Гран При Сингапура : Пресс-конференция в воскресенье

Слева направо: Нико Росберг, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон

1. Фернандо Алонсо (Renault)
2. Нико Росберг (Williams)
3. Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes)

Вопрос: Фернандо, механические проблемы в субботу и фантастический пилотаж в воскресенье…
Фернандо Алонсо: Невероятно! Первый подиум и первая победа в этом сезоне, я счастлив! Я не могу в это поверить, думаю, потребуется ещё пара дней. Приблизиться к соперникам казалось абсолютно невозможным, но в этот раз мы были быстры с самого начала уик-энда. Как вы уже заметили, вчера нам не повезло, но сегодня удача оказалась на нашей стороне. Мы стартовали из последних рядов, но появление машины безопасности помогло мне выиграть гонку.

Вопрос: Появление машины безопасности было вызвано аварией вашего напарника Нельсона Пике. Вы совершили пит-стоп тремя кругами раньше и оказались в выгодной ситуации…
Фернандо Алонсо: Да, неудача вчера и удача сегодня. Мы очень агрессивно проехали первый отрезок дистанции, поскольку знали, что обгонять здесь практически невозможно. Мы думали о тактике с единственным пит-стопом, но износ тормозов вызывал опасения, поэтому нужно было отыграть максимум позиций на старте и первом круге. Сначала нам повезло, а потом я смог создать неплохой отрыв – сегодня машина была великолепна.

Вопрос: После второго рестарта на более твердой резине вы сразу ушли вперед, отыгрывая по 2-3 секунды на круге…
Фернандо Алонсо: Думаю, шины обеспечили мне некоторое преимущество над Нико, ведь в конце гонки я ехал на мягкой резине, которая работала чуть лучше. На свободной трассе я старался не использовать предельные обороты, но во время рестарта раскрутил двигатель и, за счет лучшей резины, сразу ушел в отрыв.

Вопрос: Нико, воторе место - ваш лучший результат в карьере. На старте все выглядело не очень здорово, к тому же, вам пришлось заехать в боксы, когда пит-лейн был закрыт, и отбывать штраф…
Нико Росберг: Я стартовал с грязной стороны трассы и застрял позади Ярно. Он ехал очень медленно – наверное, его машина была тяжелой от топлива, поэтому мне нужно было как можно скорее совершить обгон, однако в первом повороте я оказался недостаточно близко, а в седьмом атаковать на торможении практически невозможно – слишком много неровностей на асфальте. Пришлось выждать время, поравняться и в последний момент ударить по тормозам – честно говоря, маневр получился весьма опасным, я заблокировал резину, но обгон удался. Дальше я поехал в квалификационном темпе, это был мой единственный шанс оторваться от соперников.

Вопрос: До штрафа вы успели создать отрыв и обеспечили себе высокую позицию ближе к концу гонки…
Нико Росберг: Когда я увидел, что сейфти-кар покидает пит-лейн как раз в тот момент, когда команда уже позвала меня в боксы, то подумал: «Это невозможно, каждый раз происходит одно и то же!» Мне казалось, что гонка потеряна, но вскоре я понял, что могу создать комфортный отрыв, позволяющий сохранить высокую позицию даже после Stop&Go.

Вопрос: Похоже, машина выглядела действительно неплохо…
Нико Росберг: Да, на этой трассе мы были конкурентоспособны, что не может не радовать. У нас все получилось – это фантастический результат и для меня, и для команды.

Вопрос: Льюис, как прошел ваш первый пит-стоп?
Льюис Хэмилтон: Весьма неплохо. Честно говоря, мне пришлось пропустить несколько машин, включая Фелипе и Нико, поэтому я потерял немного времени. К счастью, это не обернулось проблемами. Мы держали неплохой темп, досадно лишь, что я оказался запертым позади Дэвида, который ехал на секунду медленнее лидеров. Приблизиться к нему и провести обгон было очень непросто – он фантастически провел гонку. Тем не менее, удалось подняться на подиум и заработать очки.

Вопрос: Расскажите о последней стадии гонки – о чем вы думали?
Льюис Хэмилтон: Я старался приблизиться к Нико, чтобы иметь возможность атаковать, но мне не следовало рисковать, поскольку обе машины Ferrari не претендовали на очки. Я выкладывался по максимуму, но в последних поворотах обгонять практически невозможно. Впрочем, мне понравилась эта трасса, хотя с точки зрения пилотажа она самая сложная в сезоне.

Вопрос: В начале гонки Фелипе начал отрываться, а Кими постепенно сокращал отставание. Что вы чувствовали в тот момент?
Льюис Хэмилтон: На первых кругах я ехал в одном темпе с Фелипе, но более активно использовал резину, ведь это была единственная возможность совершить обгон. К сожалению, задние шины износились слишком быстро. В Ferrari явно лучше использовали резину, однако тяжелый уик-энд позади, мы набрали очки, я доволен.

Вопрос: Фернандо, что вы думаете об этой незабываемой сингапурской ночи? Здесь столько нового, но вы одержали победу…
Фернандо Алонсо: Да, это потрясающий уик-энд для нас и для всей Формулы 1. Мы получили новый вызов, который войдет в историю как первая ночная гонка. Уверен, вскоре появятся другие подобные этапы, ведь идея очень хороша. У нас не возникло никаких проблем, и зрителям такие гонки гравятся. Вряд ли каждый Гран При будет проходить в темное время суток, но некоторые из них вполне реально сделать ночными.

Сезон складывается очень непросто для ING Renault F1, но команда ведёт борьбу за четвертое место в Кубке Конструкторов и своей работой заслужила эту победу. Поначалу мы уступали BMW целую секунду на круге, но сейчас едем в одном темпе, если не лучше. Впереди еще три гонки и новый сезон – мы не намерены расслабляться.

Вопрос: Фернандо, что значит этот успех лично для вас лично и для Renault?
Фернандо Алонсо: Он значит очень многое. Мы всегда рассчитываем на победу, но, как правило, уже в пятницу понимаем, что эта цель недостижима. В этот раз все было иначе – мы сразу были быстры, хотя не использовали симуляторов, и надеялись на успешный результат, правда, после квалификации надежд почти не осталось, ведь старт с 15-й и 16-й позиций не предвещал ничего хорошего. Впрочем, сегодня мы снова убедились в непредсказуемости Формулы 1.

Вопрос: После парада пилотов вы заметили, что случиться может всякое…
Фернандо Алонсо: Именно. Я рассчитывал на дождь, поскольку в таком случае можно угадать с выбором резины и побороться за победу, а в нормальных условиях ты финишируешь максимум на две-три позиции выше стартовой. Отыгрываться очень нелегко.

Вопрос: Стратегия Renault оказалась верной, и выезд машины безопасности сыграл вам на руку…
Фернандо Алонсо: Без сейфти-кара я закончил бы гонку пятнадцатым или четырнадцатым. Мы знали, что тактика единственного пит-стопа должна быть более выгодной, и наши расчеты это подтверждали, но износ тормозов не позволял идти на такой риск. На этой трассе тормоза сильно перегреваются, здесь нет длинных прямых, на которых их можно охлаждать. Поворот следует за поворотом, поэтому вариант с одной дозаправкой был исключен.

Вопрос: По ходу гонки с машиной не возникло никаких проблем?
Фернандо Алонсо: Не работала бутылочка с водой. Система отказала еще на втором круге, поэтому я практически всю гонку ехал без воды. Если бы это произошло на двадцатом круге, было бы намного лучше, а так мне пришлось очень нелегко.

Вопрос: Только вы и Нико начали гонку на шинах SuperSoft…
Фернандо Алонсо: В этот уик-энд сверхмягкая резина практически не работала. Стоило поставить Soft, как уровень сцепления улучшался, и машина ехала на семь десятых быстрее. Мы хотели уверенно стартовать и запланировали очень короткий первый отрезок, поэтому выбрали SuperSoft, чтобы позже перейти на более стабильную резину. Как видите, это сработало и в моем случае, и в случае с Нико.

Вопрос: Нико, ваше мнение?
Нико Росберг: Я начал гонку на SuperSoft только потому, что это был единственный свежий комплект. Впрочем, на старте он не слишком помог – я стоял на грязной стороне трассы и в итоге оказался позади Ярно. Команда сообщила: «Либо ты пройдешь его, либо гонка закончена» - пришлось рисковать. Пару раз мы ехали бок о бок, но в итоге я заблокировал колеса и вышел вперед. Правда, на шинах образовались протертости, и мне было нелегко наращивать отрыв. А чуть позже сейфти-кар выехал на трассу как раз тогда, когда я направился в боксы – мы не могли в это поверить!

Вопрос: Должно быть, несколько странно слышать от инженеров – «твоя гонка закончена» - уже на втором круге…
Нико Росберг: Вы правы. Когда оказываешься в подобной ситуации, нужно рисковать. Да, можно нечаянно врезаться в стену, но в противном случае ничего не добьешься. Я рискнул – и все получилось.

Вопрос: Что вы думаете о своем втором подиуме?
Нико Росберг: Это радостное событие для команды и хороший источник мотивации в преддверии межсезонья. Мы заслужили этот успех. Удача оказалась на нашей стороне, и это здорово!

Вопрос: Что вы можете сказать о втором рестарте?
Нико Росберг: Мне было бы трудно пройти Фернандо – он ехал быстрее, поэтому я сосредоточился на обороне и старался как можно лучше выходить из последнего поворота, нежели держать высокую скорость на протяжении всего круга. Резина успела остыть, управлять машиной было непросто - Льюис все время атаковал, поэтому я не следил за Фернандо и надеялся сохранить второе место.

Вопрос: Льюис, шесть ценных очков за третье место. Вы знали, что Ferrari не претендует на очки – ваша стратегия менялась по ходу гонки?
Льюис Хэмилтон: Нет, мы придерживались выбранного варианта.

Вопрос: Я имею в виду вашу личную тактику – вы знали, что Фелипе не сможет набрать очки, поэтому могли не рисковать?
Льюис Хэмилтон: Я старался догнать Нико и ехал на секунду быстрее до и после сейфти-кара. Это напомнило мне ситуацию с Дэвидом, хотя Нико…

Нико Росберг: Не сравнивай мой темп с темпом Дэвида, как я слышал у него возникли проблемы!

Льюис Хэмилтон: Нет же! Нико ехал очень неплохо, не допустил ни единой ошибки, поэтому вместо того, чтобы предпринять бессмысленный маневр, я висел у него на заднем антикрыле, а когда за три круга до финиша стало ясно, что мне не удастся совершить обгон, решил спокойно закончить гонку.

Вопрос: Как вела себя машина в начале гонки?
Льюис Хэмилтон: Она была великолепна на протяжении всего уик-энда, но, к сожалению, после сейфти-кара я уперся в Дэвида и уступил Фернандо около двадцати секунд. В какой-то момент мы ехали плотной группой, но вскоре я потерял его из виду. Мы упустили победу, но смогли заработать очки

Вопросы с мест:

Вопрос: (Марк Фогарти – Auto Action) Фернандо, этот уик-энд станет поворотной точкой на пути возвращения Renault в число топ-команд? И еще – сегодняшняя победа изменит ваши планы на будущее?
Фернандо Алонсо: Насчет поворотной точки – не знаю, мы выясним это в Фудзи, ведь сингапурская трасса весьма специфична: один медленный поворот сменяет другой, асфальт очень скользкий – на стандартном автодроме мы сможем лучше оценить потенциал машины, там результат больше зависит от настроек, чем от удачи и степени риска. Команда продолжает работу – в начале сезона мы серьёзно проигрывали лидерам, но сейчас смогли подтянуться и стали одной из двух команд, добившихся наибольшего прогресса. Впрочем, сделать это было не так уж трудно, в первых гонках мы выглядели откровенно слабо.

Вопрос: (Эд Горман – The Times) Льюис, для Ferrari эта гонка обернулась разочарованием, но вам удалось закрепить лидерство в чемпионате. Должно быть, вы довольны результатом, хотя сегодняшний день сложился не совсем так, как вам хотелось?
Льюис Хэмилтон: Мне не на что жаловаться. В квалификации я смог проехать неплохой круг, позволивший стартовать вторым. На протяжении первого отрезка гонки мы были весьма конкурентоспособны, а во время пит-стопа команда сработала великолепно. Не повезло лишь с трафиком, но третье место в дебютной ночной гонке – отличный результат. Отрыв вырос до семи очков, так что я вполне доволен.

Вопрос: (Эд Горман – The Times) Фернандо весьма красноречиво отозвался о сегодняшней гонке. Можем ли мы услышать ваше мнение о первом ночном Гран При?
Льюис Хэмилтон: Честно говоря, по ходу гонки я чувствовал себя так же, как в любой другой уик-энд. Все выглядело так, будто мы гоняемся днем – я даже не заметил, что наступила ночь – но сама трасса поражает воображение. Организаторы сработали великолепно, я рад за них. К сожалению, здесь нелегко обгонять, но это настоящий вызов для гонщиков. Приятно впервые приехать в Сингапур и финишировать на подиуме – надеюсь, в следующем году мы будем бороться за победу.

Вопрос: (Марко Евангелисти – Corriere dello Sport) Фернандо, о чем вы думали на последнем круге? Вы ехали в добрых двух метрах от поребриков…
Фернандо Алонсо: Никогда не знаешь, что может случиться. Вчера у нас возникла странная проблема с топливной системой, и мы не знали, была ли тому причиной неровная поверхность трассы – возможно, я просто зацепил поребрик. Мы и сейчас этого не знаем, поэтому на финальном круге я немного нервничал, но в итоге все обошлось.

Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Deutschland) Фернандо, на подиуме вы перекинулись парой фраз с Льюисом – не могли бы вы рассказать, о чем шла речь?
Фернандо Алонсо: Это секрет. Мы говорили о том, насколько трудной оказалась эта гонка, ничего более.

Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Deutschland) Нико, когда после отбытия штрафа вы вернулись на трассу четвертым, о чем вы думали? Вам казалось, что это может быть ваш день?
Нико Росберг: Нет. Когда команда сказала, что мне предстоит отбыть Stop&Go, я решил, что всё кончено. Да, я ехал первым, наслаждался лидерством, увеличивал отрыв, но всё равно опасался худшего. Я откатился на шестую позицию, и мне сообщили, что кое-кто из лидеров должен заехать в боксы – ситуация постепенно улучшалась. Мы боролись с Фернандо, и у меня был шанс выйти вперед, но сегодня он оказался слишком быстр. Тем не менее, отличный результат – команда проделала фантастическую работу, сумев еще до квалификации устранить все проблемы с тормозами и адаптироваться к неровностям трассы – огромное спасибо!

Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Льюис, за три гонки до конца сезона вы лидируете с преимуществом в семь очков, за сегодняшний день вы оторвались от преследователей еще на шесть очков. Каким будет ваш подход к оставшимся Гран При?
Льюис Хэмилтон: Главное – набирать очки. Мы приехали сюда с преимуществом в одно очко и сразу поняли, что одолеть Ferrari будет непросто. После старта я держался за Фелипе, и все выглядело так, будто он отправится в боксы вместе со мной, что лишний раз подчеркивало его феноменальный результат в квалификации. Было бы нелегко привезти несколько очков, но пара инцидентов по ходу гонки сложилась не в его пользу, а мы неплохо сработали. Думаю, в оставшихся гонках мы будем использовать такой же подход – главное, не перестараться, случиться может всякое.

Вопрос: (Иан Гордон – News of the World) Льюис, судя по мониторам, вы покинули боксы одновременно с Фелипе. Вы видели, что произошло с Ferrari? О чем вы подумали?
Льюис Хэмилтон: Его боксы находились далеко позади, я не видел, как всё произошло, и лишь заметил, как Фелипе выехал с оторванным заправочным шлангом и уже в конце пит-лейн сместился влево. Но я не думал о Ferrari, а следил за красным сигналом светофора, чтобы не повторить старую ошибку.

Вопрос: (Адам Хэй-Николлс – Metro) Фернандо, вы сказали, что вы с Renault напряженно работали весь этот сезон и продолжите работу в следующем году. Решили остаться в команде?
Фернандо Алонсо: Я этого не говорил. Я лишь поблагодарил команду за постоянную работу над машиной – например, в этой гонке мы получили новое переднее антикрыло. Победа – отличная награда за усилия, вложенные в R28 и машину для следующего сезона, однако она не повлияет на мои планы. Тем не менее, я всегда говорил, что Renault в моем списке на первом месте, потому что в этой команде я чувствую себя, как дома.

Вопрос: (Эд Горман – The Times) Льюис, на капитанском мостике McLaren не были обеспокоены тем, как много времени потребовалось стюардам, чтобы сперва объявить о рассмотрении пит-стопа Нико, а затем вынести решение о штрафе?
Льюис Хэмилтон: Не понимаю, о чем это вы. Я вел свою гонку и не знал, что произошло с Нико, поэтому – без комментариев.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Фернандо, заехав на ранний пит-стоп, не думали ли вы, что гонка потеряна, или по-прежнему надеялись на успех?
Фернандо Алонсо: После пит-стопа я находился позади двух машин Force India, смотрел на небо и надеялся на дождь – да, я мог бы отыграть несколько позиций во время дозаправок соперников, но мы хотели финишировать на одиннадцатом или двенадцатом месте, а если пойдет дождь – то еще выше. Машина безопасности изменила ход гонки, но подобное могло повториться уже в тот момент, когда я сам вышел в лидеры. Тогда я бы оказался пятым или шестым, ведь некоторые машины, вроде Ferrari, были заправлены до финиша – в общем, мне было о чем волноваться.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Нико, каково это – лидировать в гонке Формулы 1?
Нико Росберг: Приятно видеть табличку «P1» на информационной доске. Я ехал на пределе, позади никого не было, но я знал, что мне предстоит еще один визит в боксы для отбытия штрафа stop&go, и пытался создать максимальный отрыв.

Вопрос: (Марк Фогарти – Auto Action) Льюис, ваше мнение о трех оставшихся гонках? Нас ждет открытая борьба между вами и Фелипе, или скорость бразильца вызывает у вас опасения?
Льюис Хэмилтон: Как я уже сказал, в предстоящих гонках мы намерены использовать такой же подход, как сегодня. Не сомневаюсь – у нас есть, что противопоставить Ferrari, но борьба будет очень напряженной.

Текст: Валерий Карташев

Читайте ещё