Гран При Австралии: Историческое превью этапа

Австралийский Гран При вернулся на первую строчку календаря, что обещает интересный старт сезона. Гонки в Альберт-парке всегда получаются весьма любопытными, хотя статистика говорит, что поул здесь является главным слагаемым успеха – если машина доедет до финиша, конечно. В Мельбурне есть места для обгона, однако за десять последних Гран При лишь раз случилось такое, чтобы победитель квалификации добрался до клетчатого флага, но при этом на вершину подиума поднялся кто-то из его соперников.

Самыми аварийно-опасными местами трассы следует признать послестартовую связку, «эску», проложенную по парковке у спортивного центра и поворот имени Альберто Аскари. Редкий Гран При Австралии обходится без участия машины безопасности, тем более, что зон вылета в Альберт-парке практически нет, и бетонные ограждения во многих местах подступают вплотную к асфальту. Дождь лишь повышает вероятность происшествий, хотя капризы погоды в последнее время нечасто мешают участникам и зрителям этапа.

Наконец, особый интерес на этот раз вызывает шинный вопрос. Несомненно, повышенный износ шин Pirelli оказался одинаковым сюрпризом для всех команд, и хотя кто-то справился с этой сложностью лучше, а кто-то – хуже, ожидать в Альберт-парке тактики одного или даже двух пит-стопов едва ли стоит. Скорее всего, чтобы спокойно добраться до финиша, большинству гонщиков придется совершить как минимум три визита в боксы.

Пара пилотов Ferrari лидирует на старте Гран При Австралии 2003 года

В 2003-м году резина Michelin и Bridgestone была хорошо знакома командам, но гонка от этого не стала менее интересной – в тот день в Альберт-парке хватало самых разных неожиданностей, а победу в итоге одержал пилот, стартовавший с рекордно низкой для этой трассы 11-й позиции.

Прошедший незадолго до старта дождь поставил стратегов перед сложной задачей. Можно было рискнуть и использовать для первого отрезка гонки слики – но в этом случае велика вероятность ошибки на первых кругах. Промежуточные шины страховали от неприятностей такого рода, но лишний пит-стоп в дебюте гонки едва ли повышал шансы на хороший результат. В итоге практически все остановились именно на втором варианте.

Кими Райкконен из McLaren, которому после неудачной квалификации досталось только 15-е место на старте, уже в конце прогревочного круга направился в боксы за сликами. Старт, на удивление, обошелся без неприятностей – пилоты Ferrari, которым даже серьезные перемены в регламенте не помешали уверенно выиграть квалификацию, сохранили две первые позиции, следом расположился Williams Хуана-Пабло Монтойи.

Райкконен без проблем удерживался на трассе, потому в McLaren решили заменить шины и второму своему пилоту, Дэвиду Култхарду. Асфальт к тому времени уже практически высох, и этот ход оказался верным – следом в боксы потянулись и остальные, а шотландец смог выиграть несколько позиций. Более того, еще через несколько кругов оставаться на промежуточной резине стало вовсе опасно, что доказал Рубенс Баррикелло. Алая машина бразильца не удержалась на трассе и врезалась в ограждение.

После пит-стопов лидером стал Монтойя, который рискнул стартовать на сликах. Колумбиец благодаря смелому шагу получил серьезное преимущество, но дважды подряд все его старания сводила на нет машина безопасности, выезжавшая на трассу после очередного происшествия. В итоге Хуан-Пабло утратил первую позицию после собственного пит-стопа, а возглавил гонку, весьма неожиданно, Кими Райкконен.

Верная тактика позволила финну пробиться с последнего места на первое, но на протяжении долгого времени его позиции осаждал Михаэль Шумахер. У немца, потерявшего время из-за заминки механиков в боксах, было определенное преимущество в скорости – но обгонять в Альберт-парке всегда было довольно непросто, потому сломить сопротивление неуступчивого финна пятикратному чемпиону мира никак не удавалось. В одном из эпизодов Михаэль, казалось, все же вышел вперед, но Кими хладнокровно удержал выгодную траекторию, вынудил соперника выехать на траву и удержался впереди.

Кими Райкконен отражает атаки Михаэля Шумахера на Гран При Австралии 2003 года

Увы, этот поединок оказался прерван судейским вердиктом – Райкконен, как выяснилось, превысил скорость в боксах. Но и его сопернику судьба преподнесла неприятный сюрприз – на Ferrari Шумахера сорвало с крепления боковой дефлектор: деталь волочилась за машиной по асфальту, что не только отрицательно сказалось на скорости, но и представляло определенную угрозу безопасности. Потому гонщику был показан довольно редкий в наши дни флаг – черный с оранжевым кругом, означающий необходимость устранить поломку.

Визит в боксы лишил Михаэля лидерства, которое вновь перешло к Монтойе. Казалось, теперь ничто не помешает представителю Williams довести гонку до победы – ведь до финиша оставалась всего полтора десятка кругов. Но не тут-то было. Затормозив в очередной раз на входе в послестартовую «эску», Хуан внезапно потерял контроль над машиной, и та, заскользив, едва не врезалась в ограждение. Колумбиец смог продолжить движение, но только вторым – мимо успел проехать Дэвид Култхард.

Шотландец стартовал в Альберт-парке только с 11-й позиции, но смог напомнить о своих лучших деньках. Верная стратегия и безошибочный пилотаж позволили ему подняться на вершину подиума. Это была 13-я и последняя в карьере победа гонщика. Монтойя в итоге оказался вторым, а Кими Райкконен смог отстоять третье место под непрекращающимися атаками Шумахера. До этого Михаэль финишировал в первой тройке 19 раз подряд, но довести серию до круглой цифры не смог. Более того, немец утратил лидерство в общем зачете впервые с Гран При Италии 2000 года! Впрочем, все это не помешало гонщику в конце сезона завоевать очередной титул.

Читайте ещё