Гран При Венгрии : Пресс-конференция в пятницу

Слева направо: (первый ряд) Стефано Доменикали, Норберт Хауг, (второй ряд) Кристиан Хорнер, Франц Тост

Участники: Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Франц Тост (Toro Rosso), Норберт Хауг (Mercedes-Benz), Стефано Доменикали (Ferrari)

Вопрос: Кристиан, Red Bull Racing выиграла две предыдущие гонки. Как это сказалось на настрое команды и лично на Марке Уэббере? Ему удалось сбросить груз с плеч?
Кристиан Хорнер: Для Марка немецкий уик-энд сложился просто фантастически – после 130 попыток он впервые завоевал поул и выиграл гонку. Это действительно заслуженный результат – надеюсь, теперь ему будет немного легче. Можно думать о том, что способен победить, а можно просто это знать – Марк перешагнул рубеж, и я не сомневаюсь, что в ближайшее время его ждет немало подобных достижений.

Вопрос: Изменилась ли атмосфера на базе команды?
Кристиан Хорнер: Еще перед началом сезона каждый сотрудник завода Red Bull был невероятно мотивирован. Мы знали – у нас действительно неплохая машина. Усилия, направленные на ее доработку, поражают воображение, а преданность делу, продемонстрированная многими специалистами на базе команды и непосредственно на трассе, по-настоящему удивляют.

В этом сезоне дополнительной трудностью, помимо новых правил, стало отсутствие тестов, поэтому мы с невероятной скоростью разрабатывали новые элементы и старались как можно быстрее установить их на машину: детали, которые 10 дней назад существовали только в виде чертежей, уже к началу гоночного уик-энда занимали свое место в конструкции RB5. Впрочем, парням из Милтон Кинса не привыкать к подобным испытаниям. Конструкторский штаб во главе с Эдрианом Ньюи сработал очень неплохо, что и привело к недавним успешным результатам.

Вопрос: Вы упомянули конструкторский штаб и темп доработки, однако я удивлен отсутствием каких-либо модификаций в преддверии Гран При Венгрии. Пару этапов назад вы представили новый носовой обтекатель и усовершенствованный двойной диффузор, но, возможно, следовало привезти что-то и на эту гонку?
Кристиан Хорнер: Мы привезли незначительные модификации, поскольку стараемся дорабатывать машину в каждой гонке. Это не так-то просто, а предстоящий летний перерыв станет дополнительным вызовом: мы не сможем работать над машиной, поэтому в ближайшую неделю должны успеть подготовить все необходимое для гонки в Валенсии.

Впереди действительно важный уик-энд – теоретически это территория Brawn GP, и мы непременно должны навязать им борьбу, однако есть и другие соперники, которые окажутся очень быстры.

Вопрос: Как вы оцениваете расстановку сил между Red Bull Racing и Brawn в двух предыдущих гонках? Им не подошла погода, а вы, в свою очередь, добились прогресса?
Кристиан Хорнер: Я доволен раскладом сил в двух последних гонках, мы определенно сделали шаг вперед. У Brawn GP отличная машина, они уверенно начали сезон и сразу же заявили о себе, однако недавно мы добились серьезного прогресса.

Мы постепенно раскрываем потенциал двойного диффузора – элемента, который больше всего повлиял на скорость машины. Впервые он был опробован в Монте-Карло, затем в Сильверстоуне – чем лучше мы понимаем его работу, тем больше простор для модернизации. Думаю, нечто подобное будет происходить до самого конца сезона.

Вопрос: Франц, пожалуй, сейчас вам в первую очередь приходится думать о формировании собственной группы инженеров. Как идут дела?
Франц Тост: Довольно неплохо – мы уже набрали 220 сотрудников, запустили аэродинамическую трубу в Бистере, в ближайшие две-три недели установим в Фаэнце оборудование для вычислительной гидродинамики. Всё идет по плану!

Вопрос: Модификации, привезенные на эту гонку – они разработаны этими сотрудниками?
Франц Тост: Нет, эти доработки получены от Red Bull Technology. Мы по-прежнему получаем от них чертежи деталей, предназначенных для STR4, а наш собственный конструкторский штаб работает над машиной для следующего сезона.

Вопрос: Как показали себя эти доработки во время сегодняшних свободных заездов?
Франц Тост: В целом неплохо, команда добилась определенного прогресса. Мы работали с достаточным количеством топлива – надеюсь, завтра нам удастся пробиться во вторую часть квалификации.

Вопрос: Здесь за вас выступает новый гонщик – Хайме Альгерсуари, самый молодой дебютант в истории Формулы 1, которому, определенно, не хватает опыта. Почему вы решили пригласить его, тем более на данном этапе чемпионата?
Франц Тост: Причина – недовольство другим гонщиком, которого в итоге и заменили. Кроме того, Red Bull, а конкретно – Дитрих Матешиц, приобрел вторую команду, желая дать молодым талантам шанс дебютировать в Формуле 1. Как вам известно, Red Bull весьма успешно реализует программу подготовки молодых гонщиков, среди которых Хайме оказался самым быстрым и опытным. Да, сейчас он самый юный участник чемпионата, но на его счету 118 стартов, 17 побед, 36 подиумов, чемпионский титул в британской F3 и неплохие достижения в аналогичной мировой серии. В минувшее воскресенье в Ле-Мане Хайме финишировал третьим – не думаю, что ему на самом деле не хватает опыта. Сегодня он безошибочно проехал восемьдесят два круга, показав неплохой результат – пожалуй, Red Bull сделала правильный выбор, с этим парнем нас ждет большое будущее.

Почему мы усадили его за руль уже в Венгрии? Пять недель назад Альгерсуари выступал здесь в Мировой Серии Renault и, если я не ошибаюсь, финишировал шестым. Следовательно, он знает эту трассу, и мы рисковали бы гораздо больше, выбрав для дебюта Валенсию или Спа. Хайме должен быть рад тому, что наконец-то сел за руль Формулы 1 – уверен, он справится.

Вопрос: Норберт, здесь вы используете KERS, а в предыдущей гонке разница между машинами, оснащенными данной системой, и теми, что ехали без нее, оказалась весьма заметной, особенно если судить по стартовому рывку Льюиса Хэмилтона, который, как мне кажется, во многом был обусловлен именно KERS. Здесь можно ожидать чего-то подобного?
Норберт Хауг: Не знаю, насколько достоверны сегодняшние результаты, но надеюсь, что именно так и произойдет. У нас солидное преимущество на первом секторе – не могу сказать, точны ли указанные отрывы, но мы действительно показали неплохую скорость на стартово-финишной прямой.

Пожалуй, на Нюрбургринге Льюис имел все шансы выступить лучше, но Марк неумышленно зацепил его машину, пробив колесо McLaren – в противном случае Льюис оказался бы первым на выходе из поворота и, как продемонстрировал Хейкки Ковалайнен, мог лидировать на протяжении пятнадцати кругов. Обычное невезение, никакого злого умысла.

Во время старта легко повредить переднее антикрыло или какой-то другой элемент, но Льюис прорвался с пятой позиции, опередив четверых соперников на очень быстрых машинах, что весьма показательно. На Нюрбургринге не такая уж и длинная стартовая прямая, потому этот рывок вдвойне удивителен. Разумеется, здесь я рассчитываю на честно подобное – было бы неплохо квалифицироваться чуть выше, однако здесь возникают некоторые сомнения. Возможно, нам удастся отыграться на старте, а там посмотрим, как сложится гонка.

Нужен более высокий темп – сейчас мы не можем бороться за победы, но после Сильверстоуна, где команда оказалась в самом хвосте пелотона, нам удалось значительно прибавить. Вы сами могли убедиться в этом на Нюрбургринге – надеюсь, мы движемся в правильном направлении.

Возвращаясь к сути вашего вопроса, KERS – это серьезное подспорье не только здесь, но и на многих других трассах: даже в Монако мы ехали достаточно быстро, и пусть не добились результата, выглядели вполне конкурентоспособно. На быстрых автодромах вроде Турции и Сильверстоуна дела шли из рук вон плохо, но на не самом скоростном Нюрбургринге мы сработали вполне уверенно – хочется верить, что здесь команда сделает еще один шаг вперед.

Вопрос: Вы говорили, что были бы ради видеть в команде немецкого гонщика. Как обстоят дела с Льюисом и Хейкки?
Норберт Хауг: Я говорю об этом на протяжении последних пятнадцати лет и до их пор не изменил своего мнения, однако должен кое-что пояснить. Ходили слухи, что Льюис опасается немецкого напарника, но смею вас заверить, что раз уж в дебютном сезоне с тобой выступал Фернандо Алонсо, и ты ни в чем ему не уступил, тебе уже некого бояться.

Посмотрим, как будут развиваться события. Хейкки сработал очень неплохо – его результаты в квалификации и гонке практически не уступают результатам Льюиса, а если после девяти этапов чемпионата счет между напарниками не 9:0, это вполне положительный момент. Сейчас ситуация равная, нужно учитывать данное обстоятельство, но никаких решений пока не принято.

Разумеется, мы следим за другими кандидатами – такова наша работа, искать новые возможности. Мы давно помогаем молодым гонщикам, и я очень рад успехам Себастьяна Феттеля и многих его соотечественников: если они оказываются быстрее нас, это тоже здорово, а нам самим в таком случае нужно работать эффективнее. Пожалуй, это правильный подход – признавать, что соперники также способны добиваться успеха – но не думайте, что команда опускает руки: очень скоро мы обретем былую силу.

Вопрос: Будущее Гран При Германии находится под сомнением, в этом сезоне уже не будет Гран При Франции, этапа в США, да и ситуация вокруг Сильверстоуна также выглядит неопределенной. Говорят, команды обеспокоены возможной отменой этапов чемпионата на ключевых рынках. Каким образом вы можете изменить положение дел? На что рассчитывают автопроизводители?
Норберт Хауг: Во-первых, гонка в Великобритании ответила на многие вопросы. Я с удивлением слышал крики болельщиков, когда Льюис боролся с Фернандо за семнадцатую позицию – кажется, все встали со своих мест и аплодировали. Они настоящие энтузиасты, и если этап в Сильверстоуне оказался недостаточно интересным, мы должны соперничать активнее. Впрочем, людям понравилось то, что они видели, и было бы неразумным лишать их этой гонки. Да, можно переехать в Донингтон – это уже не мое дело – но владельцы Сильверстоуна доказали, что способны провести по-настоящему сенсационный Гран При.

Мне нравится эта историческая трасса, и пусть сегодняшние результаты оставляют желать лучшего, в прошлом наша команда одержала здесь несколько побед. Подобные автодромы должны присутствовать в календаре чемпионата мира, и если они смогут чередовать проведение гонки с Донингтоном – что ж, такой вариант тоже возможен. Аналогичная ситуация с Гран При Германии – думаю, у Хоккенхайма все-таки есть шанс. Нюрбургринг подарил нам неплохой уик-энд, и было бы неплохо сохранить в календаре обе эти трассы. FOTA вне зависимости от своего влияния хотела бы оставить в чемпионате все перечисленные гонки.

Вопрос: Стефано, как сработали новые детали?
Стефано Доменикали: По ходу дня мы работали над различными аспектами. Во-первых, началась подготовка к следующему сезону: нужно заранее прикинуть эффект от той или иной модификации, чтобы в запасе оставалось достаточно времени на возможную обкатку. Во-вторых, сегодня у нас возникли проблемы с резиной – Фелипе был недоволен балансом, а когда в конце сессии пробовал показать хороший результат, постоянно сталкивался с желтыми флагами, ну а Кими сработал неплохо.

Пожалуй, доработки обеспечили ожидаемый эффект, теперь нужно реально взглянуть на ситуацию – в прошлые годы результаты первого дня с трудом поддавались анализу, состояние трассы было далеко от идеального. Сегодня у многих гонщиков возникли трудности – они слишком широко выходили из поворотов или допускали небольшие помарки. Не стоит забывать и об уровне топлива – здесь эффект нескольких дополнительных килограммов особенно заметен.

Требуется предельная осторожность – до клетчатого флага любые выводы, по сути, бесполезны, однако… Норберт уже говорил нечто подобное – наша скорость не позволяет рассчитывать на победу, но следует быть готовым к непредвиденным ситуациям. Соперники стремятся доработать машины, но отрыв не так уж велик, и малейший прогресс способен изменить расклад сил. Когда выступаешь ниже собственных стандартов, главное – сохранять позитивный настрой: так было сегодня, но посмотрим, что случится завтра…

Вопрос: В какой мере вы работаете над подготовкой к следующему сезону и насколько вы сосредоточены на нынешнем чемпионате?
Стефано Доменикали: Сейчас мы целиком сосредоточены на чемпионате, но после августовского перерыва будем думать о следующем сезоне.

Вопрос: Многие говорили о результатах Кими и его будущем… Каким оно будет?
Стефано Доменикали: Знаю, вокруг немало слухов, но мы не привыкли оценивать результаты конкретного гонщика, а все время говорим о команде. Вы знаете, как обстоят дела с контрактами Кими и Фелипе, здесь ничего не изменилось, а больше мне добавить нечего. До 2010 года у нас есть действующие соглашения, в остальном – без комментариев.

Вопросы с мест

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Стефано, в Германии звучали предположения, что к Гран При Венгрии новый Договор Согласия все-таки будет подписан. Как развивается ситуация? Насколько близки позиции всех трех сторон?
Стефано Доменикали: Пожалуй, мы близки к итоговому соглашению. Учитывая всю сложность вопроса, чем ближе ты оказываешься к цели, тем сильнее взаимное давление сторон и их желание обнаружить какие-то дополнительные аргументы, однако я не сомневаюсь, что до августовского перерыва все будет решено.

Вопрос: (Петер Фаркас – Auto Motor) Вопрос для Стефано и Норберта. Говорят, в следующем году каждый гонщик получит всего пять моторов – по-вашему, это действительно осуществимо? Компания Cosworth выразила сомнения по поводу возможной перенастройки своих двигателей – если останется вариант с восьмью моторами на сезон, сможете ли вы поставлять их независимым командам по цене в пять миллионов евро?
Стефано Доменикали: Как я уже говорил, даже перед подписанием документа, включающего в себя спортивный и технический регламент, нет абсолютной ясности. Такова нынешняя ситуация – прежде всего, нужно уточнить все нюансы.

Вопрос: (Михаэль Травничек – Rallye and More) Господин Хауг, вы действительно считаете, что инциденты, подобные аварии Генри Сертиза, невозможны в Формуле 1? Если да, то почему?
Норберт Хауг: Я никогда не говорил ничего подобного.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Стефано, не могли бы вы пояснить, как должен проходить летний перерыв? Это нечто новое в Формуле 1, вам придется временно оставить работу…
Стефано Доменикали: Мы с нетерпением ждем этого перерыва – по крайней мере, за всю карьеру мне еще не приходилось отдыхать две недели в августе. Правда, для этого всем командам пришлось подписать соглашение, согласно которому в обозначенный период они не могут заниматься никакими рабочими процессами, кроме процессов, обеспечивающих сохранность зданий и оборудования. Никаких дизайнерских разработок, никакого производства – так мы пытаемся добиться экономии для всех команд.

Кристиан Хорнер: Будучи итальянцем, ты должен знать, что вся Италия в любом случае отдыхает целый месяц – вполне справедливо, если гоночная общественность на две недели последует ее примеру. Немного странно уходить на вынужденные каникулы, говорить людям, что они не могут работать, им нельзя приходить на базу, но это обязательная мера, согласованная в рамках FOTA и оформленная соответствующим документом.

Вопрос: (MC) Норберт, это касается и подразделений в Бриксуорте и Штутгарте?
Норберт Хауг: Безусловно.

Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Ваша цель – снижение расходов, однако команды привозят новые детали буквально на каждую гонку. Можно ли говорить о реальной экономии, если сейчас темп доработки высок, как никогда?
Франц Тост: Согласно новым правилам, возможности доработки будут серьезно ограничены. К примеру, в следующем году мы получим унифицированные антикрылья, а модернизировать сможем только три элемента – днище, монокок и противоударную структуру. Пожалуй, FOTA разработала действительно эффективную программу, позволяющую снизить расходы.

Кристиан Хорнер: Думаю, мы уже добились серьезной экономии – запрет на тесты сохранил немало средств. Кроме того, благодаря работе FOTA, FIA лишь согласовала предложенные меры – за последние три года цена на моторы значительно снизилась. Команды уже сократили свои бюджеты на 15-30% , а за счет планируемых ограничений на ресурсы экономия окажется более масштабной. Мы даже сократили число сотрудников, которые должны выезжать на трассы в следующем году. Пожалуй, Формула 1 действует вполне осмысленно, взяв расходы под строгий контроль – приятно видеть сразу три новые команды, подавшие заявки на участие в следующем сезоне, хотя без ограничений на ресурсы их дебют был бы заведомо невозможен.

Норберт Хауг: Двигатели – особая тема. Два года назад стоимость контракта на поставку моторов была в четыре раза больше той суммы, которая запланирована на следующий сезон. FOTA много работала над этой проблемой, и итоговое решение – целиком ее заслуга. Разумеется, нужно еще собрать эти моторы, но три года назад никто не мог представить себе нечто подобное. Сейчас Mercedes-Benz тратит на Формулу 1 на 30% меньше средств, и это только начало – думаю, нам по силам добиться большей экономии, и ограничения на ресурсы – хороший способ достичь поставленных целей.

Мои коллеги вложили в это дело гораздо больше сил, нежели я сам – к примеру, Мартин Уитмарш работал практически без отдыха, однако в ассоциации царила фантастическая атмосфера, что говорит о, в каком-то смысле, новой Формуле 1: вы соревнуетесь на трассе, но вне автодрома тесно сотрудничаете – думаю, это действительно серьезный шаг вперед.

FOTA продолжит работу и будет совершенно открыта для СМИ, но это не просто слова – мы хотим постепенного прогресса. Нужно кое-что нужно улучшить, чтобы зрители еще больше полюбили этот спорт, чтобы они видели больше интересных гонок – у команд уже есть несколько идей, а их сотрудничество можно назвать по-настоящему конструктивным.

Стефано Доменикали: Думаю, Норберт абсолютно прав. Не стоит недооценивать тот факт, что нам удалось сэкономить средства во многом благодаря работе FOTA, особенно если речь идет о затратах на моторы. Надеюсь, вскоре мы подпишем новый Договор Согласия, а сейчас ассоциация должна целиком сосредоточиться на тех моментах, что уже были озвучены в самом начале этого разговора – на различных предложениях по улучшению зрелищности и применении ранее согласованных ограничений.

Пора вернуться к основной цели FOTA – совместной работе с FIA в попытке найти нечто новое, несущее благо всей Формуле 1. Нужно удержать спонсоров, партнеров – как только экономическая ситуация стабилизируется, они снова сочтут чемпионат достаточно привлекательным с инвестиционной точки зрения. Если не начать действовать сейчас, мы упустим конечный результат. К сожалению, мы отстаем от намеченных планов, но готовы вернуться к работе.

Вопрос: (Петер Фаркас – Auto Motor) Кристиан только что упомянул запрет на тесты, но каково будущее подобных ограничений? Я слышал, многие гонщики и даже руководители команд считают, что тестов в рамках гоночного уик-энда недостаточно. Есть шанс изменить ситуацию?
Кристиан Хорнер: Вопрос о тестах сейчас рассматривается в рамках специальной рабочей группы. Перед началом сезона у команд будет пятнадцать дней для работы на трассе, не считая трех дней, отведенных для молодых гонщиков. Думаю, нас ждет несколько дискуссий по поводу того, когда приглашать на тесты этих молодых гонщиков, чтобы в конечном итоге не воспрепятствовать их возможному дебюту в Формуле 1. Непросто найти разумное решение, но мы справимся.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Сокращение расходов подразумевает увольнение сотрудников – не могли бы вы прокомментировать кадровый состав команды на следующий сезон: насколько уменьшится число занятых в отделе аэродинамики, отделе двигателей, отделе шасси?
Стефано Доменикали: Могу лишь сказать, что мы пытаемся сократить число сотрудников, выезжающих на гонки. В остальном это внутреннее дело нашей организации – у каждого свои порядки, нельзя говорить, что все действуют практически одинаково.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё