Гран При Малайзии: Пресс-конференция в пятницу

Гран При Малайзии. Пресс-конференция в пятницу

Участники: Колин Коллес (HRT), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Росс Браун (Mercedes GP), Мониша Кальтенборн (Sauber), Пол Хембри (Pirelli)

Вопрос: Вопрос ко всем – как прошел сегодняшний день? Колин, начнем с вас?
Колин Коллес: Эта пятница оказалась лучше той, что была две недели назад.

Вопрос: И Нараину Картикеяну, и Витантонио Лиуцци пришлось остановить машину на трассе. Почему?
Колин Коллес: Пара пустяковых технических проблем – будь иначе, мы не смогли бы продолжить тренировку. Слегка сбоила электрика, а облако дыма было вызвано выбросом масла из мотора Cosworth.

Вопрос: То есть, в целом команде удалось добиться прогресса?
Колин Коллес: Думаю, да. Для нас это был, по сути, первый полноценный тестовый день.

Вопрос: Вы говорили, что основная задача – проехать достаточное количество километров…
Колин Коллес: Уверен, мы добились прогресса, а завтра сделаем ещё один шаг вперед. Всё не так уж и плохо, у нас не возникло никаких серьёзных проблем – осталось лишь подобрать нужные настройки.

Вопрос: Росс, как прошел ваш день?
Росс Браун: Гораздо лучше, чем в Мельбурне – мы добились большего от машины. Есть пара неполадок, но за ночь мы должны с ними справиться, а в остальном MGP W02 выглядит вполне достойно. Впрочем, нужно добиться лучшего баланса при большом количестве топлива – здесь шины испытывают нагрузки, сопоставимые с трассой в Барселоне, и с полными баками у нас возникли определенные трудности. Постараемся найти оптимальные настройки.

Вопрос: Как вы оцениваете степень износа шин, особенно мягких?
Росс Браун: При неоптимальном балансе она очень высока, но с удачными настройками износ можно контролировать.

Вопрос: Эрик, как сложился день для вашей команды? Полагаю, весьма драматично?
Эрик Булье: Да, утром на наших машинах возникли проблемы с подвеской. Поначалу мы полагали, что причина в неисправности тормозов – на диагностику ушло немало времени, ведь дело касалось безопасности гонщиков. Мы выяснили, что сломались детали из одной партии, провели замену и решили снова выпустить машины на трассу – в дальнейшем обошлось без неприятностей.

Вопрос: То есть, сейчас вы используете иные элементы подвески?
Эрик Булье: Нет, они идентичны по конструкции, но слегка отличаются по материалу. Похоже, проблема заключалась именно в материалах – детали были абсолютно одинаковыми, разве что из новой партии.

Вопрос: Вы не стали бы выпускать на трассу потенциально опасную машину, но сейчас вы полностью уверены в её надежности?
Эрик Булье: Да.

Вопрос: Пол, как прошел день с точки зрения Pirelli?
Пол Хембри: Как нам кажется, рано делать выводы, но вы верно заметили – здесь износ намного выше, равно как разница в скорости между составами Soft и Hard – она составляет почти секунду, и команды наверняка учтут это при выборе стратегии. Мы рассматриваем вариант с тремя пит-стопами, однако, скажем, в Мельбурне использовалась тактика с одной остановкой, чего раньше не предполагалось. Впрочем, судя по тому, что мы видели сегодня, три смены шин – наиболее вероятный сценарий.

Вопрос: Вы упомянули степень износа – как она отличается для Soft и Hard?
Пол Хембри: Состав Soft гранулируется достаточно сильно – гонщики проезжали быстрый круг, а потом сбрасывали скорость, пытаясь вернуть шины на приемлемый уровень эффективности. Судя по графику сессии, резина выдерживала восемь или девять кругов.

Вопрос: На каком круге можно ожидать первый пит-стоп? Сегодня некоторые команды проезжали круги лишь за 1 минуту 43 секунды…
Пол Хембри: Полагаю, вам лучше спросить остальных – именно они будут думать над тактикой сегодня ночью и завтра, в субботу.

Вопрос: Мониша, для Sauber сезон, по сути, начинается заново?
Мониша Кальтенборн: Надеюсь, нет.

Вопрос: После того, что произошло в Австралии?
Мониша Кальтенборн: Австралийский уик-энд закончился для нас серьёзным разочарованием, хотя с точки зрения скорости мы выглядели очень убедительно, а гонщики сработали по-настоящему здорово и заслуживали очки – особенно Серхио Перес, сумевший провести гонку с единственным пит-стопом. После такого выступления дисквалификация переживается особенно нелегко. Впрочем, мы сосредоточились на работе и устранили ту, в принципе, несущественную проблему с радиусом антикрыла, которая стоила нам потери десяти очков. После этого мы перепроверили все процедуры внутреннего контроля, чтобы избежать повторения подобных неприятностей.

Вопрос: Как прошел сегодняшний день?
Мониша Кальтенборн: Неплохо, мы практически выполнили намеченную программу. Да, у нас тоже возникли небольшие проблемы с поиском баланса и оценкой поведения шин, так что впереди еще много работы.

Вопрос: Кристиан?
Кристиан Хорнер: Хороший день. Мы отработали программу, оба гонщика смогли оценить составы Hard и Soft, проверить некоторые новинки. Сессия получилась продуктивной, нам удалось проехать немало километров, проверить работу резины, которая в этом сезоне во многом определяет стратегию на гонку. Интересно узнать, как шины покажут себя на дистанции, но не стоит забывать и о погоде – уверен, нас ждет потрясающий уик-энд!

Вопрос: Утром ваше преимущество над соперниками было подавляющим...
Кристиан Хорнер: Да, но не стоит торопиться с выводами – команды работали по разным программам, и даже между нашими гонщиками была заметная разница в результатах. Судя по итогам вечерней сессии, машины McLaren вполне конкурентоспособны, да и Mercedes уступает совсем немного. Не думаю, что Ferrari сработали в полную силу, так что описать расклад сил вряд ли получится. Впрочем, для Red Bull Racing день прошел весьма продуктивно.

Вопрос: Колин, зимой HRT пришлось по-настоящему нелегко. Каких усилий потребовало сохранение команды в чемпионате мира?
Колин Коллес: Скажем, так – некоторые усилия пришлось предпринять.

Вопрос: Насколько существенные? Хотя бы намекните…
Колин Коллес: Я стараюсь не придавать подобным вещам большого внимания. Команда участвует в чемпионате, мы активно работали этой зимой, но все равно должны как можно быстрее прибавить в скорости. Если я буду стоять в углу и всхлипывать, это не поможет делу. Проблемы в прошлом, нужно двигаться дальше.

Вопрос: Не знаю, правда ли это, но, по имеющейся информации, ваша машина пару раз провалила обязательный краш-тест. Насколько это замедлило работу?
Колин Коллес: Не думаю, что мы были единственными, кто не сразу прошел краш-тест, но из-за крайне напряженного графика в Австралии у нас все-таки возникли проблемы. Мы не уложились в обязательные рамки, в течение одной миллисекунды нагрузка на переднее антикрыло превысила 20G, из-за чего мы не могли использовать ни его, ни носовой обтекатель…

Вопрос: В среду тест был пройден?
Колин Коллес: Верно.

Вопрос: То есть, ситуация опять была на грани?
Колин Коллес: Да, ведь при проверке необходимо присутствие наблюдателя FIA – требовалось назначить время, собрать людей в условленном месте. Впрочем, мы не сомневались в положительном результате и спланировали работу так, словно тест давно пройден. В итоге всё закончилось благополучно, теперь команда может использовать новый носовой обтекатель.

Вопрос: Росс, насколько неприятным был для вас результат в Австралии? Вы начнёте новый сезон здесь, в Малайзии?
Росс Браун: Думаю, да. Австралийский результат огорчил команду, однако причину следует искать в нас самих. В Мельбурне у Mercedes GP было слишком много проблем: как правило, приходится иметь дело с парой-тройкой неполадок, но мы столкнулись с чередой неприятностей и никак не могли заставить машину ехать стабильно. В гонке тоже не обошлось без отказов, так что уик-энд закончился неудачно. Жаль, что MGP W02 ещё далека от желаемой формы, но сейчас она выглядит намного лучше, чем в Австралии, и я надеюсь, что предстоящий уик-энд подтвердит наш прогресс.

Вопрос: Если говорить о результатах сегодняшней сессии, нас ждет очередное противостояние Red Bull и McLaren, или же Mercedes сможет вмешаться в их спор?
Росс Браун: Пожалуй, нам нужно проделать немалый объем работы, чтобы навязать реальную борьбу Red Bull Racing. Нужно разобраться во многих нюансах, однако стабильность машины сегодня говорила о том, что мы на правильном пути. Конечно, жаркая погода и высокие нагрузки на резину заставляют думать над проблемами, совершенно не похожими на те, с которыми мы сталкивались во время тестов в Барселоне. Мы должны непременно добиться прогресса, и пока все складывается чуть лучше, чем две недели назад в Мельбурне.

Вопрос: Эрик, насколько изменилась машина после австралийской гонки? Почему в Мельбурне мы не наблюдали проблем вроде тех, что произошли сегодня утром?
Эрик Булье: Как я уже говорил, мы полагаем, что причиной поломки стало недостаточное качество материалов. Речь идёт о новой детали из конкретной партии – к сожалению, неприятности иногда случаются. После гонки в Австралии мы подготовили несколько модификаций, и время, проведенное в боксах, вряд ли поможет оценить их эффективность. Соглашусь с Россом, сейчас крайне важно проверить скорость износа шин, так что завтра утром у нас будет немало работы…

Вопрос: Какова атмосфера в команде после подиума в Австралии?
Эрик Булье: Он принёс облегчение. Подиум стал достойной наградой после непростого межсезонья, кроме того, приятно видеть, что Виталий Петров провел весь уик-энд на стабильно высоком уровне.

Вопрос: Пол, в Сепанг вы привезли резину повышенной жесткости – следующее поколение шин Hard. Как она показала себя сегодня?
Пол Хембри: Утром мы проехали с ней совсем небольшую дистанцию. Судя по отзывам, новая резина чуть медленнее, лучше прогревается и меньше изнашивается, это – шаг вперед в плане износостойкости. Мы пытаемся выйти на определенный уровень и стараемся не допускать излишнего максимализма, но если будем чрезмерно консервативными, рискуем откатиться назад.

Сегодняшние проверки – часть общего процесса и реальная возможность оценить характеристики новой разработки в условиях ограничений на тесты. Неделю назад мы провели тесты в Стамбуле с шасси Toyota, но шел дождь, и сессия оказалась не настолько продуктивной, как предполагалось. Здесь мы можем поработать с командами в реальных условиях и получить достоверную информацию.

Вопрос: Вы планируете снова привезти эти шины на какой-нибудь из этапов?
Пол Хембри: Всё зависит от гонки – посмотрим, как она сложится. Вдобавок нужно оценить изменение состояния трассы – сложно делать выводы, когда работаешь в одиночку, нужно видеть в деле все 24 машины. Гонки поддержки тоже внесут заметный вклад, как уже было в Мельбурне – там улучшение состояния трассы стало одной из причин смены тактики, и здесь мы можем увидеть нечто подобное. Впрочем, решение о стратегии будет принято в ночь с субботы на воскресенье…

Вопрос: Гонку в Мельбурне многие записали в актив Pirelli. Какой результат можно считать успешным в Сепанге?
Пол Хембри: Полагаю, не мне отвечать на этот вопрос. У нас впереди долгий дебютный сезон, и с точки зрения производителя шин предстоящая гонка представляет особый интерес. Малазийский асфальт во многом похож на тот, что используется в американских гонках – его трудно отличить от классического бетонного покрытия, здесь тоже не хватает сцепления. После Мельбурна все ждут высоких скоростей, жарких температур и большей абразивности, но на деле машины едва держат трассу. Если бы в чемпионате присутствовало несколько производителей, не сомневаюсь – каждый бы подготовил для Малайзии специальные шины.

Вопрос: Мониша, вернемся к вопросу о заднем антикрыле. Какие меры вам пришлось предпринять? Вы просто изготовили новые задние антикрылья?
Мониша Кальтенборн: Именно. Во время проверки мы всего на несколько миллиметров отклонились от требований регламента, поэтому команда сделала всё, чтобы на этот раз радиус антикрыла соответствовал обозначенным 100 миллиметрам. Объем работы был незначительным – гораздо важнее было удостовериться в том, что инцидент больше не повторится, ведь эта досадная оплошность стоила нам десяти очков.

Команда провела ревизию процедуры подготовки антикрыльев и внесла коррективы – теперь у нас проверенный и отлаженный процесс, который, в принципе, и раньше работал безупречно, но от «человеческого фактора» никто не застрахован, и нам следовало заранее всё предусмотреть.

Вопрос: Расскажите о выступлении Серхио в Мельбурне. Многие смотрели на него и думали: «Почему мы сами не выбрали тактику с одним пит-стопом?» Это был его день?
Мониша Кальтенборн: Честно говоря, мы сами были удивлены выступлением Серхио. Впрочем, пока рано судить о его пилотаже – в конце концов, позади всего одна гонка, нужно проехать весь сезон. Ему удавалось контролировать износ шин, однако пока рано делать какие-то выводы.

Вопрос: Кристиан, не могли бы вы пояснить, почему передняя часть вашей машины расположена чуть ниже, чем у соперников?
Кристиан Хорнер: О нашем антикрыле было сказано столько, что мне, возможно, не стоит продолжать эту тему в рамках сегодняшней конференции. В конечном итоге, наша машина полностью соответствует правилам, чему мы очень рады. Да, мы используем особенный подход к настройке, обеспечивая при этом небольшой наклон шасси – задняя часть оказывается чуть выше, а передняя – немного ниже, что иногда можно заметить невооруженным глазом. Тем не менее, машина соответствует регламенту, и FIA это подтвердила.

Вопрос: Какова атмосфера в команде после гонки в Мельбурне?
Кристиан Хорнер: Потрясающая! Зимой нам пришлось много работать, поскольку прошлогодняя битва за титул, продолжавшаяся до последней гонки, потребовала немалых сил и внимания. Одновременно нужно было разрабатывать новую машину с учетом новых правил, возвращения KERS, появления системы регулировки заднего антикрыла и смены поставщика шин – все это создавало дополнительный прессинг. Тем не менее, команда сработала безупречно и успела подготовить RB7 к началу зимних тестов, потратив на это даже меньше времени, чем на создание любой из предыдущих наших машин.

Потом мы провели едва ли не лучшие предсезонные тесты за все годы выступлений, и мы, по понятным причинам, были крайне огорчены сообщением об отмене Гран При Бахрейна: тогда нам казалось, что команда на 100% готова к старту сезона.

В Мельбурне нам поначалу было трудно оценить свою скорость относительно скорости соперников, но в результате Себастьян доминировал по ходу уик-энда. Опять же, сейчас судьба гонки во многом зависит от стратегии, и здесь крайне важен правильный выбор – пожалуй, поэтому успех в Австралии, где до этого нашим лучшим результатом считалось четвертое место, был воспринят с такой радостью.

Единственное, чего нам не хватало – это второго гонщика Red Bull Racing на подиуме, но победы в финальной гонке предыдущего сезона и дебютном Гран При нынешнего в любом случае можно считать отличным достижением.

Вопросы с мест

Вопрос: (Джо Савар – GP Plus) С 2013 года вступает в силу новый регламент на двигатели. Вы постоянно обсуждаете какие-то тонкости и детали – не могли бы пояснить, на какой стадии находится этот процесс?
Росс Браун: Мы пытаемся определить конструкцию мотора для сезона 2013 года. Есть некий набор правил, в соответствии с которыми мы предлагаем свои варианты. Как обычно, есть место для дискуссии, но FIA уже определилась с основными формулировками и ограничениями, и если ничего не изменится, именно с такими моторами мы будем гоняться в 2013-м.

Колин Коллес: Что ж, поживем – увидим.

Эрик Булье: Да, мы разрабатываем мотор, который будет полностью соответствовать регламенту 2013 года.

Колин Коллес: А мы не относимся к производителям двигателей.

Кристиан Хорнер: В Renault уже работают над новым мотором – они сами это только что сказали.

Мониша Кальтенборн: Мы знаем, что Ferrari уже готовит принципиально новый двигатель. Впрочем, не важно, кто будет нашим поставщиком – главное, чтобы мотор был доступен для независимых команд и сочетал в себе инновационные идеи.

Вопрос: (Джо Савар – GP Plus) Мониша, вы говорили о потере десяти очков. Насколько они были ценны?
Мониша Кальтенборн: Я отвечу вам в конце сезона.

Вопрос: (Джо Савар – GP Plus) Речь идет и о достаточно большой сумме денег, не так ли?
Мониша Кальтенборн: Возможно, но мы не сомневаемся в том, что сможем компенсировать потери.

Вопрос: (Джо Савар – GP Plus) Росс и Колин, не могли бы вы рассказать о сделке между вашими командами, касающейся использования аэродинамической трубы?
Колин Коллес: Это вопрос к Mercedes.

Росс Браун: Как вы знаете, у нас две аэродинамические трубы, но из-за ограничений со стороны FIA для нашей формульной программы мы можем использовать только одну, а вторую имеем право сдавать в аренду нашим клиентам, среди которых – команда Колина.

Все просто – у нас есть свободная аэродинамическая труба в Брэкли, и мы предоставляем её всем, кто готов за это платить. Честно говоря, я не знал, что с ней работает и HRT, пока наш коммерческий директор не сообщил мне об этом. Что ж, если это принесло им пользу – отлично, мы предоставляем трубу всем на стандартных финансовых условиях.

Вопрос: (Джо Савар – GP Plus) Кристиан, вы говорили о KERS. В Австралии на RB7 не было системы рекуперации, вы планируете использовать её в Сепанге?
Кристиан Хорнер: В Мельбурне мы использовали KERS во время пятничных свободных заездов и пришли к выводу, что есть определенный риск отказа системы. Кроме того, в Австралии эффект от ее применения намного ниже, чем на других автодромах, поэтому мы решили не испытывать судьбу и демонтировали KERS с обеих RB7 с расчетом вернуть ее обратно в Сепанге, что и произошло сегодня. Система сработала достаточно неплохо, а решение о её дальнейшем использовании будет принято сегодня вечером.

Вопрос: Не могли бы вы пояснить, речь идет о KERS, разработанной Red Bull Racing, или о варианте, предложенном компанией Renault?
Кристиан Хорнер: Наш вариант во многом схож с системой Renault, ведь речь идет о совместной разработке. Конечно, размещение и установка KERS специфичны для каждой команды, но в техническом плане наши системы очень похожи.

Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Вопрос к руководителям команд: кажется нелогичным, что по пятницам и субботам гонщики могут использовать систему регулировки заднего антикрыла (DRS) неоднократно и в любом месте трассы, а в воскресенье – лишь один раз по ходу круга. Не стоит ли изменить правила? Если да, то как скоро, и что для этого можно сделать?
Кристиан Хорнер: Думаю, нам нужно больше времени, чтобы разобраться в ситуации. В Мельбурне эффект от использования DRS был не настолько заметным, хотя система позволила некоторым гонщикам выйти на дистанцию атаки – правда, завершить маневр помешали относительно короткие прямые. Учитывая протяженность прямых в Сепанге, здесь мы сможем лучше оценить влияние новинки – кроме того, FIA готова обсуждать с командами вопрос о том, в каких местах трассы ее можно задействовать. Нужно подождать еще немного, прежде чем делать окончательные выводы.

На самом деле, вопрос интересный. Пожалуй, было бы проще разрешить гонщикам в любой момент активировать DRS, однако процесс освоения этой системы должен быть постепенным.

Эрик Булье: По-моему, вполне логично использовать систему в любом месте трассы по усмотрению гонщика – по крайней мере, во время свободных заездов и квалификации. Это необходимо и с точки зрения проверки надежности, и с позиции адаптации гонщиков к большей максимальной скорости.

Росс Браун: DRS, определенно, нужно использовать во время свободных заездов, чтобы правильно настроить машину, подобрать соотношение передаточных чисел коробки и предоставить гонщикам возможность адаптироваться. Что касается квалификации – вопрос остается открытым.

В гонке система призвана увеличить количество обгонов, поэтому на определенных участках трассы она должна быть доступна преследующей машине, но никак не машине, которую пытаются атаковать – поэтому она и активируется при помощи сигнала со стороны. Полагаю, здесь, в Малайзии, мы увидим подлинный эффект DRS. Отменить эту новинку или, наоборот, разрешить её повсеместное использование довольно легко, но для начала нужно оценить все преимущества и понять, повышает ли она зрелищность Гран При.

Вопрос: (Жюльен Фебро – L'Equipe) Вопрос ко всем, кроме господина Хорнера и господина Хембри. Ваше мнение о переднем антикрыле Red Bull? Планируете ли вы разработку аналогичной системы?
Мониша Кальтенборн: У нас есть другая проблема, касающаяся антикрыльев, и мы пытаемся думать о ней, а не о концепции, предложенной Red Bull Racing. Их машина прошла необходимые проверки, и если FIA признала ее соответствующей правилам – значит, все в порядке. Разумеется, мы постараемся присмотреться к их идеям, но сейчас нам нужно сосредоточить максимум усилий на собственной машине.

Колин Коллес: У меня есть много других забот помимо антикрыла Red Bull Racing. Полагаю, Росс скажет больше…

Росс Браун: Есть правило, которое гласит, что корпус машины должен быть жестким. При этом мы все понимаем, что это невозможно, поскольку все части двигаются. Вопрос в том, насколько они гибкие, поэтому FIA проводит серию тестов, чтобы замерить, на сколько градусов смещаются элементы корпуса. И если ваша машина проходит тесты, значит, она полностью легальна.

Требования тестов могут меняться, и зимой они действительно изменились, поскольку FIA пытается улучшить эту процедуру. Очевидно, Red Bull прошла тесты, и мне нечего к этому добавить.

Эта команда придерживается собственной концепции в разработке машины, и всем остальным следует решить, не является ли это одной из причин, объясняющей скорость RB7. Если это так, значит, то вы должны подумать, а не пойти ли по этому пути? Или убедиться, что причина стабильных успехов этой команды все-таки в другом.

От концепции зависит очень многое. Похоже, зимой многие команды решили, что с ужесточением методики тестирования ситуация в чемпионате немного изменится, однако на деле все осталось по-прежнему, и мы снова должны строить предельно быстрые машины, которые при всем при том соответствуют требованиям FIA.

Эрик Булье: Я не стану повторять слова Росса, однако полностью с ними согласен. Есть конкретные правила, есть определенный набор тестов на гибкость элементов, и если машина Red Bull проходит их успешно, комментарии излишни. Возвращаясь к вопросу – да, все дело в концепции. Они используют свой подход к настройке шасси, которое в их случае сильнее наклонено вперед. Но мы пошли другим путем, у нас иная концепция, так что сейчас мы за ними наблюдаем, – вы всегда изучаете самые быстрые машины, особенно, если они стабильно быстры. Но мы пока не решили, идти по этому пути, или нет.

Вопрос: (Джо Савар – GP Plus) Пол, вам уже приходилось иметь дело с неприятными сюрпризами, или пока все идет по плану?
Пол Хембри: Нет, никаких неприятных неожиданностей. Сюрпризы – да, случались, но пока только приятные. Как я уже говорил, работать на трассе сразу с 24 машинами – совсем не то, что работать с одной. Нехватка тестов значительно осложнила наше возвращение в Формулу 1, но мы готовы продолжать работу и набираться опыта. Полагаю, первый сезон целиком уйдет на адаптацию к различным автодромам, зато по его окончании у нас будет достаточно информации для дальнейшего прогресса.

Вопрос: (Джо Савар – GP Plus) Команды зачастую отрабатывают условия конкретной трассы на симуляторе, а как выстроена подобная работа в Pirelli?
Пол Хембри: В условиях запрета на тесты нам, конечно, хотелось бы иметь собственный симулятор, способный смоделировать параметры конкретной машины и взаимодействие шин с асфальтом, ну а сейчас мы просто предоставляем командам сведения, позволяющие им проводить собственные проверки.

К примеру, в работе над дорожными шинами мы либо используем принцип моделирования, что позволяет создавать и модифицировать продукцию без проведения специальных тестов, либо организуем различные проверки, способствующие принятию решения без заездов на трассе. Тем не менее, эффективность работы резины во многом зависят от характеристик покрытия и погодных условий, так что нам по-прежнему приходится иметь дело с множеством факторов.

Читайте ещё