Гран При Венгрии: Пресс-конференция в четверг

Гран При Венгрии. Пресс-конференция в четверг

Участники: Хейкки Ковалайнен (Team Lotus), Хайме Альгерсуари (Toro Rosso), Дженсон Баттон (McLaren), Фелипе Масса (Ferrari), Марк Уэббер (Red Bull Racing)

Вопрос: Хейкки, полагаю, с этой трассой у вас связаны приятные воспоминания – в 2008 году вы выиграли Гран При Венгрии, стартовав вторым...
Хейкки Ковалайнен: Да, приятно вспомнить! Пока тот день можно считать лучшим в моей карьере, но я на 110% готов к следующим успехам и надеюсь вскоре их добиться.

Вопрос: Этот этап по-прежнему популярен среди ваших соотечественников?
Хейкки Ковалайнен: Конечно! Многие жители Финляндии приезжают в Будапешт посмотреть гонку – добраться до Венгрии несложно, кроме того, многим нравится этот город. Люди приезжают сюда просто на выходные, а на трибунах всегда можно увидеть немало финских флагов.

Вопрос: То есть, гонка воспринимается почти, как домашняя?
Хейкки Ковалайнен: В какой-то степени. Здесь больше финских болельщиков, чем на любой другой гонке – с этой точки зрения Гран При Венгрии я действительно могу назвать домашним.

Вопрос: Какова ваша цель на гонку? Планируете сократить отставание Toro Rosso?
Хейкки Ковалайнен: В любой гонке цель – поул и победа, но сейчас это маловероятно, поэтому мы просто постараемся опередить прочих новичков и сократить отставание от основной части пелотона. Нам необходимо серьезно прибавить, поэтому основное внимание – работе.

Вопрос: И все-таки, как вы считаете – Team Lotus сможет к концу года опередить Toro Rosso?
Хейкки Ковалайнен: Не знаю. Каждый уик-энд мы сокращаем отставание, но конкуренция очень высока. Догнать соперников непросто, но такова наша цель, и не важно, случится это в нынешнем сезоне или через год. Нам это по силам, мы продолжаем работу.

Вопрос: Хайме, на этой трассе вы дебютировали в Формуле 1…
Хайме Альгерсуари: Да, приятно снова вернуться сюда. Мне нравится Будапешт, да и трасса достаточно интересная – надеюсь, мы хорошо выступим в гонке и заработаем очки.

Вопрос: Недавно вы добились неплохих результатов. Довольны?
Хайме Альгерсуари: В предыдущих гонках мы сработали по максимуму, но трудно сказать, на каких позициях в пелотоне мы находимся. Force India заметно прибавила, опередить их в гонке очень непросто, но посмотрим, насколько мы будем быстры в ближайшее воскресенье.

Вопрос: Вы часто говорите про необходимость накапливать опыт. Замечаете какой-то прогресс?
Хайме Альгерсуари: В этом году – да. Пожалуй, наиболее весомым изменением в нынешнем сезоне стали новые шины. Поначалу нам было нелегко выжать из машины максимум, подготовить ее к квалификации и гонке, но сейчас дела идут намного лучше. Да, понимание пришло немного поздно, соперники – особенно Force India – добились существенного прогресса, удержаться впереди них очень нелегко, но мы по-прежнему работаем на пределе. В Нюрбургринге мы вряд ли могли добиться большего: команда выложилась на 100%, и я все-таки оставил позади Пола ди Ресту, хотя он ехал намного быстрее. Впрочем, нам нужно добиться большей эффективности в работе над настройками – тогда мы будем недалеки от Force India и сможем сохранить позиции впереди Williams.

Вопрос: Марк, вы выиграли прошлогодний Гран При Венгрии и за девять проведенных здесь гонок всего один раз не добрались до финиша – неплохая статистика, не так ли?
Марк Уэббер: Я не знал об этом, статистика в самом деле неплохая, надо бы продолжить в том же духе. В прошлом году в Будапеште мне удалась неплохая гонка, и если получится, я хотел бы повторить тогдашний успех. Машина должна быть достаточно быстра, сам я в последнее время демонстрирую хороший темп – посмотрим, что у нас получится.

Вопрос: Все говорят, что на Хунгароринге Red Bull будут очень быстры, а каково ваше мнение?
Марк Уэббер: Прошлый год может служить лишь приблизительным ориентиром, посмотрим, чем все закончится. McLaren и Ferrari не намерены уступать, в последних гонках борьба обострилась. Скажем, в Сильверстоуне тоже предполагалось, что мы будем даже более конкурентоспособны, чем на других трассах, и теперь того же самого ждут в Венгрии – что ж, узнаем все в воскресенье вечером.

Вопрос: В четырех предыдущих гонках вы неизменно финишировали третьим. Наверное, вам это слегка надоело, и хочется большего?
Марк Уэббер: Да, я выступал стабильно, но всегда хочется сработать эффективнее. У меня было несколько интересных сражений – скажем, в предыдущей гонке я боролся за победу, но она в итоге досталась Льюису Хэмилтону. Четыре третьих места, определенно, лучше, чем пять пятых, однако для настоящего успеха нужно добиться совершенства во всем. Чтобы финишировать на подиуме, необходимо собрать вместе множество факторов – мои результаты не дались просто так, однако для следующего шага мы должны действовать с большей эффективностью.

Вопрос: В двух прошлых гонках вы начинали с поула, но не смогли победить. Полагаете, вам необходимо поработать над стартом?
Марк Уэббер: Думаю, поработать должна вся наша команда. На Нюрбургринге лучше всех стартовал, пожалуй, Фелипе Масса, Себастьян находился под прессингом, и мы с ним не лучшим образом проехали отрезок до первого поворота. В Сильверстоуне трасса подсыхала, мы стартовали на промежуточных шинах, и Себастьян повторил маневр, который я сам совершил против него год назад – с его стороны асфальт был менее влажным, поэтому он лучше сорвался с места. Или Дженсон Баттон – ему удавались отменные старты, но вот последний получился неудачным. Все дело в машине – в момент старта задействовано множество систем, и каждая должна сработать безупречно. На этом мы и должны сосредоточиться, а еще нам следует уделить повышенное внимание пит-стопам. Такова Формула 1 – для успеха нужно собрать воедино все факторы…

Вопрос: Фелипе, пит-стоп на последнем круге Гран При Германии получился довольно захватывающим, не так ли?
Фелипе Масса: Да, я потерял одну позицию, но мы сделали всё возможное, чтобы отыграться, и добились прогресса.

Вопрос: Расскажите о трассе. Здесь вы угодили в серьезную аварию…
Фелипе Масса: Мне всегда нравилось гоняться на Хунгароринге, хотя здесь мой гоночный уик-энд всякий раз проходил не совсем гладко. В 2007-м году подвела техника – пришлось стартовать из хвоста пелотона, в 2008-м я лидировал, когда за три круга до финиша отказал мотор, а в 2009-м произошла та памятная авария. Всякий раз случалось что-то свое, год назад я финишировал четвертым и надеюсь продолжить эту динамику подиумом или победой.

Мне действительно нравится приезжать сюда, а после аварии здесь у меня заметно прибавилось болельщиков. Кстати, вчера я встретил хирурга, проводившего операцию – мы немного побеседовали. Подобные инциденты надолго остаются в памяти, но я надеюсь, что в этот уик-энд у меня будут только положительные эмоции.

Вопрос: В двух предыдущих гонках мы увидели привычного Фелипе Массу – гонщика, который все время ведет борьбу за позиции. Должно быть, вы довольны своим выступлением в тех гонках?
Фелипе Масса: Всегда приятно финишировать на высоких позициях. В двух предыдущих гонках мы вели активную борьбу, но на Нюрбургринге добиться большего, в частности, помешали проблемы с пит-стопами и тот факт, что я надолго застрял за Нико Росбергом. Впрочем, уже в этой гонке мы рассчитываем заметно прибавить, а после летнего перерыва сделаем еще один шаг вперед.

Вопрос: Дженсон, на этой трассе вы одержали первую из своих побед…
Дженсон Баттон: Да, приятно вспомнить. С той победы прошло довольно много времени, сейчас я готов отметить свой двухсотый Гран При Формулы 1. В двух предыдущих гонках нам не удалось добраться до финиша – надеюсь, в столь знаковый уик-энд у меня получится добиться большего.

Вопрос: Все говорят, что на Хунгароринге очень нелегко обгонять, но тогда вы добились успеха, стартовав четырнадцатым…
Дженсон Баттон: В меняющихся условиях легче отыгрывать позиции. На Хунгароринге можно обгонять, а с учетом новых шин, KERS и DRS мы наверняка увидим больше атак. Впрочем, хотелось бы квалифицироваться как можно выше и избавить себя от необходимости обгонять, но если все-таки потребуется, мы готовы к действию.

Вопрос: На прошлой неделе завершилась знаменитая велогонка Tour de France. McLaren принимала участие в разработке велосипеда для Марка Кавендиша, вы наверняка проехали на этом велосипеде несколько километров – это помогло реализации проекта?
Дженсон Баттон: Вряд ли – для этого велосипед следовало бы оборудовать мотором! Мне понравилось, как едет новинка, но в целом мой стиль катания сильно отличается от того, как работают профессионалы. Здорово, что в этой велогонке Марк одержал несколько побед на этапах и завоевал зеленую майку лучшего спринтера. С учетом его успехов у нас в этом году уже семь первых мест!

Вопросы с мест

Вопрос: (Луис Фернандо Рамос – Radio Banderantes) Вопрос к Марку, Фелипе и Дженсону. В этом сезоне в квалификации вы довольно часто уступаете своим напарникам. В чем причина, и как будет меняться ситуация?
Марк Уэббер: Да, квалификация – важный элемент уик-энда, а у каждого из нас очень сильный напарник. Число реальных претендентов на поул ограничено шестью-восьмью кандидатами, кто-то непременно проиграет. Что касается ситуации в Red Bull Racing, в начале сезона Себастьян Феттель буквально доминировал в квалификации, но в недавних гонках его преимущество было намного меньше – посмотрим, как пойдут дела во второй половине чемпионата.

Фелипе Масса: Аналогичный ответ. Стартовая позиция имеет важное значение, в предыдущих гонках Фернандо Алонсо квалифицировался лучше меня, поэтому для борьбы за высокие места мне однозначно необходимо прибавить.

Дженсон Баттон: Мы соперничаем с лучшими гонщиками в мире, не всегда получается оказаться первым. В этом сезоне Льюис чуть быстрее меня в квалификации, и мне, разумеется, хочется это исправить. Каждый гонщик старается обеспечить себе максимально высокую позицию на старте, облегчив путь к победе – впрочем, сейчас ситуация несколько иная, чем в предыдущие годы. Даже если ты квалифицировался не на поуле, ты все равно можешь бороться за победу и имеешь реальные шансы финишировать первым. Да, результат в субботу по-прежнему важен, но очки все-таки начисляются в воскресенье.

Вопрос: (Михаэль Нуар Травничек – Rally & More) Фелипе, Фернандо Алонсо зачастую оказывается быстрее вас. Вам по силам изменить ситуацию, и если да, то что для этого необходимо?
Фелипе Масса: Думаю, по силам – надо просто работать. Фернандо добился лучших результатов, а мне остается лишь эффективнее работать с машиной и настройками и пытаться сравняться с ним.

Вопрос: (Петер Фаркас – Auto Motor) Дженсон, нынешние погодные условия сильно напоминают уик-энд 2006 года. Вы снова надеетесь на дождь?
Дженсон Баттон: Да, с ним эта гонка будет особенно интересной. Нам уже доводилось гоняться на мокром от дождя Хунгароринге, и для меня это был один из самых захватывающих Гран При, поскольку количество атак и обгонов буквально зашкаливало. Да, непогода вносит элемент непредсказуемости, однако мы должны быть быстры в любых условиях. В предыдущей гонке Льюис наглядно продемонстрировал, что наша машина неплохо справляется с сухой прохладной погодой – надеюсь, и в жару она поедет ничуть не хуже. Мы готовы к любым сценариям, однако в случае дождя гоняться будет намного интереснее.

Вопрос: (Петер Вамоси – Vas Nepe) Дженсон, вы уже видели ваши субботние комбинезоны? Там изображен венгерский город Калокса – вы знаете, где он находится?
Дженсон Баттон: Ответ будет предельно коротким – нет, не знаю. Но мне нравится носить разные комбинезоны – это интересное нововведение, многие расцветки выглядят весьма оригинально. Идея принадлежит нашему партнеру Hugo Boss, и это отличный способ привлечь болельщиков к участию в создании экипировки гонщиков.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Марк, Фелипе и Дженсон, в последних трех гонках победы распределились следующим образом: Феттель выиграл в Валенсии, Алонсо – в Сильверстоуне, Хэмилтон – на Нюрбургринге. Можно ли считать, что в предстоящей гонке бороться за победу будут именно ваши три команды? Для этого есть определенные основания – прогресс машин, характеристики резины и жаркая погода…
Марк Уэббер: Если я правильно понял, вы спрашиваете, будут ли эти же команды бороться за победу на Хунгароринге? Думаю, да, и соперничество вновь окажется плотным. Команды уже продемонстрировали… впрочем, все проще – каждая из них уже выигрывала гонку. Здесь нет никаких условностей – победа была одержана в честной борьбе: Себастьян финишировал первым в Валенсии, Фернандо – в Сильверстоуне, Льюис – в Германии. Никто из них не получил свой трофей за счет схода соперника, их успех – свидетельство реальной скорости машин. Не знаю, как насчет трех команд, но две точно будут бороться здесь за первое место. Вряд ли найдется четвертая команда-претендент, так что Гран При разыграет между собой шестерка быстрейших гонщиков…

Фелипе Масса: В предыдущих гонках мы и McLaren заметно прибавили, Red Bull всегда выглядели сильно, даже если не выигрывали гонку, так что борьба наверняка развернется между нашими тремя командами. Некоторые трассы лучше подходят одной из машин – посмотрим, кто получит преимущество в этот раз, но соперничество в любом случае будет плотным.

Дженсон Баттон: По-моему, борьба трех команд идет на пользу Формуле 1. В предыдущих четырех гонках победу праздновали четыре гонщика – надеюсь, здесь нас ждет не менее захватывающее соперничество. Как мы уже сказали, пока не ясно, кто окажется наиболее конкурентоспособен: в Германии за верхнюю ступеньку подиума сражались сразу три команды – надеюсь увидеть здесь нечто подобное. Хочется верить, каждый из шестерки гонщиков Ferrari, McLaren и Red Bull Racing получит реальные шансы на победу, ведь ради этого мы и выходим на старт.

Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Вопрос в продолжение темы: Дженсон, считаете ли вы, что соперничество трех ведущих команд продлится до самого конца сезона?
Дженсон Баттон: Сложно сказать. Судя по недавним гонкам, нам удалось добиться определенного прогресса. Даже если победитель в каждом случае был новый, соперничество продолжалось на протяжении всей дистанции. Конечно, мне бы хотелось видеть нас быстрейшими и способными выиграть любой Гран При, но нам приятно бороться с другими сильными командами – для вершины автомобильного спорта столь плотная конкуренция вполне естественна, все участники выкладываются по максимуму. Мы стараемся найти резервы скорости буквально во всем, и пока нам это удается.

Вопрос: (Хайнц Прюллер – Forza) Джентльмены, традиционный вопрос – ваши планы на летний перерыв?
Марк Уэббер: Многочасовые поездки на велосипеде! Нет, скорее спокойный отдых во Франции.

Фелипе Масса: Я отправлюсь в Бразилию – всегда приятно хоть немного побыть дома. Мы выступаем вдали от моей родины, поэтому я стараюсь возвращаться туда при малейшей возможности. Сейчас там зима, воздух не такой жаркий, но дом – всегда дом.

Дженсон Баттон: Я проведу несколько дней на пляжах гавайских островов, а затем отправлюсь на свадьбу лучшего друга, которая обещает быть… хм, интересной!

Хейкки Ковалайнен: А я полечу в заснеженную Финляндию играть в гольф.

Хайме Альгерсуари: Я останусь в Барселоне.

Вопрос: (Джеймс Аллен – Financial Times) Марк, вы сказали, что борьба в квалификации стала намного острее, и в предыдущих Гран При соперники зачастую выглядели быстрее Red Bull Racing. В Германии вы призвали команду к ответным действиям. Вы были на базе команды, наблюдали процесс подготовки новых модификаций? Чего можно ожидать от Red Bull Racing во второй половине сезона?
Марк Уэббер: Да, я был на базе команды, но не заметил никакой суматохи. Собственно, мы и не планировали устраивать дополнительные совещания и выпускать детали быстрее, чем предусматривалось ранее. Мы знаем, что успех не приходит просто так – за последние 18 месяцев победа ни разу не доставалась нам без борьбы. Команда понимает, что соперники могут быстро сравняться с нами в скорости – в таком случае остается надеяться, что мы сами успеем еще немного прибавить, поэтому Эдриан Ньюи, Роб Маршал и их специалисты работают, не жалея сил.

Как сказал Дженсон, мы не намерены снижать темп и стараемся выполнить весь объем доработок, запланированных на оставшиеся гонки, но невозможно практически полностью переделать машину за какие-то три дня. В Германии мы претендовали на победу, однако нам все-таки не хватало скорости, и над этим вопросом мы сейчас работаем. Понимание ситуации приходит исключительно на трассе, а не на заводе, мы учимся во время гонки, и это необходимое условие для конструктивного ответа на прогресс со стороны соперников.

Вопрос: (Мэт Кох – PitPass) Вопрос для всех. Позади половина сезона с новыми шинами и DRS. Помогла ли система регулировки заднего антикрыла увеличить количество обгонов, или же вклад шин оказался более существенным?
Дженсон Баттон: Думаю, основную роль сыграли шины и KERS. Не стоит забывать о системе рекуперации кинетической энергии – да, она есть у всех команд, но все решает то, как вы используете ее на трассе. В случае с DRS плюсы также перевешивают минусы – с ее помощью нам удалась пара обгонов, но в целом выгода от регулировки антикрыла заключается несколько в ином. Скажем, в Германии я не мог провести атаку за счет активации DRS, однако она позволяла мне приблизиться к сопернику для последующего маневра. В целом изменения пошли на пользу – достаточно просмотреть записи гонок и увидеть многочисленные обгоны. Мы находимся в несколько иной ситуации, нежели в предыдущие годы, и потому рискуем чуть больше, а все это идет на пользу Формуле 1.

Вопрос: (Петер Фаркас – Auto Motor) Вопрос ко всем в преддверии летнего перерыва. Когда вы уезжаете из Будапешта? Кто-нибудь из вас планирует задержаться здесь на пару дней?
Марк Уэббер: Я уезжаю утром в понедельник.

Фелипе Масса: Я – вечером в (неразборчиво).

Вопрос: Вечером в субботу?

Фелипе Масса: В воскресенье! В субботу, надеюсь, уезжать не придется. Не хотелось бы загадывать, поскольку пару лет назад в субботу… в общем, вы помните ту аварию.

Дженсон Баттон: Разумеется, уезжаю в воскресенье – странно оставаться в городе после гонки.

Хейкки Ковалайнен: Воскресенье, семь часов вечера.

Хайме Альгерсуари: Уезжаю в понедельник утром.

Марк Уэббер: Хотя, Будапешт – очень красивый город…

Вопрос: (Гэри Минаган – The National) Насколько сложно для гонщиков проводить два Гран При подряд?
Марк Уэббер: В сдвоенных этапах нет ничего непривычного – опытные гонщики не раз с этим сталкивались. Команда заранее знает назначенный день и заранее определяется с логистикой – благо, речь чаще всего идет о двух европейских Гран При. Правда, иногда бывают сдвоенные этапы встречаются уже в конце сезона – скажем, Япония и Корея.

Если бы у нас было два Гран При Сингапура подряд, уик-энд получился бы гораздо более изматывающим, но при здешней относительно прохладной погоде трудностей быть не должно. Машины тоже работают в привычных условиях, нагрузка вполне приемлемая. Правда, немного устаешь от вездесущих механиков и инженеров: из десяти дней ты не видишь их всего два, но мы обожаем друг друга, так что все в порядке! Впрочем, после этих двух гонок мы все равно будем очень рады долгожданному перерыву.

Фелипе Масса: Для команды провести два этапа подряд – довольно непростая задача. Некоторые гонки проходят без каких-либо сложностей, с другими бывает чуть труднее – скажем, необходим длительный переезд. В случае с Германией и Венгрией особых проблем нет – кроме того, это, пожалуй, лучшие из сдвоенных этапов чемпионата, поскольку все знают, что после них у нас будет немного времени, чтобы отдохнуть и подготовиться к завершающей стадии сезона.

Дженсон Баттон: Для гонщиков два Гран При подряд – не проблема. Физическая нагрузка практически не меняется, кроме того, после нее нас ждет перерыв. Команде приходится чуть сложнее – у сотрудников нет нескольких свободных дней между гонками, однако и здесь никаких минусов, поскольку впоследствии их также ждет короткий отпуск. Гораздо труднее провести подряд этапы в Барселоне и Монако – вот это действительно напряженный график.

Хайме Альгерсуари: По-моему, календарь составлен вполне логично. Как заметил Дженсон, для гонщиков сдвоенные этапы – не проблема, ведь нагрузка практически не меняется. Пока они проводятся в Европе, ни у кого не возникнет сложностей, так что ситуация в норме.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё