. Расскажите об этом.
Фелипе Масса: Да, старт удался – я сразу опередил Льюиса, а уже на входе в первый поворот заметил, что Фернандо с Кими смещаются на внешний радиус, и изнутри прошел их обоих, после чего увидел развернувшуюся машину Марка Уэббера. Похоже, его зацепил кто-то из соперников, а я, увидев свободную траекторию, утопил педаль газа в пол, активировал KERS и таким образом обогнал еще две машины, чуть медленнее разгонявшихся на выходе из поворота. Из-за инцидента в первом повороте старт получился непростым, но мы сработали безупречно.

Потом я пристроился за Дженсоном и Камуи, Дженсон ехал не слишком быстро, но мне было важно оставаться к ним как можно ближе. Обгонять в Сузуке очень непросто, и как только они отправились в боксы, я предпочел задержаться на трассе и взвинтил темп на полсекунды с круга. Судя по всему, Дженсон и Камуи как раз оказались в трафике, за счет чего мне удалось выйти вперед, ну а потом я и на более жесткой резине демонстрировал стабильно высокую скорость.

На самом деле, машина была быстра на протяжении всего уик-энда, просто в квалификации я выступил далеко не здорово. Приятно после долгого перерыва снова подняться на подиум – надеюсь, это начало серии успешных выступлений!

Вопрос: После подиума вы, должно быть, почуствовали облегчение?
Фелипе Масса: Именно! Облегчение? Пожалуй, да. Потрясающая гонка, я мог атаковать от старта до финиша и доказал, что мы способны бороться не только за скромные очки.

Вопрос: Камуи, насколько вы рады подиуму в домашней гонке?
Камуи Кобаяши: Фантастическая гонка! Нам пришлось серьёзно поработать, вы знаете, что мой напарник уже несколько раз финишировал в первой тройке, а я если и добивался неплохих результатов в квалификации, то всякий раз сталкивался с какими-то неприятностями на старте. Возможно, для меня было даже лучше начинать гонку с третьего места, а не с первого ряда.

Ещё в пятницу мы демонстрировали неплохой темп на длинной серии кругов и с оптимизмом ждали продолжения уик-энда. После того, как сразу после старта я вышел на второе место, я был практически уверен в том, что смогу завоевать подиум. Правда, позже мне пришлось всерьез постараться, чтобы сдержать натиск Дженсона Баттона – особенно трудно было на последнем отрезке, поскольку я чуть раньше поставил более жесткие шины. Если мы хотели опередить McLaren, мы не могли поступить иначе. Пришлось беречь шины, на последних кругах преимущество уменьшилось до одной секунды, но в итоге третье место осталось за мной!

Первый подиум - фантастическое достижение, особенно на домашней трассе! Перед стартом я шутил: мол, пару раз у меня уже был шанс финишировать в первой тройке, но всякий раз удача изменяла мне – может, получится в этот раз? Я безумно рад за наших болельщиков – поддержать команду пришло столько людей! Спасибо вам всем, ну а мы должны продолжать в том же духе!

Вопросы с мест

Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere della Sera) Фелипе, для вас день сложился удачно, а Фернандо не повезло, но вопрос в другом. Полагаете, скорость Ferrari позволяет соперничать с Red Bull Racing?
Фелипе Масса: Не на этой трассе – здесь преимущество Себастьяна было слишком большим, как в квалификации, так и в гонке. В любом случае, ситуация меняется от этапа к этапу – не исключено, что здесь Red Bull Racing были в лучшей форме за весь нынешний сезон. Посмотрим, как пойдут дела дальше. Нужно выкладываться по максимуму, готовить модификации к каждому Гран При…

Для Фернандо ничего не потеряно, до этапа в Сузуке он провел немало хороших гонок. То, что произошло сегодня, весьма досадно, но неприятности порой случаются. Главное – сосредоточиться на следующем этапе, ведь Алонсо по-прежнему лидирует в личном зачете.

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Фелипе, эта гонка была важна как для вашего будущего, так и для будущего Камуи. Вопрос для вас обоих: считаете ли вы, что сегодняшний результат поможет вам сохранить место в Ferrari и Sauber соответственно на следующий сезон? Вчера вы говорили, что, возможно, для вас это последняя гонка в Сузуке…
Фелипе Масса: Думаю, поможет.

Камуи Кобаяши: Я тоже так думаю.

Фелипе Масса: Да, мы оба так думаем.

Камуи Кобаяши: Видите, мнения совпали! Сегодня мы оба еще побеседуем с нашими менеджерами.

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) То есть, совсем скоро?
Фелипе Масса: Конечно!

Камуи Кобаяши: Да.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Себастьян, когда вы выиграли свой первый титул, вам приходилось отыгрываться по ходу сезона, когда второй, уже соперники пытались догнать вас. Каким будет сценарий третьего титула?
Себастьян Феттель: Не знаю. Могу ответить вам, когда смогу стать чемпионом в третий раз, а получится ли уже в этом году – не представляю. Как я уже говорил, нужно сохранять осторожность. До конца сезона ещё далеко, чемпионат складывается непросто, и мне не хотелось бы рассуждать о титуле. Знаю лишь, что сегодня я финишировал впереди всех, заработал максимум очков, но никто не скажет, чем закончится следующий уик-энд.

Завершающая фаза сезона обещает быть крайне напряженной, впереди немало сдвоенных этапов – неделя до гонки в Корее, потом две недели перерыва – и снова связка из Индии и Абу Даби, затем США и Бразилия. Нужно думать о каждой конкретной гонке, выкладываться по максимуму, а там посмотрим, окажется ли этого достаточно. Задача – сработать на пределе, а очки посчитаем потом. Хватит на титул? Отлично! Нет? Значит, дело далеко не в пяти или шести завершающих гонках…

Вопрос: (Нобуаки Тадаки – Tokyo Sankei Shimbun) Камуи, на последних кругах вас догонял Дженсон Баттон, но подиум был совсем близок, и болельщики неистово поддерживали вас. Что вы чувствовали в тот момент?
Камуи Кобаяши: Да, момент непростой, шины были почти изношены. Я проехал на них более двадцати кругов, и на последних трех задние едва держали трассу, но мне приходилось атаковать, я не мог позволить себе сбросить скорость и беречь резину. Несмотря на явную избыточную поворачиваемость, я был вынужден все время ехать на пределе и уже на последнем круге понял, что смогу сдержать Дженсона, ведь кроме как на главной прямой обгонять в Сузуке попросту негде.

Я старался сохранять концентрацию на каждом круге, поскольку малейшая ошибка в повороте могла привести к потере позиции. Дженсон был очень быстр, но я всё-таки остался впереди! Команда сработала очень здорово, помогая мне важными советами, а после финиша болельщики вовсю аплодировали – это было великолепно!

Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Себастьян, с момента дебюта в Формуле 1 вы бьете рекорд за рекордом. Сегодня вы сравнялись с Хуаном Мануэлем Фанхио по числу побед, кроме того, вы финишируете первым в каждой четвертой гонке – 25% результативность! Для вас подобная статистика является дополнительным прессингом, или, выходя на старт, вы забываете о цифрах?
Себастьян Феттель: Нет, ведь эта статистика кое-что значит. Честно говоря, я не в курсе большинства цифр, но это часть Формулы 1. В предыдущие годы у нас были великие чемпионы, великие личности, и для всех нас…

Знаете, предыдущий раз мы с Камуи вместе были на подиуме еще в Формуле 3 и оба мечтали попасть в Формулу 1. Будучи еще молодым пареньком, ты знаешь, что до мечты осталось совсем немного, и, в то же время, она по-прежнему далека. В чемпионате участвуют только двадцать четыре гонщика, и быть одним из них, иметь возможность выходить на старт и бороться за победы и титулы – большая честь. Но когда я гонялся в Формуле 3, эта перспектива была слишком далекой.

Конечно, я был в курсе достижений великих чемпионов – в частности, я внимательно следил за карьерой Михаэля Шумахера. Но я даже не мог представить, что когда-нибудь окажусь среди этих парней и буду бить рекорды, даже если для этого иногда достаточно хорошо стартовать или сработать неординарно. На этой трассе, где реально чувствуешь возможности машины… К сожалению, невозможно передать эти ощущения словами, они доступны лишь гонщикам Формулы 1, но это не забывается никогда. По-моему, наша работа сама по себе – лучшая в мире, а успех делает её ещё более приятной.

Вопрос: (Тед Кравитц – Sky Sport) Себастьян, насколько важным был успех во вчерашней квалификации? В европейских Гран При вам зачастую не удавалось даже приблизиться к первому ряду, а на этот раз вы задавали темп. Насколько этот фактор важен в битве за титул, и не думали ли вы год назад, что дело сделано, ведь тогда в силу преимущества вы могли действовать осторожно и не гнаться за победами?
Себастьян Феттель: Квалификация очень важна, хотя в начале сезона все говорили, что теперь она не имеет такого значения, как раньше, поскольку гонки все равно складываются непредсказуемо. Иногда ситуация меняется уже после первых десяти кругов, но это лишь подтверждает, как важно обеспечить себе хорошую позицию по итогам субботы, и если вы посмотрите на итоги пятнадцати прошедших Гран При, то убедитесь в том, что квалификация по-прежнему важна. Поэтому от нас требовалось во что бы то ни стало повысить свою скорость по субботам – опять же, и здесь дела могут пойти наперекосяк, в чем лично я убедился в Сингапуре, когда в первых двух сессиях события развивались по плану, а в финале я не мог понять, почему не получается ехать быстрее.

Сегодня утром я прочитал интервью с Фелипе, в котором он описал схожие ощущения от своего выступления во вчерашней квалификации. У нас достаточно комплектов шин, мы провели немало квалификаций и не можем просто так сказать: «Нам не хватило сцепления, поэтому скорость оказалась недостаточной» Всегда хочется найти объяснение и понять, почему машина не была быстра. В нынешнем сезоне отрывы минимальны, а рабочий диапазон шин более узкий – это особенно ощущаешь именно в квалификации, поэтому расстановка сил подчас меняется стремительно. Можно выступить очень бледно даже после удачных свободных заездов и тем самым испортить весь уик-энд…

Вопрос: (Марко Дегл’Инносенти – La Gazzetta dello Sport) Себастьян, ближе к финишу команда просила вас быть осторожнее, а вы вместо этого проехали быстрейший круг. Вы были уверены, что ничего страшного не случится? И еще, сегодня вы использовали двойную DRS?
Себастьян Феттель: К счастью, сегодня в гонке у меня в принципе не было необходимости использовать DRS, так что конструкция системы не имеет никакого значения. За последние два этапа команда заметно прибавила, ведь до недавнего времени квалификация была нашим слабым местом, тогда как в гонке машина ехала намного быстрее.

Ближе к финишу я старался не рисковать сверх меры и просто контролировал отрыв от Фелипе. Кажется, год назад я был в аналогичной ситуации, имел преимущество в пять или шесть секунд, но, пытаясь контролировать ход гонки, позволил соперникам подобраться практически вплотную, поэтому в этот раз мне не хотелось снижать темп. Кроме того, как я уже говорил, не хотелось терять концентрацию – возможно, быстрый круг под занавес гонки был не самым осторожным поступком, я не хотел совершать глупости, но не так часто удается пилотировать столь сбалансированную машину. Я наслаждался ей, и смог проехать несколько действительно быстрых кругов буквально под занавес гонки.

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Фелипе, для Ferrari эта гонка теоретически была самой трудной из шести оставшихся? Какие действия вам необходимо предпринять и на чем сосредоточиться, чтобы вернуться в битву за высокие места?
Фелипе Масса: Вы спрашиваете про Ferrari, или про меня лично? Здесь наша машина была вполне конкурентоспособна, пусть и не на фоне Red Bull Racing. В гонке она демонстрировала неплохую скорость. Собственно, еще в пятницу на длинной серии кругов я был одним из быстрейших, так что с машиной не было никаких проблем. Уверен, сегодня Фернандо мог рассчитывать на очень высокий результат, но, в любом случае, нам нужно прибавить, нужно подготовить больше модификаций и сделать машину чуть быстрее.

Если вернуться к квалификации, я провел её не лучшим образом. Дела шли неплохо вплоть до второй попытки во второй сессии, и если перед ней я стабильно попадал в семерку сильнейших, то в решающий момент не смог прогреть резину. Как заметил Себастьян, иногда не получается использовать свой шанс, передним шинам вдруг не хватает сцепления, и как раз это стало моей проблемой в субботу. Если бы я стартовал из первой пятерки, результат мог быть даже лучше, ведь после третьего поворота я уже ехал четвертым. Крайне важно начинать гонку как можно выше – в таком случае проще контролировать ресурс шин и держать оптимальный темп.

Вопрос: (Тетсуя Отани – Car Graphic) Камуи, в момент рестарта вы сильно отстали от Себастьяна. В чем было дело?
Камуи Кобаяши: Я замешкался с передачей – ехал на первой, обороты двигателя уже поднялись до предела, а у меня не получалось переключиться на вторую, из-за чего пришлось сбрасывать скорость. В любом случае, бороться с Себастьяном не было возможности – мне вряд ли удалось бы удержать лидерство. К тому же, он начал разгон задолго до линии машины безопасности, сразу создав отрыв – честно говоря, это было несколько неожиданно.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё