Гран При Китая: Обзор гонки

Подиум Гран При Китая

В Шанхае все спокойно

Если бы китайский Гран При значился в календаре чемпионата в середине апреля – и даже в середине августа, – тогда, пожалуй, он имел шанс стать «одним из многих». Но середина октября – совсем другое дело. К первой в сезоне гонке, которая могла назвать имя чемпиона, отношение совершенно особое. Ведь если раньше понятие «титул сильнейшего» было в известной степени абстрактным, то теперь для троих гонщиков и трех команд оно обрело донельзя четкие очертания.

Льюис Хэмилтон приехал в Шанхай лидером сезона и взялся за дело без промедления. И в пятницу, и в субботу угнаться за McLaren вице-чемпиона не удавалось никому. Показательно, что во втором квалификационном сегменте, когда все остальные лидеры на последних минутах по обыкновению остались в боксах, британец все же выехал на трассу с одной-единственной целью – показать лучшие секунды и еще раз убедить всех в собственном преимуществе.

Фелипе Масса, впрочем, тоже имел повод для хорошего настроения. За неделю до шанхайской гонки он смог отыграть два очка в чемпионской гонке во время Гран При Японии, его команда Ferrari вернулась на первую строчку Кубка Конструкторов, а сам бразилец, хоть и показал в субботу только третье время, оказался в неплохой компании – рядом на решетке расположились напарник Кими Райкконен и лояльный Фернандо Алонсо, в то время как Хейкки Ковалайнен в этот раз стартовал лишь пятым.

Наконец, Роберт Кубица, хоть и уступал лидеру 12 очков, до начала квалификации мог успокаивать себя тем, что в Фудзи отыграл у одного принципиального соперника шесть, а у другого – и вовсе восемь баллов. Впрочем, уже в субботу вечером тон высказываний поляка резко изменился. «Чемпионат для меня проигран», – вынужден был признать гонщик BMW Sauber после того, как ошибки в настройках автомобиля не позволили ему подняться выше 12-го места на решетке. Маленькой ложкой меда в бочке дегтя для Кубицы стала разве что перестановка Марка Уэббера с шестого места на 16-е из-за замены отказавшего в субботу утром мотора Renault. Кубица, соответственно, стал 11-м, но все равно – соперники были слишком далеко впереди

Старт Гран При Китая

Памятуя о старте японского этапа, где Хэмилтон и Райкконен точно так же стояли на первой линии, многие ждали продолжения поединка между Ferrari и McLaren. Но на этот раз как четные, так и нечетные позиции позволяли пилотам начинать движение без задержек и пробуксовки, а сами участники Гран При ошибок не допускали. Потому еще до первого поворота все первая тройка выстроилась «в затылок друг другу». Льюис, Кими и Фелипе прекрасно понимали, что сезон уже вступил в ту фазу, когда всякий риск и необдуманные действия могут иметь самые неприятные последствия – и потому предпочли посмотреть на гоночный темп друг друга, чтобы потом, с учетом полученной информации, попробовать что-то сделать уже по ходу дистанции.

Чуть лучше стартовал Ковалайнен, сумевший в «улитке» отобрать у Алонсо четвертое место. Но McLaren финна был заправлен на четыре лишних круга, и потому же через минуту на самой длинной прямой трассы испанец смог успешно контратаковать. Таким образом первая пятерка выстроилась на трассе ровно в том же порядке, что и до этого на стартовом поле.

У их преследователей дела складывались не столь удачно. Себастьен Бурде и Ярно Трулли сошлись в первом же повороте: итальянец был чуть впереди, но на внешнем радиусе, и при попытке сместиться внутрь зацепил машину соперника. В итоге оба оказались на обочине, но если пилоту Toro Rosso удалось вернуться в гонку, хотя бы и на предпоследней позиции, то Toyota получила повреждения, несовместимые с продолжением борьбы. Все же остальные начали наматывать круги, причем серьезных взлетов или провалов по сравнению со стартовой расстановкой на этот раз не было – старт прошел на удивление спокойно.

Дэвид изменил себе?
Дэвид КултхардПредпоследний в карьере старт принес Дэвиду Култхарду десятое место. Но это-то как раз нормально, учитывая малое число сходов среди лидеров. Удивительно другое: в середине дистанции шотландец имел не одну, а сразу две возможности закончить гонку досрочно. На Red Bull ветерана поочередно наседали Себастьен Бурдэ, а затем Нико Росберг. По опыту первых гонок сезона хорошо известно, что в такой ситуации ДиСи упирается до последнего, и в итоге все часто заканчивается столкновением.

Но в Шанхае Култхард не стал доводит дело до крайности и в обоих случаях предпочел уступить. Возможно, что все дело в том, что Дэвид к тому моменту уже провел свой единственный пит-стоп, а его соперников еще ждала финальная остановка – и на финише оба все равно остались позади. Но может, причина и в самом шотландце, который хочет проехать на автомобиле Ф1 все круги, отпущенные ему календарем чемпионата? Сентиментально, но почему бы и нет…

Первые десять кругов принесли пять обгонов, но их авторами стали всего двое гонщиков: Марк Уэббер, который с минимумом топлива на борту пытался отыграть утерянные позиции, и оказавшийся в похожей ситуации Бурдэ. Все же остальные – а особенно лидеры гонки – на этот раз выстроились на трассе примерно в порядке реального расклада сил. Во всяком случае, ни у кого не было достаточного преимущества в скорости, чтобы надеяться на спокойный обгон. А рисковать в середине октября желающих не нашлось.

Отрывы в первой пятерке росли с каждым кругом. Несмотря на то, что пилоты Ferrari стартовали на более мягком типе резины, только после десятка кругов они смогли выйти на темп Хэмильона, который успел создать к тому моменту 4-секундный отрыв. Забегая чуть вперед, стоит отметить, что всякий раз, когда соперники получали свежий комплект резины, картина повторялась практически полностью – молодой гонщик McLaren неизменно имел преимущество на последующих кругах, а затем скорость конкурентов более или менее выравнивалась.

К 20-му кругу отрыв лидера составил семь секунд, к 40-му – уже 12. Причем состав резины не имел принципиального значения – серебристая машина уходила от пары красных понемногу, но неотвратимо. А поскольку обещанный накануне Гран При дождь в итоге так и не собрался, то после второго и финального пит-стопа стало ясно, что гонка – не в пример многим предыдущим – получится небогатой на неожиданности и сенсации.

Прежде неоднократно было подмечено, что в подобных условиях преимущество, как правило, оказывается на стороне Ferrari, однако в этот раз весомых аргументов у гонщиков Скудерии не нашлось. Они были пусть немного, но медленнее. «У меня нет никаких претензий к машине, - заметил после финиша Кими Райкконен. – Но догонять [Льюиса] я мог только в конце каждого отрезка, перед пит-стопом. К сожалению, именно тогда мне трижды, и очень невовремя, пришлось обгонять отставших на круг».

Кими Райкконен и Фелипе Масса

Все, что оставалось в такой ситуации капитанскому мостику «красных» – это использовать командную тактику. И в данном случае, думается, ничего зазорного в этом шаге нет. Ситуация явно требовала поменять пилотов местами, и оправданий у этого поступка было на пару порядков больше, чем во время памятного Гран При Австрии 2002 года, после которого такие действия и были формально запрещены.

В итоге за шесть с небольшим кругов до финиша Кими поднял снизил скорость, пропустив Фелипе на второе место. Но едва ли это принесло бразильцу много радости. Ведь накануне решающей гонки он вновь оказался в семи очках от Льюиса. Британец же, в свою очередь, тоже не спешил радоваться сверх меры – главное сражение еще впереди. Лидер сезона разве что назвал свой старт лучшим в карьере. Пожалуй, именно старт и стал для Хэмилтона главным камнем в фундаменте китайской победы.

Но в McLaren все равно преобладали в тот день смешанные эмоции – тактика позднего первого пит-стопа для Хейкки Ковалайнена не принесла результата, пилот так и остался на пятой позиции, не сумев обойти Алонсо, а на 35-м круге пробил шину и вовсе лишился шансов набрать очки. Незадолго до финиша занимающий лишь 15-ю позицию финн окончательно свернул в боксы. Официально команда сообщила об отказе пневматики мотора, но вполне возможно, что это также был тактический ход, позволяющий использовать на Гран При Бразилии новый двигатель.

Герой второй половины...
Фернандо АлонсоОдним из незаметных героев китайского этапа стал Фернандо Алонсо. Победитель двух последних Гран При после квалификации честно признавался, что едва ли сможет поспорить за победу – и так в итоге и вышло. Зато испанец, ставший в итоге четвертым, большую часть дистанции провел практически в темпе Ferrari, победителю уступил в итоге менее 20 секунд, а Хейкки Ковалайнена и вовсе одолел в честной схватке.

Гонщик Renault уже пятую гонку подряд не опускается на финише ниже четвертого места. Теперь он имеет неплохие шансы поспорить с Ником Хайдфельдом за пятое место по итогам сезона – еще летом поверить в такое было просто невозможно. Более того, на счету Renault – столь же стремительный взлет на четвертую строчку Кубка Конструкторов. Во второй половине сезона Алонсо и Пике на двоих заработали 57 очков – лишь на три меньше, чем гонщики Скудерии, и на четыре больше, чем дуэт BMW-Sauber.

Сход Ковалайнена не позволил команде Рона Денниса сохранить паритет с Ferrari. Разрыв в Кубке Конструкторов достиг уже 11 очков, и весьма вероятно, что впервые с 1999 года личный и командный титулы отправятся по разным адресам. Причем даже «серебро» McLaren вовсе не гарантировано. Несмотря на низкую стартовую позицию Кубицы и штраф в три места, наложенный за блокировку соперника в квалификации на Ника Хайдфельда, оба гонщика BMW Sauber в гонке продемонстрировали, что их машина по-прежнему способна ехать быстро.

Немец уже на старте прорвался на шестое место и в итоге финишировал пятым. Его польскому напарнику пришлось несколько сложнее. Сначала Роберт смог за счет позднего первого пит-стопа обойти Себастьяна Феттеля. Его следующим соперником стал Тимо Глок – в Toyota для немца запланировали всего один пит-стоп, и на середине дистанции он выигрывал у Кубицы около пяти секунд. Но и этого оказалось недостаточно – вернувшись на трассу, Глок застрял позади Хайдфельда, а затем не мог поддерживать достаточно высокий темп из-за большого количества топлива на борту. Так что в итоге он оказался позади Кубицы, добравшись до клетчатого флага седьмым.

Восьмое место на этот раз досталось Нельсону Пике – даже несмотря на то, что в дебюте гонки бразилец смотрелся не слишком убедительно: проиграл схватку с Уэббером, пропылил в последнем повороте. Но похоже, нынешняя форма Renault позволяет бороться за очки даже в такой ситуации. Зато очков не досталось Себастьяну Феттелю – как молодой немец ни старался, финишировал он только девятым и не смог пополнить копилку впервые за шесть последних гонок. Дженсон Баттон, который прежде выступал в Шанхае исключительно результативно, и вовсе занял только 16-е место.

Хет-трик и Большой шлем...
Льюис ХэмилтонТриумфатору Гран При Китая удалось собрать вместе поул, победу и лучший круг гонки. Этот хет-трик стал для Льюиса всего вторым в карьере после прошлогодней гонки в Японии. Дело в том, что Хэмилтон за все время выступлений в Больших Призах всего в третий раз проезжает круг в гонке быстрее всех – это несколько странно, если учесть число выигранных им квалификаций и Гран При.

А вот команда McLaren в Шанхае записала себе в актив Большой Шлем, поскольку именно ее пилоты, пусть и сменяя друг друга, возглавляли пелотон со старта и до финиша. Для коллектива из Уокинга это уже 33-й подобный успех, предыдущий был отмечен весной нынешнего года в Альберт-Парке. Правда, у соперников из Скудерии Больших Шлемов еще больше – 39, включая завоеванный на Гран При Франции-2008. Но Ferrari и выступает в чемпионатах мира не в пример дольше.

Китайский этап получился весьма интересным, хотя настоящих сюрпризов, подобных тем, что уже не раз случались в нынешнем сезоне, все же не принес. А вот оказался ли он определяющим в споре за чемпионские звания – мы узнаем только в начале ноября, когда сезон-2008 доберется до клетчатого флага.

Текст: Александр Кабановский

Читайте ещё