Гран При Турции : Пресс-конференция в четверг

Участники: Дженсон Баттон (Honda), Хейкки Ковалайнен (McLaren-Mercedes), Роберт Кубица (BMW Sauber), Казуки Накаджима (Williams).

Вопрос: Казуки, как в случае с Circuit de Catalunya, вам уже доводилось выступать на Istanbul Park, пусть даже не за рулем Формулы 1. Каково это, приезжать на знакомые автодромы?
Казуки Накаджима: Я бывал в Малайзии, Бахрейне и Мельбурне, но трассу в Барселоне знаю гораздо лучше. Что касается Istanbul Park – в прошлом году я неплохо выступал здесь в серии GP2, и теперь с нетерпением жду старта Гран При. Отличная трасса с множеством непростых поворотов – гонка обещает быть интересной.

Вопрос: В этом году вы набрали очки в двух из четырех прошедших гонок – отличный результат! Вас это удивляет?
Казуки Накаджима: Не совсем. В этом году финишировать в первой восьмерке очень трудно, нужно использовать любую возможность. Думаю, я сработал неплохо, набрав пять очков. Возможно, я сам удивлен такому результату, но это моя работа – зарабатывать очки.

Вопрос: В квалификации случаются и провалы. Дело в машине или в чем-то еще?
Казуки Накаджима: Во всем понемногу. В Барселоне я доказал, что могу хорошо выступить в квалификации, теперь нужно добиться стабильности. С каждым разом я набираюсь опыта, посмотрим, какова будет ситуация в конце сезона.

Вопрос: Дженсон, в предыдущей гонке вы тоже набрали очки. Это придает оптимизма?
Дженсон Баттон: Да, конечно! В первых Гран При квалификация проходила неплохо, но в гонке я не мог показать, на что способен – дважды попадал в аварию уже в первом повороте. Приятно, наконец, добраться до финиша и набрать не одно, а три очка. Да, впереди еще много работы, но с каждой гонкой мы прогрессируем – все идет по плану.

Вопрос: Для этой гонки команда подготовила какие-нибудь новинки?
Дженсон Баттон: Мы подготовили некоторые элементы, которые должны сделать машину быстрее. Думаю, эта трасса лучше подходит нашей машине, чем кочковатая Circuit de Catalunya – там RA108 вела себя нервно. Надеюсь, в квалификации мы выступим хорошо, а там посмотрим – если до финиша доедут все, набрать очки будет непросто.

Вопрос: Как будет вести себя машина без трекшн-контроля?
Дженсон Баттон: В скоростных поворотах проблем с нехваткой сцепления быть не должно – естественный наклон полотна позволяет проходить их на высокой скорости, а в медленных связках придется постараться. Впрочем, на этот раз в Стамбуле не так жарко, резина не будет перегреваться или изнашиваться слишком быстро, правда, из-за прохладной погоды более мягкий состав смеси может начать гранулироваться. Поживем-увидим.

Вопрос: В этот уик-энд ваш напарник отмечает знаменательную дату. Нет сомнений – будет праздник!
Дженсон Баттон: Да, 257-я гонка в карьере, насколько мне известно.

Вопрос: Именно!
Дженсон Баттон: Это фантастика! И Рубенс не выглядит на свои 37 лет!

Вопрос: Вам не кажется, что с годами он едет чуть медленнее?
Дженсон Баттон: Нет, в этом сезоне он по-прежнему быстр. Приятно работать с таким конкурентоспособным и опытным напарником, как Рубенс. Мы отлично ладим друг с другом!

Вопрос: Роберт, в 2006-м вы впервые приехали на Istanbul Park и финишировали пятым. Восьмое место в прошлом году, а в предыдущих гонках этого сезона – второе, третье и четвертое. На что рассчитываете сейчас?
Роберт Кубица: Не могу отнести Istanbul Park к любимым трассам. В 2006-м у меня возникли проблемы с шинами, а в прошлом году я стартовал неплохо, но шины вновь гранулировались. В этот раз машиной управлять легче, надеюсь, я буду конкурентоспособен.

Вопрос: В квалификации все складываетсяе хорошо, но в гонках результаты раз от раза хуже…
Роберт Кубица: Это зависит от того, сколько топлива у вас на борту. В Австралии я стоял на первом ряду, но не добрался до финиша из-за столкновения с Накаджимой, а в Малайзии стартовал на тяжелой машине и отыграл несколько позиций. В Бахрейне мы не могли угнаться за Ferrari, а в Барселоне ехали в одном темпе с McLaren и понимали, что после первого круга должны быть впереди, но упустили Хэмилтона.

Вопрос: Хейкки, приятно снова видеть вас! Рады, что вы получили допуск к гонке. Расскажите, что вам пришлось делать...
Хейкки Ковалайнен: Подобную проверку проходят все пилоты, начинающие карьеру в Формуле 1. Это комбинация тестов и расчетов – врачи проверяют работу мозга и скорость реакции. Я прошел тест этим утром и улучшил свой результат, показанный перед Гран При Австралии прошлого года. Похоже, авария пошла на пользу!

Вопрос: Как восстановились после аварии?
Хейкки Ковалайнен: В понедельник после гонки немного болела голова, но потом я быстро пошел на поправку и в четверг покинул Испанию, а уже в субботу приступил к тренировкам в Финляндии. Вместе с врачом McLaren я пришел в спортивный институт, сотрудничающий с командой, и начал готовиться к гонке. Я в полном порядке и с нетерпением жду продолжения.

Вопрос: Когда в прошлом году я спросил Роберта об аварии в Монреале, он отшучивался. Вы видели сам момент аварии? Какова была ваша реакция?
Хейкки Ковалайнен: Я видел повтор – это была серьезная авария, из которой я вышел невредимым. Думаю, мне повезло, но хочу подчеркнуть, что стандарты безопасности, установленные FIA, сработали, как надо – машина приняла удар на себя, а медицинская бригада и маршалы быстро вытащили меня из кокпита. Нужно продолжать совершенствовать безопасность, но в тот день все усилия оправдали себя.

Вопрос: Роберт, вы удивлены, что Хейкки так быстро восстановился? Вам тогда пришлось пропустить гонку…
Роберт Кубица: Нет, я не удивлен. Он сказал, что ему повезло – на следующий день после аварии у него просто болела голова. Я был в похожей ситуации – голова не болела, но ныла лодыжка. Между гонками тогда была всего неделя, и я не мог выйти на старт. Мы рады, что Хейкки снова с нами – если он выступит неплохо, все скажут – авария сделала его сильнее. Так говорили про меня, но это не было правдой.

Вопросы с мест

Вопрос: (Уилл Бакстон – Australian Motorsport News) Несколько слов об уровне безопасности современной Формулы 1.
Хейкки Ковалайнен: Как я уже сказал, все сработало, как надо – машина, защитный барьер, медицинская бригада. Дело не только в везении – работа оправдала себя. Я не могу не поблагодарить FIA, но если есть, что улучшить, нужно сделать это.

Роберт Кубица: Я думаю так же. FIA проделала фантастическую работу, инцидент с Хейкки и моя авария в Канаде показали, что стандарты безопасности в Формуле 1 очень высоки, и федерация не стоит на месте.

Дженсон Баттон: Формула 1 никогда не будет безопасным спортом. Безопасность гонок – главная цель GPDA, и вместе с FIA мы стараемся повысить стандарты без ущерба для зрелищности Гран При.

Казуки Накаджима: Гонки стали намного безопаснее. Здорово, что FIA и пилоты работают вместе – это нужное дело.

Вопрос: (Уилл Бакстон – Australian Motorsport News) Вопрос для Дженсона, Роберта и Хейкки. Дженсон – Монако'03, Роберт – прошлогодний Гран При Канады, Хейкки – две недели назад в Испании. Как мне кажется, все вы теряли сознание и не помните сам момент аварии. Это помогло вернуться в норму?
Дженсон Баттон: Если вы остались целы и на следующий день чувствуете себя хорошо, то быстро забываете произошедшее. Травма заставляет думать об аварии дольше, но вы знаете, что уцелели в ситуации, из которой не думали выйти живым, и уверены и в машине, и трассе.

Роберт Кубица: В моем случае все было несколько иначе, я помню большую часть аварии. Как сказал Дженсон, это заставляет чувствовать себя увереннее. Авария показывает, насколько безопасна Формула 1, и насколько прочны машины.

Хейкки Ковалайнен: Все, что я могу добавить – я не терял сознание. Подоспевшие на место событий маршалы говорили, что я был в сознании, они помогли мне выбраться из кокпита, но я не помню этого – видимо, такова защитная реакция организма. Может, когда-нибудь эти события всплывут в памяти, но сейчас я могу говорить лишь о том, что видел на повторе.

Вопрос: (Марк Шуэр – Premiere TV) Хейкки, еще один вопрос. Когда машина влетела в защитный барьер, шины не ударили по голове? Вы были зажаты в машине, или вы не помните этого?
Хейкки Ковалайнен: Да, я видел это на фотографиях. Я был завален шинами, но не помню, как это произошло.

Вопрос: (Марк Шуэр – Premiere TV) Есть отметины на шлеме?
Хейкки Ковалайнен: Да, и довольно много, но шлем выполнил свою задачу. Он погасил удар, и голова осталась цела, а это самое главное.

Вопрос: (Марк Шуэр – Premiere TV) Дженсон, вы говорили о шинах. В прошлом году, когда асфальт прогрелся до +50, вы ехали на жестком составе. В этот раз прогноз обещает +20 – могут быть проблемы с прогревом шин?
Дженсон Баттон: Зимой мы тестировались при более прохладной погоде и успешно прогревали резину, просто в Турции необходимости в этом прежде не было. В ближайшие несколько дней шинам предстоит поработать в других условиях, нужно уделить им особое внимание. Прошлогодние данные телеметрии будут полезны, но в целом ситуация изменится.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Хейкки, эта авария стала самой серьезной в вашей карьере? Вы впервые не помните всех событий?
Хейкки Ковалайнен: Положительный ответ на оба вопроса. Раньше у меня не было провалов памяти. Я попадал в довольно серьезные аварии, но не отключался.

Вопрос: (Доминик Фужере – Le Journal de Montreal) Вопрос для всех: Я прошу вас мысленно перенестись на месяц вперед: если я скажу «Монреаль», каким будет ваш ответ?
Дженсон Баттон: Отличный бифштекс, фантастический бифштекс! Трудно предположить, что будет через четыре недели. Думаю, определится круг претендентов на титул, а мы, как команда, прибавим – пусть не так, чтобы соперничать с лидерами, но прибавим.

Вопрос: Я хотел услышать ассоциации…
Дженсон Баттон: Бифштекс – моя ассоциация! В Монреале много хороших ресторанов, один из которых – Buena Notte – просто фантастический!

Казуки Накаджима: Что ж…

Дженсон Баттон: Девушки тоже замечательные!

Казуки Накаджима: И окрестности!

Хейкки Ковалайнен: Я не знаю, что сказать. Красивый город, красивая трасса, но нет смысла так далеко заглядывать в будущее. Я думаю о настоящем и постараюсь принимать правильные решения.

Роберт Кубица: Это не самая любимая трасса.

Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Хейкки, что вы запомнили уже после аварии?
Хейкки Ковалайнен: Я помню, как был в палате интенсивной терапии, меня окружали люди. Я не понял, что произошло, и спросил у нашего врача: «Что мы тут делаем?» Он рассказал, что случилось, с того момента я помню все.

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto Motor und Sport) Хейкки, шины смягчили удар, но потребовалась масса времени, чтобы извлечь вас из завала. Это проблема?
Хейкки Ковалайнен: Разумеется, но я не был травмирован и не торопился покинуть кокпит, шины не угрожали моей жизни, они сработали как надо. Но если бы я получил травму, потребовалось бы как можно скорее извлечь меня из кокпита. Надо подумать, как действовать в такой ситуации.

Вопрос: (Хайнц Прюллер – ORF) Могу я задать вам личный вопрос: в это воскресенье отмечается День Матери. Расскажите о своем детстве, первых шагах…
Дженсон Баттон: В воскресенье День Матери?! Думаю, все мы можем сказать, что мамы сыграли большую роль в нашей жизни. Моя мама большая поклонница гонок, в Монако вы сможете сами спросить ее об этом. Она поддерживает меня, но не дает витать в облаках.

Казуки Накаджима: Я не знал о празднике. Да, когда я занимался картингом, мама водила меня на картодром, а после тренировки забирала домой.

Хейкки Ковалайнен: Моя мама всегда интересовалось тем, чем занимаются ее дети, она поддерживала меня. В воскресенье, когда я гонялся, она была на работе. Отец позвонил ей и сказал «Хейкки попал в аварию», на что она ответила «ОК». Она поехала домой, увидела повтор и чуть не сошла с ума, но сейчас все в порядке. Думаю, мне следовало сделать ей более приятный подарок, чем звонок из госпиталя со словами «Я попал в аварию».

Роберт Кубица: Мама важна для каждого человека. Именно благодаря моим родителям я здесь.

Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere della Sera) Дженсон, говорят, Honda не пожелала видеть Super Aguri в паддоке. Что вы можете сказать об этом? Насколько плохо для спорта терять команду по ходу сезона?
Дженсон Баттон: Думаю, вам следует поговорить с Ошима-сан или Ником Фраем, они лучше меня ответят на ваш вопрос. Обидно за Такуму и Энтони – трудно провести несколько гонок и потерять работу в Формуле 1. Надеюсь, они оба смогут вернуться.

Вопрос: (Доминик Фужере – Le Journal de Montreal) Вернемся к защитным барьерам. Не кажется ли вам, что было бы лучше, если бы перед стальной оградой были не разлетающиеся в разные стороны покрышки, а слой пены, как в американских гонках?
Дженсон Баттон: В Формуле 1 мы врезаемся в барьер под значительно большим углом, нежели гонщики, выступающие на овалах в США, и при наших скоростях такая конструкция барьера была бы менее безопасной. Что думаешь, Хейкки?

Хейкки Ковалайнен: Согласен, но речь не идет о том, чтобы просто добавить барьер там и тут. В девятом повороте Circuit de Catalunya все сработало, нужно подумать, как обустроить наиболее опасные места на всех трассах.

Вопрос: (Марко Деглиносенти – La Gazzetta dello Sport) Хейкки, я не уверен, правильно ли понял вас. Вы сказали, что ваше первое воспоминание после аварии – госпиталь? Но когда вас увозили с трассы, вы подняли руку. О чем вы думали тогда? Или вы были без сознания?
Хейкки Ковалайнен: Я не помню, что поднимал руку, но я не терял сознания. Я помогал людям, вытаскивавшим меня, просил снять шлем, говорил, что не травмирован– просто мой мозг не запечатлел все это и «опомнился» уже в госпитале. Думаю, вы были рады, что я поднял руку, в тот момент я, видимо, считал, что все в порядке.

Читайте ещё