ЮАР'93: Гран При ЮАР

Айртон Сенна лидирует на старте Гран При ЮАР 1993 года
Гонка #533: 14 марта 1993 года. Гран При ЮАР
Поул Ален Прост (Williams FW15С) - 1.15,696 (202,647 км/ч)
Лучший круг Ален Прост (Williams FW15С) - 1.19,492 (192,970 км/ч)
Победитель Ален Прост (Williams FW15С) - 1:38.45,082 (186,402 км/ч)

Сезон 1993 года Формула 1 начала на юге Африки. Лишь семеро пилотов продолжили выступать за ту же команду, что и годом ранее. Главной же неожиданностью стал состав чемпионов мира из Williams – команда, которую все называли главным фаворитом, заручилась услугами вернувшегося в Большие Призы после годичной паузы Алена Проста, напарником которого стал, ко всеобщему удивлению, не кто-то из именитых гонщиков, а всего лишь бывший тест-пилот Деймон Хилл, до того стартовавший всего в двух Гран При.

Прост выиграл квалификацию на трассе Кялами, однако в первый поворот вошел лишь третьим. Французского Профессора успели опередить как собственный напарник, так и Айртон Сенна, в последний момент решивший продолжить сотрудничество с McLaren, несмотря на то, что команда Рона Денниса лишилась в межсезонье весомого козыря – моторов Honda.

Практически сразу Хилл допустил ошибку на ровном месте, его машину развернуло. Просту, который был сразу следом за британцем, пришлось тормозить, что стоило Алену ещё одной проигранной позиции – мимо промчался желтый Benetton Михаэля Шумахера. Однако, Профессор любил повторять, что гонки не выигрываются в первом повороте.

Он прекрасно понимал, что имеет преимущество в скорости, потому, выждав немного, опередил сначала молодого немца, а затем и Волшебника. Айртон, конечно, упирался до последнего и несколько раз оставался впереди в ситуациях, когда, казалось, обязан был уступить. Прост же, по обыкновению, предпочитал не рисковать, но непрерывно и планомерно наращивал давление, и в итоге смог-таки возглавить гонку.

Борьба Сенны, Проста и Шумахера стала украшением как первого этапа, так и всего сезона 1993 года

Куда удивительнее, впрочем, было другое – почти тут же Сенну, только что потерпевшего локальное поражение в споре с принципиальным соперником, смог подловить на небольшой ошибке и Шумахер. Впрочем, сразу после этого два пилота отправились в боксы, где механики McLaren помогли бразильцу восстановить статус-кво, а когда Михаэль пошел в новую атаку, его соперник действовал гораздо жёстче. «Хлопнув калиткой» на входе в поворот, Айртон снял все вопросы о том, кому в итоге достанется второе место. Ибо в том, что победителем южноафриканской гонки станет Ален Прост, сомнений с каждым кругом было все меньше.

Ситуацию, пожалуй, мог бы изменить сильный дождь, и он действительно хлынул над Йоханнесбургом – но лишь в тот момент, когда пилот Williams находился на последнем круге. Поскольку преследователи были далеко позади, француз сбросил скорость и спокойно добрался до клетчатого флага. Также поступил и ставший вторым Сенна, а третье место в итоге досталось Марку Бланделлу, который принес Ligier первый подиум с 1986 года.

Интересно...
Гран При ЮАР 1993 года стал дебютной гонкой для команды Sauber. Швейцарцам удалось сразу заявить о себе: Юрки Ярвилехто, пилотируя черную машину с мотором Ilmor, показал в квалификации 6-й результат, а первый круг закончил 4-м. Затем, правда, на машине финна заклинило коробку передач, но гонщик доехал до боксов, где механики её быстро починили.

Sauber C12 Юрки Ярвилехто на Гран При ЮАР 1993 года

В дальнейшем Юрвилехто поднимался всё выше и за десять кругов до финиша оказался седьмым. Когда начался дождь, он не стал сбрасывать скорость, помчался вперед и смог обогнать Footwork Дерека Уорика. В это же время сошел из-за поломки Герхард Бергер, что позволило команде Петера Заубера начать выступления в Формуле 1 с пятого места.

Гран При ЮАР

Старт Гран При ЮАР 1963 года на трассе Ист-Лондон

Гонка 1993 года стала для южноафриканских болельщиков последней возможностью увидеть в своей стране лучших пилотов мира. С той самой поры и вот уже на протяжении двух десятилетий в календаре Формулы 1 нет Гран При ЮАР. А ведь в свое время этот этап был едва ли не самым популярным у пилотов.

Как известно, колонизацию африканского континента европейцы начали с двух сторон. Пока итальянцы и французы осваивали север материка, англичане и голландцы, лишенные такой возможности, обратили внимание на его южную оконечность. Как оказалось, климат там оказался замечательно мягким, а недра таили в себе алмазы. Было, правда, ещё местное население, но в начале XX века этим фактором колонизаторы готовы были пренебречь.

Как известно, англичанин, даже покинув родные места, непременно забирает с собой все привычки и интересы, так что развитие южноафриканской гоночной культуры, весьма яркой и самобытной, было лишь делом времени. Уже в 30-е в стране функционировали несколько временных трасс – любители скорости в Кейптауне, Йоханнесбурге и Ист-Лондоне устраивали заезды по обычным городским и загородным дорогам.

Первый национальный Гран При был разыгран в 1934-м, победа досталась американцу Уитни Стрейту на Maserati. В дальнейшем гонка ежегодно становилась ареной борьбы сильнейших местных пилотов с европейцами, причем победа всякий раз доставалась кому-то из последних. В 1939 году сильнейшим стал Луиджи Виллорези, после чего война и последовавшие за ней непростые годы на время заставили южноафриканцев забыть про гонки.

Уитни Стрейт победно финиширует на Гран При ЮАР 1934 года

Лишь в конце 50-х история получила продолжение: в стране были построены несколько автодромов, пусть и совсем простеньких, но все же постоянных. Проведение Гран При хотели возобновить уже в 1959-м, но из-за некоторых сложностей с организацией дату гонки пришлось несколько раз переносить, и окончательно она состоялась лишь в первые выходные января следующего, 1960 года – благо, в южном полушарии это разгар лета.

После этого национальный Гран При регулярно проходил или незадолго до, или сразу после новогодних праздников, из-за чего порой возникали любопытные ситуации. Скажем, в том же 1960-м Большой Приз ЮАР был разыгран ещё раз – в последние выходные декабря! Зато в 1964 году гонки формально не было вовсе: предыдущая прошла в самом конце 1963-го, следующая – уже в самом начале 1965-го. Случалось и так, что уик-энд начинался в одном году, а заканчивался уже в следующем.

Самое же главное, что с 1962-го гонку включили в календарь чемпионата мира Формулы 1. Первым победителем стал Грэм Хилл на BRM, потом дважды отличился пилот Lotus Джим Кларк. В 1966-м гонку решили не включать в зачет чемпионата, так как в Ф1 только что вступили в силу «трёхлитровые» правила, а таких моторов ни у кого ещё попросту не было.

Паузой воспользовались с пользой – прежде гонки проводили на трассе Ист-Лондон, длина которой поначалу составляла 24 километра, потом была сокращена до 18, а уже в послевоенные годы и вовсе до 3,9 км. Со временем она устарела морально – и тогда решено было построить для гонок Формулы 1 принципиально новую арену. Близ шоссе, ведущего из крупнейшего города страны, Йоханнесбурга, в административный центр, Преторию, возвели гоночный комплекс Кялами, название которого на языке зулусов значит «мой дом».

Трасса Кялами в исходной конфигурации. Сейчас длинная стартовая прямая - уже история

Переезд туда, состоявшийся в 1967 году, гонщики восприняли с радостью. Единственное, чего они лишались – возможности видеть океанские волны, но взамен их ждало скоростное кольцо с современным комплексом боксов, интересными связками поворотов и перепадом высот. Впоследствии команды часто приезжали сюда на зимние тесты. Первым победителем в Кялами стал Педро Родригес, для которого успех стал дебютным в Формуле 1. Интересно, что на протяжении девяти следующих лет после переезда на новое место победителем всякий раз становился новый пилот и новая команда.

Гонка 1968 года стала последним в жизни этапом Ф1 для Джима Кларка – шотландец одержал уверенную победу. С 1969 года Гран При ЮАР перенесли на начало марта – в прежнем графике команды просто не успевали подготовить новую технику. Как правило, фактор начала сезона всегда сказывался на ходе гонки: поломок традиционно было много. Так, в 1971-м Дэнни Хьюм лишился победы всего за три круга до финиша, когда на его McLaren развалилась подвеска.

В 1976-м болельщики смогли увидеть красивую дуэль Ники Лауды и Джеймса Ханта, ставшую предзнаменованием всего сезона. Австриец выиграл с минимальным перевесом, а годом спустя смог повторить свой успех, после чего череда смен пилотов на вершине подиума продолжилась. В 1978 году автором сенсации едва не стал молодой Риккардо Патрезе, но на его Arrows незадолго до финиша вышел из строя двигатель.

Борьба Патрика Депайе и Ронни Петерсона за победу в Гран При ЮАР 1978 года. Рисунок Майкла Тёрнера

Гран При ЮАР не обходился без серьезных аварий, но действительно трагических эпизодов за всю его историю было всего два, и оба произошли на длинной стартовой прямой, имеющей заметный перегиб примерно посередине. В 1974-м на тестах перед гонкой погиб Питер Ревсон, на машине которого перед первым поворотом не выдержала подвеска, а в 1977-м Том Прайс сбил перебегавшего трассу пожарного, огнетушитель которого попал гонщику в голову, нанеся смертельные повреждения.

С приходом в Формулу 1 турбомоторов разреженный воздух среднегорья, на котором находится Йоханнесбург, стал для них серьезным козырем, потому с 1980-го гонщикам на «атмосферной» технике отличиться в Кялами не удавалось до запрета нагнетателей. Исключением мог стать 1981-й, но та гонка пришлась на разгар "войны федераций", часть команд не приехала в ЮАР, и позже Гран При, выигранный Карлосом Рейтеманом на Williams, задним числом исключили из календаря.

К середине 80-х, когда бывшая британская колония давно обрела независимость, на вопросы ущемления прав коренного населения смотрели уже иначе. Прогрессивная мировая общественность призывала к изоляции страны, именно это обстоятельство и способствовало кончине южноафриканского Большого Приза. В 1985-м французское правительство запретило командам Renault и Ligier участвовать в этой гонке, а в следующем сезоне этап и вовсе лишился прописки в календаре.

К тому же, трассу Кялами со всех сторон обступили жилые дома, и её владельцы не устояли перед заманчивыми предложениями алчных риэлтеров и продали больше половины территории автодрома, включая и участок, где находился бывший комплекс боксов. Правда, часть вырученных средств пустили на реконструкцию сохранившегося и строительство нового участка, в итоге по общей протяженности новое кольцо оказалось даже больше прежнего, хотя средняя скорость, разумеется, упала.

Ален Прост до настоящего времени является последним победителем Гран При ЮАР

Формула 1 вернулась на юг Африки в 1992-м, но национальную экономику в ту пору уже порядком лихорадило, после двух Гран При, победителями которых стали пилоты Williams Найджел Мэнселл и Ален Прост, организаторы гонки объявили о банкротстве, а главный менеджер гоночного комплекса оказался в тюрьме.

С тех пор разговоры о возрождении Гран При ЮАР возникают с завидной регулярностью, Берни Экклстоун даже встречался как-то с лидером страны Нельсоном Манделой – но воз и ныне там, так что рекордные четыре победы Джима Кларка и шесть – команды Lotus ещё долго будут оставаться высшими достижениями для Большого Приза юга Африки.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости