Гран При Бразилии: Пресс-конференция в субботу

Гран При Бразилии. Пресс-конференция в субботу

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Марк Уэббер (Red Bull Racing)
3. Дженсон Баттон (McLaren)

Вопрос: Себастьян, пятнадцатый поул в сезоне! Что вы чувствуете в этот исторический момент?
Себастьян Феттель: Сложно описать чувства. Перед квалификацией много говорили об этом рекорде, но, по-моему, правильнее всего – вообще о нем не думать. Начало уик-энда было не лучшим, баланс машины меня не вполне устраивал, но мы приняли нужные меры, и к старту квалификации я уже был в большей степени доволен и получил удовольствие, показывая хорошую скорость. Уже первый круг в финальной сессии был неплохим, но я знал, что можно добиться большего, и в заключительной попытке выложился полностью.

Когда я пересек линию финиша, меня переполняли эмоции: я знал, что в любом случае сделал всё, что было в моих силах. Правда, мне пришлось довольно долго ждать, чтобы узнать, был ли этот круг достаточно хорош для поула? Инженер по радио сообщил, что Дженсон показал только второе время, затем его потеснил Марк, и вот тогда стало ясно, что поул достался мне.

Квалификация была особенной, не такой, как другие. Конечно, Найджелу Мэнселлу, когда он установил свой рекорд, понадобилось для этого на три гонки меньше, и все-таки это исторический момент, который многое для меня значит.

Я рад, что завтра начну гонку с первой позиции и очень жду этого момента. Ещё до начала уик-энда мы знали, что погода может испортиться, но пока ситуация лучше, чем предсказывал прогноз, потому что дождь ожидался уже в субботу. В любом случае это непростая трасса, гонки здесь получаются интересными, а погода может сыграть особую роль…

Вопрос: Марк, вы уступили Себастьяну всего десятую. Вам по силам закончить сезон победой в гонке?

Марк Уэббер: Было бы неплохо! Сегодняшняя квалификация прошла отлично, весь уик-энд я чувствовал себя уверенно, я был бы рад и в гонке навязать борьбу Себастьяну. Жаль, что мне не удалось завоевать поул, но, если честно, мы выжали из машины всё, и теперь я буду готовиться к завтрашней гонке.

Вопрос: Дженсон, результаты очень плотные, а завтра прогноз обещает переменчивую погоду, которая вам вполне привычна. Что скажете?
Дженсон Баттон: С волнением жду завтрашнего дня, ведь это финальная гонка сезона, и каждый хочет закончить её победой. Впрочем, сейчас я просто наслаждаюсь моментом, поскольку это моя лучшая квалификация в Интерлагосе за последние шесть лет. Мне всегда нравилось здесь выступать, я люблю эту трассу, на которой можно бороться и обгонять. Между последним и первым поворотом есть возможность для атаки, потом можно использовать DRS – надеюсь, завтра я смогу опередить этих двоих [Уэббера и Феттеля].

Что бы ни случилось, должен сказать, что мы хорошо провели сезон, хотя и не добились того, на что рассчитывали. В некоторых областях нам нужно прибавить, но я надеюсь, что завтра мы сможем завершить год достойным результатом.

Вопрос: Себастьян, финальная квалификация сезона завершена, можно раскрыть карты. Как вам удалось отыграть еще пару десятых в заключительной попытке?
Себастьян Феттель: Сам не знаю! В среду мы обедали вместе с механиками, и парни шутили: «Где та сумка, в которой ты возишь недостающие две десятые для финала квалификации? Ты её не забыл?»

На самом деле, непросто выложиться на решающем круге. Трассы не похожи друг на друга, временами ты недоволен собственным пилотажем, временами – наоборот. В нынешнем сезоне мне зачастую удавалось сработать по максимуму – да, всегда хочется добиться большего, но в целом я доволен своими выступлениями в квалификациях и гонках. Мне нравится чувство соперничества, я обожаю момент ухода на финальную попытку. Она не похожа на попытку во время тренировки, первой или второй сессии – ты очень сосредоточен и знаешь, что этот круг – решающий!

Вопрос: Себастьян, гонщики, как правило, не думают о статистике и рекордах, но сегодняшнее достижение наверняка кое-что значит для вас…

Себастьян Феттель: Я не думаю о рекордах ни перед квалификацией, ни перед гонкой, ни перед стартом сезона. Нельзя так формулировать цели. Сейчас трудно поверить в этот успех, но подобные достижения навеки остаются в истории, и, по меньшей мере, странно начинать сезон с мыслью, что за год тебе удастся приблизиться к ним. Всякий раз, когда сводите свою цель к конкретной цифре, вы совершаете ошибку. Разговоры о рекорде начались еще в четверг – причем не по моей инициативе, но, пожалуй, единственно возможный способ его добиться – это не думать о нем и просто выполнять свою работу, стараясь добиться максимума.

Перед квалификацией я сказал себе, что хочу выжать из машины 100% скорости, ну а если кто-то сумеет меня опередить – значит, он это действительно заслужил. Такого же подхода я придерживался во всех предыдущих Гран При. К счастью, в нынешнем сезоне мы неплохо выступаем и в квалификациях, и в гонках, но мне действительно приятно записать на свой счет такое достижение.

Вопрос: Вы никогда не задумывались о том, что чувствуете, находясь в кокпите? Вы предельно напряжены, или наоборот – вполне расслаблены?
Себастьян Феттель: Хорошо, что из-за шлема вы не видите наши лица – думаю, вы были бы немало удивлены! На самом деле, в кокпите как-то не задумываешься о себе. В квалификации нужно вложить все свои силы и потенциал машины в один быстрый круг, быть готовым пожертвовать скоростью в одном повороте, чтобы отыграться в следующем. Нужно сохранять предельную сосредоточенность: даже если в каком-то месте трассы ты допустил заминку, нужно немедленно переключаться на следующие повороты.

Мне нравится сама подготовка к финалу квалификации: первая, вторая сессии – главное, просто пройти дальше. Конечно, хочется все время показывать лучшее время, но именно в третьей сессии азарт достигает предела. Когда начинаешь быстрый круг, ты не думаешь о нем, а просто пытаешься ехать на все 100%. К счастью, у нас это, как правило, получалось, но мы всякий раз были в шаге от ошибки, которые вполне вероятны, если балансировать на грани возможностей машины…

Вопрос: Вчера вы говорили, что машине нужно больше скорости, и команда, судя по всему, поработала на славу. Насколько сложно было добиться прогресса?
Себастьян Феттель: Начало уик-энда получилось немного скомканным – нет, машина вела себя вполне сносно, но я не был доволен балансом настроек и своим пилотажем. Нужно было собрать все воедино, наши парни работали почти всю ночь – огромное спасибо механикам и, в частности, моему инженеру Тимми Мейлону. Без него этот прогресс был бы невозможен. Уже утром машина вела себя так же, как в предыдущих гонках, мы лишь слегка скорректировали настройки, а в квалификации оставалось просто сработать по максимуму.

Вопрос: Марк, вы уже побеждали здесь при старте со второго места, и сегодня снова квалифицировались вторым…
Марк Уэббер: Да, неплохая квалификация с напряженным финалом. Себастьяну удалось отыграть еще одну десятую, а я, к сожалению, не смог ему ответить. Я пытался помочь Найджелу Мэнселлу удержать рекорд, но мой напарник проехал потрясающий круг. В любом случае, мне приятно начинать гонку с первого ряда.

Вопрос: Какими были условия на трассе? Вчера вы жаловались на поведение машины…
Марк Уэббер: Все дело в горячем асфальте и сильном ветре. Когда полотно прогревается до пятидесяти градусов, это сильно сказывается на балансе машины и поведении шин – так было во время вчерашних свободных заездов, да и сегодня ситуация оказалась немногим лучше.

К началу квалификации набежали облака, температура немного снизилась, но в любом случае наша команда была сильна с самого начала уик-энда, и вопрос был лишь в том, кому достанется поул – мне или Себастьяну. Напарнику удался отменный круг, мне стоило бы больших усилий его опередить, я подобрался очень близко, но все-таки уступил…

Вопрос: Вчера вы получили награду за наибольшее количество быстрейших кругов в гонке по ходу сезона…

Марк Уэббер: Да, это приятная награда со стороны DHL. Ее дизайн намного интереснее тех кубков, которые нам вручают на подиуме, кроме того, мне подарили красивые часы Rolex – в общем, огромное спасибо!

Вопрос: Чего вы ждете от завтрашнего дня? Полагаю, не только победы в гонке, но и второго места в личном зачете?
Марк Уэббер: Я об этом почти не думаю. Второе место всегда лучше четвертого, пятого или шестого, но Дженсон отлично провел этот сезон, да и Фернандо Алонсо, учитывая скорость его машины, выступил неплохо. Думаю, завтра моя главная цель – победа в гонке. Никто не знает, чем всё закончится, но было бы приятно финишировать первым.

Вопрос: Дженсон, вчера вы говорили о проблемах с мягкой резиной. Теперь они позади?
Дженсон Баттон: В каком-то смысле, да. На жестких шинах я ехал явно быстрее, во второй сессии на мягкой резине машина вела себя не лучшим образом, но перед финалом квалификации мы скорректировали настройки, и я выжал из MP4-26 максимум. Думаю, баланс получился оптимальным – да, круг не был идеальным, но я сделал всё, что мог.

Честно говоря, я надеялся на большее, но это говорит лишь о том, что сегодня соперники лучше справились со своей работой, и что их машина по-прежнему очень быстра. День сложился неплохо, а завтра нас ждет интересная гонка. Прогноз обещает дождь, Red Bull Racing сегодня не отличались скоростью на прямых, что может свидетельствовать о настройках на большую прижимную силу – будем надеяться, что и наша машина на мокрой трассе сработает не менее эффективно, чем в других дождевых Гран При.

Вопрос: Кажется, когда вы в предыдущий раз надели этот комбинезон, день сложился для вас очень удачно, не так ли?
Дженсон Баттон: Да, этот комбинезон с цветами обеспечивает мне большую скорость – особенно в дождь, ведь цветы растут под дождем! Помнится, я надел его в Венгрии, и удача вернулась! Но на самом деле – огромное спасибо команде. В Бразилии у меня всегда были сложности с квалификацией, поэтому сегодняшний результат вдвойне приятен.

Хочу поблагодарить всех наших сотрудников за этот сезон – да, он сложился не лучшим образом, но мы все равно сработали очень неплохо, заложив базис для следующего года. И я говорю это на случай, если завтра по каким-то причинам не смогу присутствовать в этом зале на воскресной пресс-конференции!

Вопросы с мест

Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Себастьян, теперь не только Red Bull Racing, но и вы лично являетесь фаворитом следующего сезона. Каково это чувствовать себя не преследователем, а преследуемым?
Себастьян Феттель: Думаю, нечто подобное я чувствовал в начале сезона. Гонщик, завоевавший титул, на следующий год получает единичку на носовой обтекатель своей машины, и к этому стремится каждый пилот. Мы провели три потрясающих сезона, из которых последние два были совершенно особенными для меня и команды, но, честно признаться, сейчас я думаю не о чемпионате 2012 года, а о завтрашней гонке

Полагаю, нас ждет интересная борьба. Никто не знает, когда пойдет дождь, насколько сильным он окажется. Нужно добраться до финиша, а уже потом рассуждать о перспективах в следующем году.

Позади длинный сезон, мы все порядком устали и хотим немного отдохнуть, чтобы совсем скоро начать подготовку к очередному вызову. Команда активно работает над новой машиной, ведь успех, подобный нынешнему, не приходит просто так. Мы хотим сохранить конкурентоспособность, а там посмотрим, что получится.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Как вы сказали, завтра ожидается дождь. Вопрос ко всем – вам хотелось бы гоняться на мокрой трассе? Непогода может помочь вам выиграть гонку?
Дженсон Баттон: Сложно сказать, ведь в дождь гоняться намного сложнее. Есть вероятность, что твоя скорость окажется чуть выше, чем у соперников, и это даст шанс на победу, но возрастает риск закончить борьбу где-то за пределами трассы.

В случае непогоды некоторые повороты Интерлагоса будут особенно непростыми – да, организаторы поработали над дренажной системой, но трасса все равно остается очень сложной, особенно в условиях ливня. Впрочем, все в равных условиях. Если завтра будет сухо, гонка все равно получится интересной, но дождь добавит непредсказуемости.

Себастьян Феттель: Согласен с Дженсоном. В дождь больше шансов на победу, но и риск схода заметно возрастает. Зрителям на трибунах это нравится – правда, если речь не идет о действительно сильном дожде, поскольку в таком случае они сами промокают до нитки – но вот тем, кто смотрит гонку по телевизору, непогода только в радость. Для нас такой сценарий тоже может быть интересным, но, как уже говорилось, в подобных условиях гоняться намного сложнее, особенно на Интерлагосе. В общем, поживем – увидим. Мы можем контролировать массу вещей, но не погоду.

Марк Уэббер: Парни хорошо все описали. На сухом асфальте машина ведет себя более стабильно, ей проще управлять. В дождь эта трасса становится еще коварнее, но в том и состоит сложность работы гонщика Формулы 1 - мы должны добиваться максимума в любых условиях.

После череды аварий, произошедших несколько лет назад, Чарли Уайтинг внимательно следит за обстановкой на трассе, но давайте дождемся завтрашнего дня и посмотрим, насколько сильным окажется дождь, если он в принципе пойдет. Думаю, особых проблем быть не должно. Главное – видимость: если мы понимаем, куда едем, можно проводить гонку.

Вопрос: (Родриго Джини – Estado de Minas) Себастьян, вряд ли вы раскроете вашу шинную тактику на завтрашнюю гонку, но что вы можете сказать о скорости износа мягкой резины? Какой фактор окажется решающим, если дождя не будет? Вчера Дженсон сказал, что участка возвратной прямой будет недостаточно для обгона с использованием DRS – вы согласны с этим?
Себастьян Феттель: Здесь очень много вопросов. Вчера мы работали в стабильных условиях и смогли проверить поведение шин. Если вас интересует конкретные цифры, то могу лишь сказать, что трасса здесь довольно короткая – следовательно, на одном комплекте можно проехать больше кругов. Завтра нам предстоит намотать семьдесят один, износ, разумеется, присутствует, но не такой уж серьезный, и если гонка пройдет в нормальных условиях, большинство команд ограничится двумя или тремя пит-стопами. Будет износ сильнее – тремя или четырьмя, меньше – вовсе двумя. В любом случае, крайне важно следить за состоянием шин.

Что касается обгонов с DRS, бразильская трасса примечательная сама по себе. В предыдущие годы количество обгонов здесь было больше, чем на каком-либо другом автодроме. Уверен, в этом плане потенциал Интерлагоса далеко не раскрыт, и для атаки нам, возможно, даже не придется полагаться на систему. Конечно, DRS повышает шансы обгона в четвертом повороте, но прямая очень короткая, вряд ли это место можно назвать основным для атаки. DRS позволит подобраться к сопернику, посмотрим, что получится.

Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Каждый из вас провел в Формуле 1 не один год, но можете ли вы представить себя выходящим на старт девятнадцатого, а то и двадцатого сезона, как в случае с Рубенсом Баррикелло?
Дженсон Баттон: Я начну, поскольку мне такая перспектива светит намного раньше. Страшно подумать – для меня это уже двенадцатый сезон, мне тридцать один год! Трудно представить, что я задержусь здесь ещё на восемь лет, но после четырех сезонов в Формуле 1 я даже не предполагал, что буду гоняться в 2011-м - время летит незаметно.

Когда путешествуешь по миру, годы проходят быстро, и хорошо если у вас, как у Рубенса, остается желание продолжать. Надеюсь, Баррикелло получит контракт на следующий сезон, в противном случае мы рискуем пропустить хорошую воскресную вечеринку!

Это применимо ко всем гонщикам: нужно быть уверенным в том, что готов закончить карьеру. Если уйти чуть раньше, а затем вернуться, этот план может не сработать, но самостоятельно принять решение об уходе действительно сложно…

Себастьян Феттель: Будет досадно не увидеть Рубенса в паддоке – он провел в чемпионате столько лет, что мне трудно представить себя на его месте. Правда, я не думаю, что продолжительность карьеры имеет значение, но мне нравится Рубенс и то, с какой любовью он относится к своему делу.

Похоже, он счастлив, когда просыпается утром и сразу отправляется на трассу – в такие моменты он вряд ли думает о возрасте. Некоторые представители его поколения часто говорят, будто их время уже прошло, но Рубенс не обращает внимания на подобные вещи. Для него эти цифры ничего не значат, он чувствует себя полным сил и сохраняет свой веселый характер. Если говорить о статистике – не знаю, сколько именно гонок провел Баррикелло, кажется, что-то вроде трехсот, но он участвовал почти в половине всех Гран При за историю Формулы 1! Не представляю, насколько это верно, но цифра впечатляющая!

Марк Уэббер: Рубенс – потрясающий представитель нашего спорта. Он пережил немало непростых моментов, вроде сезона 1994 года, но в его карьере были и радостные дни. Мы прекрасно помним, как он плакал, стоя на верхней ступеньке подиума в Хоккенхайме, после потрясающего прорыва с последнего места на стартовой решетке – пожалуй, в этом весь Баррикелло. Да, в этом сезоне ему досталась не самая конкурентоспособная машина, но было бы здорово снова увидеть его в следующем году.

Несколько месяцев назад в тренажерном зале я встретил Фрэнка Бруно, который несколько раз выходил на боксерский ринг против Майка Тайсона. Ему довелось пережить всякое, в последнее время он был довольно откровенен в беседах со мной, и в тот день он сказал: «Самый сложный поединок в карьере – это бой с самим собой, когда пытаешься остановиться».

Многих удерживают гордость или высокомерие, но Рубенс просто хочет гоняться, а что касается меня – вряд ли я так долго задержусь в Формуле 1. Не знаю, что должно со мной произойти, чтобы я изменил свое мнение. Я дебютировал на два года позже Дженсона, следовательно, мне нужно ещё девять сезонов… Очевидно, в сорок пять я буду выглядеть менее привлекательно, так что лучше вовремя остановиться!

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Дженсон, вы намекнули, что ваша машина настроена на большую максимальную скорость, хотя вы знали, что завтра ожидается дождь. В чем причина такого решения? Надеетесь, что гонка все-таки пройдет посуху? Хотите рискнуть?
Дженсон Баттон: Мы не могли позволить себе сколь-нибудь меньшую скорость. Команда пыталась найти компромисс, но это всё, чего нам удалось добиться. Нет, о риске речь не идет.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) При выборе настроек вы ориентировались на квалификацию, или учитывали предстоящую гонку, которая, скорее всего, окажется дождевой?
Себастьян Феттель: Открою вам тайну, классических дождевых настроек больше не существует, и разница лишь в том, какие шины вы ставите. С точки зрения машины отличий практически нет: если идет дождь, вы загружаете аэродинамику, а остальные параметры и установки остаются такими же, как в случае с сухой трассой.

Дженсон Баттон: Думаю, настройки, которые мы выбрали в этот уик-энд, должны помочь нам в случае дождя. Но это не было сделано намеренно, просто на данной трассе у нас не оставалось иного выбора. Как сказал Себастьян, разница в установках минимальна, в случае дождя корректировки очень незначительные, но мы все-таки учли кое-какие нюансы.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё