Гран При Китая : Пресс-конференция в пятницу

Виджей Малья

Участники: Виджей Малья (Force India), Адриан Сутил (Force India), Герхард Бергер (Toro Rosso), Себастьян Феттель (Toro Rosso)

Вопрос: Начнем с руководителей команд. Как вы восприняли новость о том, что FIA объявила тендер на поставку моторов и коробки передач на сезоны 2010-2012 года? Что вы об этом думаете?
Виджей Малья: Состояние мировой экономики вызывает определенные опасения, за 25 лет руководства группой компаний UB я не видел ничего подобного: людям не хватает уверенности, перспективы экономического роста весьма сомнительны, а кризис ликвидности более, чем реален – стоимость акций упала до невероятно низкого уровня. В этих условиях найдет поддержку любая инициатива, направленная на снижение расходов. Регламент определяется FIA, у нас есть ассоциация команд FOTA, которая понимает необходимость сокращения затрат – думаю, вместе они могут обсудить пути выхода из сложившейся ситуации. Решение должно быть найдено.

Герхард Бергер: Я согласен с Виджеем – как независимая команда, мы приветствуем эти перемены. Люди начинают понимать, в сколь сложной ситуации оказалась Формула 1, но на воплощение подобных идей уходит много времени, поэтому нужно действовать оперативно. Насколько мне известно, метод сокращения расходов еще не определен. Разумеется, FIA проведет открытый конкурс, но я надеюсь, что на следующей неделе свои соображения выскажет и FOTA. Уверен, в итоге мы придем к самому выгодному решению, которое устроит автопроизводителей и поможет решить проблему. Я доволен тем, как идут дела – похоже, всё начинает меняться.

Вопрос: У вас есть собственные предложения?
Герхард Бергер: В рамках FOTA каждый высказывает своё мнение, а уже потом команды вырабатывают единое предложение. Да, у нас есть предложения, но обсуждать их здесь слишком рано. На следующей неделе мы узнаем, чего хотят участники чемпионата, важно найти решение, которое всех устроит.

Вопрос: Доктор Малья, в каких областях вы хотели бы снизить расходы?
Виджей Малья: Есть несколько областей, в которых можно добиться экономии. В свое время FOM выступила с предложением изменить Договор Согласия, чтобы команды, выступающие в Формуле 1 более десяти лет, могли обмениваться комплектующими или выпускать клиентские шасси. Чем масштабнее обмен, тем больше экономия – здесь нет ничего сложного, и мы могли бы поддержать эту инициативу. Думаю, подобной логикой руководствовались и в FIA, заявляя о унификации силовых агрегатов.

Мне не хочется говорить о других расходах, связанных с Формулой 1, однако в текущей ситуации многие спонсоры могут назвать этот спорт непозволительной роскошью. Автопроизводители оправдывают свое участие в чемпионате необходимостью проверки инноваций и маркетингом, но независимым командам приходится считать каждый пенни, думать не о конкурентоспособности, а о рентабельности.

Вопрос: Думаю, вас можно считать одним из лучших экспертов, когда речь заходит о ситуации в мировой экономике. Какова обстановка в Индии? Вы огорчены тем, что вам не удалось привлечь национальных партнеров?
Виджей Малья: К счастью, Индия оказалась изолированной от мирового спада, однако в стране есть определенные проблемы. Именно по этой причине вся прошлая неделя была посвящена формированию альянса между Kingfisher Airlines и нашим главным конкурентом Jet Airways. Этого требуют обстоятельства – в последние несколько лет две авиакомпании были соперниками, однако сочли возможным объединиться ради общей выгоды.

Думаю, в Индии есть несколько потенциальных спонсоров, особенно если учесть дебют национального Гран При в 2011-м. Но мы здесь всего один сезон, на привлечение партнеров и подписание контрактов уходит гораздо больше времени.

Герхард Бергер

Вопрос: Герхард, что вы думаете о будущем Toro Rosso?
Герхард Бергер: Ситуация практически не изменилась, хотя нет – разница все-таки есть, ведь наши результаты в последние полгода помогли занять очень выгодную позицию. В Red Bull по-прежнему нас поддерживают. Если ситуация изменится сообразно той схеме, которую мы используем сейчас, разделяя расходы и получая синергетический эффект, все будет неплохо, но минус в том, что в финансовом плане дела обстоят не так радужно, ведь новые спонсоры не спешат в Формулу 1.

Бюджеты, о которых все говорят, очень велики, и это ещё одна проблема, которую нужно обсудить. Необходимо добиться серьезного эффекта, и не рано ли судить о том, как все скложится для Toro Rosso? Ещё ничего неизвестно, но мы продолжаем борьбу и в оставшихся гонках намерены выложиться по максимуму, а там посмотрим.

Вопрос: Адриан, вам не кажется, что в этом сезоне удача не на вашей стороне?
Адриан Сутил: Согласен, у нас было немало неудачных гонок, множество аварий и механических проблем, а когда все шло неплохо, мне просто не везло. Мы финишировали всего пять или шесть раз, этого явно недостаточно. Я огорчен тем, как сложился этот сезон – надеюсь, в следующем мы выступим лучше.

Адриан Сутил

Вопрос: Что вы можете сказать о собственном уровне? Насколько он изменился?
Адриан Сутил: Я многому научился, у меня хороший напарник, на которого можно равняться. Джанкарло меня мотивирует, я прогрессирую и чувствую себя весьма уверенно, но ситуация непростая, только сейчас у меня начинают получаться и квалификации, и гонки. Хотя, по сравнению с началом сезона, я сделал шаг вперед.

Вопрос: Себастьян, тот же вопрос – какого прогресса вам удалось добиться? Похоже, вы выбрали верный путь…
Себастьян Феттель: Да, вторая половина сезона получилась весьма успешной, а вот старт сложился не слишком удачно – в первых четырех Гран При я не смог финишировать и проехал, как мне кажется, всего один круг, поэтому поездка на заокеанские этапы получилась неоправданно дорогой. Главное, мы продолжали работать.

Если говорить о поворотной точке, ей стала гонка в Монако: после неё мы начали бороться за очки. Я финишировал в пяти предыдущих Гран При, причем финишировал в призовой восьмерке, что не может не радовать. Впереди еще два этапа, было бы неплохо закончить их на максимально высокой позиции.

Вопрос: Как прошел ночной подъем на гору Фудзияма?
Себастьян Феттель: Было весело – я проснулся в два часа ночи и начал восхождение в три. Мы были первыми, однако, когда достигли вершины, обнаружили там нескольких японцев, ожидавших рассвета – нас опередили. Впрочем, впечатления все положительные. На вершине горы очень холодно, около -15С, поэтому мы надели перчатки, куртки, зимние шапки – без них невозможно было обойтись, но в любом случае, затея удалась!

Вопросы с мест:

Вопрос: (Крис Лайнс – AP) Могу я спросить руководителей команд о заявлении FIA? Когда вы узнали о намерении провести тендер? Не кажется ли вам, что это скорее попытка указать командам направление, а не готовое решение?
Герхард Бергер: Я увидел это заявление десять минут назад и доволен тем, что кто-то сделал первый шаг. Это не означает, что решение принято, на следующей неделе своё слово скажет FOTA. Главное, чтобы все прошло быстро.

Виджей Малья: Поддерживаю Герхарда. Я тоже узнал о заявлении за десять минут до начала пресс-конференции – как я уже говорил, мы приветствуем любую инициативу, направленную на снижение затрат. Если на следующей неделе удастся найти решение, избежав бесконечных дискуссий, это будет хорошо для всех нас, и для спорта, и для частных команд.

Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Доктор Малья, не могли бы вы рассказать о переговорах с Mercedes? Вы говорите о независимой команде, но такое сотрудничество может лишить вас этого статуса…
Виджей Малья: Все зависит от того, что вы понимаете под «независимой командой». Force India принадлежит двум частным инвесторам, она не связана с автопроизводителем, что делает ее действительно независимой. Кроме того, я вел переговоры не только с Mercedes, но и с нашим действующим партнером, с Ferrari, мы хотим получить комплексное решение силовой установки, включая KERS. Таково требование. Консультации будут продолжены – надеюсь, мы успеем уладить все детали. Нужно закончить сезон и отправляться на тесты, чтобы рассчитывать на большее в следующем году.

Вопрос: (Альберто Антонини – Autosprint) Еще один вопрос к Герхарду и Малья, и снова по поводу KERS. Как дебют новой системы увязывается с предложением FIA об унификации силовой установки. Не могли бы вы сравнить, какая сумма уйдет на покупку KERS, и сколько бы стоила разработка?
Виджей Малья: Что касается Force India, мы ведем переговоры о поставке полного пакета - мотора, коробки передач и KERS, мы не планируем покупать эти компоненты отдельно. Я знаю, команды тратят невероятные суммы на разработку новой системы, мы же с самого начала заявили, что не обладаем подобными ресурсами и предпочтем приобрести новинку.

Герхард Бергер: В нашем случае речь идет о покупке мотора и KERS у Ferrari, о чем мы договорились пару месяцев назад. Мы не участвуем в разработке, а выступаем клиентами. Думаю, это типичная ситуация, когда команды придерживаются разного мнения – независимые участники расценивают новинку как дополнительный фактор расходов, однако здесь нужно смотреть шире, ведь в BMW или Honda считают ее технологией будущего. Ключевой момент – снижение расходов.

Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Герхард, не могли бы вы рассказать о будущем Себастьена Бурде в Toro Rosso и о том, кто займет место второго пилота?
Герхард Бергер: Пока никаких новостей – мы собираем информацию и думаем, какой вариант окажется наиболее выгодным. Очевидно, Бурде – первый в списке кандидатов. В предыдущей гонке он выступил весьма неплохо, да и сегодня поработал на славу. По разным причинам ему не удалось заработать очков – иногда все решала ошибка, иногда – вердикт стюардов. У него есть потенциал, но пока мы не готовы принять решение. Нужно ещё подумать, кем заменить Феттеля…

Вопрос: Пожалуй, этот же вопрос мы можем задать Доктору Малья – как обстоят дела с вашими пилотами?
Виджей Малья: Я уже говорил, что доволен Адрианом и Джанкарло – они оба останутся в команде на следующий сезон.

Вопрос: (Крис Лайнс – AP) Кроме варианта с единым поставщиком двигателей, какие вопросы будут обсуждаться на встрече FOTA?
Герхард Бергер: Думаю, очень важно… в данный момент мы говорим, прежде всего, о механической составляющей, поскольку это одна из главных статей расходов, которая должна быть сокращена. В то же время, нельзя забывать о других элементах машины – мы вкладываем деньги в аэродинамику, электронику и многое другое, и ко всему этому нужно относиться так же, как к силовой установке. Думаю, на встрече будет много вопросов…

Виджей Малья: Как сказал Герхард, помимо силовой установки много денег тратится на аэродинамику, поэтому обмен деталями мог бы снизить издержки. Все зависит от того, насколько далеко вы готовы зайти. Если сработает идея Берни о том, чтобы разрешить командам, выступающим более десяти лет, свободно обмениваться компонентами, это пойдет на пользу независимым участникам и снизит расходы.

Себастьян Феттель

Вопрос: (Марко Деглиносенти – La Gazzetta dello Sport) Вопрос к пилотам: вы не руководите командой, но являетесь неотъемлемой частью Формулы 1. Я не хочу спрашивать вас об унифицированных моторах, пока рано об этом говорить, но если бы представилась возможность что-либо изменить, каким было бы ваше предложение?
Себастьян Феттель: Трудный вопрос. Я не знаю. Вы сами сказали, что пилоты не в праве что-либо решать, поэтому я об этом не думаю. Меня заботит лишь пилотаж: не важно, что произойдет в будущем – дебют KERS или уменьшение аэродинамики – мы будем выкладываться по максимуму. Возможно, следует…

Герхард Бергер: Повысить гонщикам зарплату?

Себастьян Феттель: Неплохой вариант! Я не знаю, никогда об этом не думал, ситуация не в моей власти.

Адриан Сутил: Выступая в небольшой команде, я думаю, что все участники чемпионата должны быть примерно равны. К примеру, нам трудно добиться прогресса, ведь заводские команды инвестируют огромные суммы, которых у нас нет. Мы не можем подтянуться к соперникам и тяжело переживаем подобные ситуации, поскольку вынуждены выкладываться по максимуму, но результат всегда один – последний ряд. Возможно, удастся найти решение, способное сократить эту разницу.

Предыдущие годы не прошли даром, борьба стала очень плотной, но теперь нужно снижать расходы – может быть, за счет иного расписания уик-энда. Почему бы, к примеру, не посвятить свободным заездам целый день, не организовать сочетание гонки и тестов. Это неплохое решение - ты можешь настроить машину и стартовать. К тому же, гонщики будут дольше находиться на трассе, что понравится болельщикам. Можно проводить по две гонки, как в GP2… Всегда можно что-то улучшить.

Вопрос: (Даниель – Oriental Auto) Себастьян, год назад в Шанхае вы выступили очень неплохо, это поможет в предстоящей гонке? И еще один вопрос: вы тестировали KERS?
Себастьян Феттель: Что ж, по первому вопросу – прошлогодняя гонка сложилась для нас весьма удачно. Мы приехали из Японии, где не смогли финишировать, хотя выглядели очень неплохо – всему виной моя ошибка за машиной безопасности.

Везет ли мне в Шанхае? Чтобы это выяснить, нужно провести здесь гораздо больше гонок. В этом году у нас конкурентоспособная машина, мы должны быть быстры, независимо от погоды, но если в воскресенье пойдет дождь – так даже лучше. Он помогал нам раньше, может помочь и сейчас.

Испытывал ли я KERS? Нет, мы частная команда, и как сказал Герхард, не можем сами разрабатывать новую систему. К тому же, она дебютирует только в следующем году, поэтому никаких тестов не было.

Текст: Валерий Карташев

Читайте ещё