Гран При Малайзии: Пресс-конференция в воскресенье

Пресс-конференция в воскресенье

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Дженсон Баттон (McLaren)
3. Ник Хайдфельд (Lotus Renault)

Вопрос: Себастьян, гонку в Малайзии трудно назвать простой, однако сразу после финиша вы сказали команде – «Мне нравится такая работа!»…
Себастьян Феттель: Да, ещё один потрясающий день! Многое зависело от старта – я думал, что хорошо начал гонку, и вдруг увидел, что вплотную за мной едет Льюис, а потом, входя в первый поворот, неожиданно заметил в зеркалах что-то черное, и понял – это Ник Хайдфельд. Хорошо, что это произошло на первом отрезке, и я постепенно, круг за кругом, мог наращивать преимущество.

Этот Гран При был совсем не похож на то, что мы увидели в Австралии две недели назад, особенно, если говорить о шинах. С одной стороны, никогда не хочется первым заезжать в боксы, ведь чем раньше вы смените резину, тем больше пит-стопов придётся провести. С другой стороны, соперник может сделать это раньше вас и получить преимущество.

Борьба с Льюисом была острой, но я опережал его на пару секунд и мог контролировать ситуацию, однако до последнего отрезка конца гонки ситуация была непростой. Потом у Хэмилтона возникли проблемы, я не знаю, что с ним случилось, но в какой-то момент понял, что позади меня едет Дженсон Баттон, и моего отрыва будет вполне достаточно.

Я очень доволен результатом, мне нравится моя работа, и я не думаю, что сейчас мог бы чувствовать себя лучше!

Вопрос: Да, гонка получилась непохожей на Гран При Австралии, но у этих двух этапов есть нечто общее. На двадцать девятом круге вам сообщили, что вы больше не можете использовать KERS. Вы знали, в чем проблема, и как она сказалась на поведении RB7?
Себастьян Феттель: Да, по ходу дистанции возникли перебои в работе KERS, что, конечно, не входило в наши планы. Затем система снова заработала, потом вновь перестала функционировать, так что с этим еще придется разбираться, но, если вспомнить, две недели назад мы вовсе не использовали ее в гонке, а сегодня она очень помогла при старте. Если бы у нас не было KERS, мы бы оказались совсем в другой ситуации. Система сыграла свою роль, потом с ней возникли проблемы, и мы её выключили, а после активировали снова.

После Гран При Австралии на необходимые доработки у нас было всего десять дней, причем вдали от основной базы – пожалуй, мы можем гордиться достигнутыми результатами. Опять же, нужно продолжать работу: по сравнению с предыдущей гонкой конкуренция явно обострилась. Мы должны сохранять спокойствие и своевременно дорабатывать машину, но я не волнуюсь, ведь команда понимает: сейчас крайне важно держать предельно высокий темп.

Вопрос: Дженсон, должно быть, вы довольны вторым местом?
Дженсон Баттон: Гонка получилась запутанной с точки зрения контроля за состоянием шин и проведения пит-стопов. На последнем отрезке, когда я получил комплект жесткой резины, машина прибавила – резко улучшилось сцепление с трассой.

Команда просила меня не прессинговать, следить за состояние резины, но гонщики всегда думают об атаке, вы стараетесь догнать соперника в любой ситуации, даже если шанс предельно мал. Сегодня не удалось, но я финишировал вторым, заработав 18 очков – отличный результат.

Вопрос: Команда сообщила, что в этот уик-энд никому не удавалось проехать на жестких шинах 19 кругов – вы сделали это на финальном отрезке. Насколько трудно было сохранить работоспособность резины?
Дженсон Баттон: На самом деле, разобраться в поведении шин не так просто. Если действовать слишком осторожно, можно осложнить ситуацию: скажем, гонщик недостаточно агрессивен в скоростных поворотах, машина теряет часть прижимной силы, и шины изнашиваются быстрее.

Задача сложная, но, похоже, мы с ней справились, ехали достаточно стабильно и не стерли резину до корда. Спасибо команде за блестящие пит-стопы и верную стратегию. Мы добились прогресса, и я с нетерпением жду Китая – надеюсь, в Шанхае мы сможем навязать борьбу Red Bull Racing.

Вопрос: Ник, примите поздравления с первым подиумом после Гран При Малайзии 2009 года! Многое решилось в середине гонки, но расскажите о старте и борьбе с Марком Уэббером ближе к финишу…
Ник Хайдфельд: Старт получился фантастическим, в Австралии я тоже отыграл несколько позиций, но не ждал такого прорыва с шестого места. Я боролся с Себастьяном, следившим за мной в зеркалах, и сделал всё возможное, но он оказался немного быстрее.

На первом отрезке шины потеряли эффективность, я обратился к команде, чтобы провести пит-стоп, но меня попросили оставаться на трассе – в любую минуту мог начаться дождь, мы хотели избежать дополнительной остановки. Первый пит-стоп оказался крайне неудачным, я потерял пару позиций, но чуть позже мне помог инцидент с Фернандо Алонсо, который повредил переднее антикрыло и был вынужден лишний раз заехать в боксы.

На жесткой резине машина выглядела очень неплохо, но ближе к финишу мне пришлось обороняться от атак Марка Уэббера. Правда, к тому моменту его шины уже начали изнашиваться, я своевременно задействовал KERS и в итоге финишировал третьим! Lotus Renault зарабатывает очередной подиум – это хороший шаг вперед по сравнению с предыдущим сезоном.

Вопрос: Себастьян, вы выиграли две заключительные гонки предыдущего сезона и две первые нынешнего. Должно быть, вы с оптимизмом ждете Гран При Китая – или всё же чувствуете угрозу со стороны McLaren?
Себастьян Феттель: Мы можем быть довольны результатом – нужно и в следующей гонке выступить не хуже. Две победы из двух возможных – потрясающее достижение, но до конца сезона ещё далеко, будет разыграно немало очков, необходимо продолжать работу.

Всё складывается очень неплохо: мы хорошо поработали зимой, и если наградой за наши усилия становится победа, есть смысл выкладываться по максимуму. Уже завтра все наши мысли будут заняты предстоящим Гран При Китая – посмотрим, что получится.

Вопрос: Себастьян, великолепное начало сезона! Двенадцатая победа в карьере и четвертая подряд, если считать две последних гонки прошлого чемпионата…
Себастьян Феттель: Не знаю, я не считал – лучше не занимать этим голову. Да, результат неплох. Вчера я был очень рад поулу, поскольку мы знали, что квалификация будет очень напряженной, а в гонке многое решит старт. Пару лет назад у нас уже был неудачный опыт борьбы с машинами, оснащенными KERS, сегодня уже никого не нужно убеждать в важности этой системы – спасибо команде, сегодня наша разработка пришлась весьма кстати.

Я старался уследить за Льюисом, как вдруг рядом оказался Ник. Это было даже забавно, пришлось обороняться во втором повороте, но затем я наращивал отрыв – похоже, мы были чуть быстрее Renault… или Lotus. Потом я старался обеспечить себе аналогичное преимущество на каждом отрезке гонке. Мы были в выигрышном положении, поскольку могли ждать пит-стопов соперников. Конечно, временами им удавалось приблизиться, поскольку на свежих шинах машина едет намного быстрее, но у нас был запас в несколько секунд, и я ничуть не беспокоился.

В самом начале гонки над трассой начал моросить дождь. Это никак не сказалось на управляемости машины, однако на визоре шлема появились капли, а в воздухе запахло грозой. Впрочем, вскоре дождь прекратился и больше не возобновлялся, но когда заезжаешь в боксы, зная, что в некоторых поворотах асфальт уже намокает, ты поневоле нервничаешь и молишься, чтобы дождь поскорее сошел на нет, ведь кто-то из соперников может задержаться на трассе еще на пару кругов, дождаться, когда непогода наберет силу, и вовремя поставить дождевые шины.

Борьба была очень плотной. Как сказал Дженсон, никогда не знаешь, насколько агрессивно следует атаковать, или в какой мере нужно беречь шины. Каждая команда пытается самостоятельно разобраться в ситуации, сегодня мы приобрели полезный опыт, который пригодится в следующих гонках.

Вопрос: Вы слегка потеряли темп лишь на втором отрезке, когда к вам приблизился Льюис Хэмилтон. Какие-то проблемы с шинами?
Себастьян Феттель: Нет, у нас был достаточный отрыв. Льюис сменил резину раньше меня и Ника, судя по всему, ему поставили свежий комплект мягких шин, а я уже говорил, что они работают намного эффективнее. Впрочем, я не сомневаюсь, что мы сами остановились вовремя, разве что немного задержались на трассе на случай дождя – если бы он все-таки пошел, один дополнительный круг мог обеспечить отрыв в три или четыре секунды. Я старался беречь резину, Льюис отыгрывал по три десятых на круге, но мы заранее учли это момент, и я ничуть не беспокоился.

Вопрос: Дженсон, как прошел старт?
Дженсон Баттон: Я просмотрел видеозапись пяти предыдущих Гран При Малайзии и понял, что в первом повороте главное – занять внутренний радиус, поэтому старался оказаться там как можно быстрее, даже попробовал атаковать Льюиса, как вдруг услышал снаружи жуткий грохот и…(повернувшись к Хайдфельду) – как вы там называетесь?

Ник Хайдфельд: Lotus Renault GP.

Дженсон Баттон: Да, это были две машины Lotus Renault GP. Им удался отличный старт, кроме того, они хорошо сработали в первом повороте. Я оказался внутри, но всё-таки уступил позицию Нику. Вскоре я понял, что был слишком консервативен при выборе настроек: мы хотели продлить рабочий ресурс шин и, пожалуй, перестарались с уменьшением прижимной силы. В итоге передняя часть машины едва слушалась руля, при открытии газа возникала избыточная поворачиваемость, что, в свою очередь, усугубляло износ задних шин.

Из-за этого мой первый отрезок был далеко не идеальным, но потом я неизменно прибавлял в темпе. Мы заработали хорошие очки, а зрителям, надеюсь, понравилось то, что они увидели. Вряд ли кто-то мог заранее назвать имя гонщика, которому удастся финишировать сразу за Себастьяном, а 18 очков – весьма достойный результат.

Вопрос: В конце первого отрезка вас догнала пара пилотов Ferrari. Насколько серьёзным был прессинг, и не приблизил ли он момент первого пит-стопа?
Дженсон Баттон: С этими шинами все просто: если они начали терять эффективность, они теряют её практически мгновенно. Как я уже сказал, мы слегка перестарались с настройками – я рассчитывал, что задние шины продержатся чуть дольше, но они износились намного раньше. Мы не предполагали, что Ferrari и Lotus Renault GP окажутся настолько стабильными, скорость износа шин также оказалась выше, но во время пит-стопа мы произвели кое-какие корректировки, после чего ситуация заметно улучшилась.

Спасибо команде за безупречную работу в боксах! Первый этап сезона прошел неплохо, а здесь мы существенно прибавили и в квалификации, и в гонке. Надеюсь, так будет и дальше – нельзя позволять Red Bull побеждать с такой легкостью. Наша цель – навязать им борьбу, но сделать это очень непросто: они невероятно быстры.

Вопрос: Насколько вам пришлось выкладываться, чтобы опередить Льюиса за счет пит-стопов? Или это произошло случайно?
Дженсон Баттон: Льюис слегка задержался в боксах, но я на самом деле хотел опередить его, поскольку на третьем отрезке мог ехать намного быстрее. Ближе к финишу мне удалось оторваться от остального пелотона, и я даже попытался приблизиться к Себастьяну, но он оказался слишком быстр.

Вопрос: Ник, интересная гонка! Дженсон назвал ее «запутанной», а что скажете вы?
Ник Хайдфельд: Я бы так не сказал. Когда стартуешь позади, легко оценить действия соперников – мне повезло, что снаружи осталось достаточно места, поэтому я сосредоточился на точке торможения. В итоге я не только удачно стартовал, но и вовремя сбросил скорость, что позволило выйти на вторую позицию.

Вопрос: Насколько сильным был прессинг со стороны Марка?
Ник Хайдфельд: Марк приближался очень быстро. Похоже, у него были свежие шины, но потом и они начали изнашиваться – этого оказалось достаточно, чтобы удержать его позади. Кроме того, при защите позиции я старался использовать KERS, а у Марка такой возможности, кажется, не было. Если я правильно понял, ближе к финишу у Red Bull возникли проблемы? По крайней мере, так мне сказали – это сыграло свою роль.

Вопросы с мест

Вопрос ко всем. Временами Формулу 1 трудно понять – к примеру, сегодня некоторые команды ехали на секунду быстрее, чем во вчерашней квалификации. В чем причина?
Себастьян Феттель: Изменились сами гонки. Если бы всем гонщикам приказали ехать чуть быстрее на девятом или, скажем, одиннадцатом круге, возможно, всё выглядело бы иначе. С другой стороны, мы всякий раз стараемся ехать на пределе, но в то же время должны следить за шинами и пытаться предугадать дальнейший сценарий гонки. Временами ты сдерживаешь темп, а иногда наоборот, атакуешь что есть силы. Сейчас отрывы между командами и расклад сил на каждом круге может меняться гораздо быстрее, чем раньше – пожалуй, в этом основная причина.

Дженсон Баттон: Полностью согласен. Каждый пытается найти ритм, оптимальный с точки зрения стабильности и скорости, однако это крайне непросто. На первом отрезке гонки я был очень удивлен темпом Lotus Renault и Ferrari, но на втором и третьем сам смог прибавить.

Ник Хайдфельд: К сказанному могу лишь добавить, что некоторые машины лучше других смотрятся на длинной дистанции. С шинами Pirelli этот фактор приобретает особое значение, поскольку в нынешнем сезоне износ резины намного выше. Похоже, ещё в Мельбурне в гонке мы ехали чуть быстрее, чем в квалификации, а нынешний уик-энд сложился крайне непросто: мы пропустили значительную часть пятничных свободных заездов и не смогли подобрать идеальные настройки. Возможно, удастся сделать это в следующих Гран При.

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Дженсон, вы с Льюисом использовали разную тактику – в частности, Хэмилтон раньше перешел на жесткие шины. Для этого были основания?
Дженсон Баттон: Всё объясняется выбором шин после квалификации – в субботу Льюис повредил одно из колес, что могло ускорить переход на жесткую резину. Не знаю, к каким выводам придет команда, но перед гонкой мы считали, что оба состава очень близки как по скорости, так и по износостойкости, хотя это кажется удивительным. Странно, но лично я был намного быстрее на жесткой резине – впрочем, это может объясняться выбором настроек.

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Moto und Sport) Себастьян, примерно в середине гонки инженер приказал вам не использовать KERS. Возникли какие-то проблемы? С того момента вы начали проходить круги на полсекунды быстрее…
Себастьян Феттель: Система попросту не работала, команда приказала мне не использовать её, а чуть позже разрешила снова активировать. Не знаю, в чем была проблема, но что-то точно пошло не так – в противном случае я не получил бы соответствующих указаний.

Понимаете, сейчас очень трудно оценить реальный темп. К примеру, на третьем отрезке гонки я проезжал круги на секунду быстрее Льюиса и притом не использовал KERS – полагаю, вы спрашивали как раз об этом, но можете не сомневаться: неработоспособность системы точно не идет нам на пользу. Мы подолгу проектировали её, наконец, установили на машину, но в гонке произошел какой-то сбой – не знаю, в чем именно заключалась неполадка, но мы использовали систему на протяжении большей части дистанции, и не думаю, что её отключение позволило нам ехать быстрее.

Вопрос ко всем. Считаете ли вы, что больший износ шин повысил зрелищность Гран При? Временами болельщикам трудно разобраться в ситуации на трассе. И ещё один вопрос для Дженсона и Ника – вам не кажется, что в нынешнем сезоне Себастьян Феттель станет основным претендентом на чемпионский титул?
Дженсон Баттон: В настоящий момент я вынужден с вами согласиться: Себастьян – основной претендент на титул. После двух гонок у него преимущество в 24 очка, а это довольно много. Впрочем, впереди еще 17 или 18 Гран При…

Себастьян Феттель: Ты уже посчитал?

Дженсон Баттон: Я знаю всё, тебе следует опасаться! А если серьёзно, Red Bull действительно очень быстры. Себастьян выиграл две гонки из двух, по скорости машины Vodafone McLaren Mercedes занимают вторую строчку, но для победы нам нужно добиться прогресса – впрочем, многие доработки практически готовы. Приятно, что нам уже удалось сделать заметный шаг вперед – надеюсь, в Китае мы сможем побороться с Себастьяном и Марком.

Что касается зрелищности, я слышал, будто гонка удалась, да и на трибуны пришло немало людей. Стало лучше или нет? Не знаю, я всё время был в кокпите. Сложно дать однозначный ответ, но, пожалуй, так и должно быть в начале сезона, когда мы сами пытаемся разобраться в ситуации. Если бы у нас был один комплект шин на всю гонку и ни единого пит-стопа, было бы это интересно? Вряд ли. По-моему, действующий вариант оптимален, и в Pirelli разработали действительно неплохие шины, особенно если учесть, что времени на их создание было крайне мало.

Сегодня мы увидели захватывающую гонку, я до последнего не знал, кому удастся финишировать сразу за Себастьяном. В итоге им оказался я, что очень здорово! Пока все складывается очень неплохо, а с каждым Гран При мы будем лучше понимать работу шин. Возможно, гонки в таком случае станут менее непредсказуемыми, но интрига в любом случае останется.

Себастьян Феттель: Что касается темпа, Дженсон уже говорил, с какими трудностями он столкнулся на первом отрезке, и как быстро проехал заключительный. Разные составы требуют разного подхода, что, в свою очередь, влияет на скорость.

Если говорить о зрелищности, мне трудно делать какие-то выводы, поскольку я был занят собственной гонкой и старался следить за состоянием шин, но полагаю, впереди нас ждет еще немало захватывающих сражений. Нужно многому научиться, к чему-то адаптироваться – по крайней мере, к нескольким пит-стопам.

Гонки изменились, и если вы попробуете сравнить результаты на круге, то сами убедитесь, что сейчас мы едем намного медленнее, чем год назад. В квалификации разница не столь заметна, но на длинной дистанции она очевидна. Как обычно – в чём-то мы потеряли, а в чем-то приобрели…

Ник Хайдфельд: Пожалуй, со стороны действительно намного труднее разобраться в ситуации, но гонки, определенно, стали интереснее, ведь количество обгонов возросло. Что касается Феттеля и Red Bull как фаворитов сезона – думаю, ответ очевиден. Они были быстрейшими в двух первых гонках, McLaren также сработали очень неплохо, особенно если сравнить их нынешние результаты с зимними тестами… а ещё мне, как гонщику Lotus Renault, немного льстят подобные вопросы. К сожалению, сейчас мы уступаем лидерам, однако нам уже удалось добиться заметного прогресса, мы дважды финишировали на подиуме и надеемся продолжить эту тенденцию.

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Себастьян, в прошлом году в первых двух гонках вас подвела техника, а сейчас у вас на счету уже две победы. Как изменился ваш подход?
Себастьян Феттель: Никак. Победы в Австралии и Малайзии, конечно, приятны, но это лишь две гонки из девятнадцати. Я не умею считать так быстро, как Дженсон, но и не стану из-за этого беспокоиться. Если он хороший математик, зачем тогда стал гонщиком?

На самом деле, до конца сезона ещё далеко. Пожалуй, мне не стоит рассказывать вам о собственном опыте – спросите Дженсона о событиях двухлетней давности, и он объяснит, насколько важно уверенно начать чемпионат. Спросите Михаэля – полагаю, ему тоже удавалось нечто подобное. Каждое заработанное очко имеет значение – в последние пару лет между чемпионом и вице-чемпионом была не такая уж большая разница, нужно использовать любой шанс. Пожалуй, мы можем гордиться своим выступлением в Мельбурне и Сепанге. Мы много работали и построили по-настоящему быструю машину, однако на этом факты заканчиваются.

Завтра придется думать о следующей гонке. Да, наши сотрудники радуются успеху, но они уже собирают оборудование и начинают подготовку к очередному Гран При. Ситуация может измениться в любой момент, сегодня мы убедились, что за 10 дней команды способны заметно прибавить в темпе – здесь борьба была намного острее, чем в Австралии. Тогда некоторые заговорили о подавляющем преимуществе, я старался не придавать этому значения, а когда приехал сюда, увидел совершенно иной расклад сил.

Позади всего две гонки, не стоит заранее делать выводы. Вспомните прошлый год, Фернандо Алонсо. Многие вычеркнули его из числа претендентов, потом он набрал темп, затем его снова списали со счетов, но он опять вернулся и боролся за титул вплоть до финальной гонки. Уверен, нечто подобное мы увидим и в этом году. Главное – собрать все воедино и выступать как можно стабильнее.

Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Дженсон, Себастьян говорил о нынешнем сезоне. Насколько важно для вас вступить в битву за титул?
Дженсон Баттон: Разумеется, для меня это крайне важно. Первая гонка сложилась не совсем удачно: я совершил ошибку, получил штраф и был вынужден прорываться наверх. Впрочем, скорость машины вселяла оптимизм, в Малайзию я приехал с надеждой на хороший результат и в гонке атаковал до последнего круга. Да, я понимал, что преимущество Себастьяна велико, но должен был попытаться.

Приятно заработать восемнадцать очков, но гораздо больше уверенности добавляет не второе место, а ощущение, что машина едет действительно неплохо. Конечно, нам необходимо прибавить, но уже сейчас MP4-26 ведет себя очень здорово, а это главное. До следующей гонки осталось всего несколько дней, но мы сделаем всё возможное, чтобы произвести небольшие доработки и уже в Китае выступить намного лучше.

Читайте ещё