Гран При Сингапура : Пресс-конференция в пятницу

Слева направо: Кристиан Хорнер, Адам Парр, Герхард Бергер, Норберт Хауг

Участники: Герхард Бергер (Toro Rosso), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Адам Парр (Williams), Норберт Хауг (McLaren Mercedes)

Вопрос: Джентльмены, прежде всего, ваши впечатления от трассы и Сингапура в целом?
Герхард Бергер: Думаю, сегодня мы получили бесценный опыт. Искусственное освещение действительно впечатляет, а пилотаж между домами подарил людям фантастическое шоу. Еще один положительный момент – большое число зрителей: главная трибуна была практически заполнена - Формула 1 популярна в Сингапуре. Все надеялись, что это будет отличное место для гонки, похоже, так и есть.

Вопрос: А с технической точки зрения, Кристиан?
Кристиан Хорнер: Во-первых, хочу повторить слова Герхарда. Организаторы поработали на славу: усилия, вложенные в проект за последние 12 месяцев – это нечто феноменальное. В результате мы получили не просто ночную гонку, но действительно интересную трассу – сегодня стало ясно, что поребрики не прощают ошибок. Похоже, нас ждет фантастический уик-энд. Снимаю шляпу перед всеми, кто участвовал в подготовке – эти люди подняли стандарты для новых трасс на совершенно иной уровень. Ночная гонка в таком большом городе, как Сингапур - это действительно захватывающее зрелище.

Вопрос: Адам, ваше мнение? Возможно, с коммерческой стороны дела?
Адам Парр: Что ж, подобно Кристиану и Герхарду, я считаю работу организаторов действительно впечатляющей. Я приезжал сюда в перерыве между Австралией и Малайзией, когда строительство только началось – то, что удалось сделать за шесть месяцев, вызывает подлинное восхищение. С коммерческой и спортивной точек зрения, это фантастика.

Норберт Хауг: Согласен. Прежде всего, спасибо тем, кто сделал возможным уик-энд в Сингапуре – это большой шаг вперед для Формулы 1. Окружающая обстановка и атмосфера дарят зрителям абсолютно новые ощущения. Как заметил Герхард, сегодня на трибунах собралось немало зрителей, что очень радует. Действительно, потрясающая картина! Отдельное спасибо Берни Экклстоуну и FOM – уверен, за уик-эндом в Сингапуре будет следить весь мир. Трасса весьма непростая и гонка не станет легкой прогулкой. Впрочем, пока все складывается весьма неплохо.

Вопрос: Герхард, как победа в Монце повлияла на команду?
Герхард Бергер: Это невероятно – впервые выиграть гонку вместе с Toro Rosso. Победа мотивировала всех, добавила уверенности и доказала, что мы движемся в верном направлении, что наша машина действительно быстра и надежна. Фантастический день для Red Bull и невероятный для Toro Rosso! За последний год команда добилась серьёзного прогресса, уверен, в оставшихся гонках мы можем рассчитывать на неплохие результаты. Знаю, что после победы люди ждут от тебя не меньшего успеха, поэтому наша цель – провести как минимум одну, а то и обе машины в финал квалификации и набрать немало очков. А успех в Монце запомнится нам надолго.

Вопрос: Кристиан, возможно, победа Toro Rosso вызывает у вас смешанные чувства? Что она значит для Red Bull Racing?
Кристиан Хорнер: Как сказал Герхард, это фантастический результат для Red Bull. Toro Rosso сработала лучше всех, и в Red Bull гордятся этим достижением. На базе Red Bull Technology в Милтон Кейнс работают 600 человек, и под руководством Эдриана Ньюи им удалось добиться неплохих результатов. Себастьян провел лучшую гонку в своей жизни и доказал, что способен стать настоящей звездой Формулы 1. Это похоже на сказку: двадцать лет назад, будучи еще ребенком, я видел победу Герхарда в Монце – не думаю, что в этот раз на подиуме он выглядел иначе.

Герхард Бергер: Спасибо, Кристиан. Я тоже хочу сказать несколько слов о Red Bull, ведь наша машина – продукт Red Bull Technology, и благодаря им и Эдриану мы имеем то, что имеем. Хорошо, что дела обстоят именно так.

Вопрос: Адам, как чувствовали себя независимые команды? Какова была атмосфера внутри Williams, ведь вы вполне могли выиграть гонку?
Адам Парр: Как независимая команда мы выглядим очень неплохо, но в Toro Rosso заслужили эту победу, их можно только поздравить. Этот успех говорит о том, что нам следует работать лучше. Уик-энд в Монце закончился для нас не слишком удачно, нужно действовать эффективнее.

Вопрос: Норберт, не кажется ли вам, что чемпионат превращается в схватку двух команд?
Норберт Хауг: Нет, я так не думаю. Пока есть математические шансы, все возможно – уверен, в прошлом году это поняли не только мы. В битве за титул участвуют отнюдь не два пилота, что хорошо для спорта. Да, мы должны были набрать чуть больше очков, но что есть, то есть. У нас было несколько великолепных гонок, в том числе под дождем, новая трасса в Валенсии и ночной этап здесь, в Сингапуре – уверен, вне зависимости от результата этот сезон запомнится многим. Борьба очень плотная, и по сути дела чемпионат начинается только сейчас.

Вопросы с мест:

Вопрос: (Джон О'Брайан – Reuters) Не кажется ли вам, что мировой финансовый кризис отразится на будущем команд?
Герхард Бергер: Вряд ли он скажется на нас каким-то особым образом. Думаю, грядут трудные времена, ведь новые крупные спонсоры редко приходят в Формулу 1. В ближайшие два года всем придется одинаково непросто.

Кристиан Хорнер: Я согласен с Герхардом – мировая экономика переживает не лучшие времена, что неизбежно сказывается на атмосфере в паддоке, в сложившихся условиях команды и FIA должны с максимальной ответственностью подходить к вопросу контроля над расходами. С другой стороны, уик-энды, подобные нынешнему, идут на пользу Формуле 1 и выставляют ее в совершенно ином свете, простите за каламбур. Есть масса других положительных моментов, думаю, эта гонка поднимет популярность чемпионата.

Адам Парр: Было бы наивно полагать, что окружающая обстановка не влияет на наш бизнес, но в данной ситуации самое главное – быть готовым. В рамках FOTA нужно разработать методы снижения расходов, и вместе с держателем коммерческих прав, с Берни, продолжить мировую экспансию Формулы 1. Этот уик-энд – наглядное свидетельство достижений FOM в плане создания чего-то абсолютно феноменального, к нему приковано внимание всех партнеров и спонсоров. Несмотря на мировой кризис, мы пребываем в хорошей форме, но сохранить ее сможем лишь в том случае, если будем готовы к условиям будущего, ведь современный мир меняется очень быстро. Думаю, пришло время кое-что изменить.

Норберт Хауг: Во многом то же самое. Окружающий мир меняется с невероятной быстротой, но если взглянуть на этот уик-энд, на то, каким будет его итог… Сингапур считается одним из финансовых центров, и это невероятный шанс показать себя – проблемы со сбытом вызывают потребность в новых способах его продвижения, и Формула 1 может воспользоваться ситуацией. Кроме того, сам факт проведения подобной гонки в период кризиса весьма примечателен, однако следует помнить, что это стало возможным благодаря усилиям многих людей. Это не просто гонка, а большой шаг вперед для Формулы 1, спонсоров, СМИ, зрителей. Она особенная, и ее проведение очень даже уместно.

Вопрос: (Джеймс Аллен – ITV) Не могли бы вы рассказать, что нового узнали о трассе сегодня? Как менялся уровень сцепления с асфальтом, заметили ли вы что-то необычное, с чем доселе не сталкивались? Может, Кристиан или Герхард?
Кристиан Хорнер: Мы поняли, что авария на третьем круге – не лучший способ подготовки к уик-энду. Сегодня вы могли видеть несколько инцидентов – гонщики едут на пределе, и уличная трасса не оставляет им права на ошибку. Она ухабистая, местами довольно быстрая и очень непростая в плане поиска настроек, да и мягкая резина - это тоже дополнительный вызов. Тем не менее, мы отработали нашу программу, которая оказалась несколько скомканной, и получили очень ценный опыт.

Герхард Бергер: В предыдущих гонках нам удавалось быстро подбирать нужные настройки, однако сегодня сделать это было труднее. Машина не лучшим образом проходила поребрики, ей не хватало сцепления с трассой, поэтому окончательный вариант установок еще не найден. Надеюсь, за ночь пилоты и инженеры смогут найти его.

Вопрос: (Уилл Бакстон – Australian Motorsport News) Адам, FIA объявила, что тендер на разработку машин для F2 выиграла компания Palmer, и помогать ей в этом будет Williams. Не могли бы вы пояснить, в чем конкретно будет заключаться роль Williams, и каким видится вам будущее F2?
Адам Парр: Мы разрабатываем машину для Palmer, и на этом наше участие в проекте F2 заканчивается, однако приятно представить миру новую гоночную серию, использующую единое шасси и функционирующую в формате гонок поддержки. Если говорить о будущем данного проекта, то это серьезный вызов, однако за плечами Джонатана Палмера одиннадцать лет работы в Formula Palmer Audi, и наша общая цель – создать действительно доступную гоночную серию. Цена вопроса вполне приемлемая, нужно лишь построить быструю машину, и тогда проект F2 станет отличной возможностью для гонщиков, которые не могут позволить себе выступать в более дорогих соревнованиях.

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Результат Гран При Италии был удивительным и пришелся по душе зрителям по всему миру. Однако победа клиентского шасси оборачивается убытками для команды-разработчика. Хотелось бы узнать ваше мнение о клиентских машинах – не кажется ли вам, что победа Toro Rosso лишь усилит волну недовольства самим фактом их присутствия?
Норберт Хауг: Что ж, могу ответить прямо. Я прекрасно понимаю позицию Williams, они много сделали для Формулы 1, и в нашем диалоге нужно искать компромисс, однако если говорить о действующих правилах – не важно, была ли это клиентская машина, или нет, - парни заслужили победу.

Я говорил об этом в Монце и в своих словах был предельно искренен – невероятное достижение Toro Rosso показывает, сколь плотная борьба развернулась в Формуле 1, и подобный успех не бывает беспричинным. Да, у них неплохая техническая поддержка, но в команде работают замечательные парни, настоящие профессионалы вроде Герхарда, Франца Тоста, Асканелли. Они знают свое дело. Пожалуй, им не следует добиваться подобного результата в каждой гонке, однако та победа стала позитивным сигналом для всей Формулы 1, а нам самим следовало сработать чуть лучше.

Можно сказать, я доволен ситуацией, однако прекрасно понимаю точку зрения Williams, к которой надо прислушиваться, ведь во многом благодаря этой команде Формула 1 стала такой, какой она есть. Нужно придти к компромиссу, сейчас этот вопрос активно обсуждается, и я не сомневаюсь – решение будет найдено.

Адам Парр: Думаю, Норберт неплохо описал ситуацию. Мы снимаем шляпу перед Герхардом и его командой за то, что они сделали в Монце – нужно признать, у нас был шанс одолеть их, однако мы им не воспользовались, и это наша проблема. Тем не менее, в долгосрочной перспективе клиентским шасси нет места в Формуле 1, ведь это не только гонки, но и состязание конструкторов, и именно по этой причине данный вид спорта столь привлекателен.

Ни одна другая гоночная серии не в силах организовать подобный уик-энд, и в этом заслуга не только Williams. C 1970 года 53 команды безуспешно пытались построить собственное шасси и выйти на старт Гран При, то есть, в девяти случаях из десяти все заканчивалось неудачей. Наши действия в этот уик-энд основаны на многолетнем опыте, и мы не сомневаемся в оптимальности данного подхода. Из-за уважения к Герхарду и компании Red Bull мы согласились на временное послабление в правилах, однако в долгосрочной перспективе Формула 1 должна вернуть себе статус соревнования конструкторов.

Кристиан Хорнер: Как мне кажется, нужно смотреть несколько шире. Есть десять команд-участниц чемпионата, двенадцать потенциальных кандидатов, но ни один из них не стремится выйти на старт, поскольку дебют в роли конструктора не позволяет вести борьбу. Учитывая мировую финансовую ситуацию, современное состояние Формулы 1 и число участвующих в ней автопроизводителей, боюсь, что при всем уважении к мнению Адама и Williams мне придется не согласиться с ними.

По-моему, неоднородный состав чемпионата идет на пользу Формуле 1, и командам вроде Toro Rosso и Red Bull. Думаю, Герхард сам ответит на ваш вопрос, но для Toro Rosso переход в статус конструктора - это слишком серьезное мероприятие. Вы уверены, что зрителям на трибунах интересно, сколько аэродинамических труб мы используем, и сколько сотрудников команды заняты вычислительной гидродинамикой или тестированием элементов? В конце концов, Формула 1 – это, в первую очередь, спорт, и уже потом шоу, нужно учитывать данное обстоятельство.

Герхард Бергер: Что ж, Кристиан прояснил ситуацию. Прежде всего, хочу заметить – а что такое «клиентская машина»? Определение довольно широкое. Да, я уважаю позицию Williams, но времена меняются, и даже в отрасли гражданского автомобилестроения компании используют эффект взаимодействия, синергии, поскольку в противном случае им не выжить на рынке.

Сейчас в Формуле 1 выступают десять команд, и новых участников чемпионата не предвидится – я бы сказал, намного вероятнее потерять две команды, нежели приобрести. Совершенно неправильно сидеть здесь и рассуждать, что нам не следует думать о синергии и снижении расходов, поскольку Williams уже вложилась в некоторые проекты несколько лет назад. Нужно действовать во благо Формуле 1, постепенно двигаться к ситуации, когда в пелотоне будет двадцать четыре конкурентоспособных машины и не будет тех, кто все время едет в двух кругах позади лидера. Как заметил Кристиан, ни у кого из сидящих на главной трибуне не вызывает чувство гордости тот факт, что у нас работают 600 человек. Люди хотят видеть гонки, только и всего.

Вопрос: (Ральф Бах – R & B) Кристиан, не могли бы вы пояснить, как так получилось, что в Монце одна команда одержала победу, а другая с точно такой же машиной финишировала далеко позади?
Кристиан Хорнер: Все просто – Red Bull Technology обеспечивает две команды одинаковыми шасси, и в тот уик-энд Toro Rosso и ее гонщики сработали великолепно. Да, у нас разные моторы и гонщики, но тыкать пальцем всегда легко, и мне не следует сидеть здесь и говорить о каких-то отличиях. Главное – это был фантастический результат для Red Bull. Наверное, все дело в том, что многие из вас видят в Toro Rosso старую Minardi, но это не так. Сейчас это сплоченная команда, получающая полную поддержку со стороны Red Bull Technology, и успех в Монце две недели назад стал не только положительным моментом для всего спорта, но и оправдал те средства, которые компания Red Bull вложила в Формулу 1. Хотелось бы видеть в первых рядах обе команды, сейчас Toro Rosso и Red Bull Racing разделяет всего одно очко, поэтому воскресная гонка обещает быть очень жаркой, однако уже в понедельник мы вспомним, что принадлежим к одной семье Red Bull.

Герхард Бергер: Хотелось бы кое-что добавить. Часто по ходу сезона мы не могли подобрать правильные настройки так же, как это делал Марк Уэббер или Red Bull Racing. В Монце нам это удалось, погода сыграла на руку, в результате команда добилась фантастического успеха. Тем не менее, нужно делать выводы по всем гонкам – у нас практически одинаковое количество очков, и многое зависит от результатов в конкретный день.

Текст: Валерий Карташев

Читайте ещё