Гран При Кореи: Пресс-конференция в четверг

Пресс-конференция в четверг

Участники: Серхио Перес (Sauber), Пастор Мальдонадо (Williams), Хайме Альгерсуари (Toro Rosso), Себастьян Феттель (Red Bull Racing), Фернандо Алонсо (Ferrari), Льюис Хэмилтон (McLaren)

Вопрос: Серхио, в Японии вы неплохо провели гонку, финишировав восьмым. В этот уик-энд можно ждать повторения?
Серхио Перес: Да, отличная гонка, особенно если учесть, что я стартовал семнадцатым. В квалификации подвела гидравлика, мы уже считали, что гонка потеряна, но в воскресенье машина продемонстрировала хорошую скорость, мы выбрали верную стратегию и заработали несколько очков – надеюсь, так будет и дальше.

Вопрос: Наверное, желая сохранить место в команде на следующий год, вы уже отправили Петеру Зауберу поздравительную открытку? Сегодня у него день рождения…

Серхио Перес: Конечно, мы все поздравили его с днем рождения. Сейчас в команде фантастическая атмосфера, мы с нетерпением ждем четырёх финальных гонок.

Вопрос: Для вас это незнакомая трасса, но вы, наверняка, отрабатывали её на симуляторе. Теперь вы увидели автодром вживую – каковы впечатления?

Серхио Перес: Утром я прогулялся по трассе, траектория сейчас довольно грязная, но конфигурация выглядит весьма интересно. Я уже изучал её на симуляторе и надеюсь сработать здесь на все 100%, но автодром действительно непростой.

Вопрос: Хайме, год назад вы стартовали пятнадцатым, а финишировали 11-м. На этот раз планируете выступить так же, или ещё лучше?
Хайме Альгерсуари: Надеюсь, лучше. В прошлом году у нас возникла заминка на пит-стопе, без которой мы вполне могли финишировать в первой семерке, хотя та дождевая гонка была очень сложной. В этот раз я рассчитываю на достаточно высокий результат, особенно если учесть, что мы не так уж много уступаем Sauber. Нам вполне по силам заработать очки во всех оставшихся гонках, что стало бы настоящим успехом.

Вопрос: В этот уик-энд вы пропустите первую часть пятничных свободных заездов. Как это скажется на подготовке к гонке?
Хайме Альгерсуари: Судя по имеющейся информации – никак, поскольку на завтра прогноз обещает дождь, а в субботу и воскресенье ожидается сухая погода. Кроме того, я уже знаю трассу, так что пропуск сессии меня не особенно беспокоит.

Вопрос: Ещё один вопрос о вашем музыкальном альбоме – сколько времени ушло на его подготовку? Судя по всему, он пользуется успехом…
Хайме Альгерсуари: Да, первый тираж оказался успешным – альбом занял первое место в испанском чарте iTunes и вошел в первую пятерку в Великобритании, есть стимул поработать в студии и выпустить еще несколько записей зимой следующего года. Это тоже часть моей жизни – да, я не могу заниматься музыкой во время Гран При, однако стараюсь уделять ей внимание дома. В Барселоне у меня своя студия, и я провожу там немало свободного времени.

Вопрос: То есть, неплохой вариант альтернативной карьеры?

Хайме Альгерсуари: Именно!

Вопрос: Пастор, вы впервые приехали в Корею. Уже опробовали трассу на симуляторе? Каковы первые впечатления от конфигурации?

Пастор Мальдонадо: Нет, я не изучал трассу даже на симуляторе и завтра впервые ознакомлюсь с конфигурацией. Она кажется интересной и, вместе с тем, непростой – думаю, второй сектор здесь особенно техничный. Надеюсь, мне удастся улучшить свои недавние результаты и выступить лучше: пусть я впервые оказался в Корее, после первой тренировки мы уже должны поехать достаточно быстро.

Вопрос: У Williams новый технический штаб. Что вы об этом думаете?

Пастор Мальдонадо: Команда меняется, но мы этому рады, поскольку сосредоточены на прогрессе и стараемся модифицировать даже нынешнюю машину. Надеюсь, в оставшихся гонках мы сработаем успешно. Изменения действительно необходимые, сотрудники чувствуют себя вполне комфортно – есть основания с оптимизмом ждать концовку сезона!

Вопрос: Ваше мнение о дебютном сезоне?
Пастор Мальдонадо: Было очень трудно, особенно в самом начале. Из-за технических проблем я мало времени проводил на трассе, однако постепенно удалось набрать скорость, и сейчас я чувствую себя намного увереннее. Мне приятно находиться в команде и работать со всеми этими людьми. Как я уже говорил, у нас действительно сплоченный коллектив – мы словно одна большая семья! Надеюсь, с ними мне удастся добиться прогресса и заработать несколько очков в оставшихся гонках.

Вопрос: Фернандо, судьба титула решена, каковы ваши цели в оставшихся четырех гонках? Год назад в Корее вы финишировали первым…
Фернандо Алонсо: Мы постараемся одержать, по меньшей мере, ещё одну победу. Мы знаем, что Red Bull Racing остается фаворитом, а команда McLaren очень сильна в этой фазе сезона, но мы хотим получить удовольствие от гонок. Позиция в личном зачете имеет меньшее значение, поскольку неважно, закончите ли вы сезон на втором или третьем месте, если не выиграли титул. Нам важна позиция в Кубке конструкторов: мы много уступаем McLaren, но постараемся сделать всё возможное, чтобы побороться с ними за второе место, даже если это окажется сложно.

Я надеюсь получить от гонки такое же удовольствие, что и в Сузуке, где мы использовали агрессивный подход и гибкую стратегию. Мы постараемся выложиться по максимуму, и если получится, вполне можем претендовать на подиум, ну а если представится шанс финишировать первым – я сделаю всё, чтобы его не упустить.

Вопрос: В Сузуке вы боролись в лидирующей группе, однако в Сингапуре машине явно не хватало скорости. Чем объясняются эти подъёмы и спады?
Фернандо Алонсо: В этом сезоне подъёмы и спады были у всех, никто не знает, почему так происходит. Кажется, мы представляем, какие проблемы возникли в Сингапуре, и понимаем, почему в Сузуке добились прогресса, но, конечно, сейчас я не буду раскрывать все карты. В Сузуке все считали Red Bull Racing фаворитами, однако они финишировали только третьими – в этом году понять Формулу 1 стало ещё сложнее.

Вопрос: Вы привезли какие-то новинки? Возможно, новое антикрыло с прицелом на следующий сезон?
Фернандо Алонсо: Есть кое-что, но не буду рассказывать – это было бы слишком просто.

Вопрос: Себастьян, думаю, минувшие пять дней оказались для вас весьма насыщенными – расскажите об этом…

Себастьян Феттель: Да, сразу после гонки у меня было много дел, но как только я оказался в баре вместе со своей командой, мы по-настоящему отпраздновали мой титул. Мы пели караоке, что является своеобразной традицией в Японии, после пары стаканчиков все были полны позитива, а подлинным сюрпризом стало появление Михаэля Шумахера, который решил присоединиться к нашему торжеству.

Кажется, из-за него я слегка переборщил с коктейлями, но ничего страшного – вечер удался! Затем мы отправились в Токио, где я принял участие в мероприятии, организованном нашим спонсором Infinity, встретился с болельщиками – мы выглядели немного усталыми, но день все равно прошел неплохо. Во вторник мне удалось побыть наедине с собой, подумать о том, что произошло совсем недавно, я чуть-чуть отдохнул и направился сюда, в Корею.

Вопрос: Второй чемпионский титул… Он воспринимается так же, как первый, или на осознание потребовалось больше времени?

Себастьян Феттель: Разница существенная. В прошлом году мы взяли титул в последний момент, поскольку не переставали верить в успех и добились его в самом конце сезона. Тогда я ни разу не лидировал в чемпионате, теперь дела обстояли совершенно иначе: мы возглавляли личный зачет с первой гонки. Впрочем, даже если в предыдущих двух гонках титул казался практически решенным делом, мы все равно выкладывались по максимуму и старались сосредоточиться на конкретном уик-энде. Когда в Сузуке я пересек финишную черту, у меня все-таки мелькнула мысль, что мы могли сработать чуть лучше, но все-таки уступили Дженсону и Фернандо. Да, мне хотелось победить, но ничего страшного – в этот уик-энд будет ещё одна попытка. Судьба титула решена, однако это не меняет наш подход.

Вопрос: Льюис, возможно, вы не в курсе, но в этот уик-энд McLaren в 700-й раз выйдет на старт Гран При. Будучи чемпионом мира, вы внесли свой вклад в это уникальное достижение – что вы чувствуете?

Льюис Хэмилтон: Я всегда мечтал гоняться за McLaren. Быть частью этой команды и представлять её в 700-й гонке – особая честь. Меня окружают потрясающие люди – похоже, в этом плане мне действительно повезло.

Вопрос: Джонатан Нил сказал, что команда аплодировала вам стоя. Он не уточнил, когда именно это произошло, но насколько важно чувствовать такую поддержку, когда вы пытаетесь переключиться после относительно неудачного сезона?

Льюис Хэмилтон: Я ничего об этом не слышал, и мне, честно признаться, давно не аплодировали стоя. В любом случае, я с McLaren с тринадцати лет и, несмотря на очень непростой сезон и многочисленные проблемы, по-прежнему привязан к команде, равно как она привязана ко мне. Они все так же поддерживают меня, и здорово, если в непростые времена мне и Дженсону удается поднять её боевой дух – и наоборот.

Вопрос: Вас наверняка воодушевила победа в прошлой гонке?
Льюис Хэмилтон: Воодушевила – не то слово. Точнее сказать, я был очень горд, поскольку мы давно старались опередить Red Bull Racing и смогли сделать это в тот момент, когда Себастьян взял титул. Это весомое достижение, мы отметили его в привычной манере – думаю, недавний успех в очередной раз подчеркнул все сильные стороны нашей команды.

Вопросы с мест

Вопрос: (Джусто Ферронато – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, Стефано Доменикали сказал, что вы были бы не против присутствия Себастьяна Феттеля в Ferrari. Это правда? Полагаете, команда справится с двумя чемпионами мира?
Фернандо Алонсо: Я очень доволен своим напарником, мы отлично сработались и помогаем друг другу в поиске настроек. За последние два года я многое узнал от Фелипе. У меня долгосрочный контракт, и я не знаю, кто окажется моим напарником за это время: останется ли им Фелипе или появится кто-то ещё, но кто бы это ни был, мы будем взаимодействовать, чтобы Ferrari могла побеждать.

Вопрос: (Марко Деглиносенти – La Gazzetta dello Sport) А что скажет Себастьян?

Себастьян Феттель: У меня тоже есть контракт, и я вполне доволен командой. Мы только что выиграли второй чемпионский титул, сейчас сосредоточены на борьбе за Кубок конструкторов и не думаем о том, что произойдет через пять или шесть лет. Я счастлив в Red Bull Racing, и если вы всмотритесь в лица наших сотрудников, вы увидите, что мы предельно сосредоточенно подходим к каждой гонке. Впрочем, как показал вечер прошлого воскресенья, мы умеем и отдыхать, так что всё здорово!

Вопрос: (Фулвио Солмс – Corriere dello Sport) Фернандо и Льюис, полагаете, в ближайшие годы Себастьяну и Red Bull Racing по силам завоевать еще несколько титулов?

Фернандо Алонсо: В Формуле 1 трудно строить прогнозы. В последние два года Red Bull Racing доминирует в чемпионате, они смогли лучше подготовиться и выступили успешнее конкурентов, так что нам остается лишь поздравить их с заслуженным успехом. В следующем году всё вновь начнётся с нуля, все команды постараются прибавить, и сейчас никто не возьмется сказать, чья машина окажется лучшей. Борьба наверняка будет очень плотной, а Red Bull, Ferrari, McLaren и Mercedes, скорее всего, снова окажутся в числе фаворитов, равно как Себастьян будет одним из основных претендентов на очередное чемпионское звание.

Льюис Хэмилтон: Согласен с Фернандо. Невозможно предсказать будущее, но в последние два года Red Bull Racing были весьма конкурентоспособны и в следующем сезоне наверняка будут достаточно сильны, однако команды снова начнут с нуля, и у каждой появится шанс стать лучшей. Все нацелены только на победу.

Вопрос: (Бьянка Лепперт – Auto, Motor und Sport) Себастьян, вам и вашей команде удалось разобраться в причинах столь серьезного износа шин в Сузуке? Похоже, у вас резина изнашивалась даже быстрее, чем у Ferrari или McLaren…
Себастьян Феттель: По-моему, у Льюиса она изнашивалась еще больше, разве не так? Обычно мы могли оставаться на трассе на один или два круга дольше соперников и при выборе времени проведения пит-стопов исходили из стратегии, а не из износа шин. В Сузуке ситуация изменилась – мы отправились в боксы раньше, чем хотели и планировали, поскольку резина изнашивалась быстрее, чем во время пятничных свободных заездов.

У нас есть несколько идей о том, что послужило причиной, надеюсь, в Корее мы поймём, что сделали верные выводы. В этот уик-энд у нас есть возможность лучше разобраться с поведением шин, ведь в Pirelli решили использовать весьма агрессивный подход к выбору составов, и сейчас никто не может сказать, сколько раз нам придётся останавливаться в боксах. Очевидно, пит-стопов будет больше двух, возможно даже пять – посмотрим. Многое решит завтрашний день – опять же, если пойдет дождь, с выводами придется подождать до воскресенья.

Вопрос: (Гэри Минаган – The National) Себастьян, какие песни вы пели в минувшее воскресенье? И ещё, у вас была возможность познакомиться с достопримечательностями Южной Кореи?
Себастьян Феттель: Какие песни? Yellow Submarine, Hey Jude, My Way – ничего из японской эстрады, поскольку мы не особо сильны в японском. Как правило, я стараюсь контролировать себя и не показывать свой немецкий акцент, однако после пары стаканчиков уже невозможно было скрыть, откуда я родом!

Замечательный вечер, после которого я провел некоторое время в Токио и приехал сюда только вчера, так что возможности познакомиться с Кореей у меня не было. Думаю, чтобы познать эту страну, нужно отправиться в Сеул, о котором я слышал немало интересного – жаль, что автодром находится так далеко. Здесь обстановка намного более спокойная, но завтра мы запустим моторы и наведем шума!

Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Льюис, в прошлом году на этой достаточно интересной и непростой трассе вы выступили очень здорово. В предстоящий уик-энд вы рассчитываете на какой-то конкретный результат? Положительный опыт поможет вернуться на привычные позиции?

Льюис Хэмилтон: Я всегда настраиваюсь на удачный уик-энд, в последнее время всё складывается несколько иначе, но я всякий раз надеюсь на успешный результат. Я постарался подготовиться как можно лучше и рассчитываю… знаете, Дженсон показал, что мы вполне конкурентоспособны, и если у него получилось выиграть гонку, значит, я тоже могу добиться чего-то подобного, нужно лишь все сделать правильно.

Надеюсь, на этот раз мы чуть лучше рассчитаем время, успеем уйти на вторую попытку в квалификации и сможем побороться с Себастьяном и Фернандо. Рядом со мной сидят два двукратных чемпиона мира, моя цель – когда-нибудь превзойти их по числу титулов, но сперва нужно достать их по скорости, так что я с нетерпением жду предстоящую гонку.

Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Не могли бы вы сказать несколько слов о трассе?

Льюис Хэмилтон: Трасса фантастическая, здесь приятно гоняться. Год назад мы выступали в непростых условиях, но предстоящий уик-энд, судя по всему, пройдет при сухой погоде. Здесь есть пара длинных прямых, на которых можно провести обгон, а с DRS удержать соперника позади будет вдвойне непросто. Наша машина достаточно быстра, как, впрочем, машины Ferrari и Red Bull Racing, так что борьба обещает быть плотной – надеюсь, нам удастся добиться такого же прогресса, как в предыдущей гонке.

Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Вы говорите, что намерены по-прежнему бороться за победы. Насколько сложно сохранять мотивацию, когда судьба титула уже решена? Гоняться ради собственного удовольствия, пожалуй, не так интересно, как претендовать на титул?

Фернандо Алонсо: Каждый из нас хочет побеждать в каждой гонке. Даже когда мы ради забавы участвуем в любительских соревнованиях, второе место воспринимается как поражение. Впереди четыре гонки в четырёх разных странах, ради наших болельщиков и спонсоров мы не можем позволить себе не стремиться к очередной победе.

Себастьян Феттель: Я люблю гонки. Если вы приезжаете на уик-энд, думая, что позиция на финише не имеет значения, лучше остаться дома. Чемпионский титул был главной целью, не часто получается добиться его еще до конца сезона, но это не значит, что в Корее я не чувствую прессинга – даже если болельщики требуют от нас чуть меньше, чем обычно, мы сами настраиваем себя на борьбу, поскольку обожаем соперничество. Мы вновь выложимся по максимуму и вряд ли будем довольны, если уедем отсюда с мыслью, что могли выступить лучше. Подход не изменился. В прошлом году корейская гонка получилась непростой, я был быстр, пока не выбыл из борьбы за десять кругов до финиша, на этот раз хотелось бы добиться большего. Было бы неплохо финишировать на подиуме, но сперва нужно сосредоточиться на пятничных свободных заездах и постараться как можно лучше настроить машину – так рассуждает вся наша команда, у нас нет недостатка в мотивации…

Льюис Хэмилтон: По-моему, важен любой вызов, любое испытание, с которым приходится сталкиваться… Для меня гонки – важнейшая часть жизни после моей семьи, и не важно, идет ли речь о свободных заездах или самом Гран При, решена ли судьба титула, или нет. Впереди еще несколько потрясающих гонок, несколько возможностей проявить себя, так что я с нетерпением жду продолжения сезона!

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Льюис, предыдущие несколько гонок сложились для вас не совсем удачно – этому есть объяснение? Все дело в шинах, простом невезении, или чем-то еще?
Льюис Хэмилтон: Кажется, мне не везло дольше, чем в двух последних гонках – как минимум, с Гран При Венгрии, но даже до этого у нас… да, у нас было, как минимум, пять неудачных Гран При. Все дело в сочетании факторов: основная часть ответственности лежит на мне, иногда обстоятельства просто складывались не в мою пользу, но даже желтые флаги и трафик не могут считаться оправданием – мы должны в любой ситуации выполнять свою работу. У соперников получилось победить – значит, нам не хватило скорости, мы не оказались в нужное время в нужном месте… В общем, нам есть, над чем работать.

Вопрос: (Карлос Мигель – La Gaceta) Фернандо и Хайме, после Сингапура вы впервые оказались рядом в одном зале. Как складываются ваши отношения? Все в порядке?
Фернандо Алонсо: Во-первых, никаких проблем нет. Мы летели из Сингапура одним рейсом, сегодня вместе были в тренажерном зале – впрочем, нет необходимости рассказывать всем вокруг, где и с кем каждый из нас находится в какой-то момент. Да и в Сингапуре проблемы, как таковой не было: после рестарта мы вместе обгоняли отстававших на круг, для этого пришлось проехать целых тринадцать поворотов – это вполне нормально, а на рестарте всегда непросто, особенно на уличной трассе. И если спустя три недели вы продолжаете обсуждать эту тему – возможно, проблема не в нас, а в вас…

Хайме Альгерсуари: Согласен.

Вопрос: Льюис, возможно ли, чтобы вы с Фелипе Массой снова стали друзьями?

Льюис Хэмилтон: Вполне. Да, в последнее время наши отношения остаются натянутыми, однако я по-прежнему испытываю уважение к Фелипе, несмотря на его многочисленные негативные комментарии. В пылу борьбы легко сказать нечто такое, о чем даже не думал, но я стараюсь вести себя предельно корректно.

Жаль, что в предыдущей гонке мы снова столкнулись. Сегодня я посмотрел запись того момента, Фелипе действительно находился на внешнем радиусе, но я не видел его в зеркалах, искал Ferrari где-то справа, а когда понял, что бразилец атакует слева, было уже поздно. Очевидно, во всех предыдущих гонках я неизменно оказывался не в то время не в том месте. Как доказал Дженсон, наша машина позволяла быть далеко впереди, и если бы я сработал чуть лучше, инцидента бы не случилось…

Надеюсь, когда-нибудь мы забудем все разногласия и снова будем свободно разговаривать друг с другом, но лично у меня уже сейчас нет никаких предубеждений в отношении Фелипе.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Себастьян и Фернандо, год назад трассу едва успели подготовить к гонке. Заметили ли вы какие-то положительные изменения с того времени? Если да, устраивают ли они вас?

Себастьян Феттель: Похоже, с прошлого года какие-то серьезные строительные работы не проводились, но организаторы все равно кое-что изменили: в частности, передвинули защитный барьер в последнем повороте, чтобы у нас был лучший обзор, корректнее обозначили въезд на пит-лейн… Год назад автодром сдали буквально перед началом уик-энда, и у организаторов было двенадцать месяцев на то, чтобы закончить все незавершенные мероприятия, если таковые оставались. Трасса выглядит практически такой же, как в 2010-м, я не представляю, сколько гонок здесь было проведено, но по ходу уик-энда мы наверняка увидим очередные коррективы…

Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Серхио, кажется, на последних кругах Гран При Японии вы позволили себе пошутить над командой? Почему вы так поступили, и какова была реакция на пит-лейн?

Серхио Перес: Они радовались тому, что нам удалось пробиться в первую десятку, но на последних кругах у нас обнаружилась заметная вибрация, и в финальном повороте я сообщил, что теряю мощность. Они всерьез перепугались и лишь спустя несколько секунд после того, как я пересек финишную черту, поняли, что это была шутка.

Вопрос: (Эй Йонг Шин – SBS/ESPN Korea) Сегодня мы много говорили о гонках, но поскольку вы находитесь в Корее, я хотел бы задать вопрос, имеющий непосредственное отношение к этой стране. В Корее интерес к автоспорту не настолько велик, поэтому многие молодые таланты, мечтающие стать гонщиками Формулы 1, не могут начать профессиональную карьеру. Себастьян, Фернандо и Льюис – каждый из вас стал чемпионом мира вопреки обстоятельствам. Не могли бы вы поделиться советом и вселить надежду в местных спортсменов?
Себастьян Феттель: Да, наш путь к успеху был во многом одинаков. Впрочем, мы хорошо знаем, как обстоят дела в наших странах, поскольку сами прошли по этому пути становления карьеры, а в отношении Кореи нам судить сложно. Вместе с тем мы рады видеть в календаре новые этапы, и в прошлом году Гран При Кореи был одним из самых зрелищных, но совершенно очевидно, что в Сеуле кипит жизнь, а здесь жителей намного меньше, да и обстановка слишком спокойная.

Тем не менее, мы все-таки надеемся, что наше присутствие повысит интерес корейцев к автоспорту, и когда-нибудь в Формуле 1 появится первый корейский гонщик. Мне приходилось встречаться с парой местных молодых пилотов – имен сейчас не вспомню, слишком их сложно произносить – но лично к ним у меня не было никаких замечаний, однако сложно корректно судить о том, какую поддержку они получают, и какие возможности перед ними открываются.

Фернандо Алонсо: Первый шаг на пути развития автоспорта в Корее – это организация в стране этапа Формулы 1, что уже сделано. А если говорить о рекомендациях для корейских детей или для кого-либо ещё, в свое время каждый из нас ещё в начале своей карьеры перебрался в Италию, поскольку это лучшее место для картинга и развития гоночных навыков.

Чтобы попасть в Формулу 1, всем нам пришлось чем-то пожертвовать, посвятить свою жизнь автоспорту, и если кто-то из корейских детишек хочет добиться чего-то подобного, он должен по-настоящему любить гонки и быть готовым в какой-то момент отказаться от чего-то в своей жизни в пользу карьеры…

Льюис Хэмилтон: Согласен с обоими высказываниями, особенно с Фернандо. Ничто не исключает возможности появления в Формуле 1 корейского гонщика, однако для всех многообещающих талантов рецепт один – уезжать гоняться в Европу. Большинство обитателей паддока в свое время выступали в Италии, поскольку там отличная погода и великолепные трассы. Там ты у всех на виду, там твое мастерство проходит все мыслимые и немыслимые проверки, так что… да, это серьезный шаг – уехать из Кореи в Европу за несколько тысяч километров, но если молодой гонщик уверен в себе, он должен пойти на такой шаг.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё