Гран-при Венгрии : Пресс-конференция в пятницу

Пресс-конференция

Ове Андерсон (Toyota), Эдди Джордан (Jordan),
Тони Парнелл (Jaguar), Дэвид Ричардс (BAR)

Вопрос: Все вы боретесь за пятое место в чемпионате, но в это время года команды обычно меняют приоритеты, начиная работу над новой машиной. Запрет на тесты подходит к концу, над чем вы будете работать? Какие новинки еще могут появиться в этом году? Вы будете проверять их в Монце? Насколько вообще важно пятое место в чемпионате?
Ове Андерссон: Очевидно наша главная цель - сделать все возможное в этом сезоне. Мы проведем тесты в Монце и на других трассах, есть новые аэродинамические элементы и другие новинки. Ничего глобального, конечно, не будет, но мы пробуем улучшить машину, деталь за деталью, это помогает команде понять, как делать новую машину.Эдди Джордан: Да, мы будем в Монце. Jordan всего один раз за 13 лет финишировала вне первой шестерки (на самом деле два - в 1992 и 1993), так что этот результат жизненно важен. Борьба очень серьезная, претендентов четверо и мы будем бороться до конца. До последнего круга Гран при Японии мы будем думать о том, что сделать, чтобы добиться своей цели - занять пятое место.Дэвид Ричардс: Мы будем работать в Монце и у нас в багаже масса новинок. Конечно, многие из них будут перенесены на новую машину, некоторые не будут, но этот опыт пригодится при работе с новой машиной, которая уже начата. Сейчас мы параллельно работаем с двумя программами и нагрузка действительно серьезная, персонал вернулся из отпуска и сосредоточится на двух машинах. Борьба за пятое место будет серьезной, к сожалению первая четверка слишком далека от нас.Тони Парнелл: Конечно мы будем в Монце. Мы разделили наши ресурсы поровну между старой и новой машинами, но больше внимания посвящено пониманию работы существующей машины. Мы довольны ее конкурентоспособностью и недовольны конкурентоспособностью соперников. Обладатель пятого места выяснится лишь на финише чемпионата, до тех пор борьба будет равной. Надеюсь осенью мы обменяемся рукопожатием, никто не будет разочарован, а у Jaguar будет повод для радости.

Вопрос: Ове, сегодня утром вы были очень быстры, в Хоккенхайме оба ваших гонщика заработали очки. Есть одна неприятность - вы очень близки к лидерам, но не добиваетесь результатов, на которые рассчитываете...
Ове Андерссон: Да, часто  мы не можем реализовать свой потенциал, но команде просто не хватает опыта. От гонки к гонке мы учимся, шаг за шагом. Днем трасса стала медленнее, чем утром, но мы потеряли больше, чем рассчитывали. Сейчас пытаемся найти причину.

Вопрос: В чем вы видите пути для совершенствования команды?
Ове Андерссон: Если вы руководите командой, то стараетесь сделать ее лучше, иногда это внешняя работа, иногда - внутренняя, вроде обучения персонала. Если вы хотите добиться успеха, то должны создать сильную и скоординированную команду. Нужно заставить ее работать, как единый механизм, двигаться в одном направлении.

Вопрос: Эдди, как вы собираетесь решать свои проблемы? Как вы измените ситуацию?
Эдди Джордан: Изменение любой ситуации, касается она человеческих или деловых отношений, требует продуманных действий по эффективному использованию имеющихся ресурсов. Разница между успешной и неуспешной гонкой столь минимальна, что вам нужно сосредоточится на деталях, максимизировать все возможности. Как раз этим я и занимаюсь в преддверии последней четверти сезона. Давно подмечено, что когда пишут о кризисе в Jordan, дело идет на лад. Все наши победы были одержаны в сложное время, когда мы меньше всего на них рассчитывали. Надеюсь эта тенденция будет продолжена.

Вопрос: Вы всегда умели находить новые таланты, сегодня пригласили на тесты венгерского гонщика, Зольта Баумгартнера, что можете о нем сказать?
Эдди Джордан: Да, я думаю в прошлом году всех ждал большой сюрприз. Все мы, четверо, заинтересованы в привлечении внимания публики. Может быть 10% от тех, кто сегодня пришел на трассу - венгры и эту долю можно увеличить. В прошлом году мы дали Зольту возможность проехать пару кругов перед гонкой в качестве стимула для болельщиков, венгерских болельщиков. Они должны увидеть, что среди них может быть гонщик экстра-класса и это нельзя игнорировать. Я очень рад, что Зольт смог проделать столь серьезную работу в Хоккенхайме и сегодня выглядел очень здорово. У меня нет сомнений в том, что он готов стать тест-пилотом или основным гонщиком одной из команд среднего уровня и расти дальше. Нам нужно больше сопереживания, сопричастности происходящему. Для телезрителей этот сезон очень интересен, такого не было несколько лет, но мы напрасно игнорировали подобные возможности в прошлом.

Вопрос: Дэвид, а вы, как я знаю, пригласили пилотов Arden F3000 на тесты в Монцу?
Дэвид Ричардс: Да, я не знаю точного графика, но мы дадим им возможность поработать с одной машиной, это факт. Спорту нужны новые таланты. Очень большая разница между наблюдением со стороны и управлением машиной, можно только строить предположения, что мог бы тот или иной гонщик показать в F3000, F3 или где-то еще. Должна быть возможность и мы готовы предоставить ее молодым пилотам. Это азартная игра, вы рискуете, приглашая молодых пилотов, и вдвойне рискуете, подписывая с ними контракт.

Вопрос: Неизбежный вопрос о следующем сезоне, как сейчас обстоит ситуация с Жаком?
Дэвид Ричардс: Никаких решений пока не принято, сезон еще продолжается и сейчас это главный приоритет. Мы ведем переговоры, но решение не принято.

Вопрос: Когда будет сделано официальное заявление?
Дэвид Ричардс: Перед началом следующего сезона в Мельбурне нам придется его сделать (смеется).

Вопрос: Тони, как осваивается в вашей команде другой молодой гонщик, Джастин Уилсон? Что вы думаете о его будущем?
Тони Парнелл: Джастин - невероятный человек. Абсолютно честный, профессиональный и мне это очень нравится. Совершенно ясно, что он проведет с нами оставшиеся гонки сезона. Он надеется нас впечатлить, мы надеемся получить впечатление. Ну а потом, как уже сказал Дэвид, будем решать сложное уравнение о том, кого посадить в машину. Мы очень довольны, что заполучили Марка, может быть в ближайший год или два у меня не будет болеть голова по поводу гонщиков, рынок пилотов в этом году невелик.

Вопрос: Сейчас Cosworth поставляет моторы трем командам, что будет дальше?
Тони Парнелл: Cosworth - это коммерческая компания, которая заинтересована в увеличении объемов продаж мы бы и в следующем году хотели поставлять моторы трем командам.

Вопрос: Какие спецификации будут доступны вашим клиентам?
Тони Парнелл: Дело лишь во времени. Очень трудно снабжать четыре или пять команд последними спецификациями мотора, но своим клиентам, мы поставим очень конкурентоспособные моторы.

Вопрос: Хочу спросить Эдди и Тони. Я был в моторхоуме Jordan, общался с Эдди и не мог не заметить, что сегодня отказали четыре мотора Cosworth. Вы можете это комментировать?
Тони Парнелл: Технических деталей я пока не получил, а что-то предполагать тяжело, потому что моторы - штука сложная. Да, утром было много проблем, которыми не может гордиться поставщик моторов. Мы хотим добиться 100%-й надежности. Эдди Джордан: А я то думал, что вы общаетесь со мной, а не смотрите за горящими моторами по ТВ. Не знал, что их четыре, я разочарован.

Вопрос: Гонка в Канаде всегда была одной из самых популярных в чемпионате, теперь этот этап исключен из календаря. Что вы об этом думаете?
Ове Андерссон: Это один из лучших Гран при, Канада - важный рынок для Toyota, так что мы очень огорчены тем, что гонка не входит в календарь следующего сезона.Эдди Джордан: Именно там мы впервые заработали очки, в 1991-м, с Чезарисом и Гашо. Мы традиционно выигрывали соревнование по гребле через канал, огромный город, технологический центр. Если мы собираемся покорить Северную Америку, то отказ от гонки в Монреале мне кажется нелогичным.Дэвид Ричардс: Это действительно популярная гонка, но существуют и коммерческие соображения, все мы подписали договор о постепенном сокращении табачной рекламы. Наши спонсоры готовы проехать этап без логотипов, но в качестве исключения. Если этот вопрос будет решен, то мы можем обратиться к Берни и провести дополнительный этап чемпионата, получив за это определенную компенсацию.Тони Парнелл: Лично я разочарован. Мне нравился Монреаль, очень посещаемая гонка, тем более в Северной Америке. Она очень важна для Формулы 1 и я действительно разочарован.

Вопрос: Я могу спросить Эдди и Тони по поводу поставки моторов на следующий сезон? Во-первых, предусматривает ли это действующий контракт, во-вторых какие моторы есть в распоряжении независимых команд?
Тони Парнелл: Контракт есть, иначе у команды не было бы наших моторов. Мы надеемся на продолжение сотрудничества и я смотрю в будущее с оптимизмом.По поводу моторов для частных команд. С января этого года было многое сделано для того, чтобы обеспечить поставку моторов. Главное препятствие - стоимость. Моторы для Формулы 1 очень дороги. Это настоящая проблема, которую до сих пор не удалось решить. Тем не менее работа продолжается и повод для оптимизма есть, я уверен - будет найдено решение, помогающее выжить командам, независимым от крупных автопроизводителей.

Вопрос: Могу я просить о разъяснении первой части своего вопроса? Когда было объявлено о подписании контракта между Ford и Jordan говорилось о трехлетнем сотрудничестве, не так ли?
Тони Парнелл: В любом контракте есть пункт о его досрочном расторжении, так что есть вариант при котором наше сотрудничество будет прервано. Но я уже говорил, что смотрю в будущее с оптимизмом, компания Ford очень хотела бы продолжить сотрудничество с Jordan.

Вопрос: Эдди, Ford хочет работать с вами, это взаимно?
Эдди Джордан: Тони все точно сказал. Никто не ожидал от нас столь быстрой победы после смены поставщика моторов, но в Бразилии нам повезло. Все верно, мы подписали трехлетний контракт, но я не думаю, что здесь хорошее место для того, чтобы разбирать его по пунктам. Команда готова продолжать сотрудничество с Ford. Год назад я боролся за подписание этого контракта и конечно, просто так с ним не расстанусь. Хочу, чтобы всем было ясно - Jordan хочет продолжить работу с Ford и Cosworth.Возможные варианты? Есть несколько интерпретаций слова "возможные". Некоторые были высказаны в январе, все мы знаем об открытом письме, о вероятной стоимости моторов для частной команды. Жаль, что эта инициатива ничем не закончилась, возможно Тони уже сказал о том, что моторы в следующем году подорожают, несмотря на правило один мотор-один уик-энд. Это очень большая часть бюджета команды. Я недостаточно компетентен, чтобы обсуждать возможность поставки моторов за 10 миллионов Евро, но верю, что безотносительно того, что произойдет между Берни, банками и GPWC, компромисс будет найден. Я очень на это надеюсь.

Вопрос: Большинство производителей моторов говорит о нереальности цифры в 10 миллионов Евро, представители BWM называли 20 миллионов...
Эдди Джордан: Я не думаю, что они будут поставлять моторы за 20 миллионов, потому что и это неверная цифра. Я не знаю, о каких цифрах на самом деле идет речь, здесь мы возвращаемся к старому вопросу - нужны ли Формуле 1 частные команды? Хотят ли крупные автопроизодители выставлять по три машины в чемпионат? Мы должны собраться и подумать, как сохранить в нем десять команд, поговорить о возможной поставке моторов, мы это уже обсуждали 28 апреля.

Вопрос: Ходят слухи о ваших переговорах с Mercedes, это правда?
Эдди Джордан: Я думаю, что поводом стало письмо профессора Хабберта, который предложил моторы за 10 миллионов Евро, я лишь хотел получить разъяснение.

Вопрос: Но это реальная для вас цифра?
Эдди Джордан: Я считаю, что это не стоит здесь обсуждать. У всех разное мнение. Берни говорит о пяти, кто-то упоминает десять, третьи пытаются подсчитать. Именно поэтому нам нужно встретиться. Тони не хочет уступать, я не хочу уступать. Он знает, сколько стоят его моторы, а я могу дать не больше, чем есть в бюджете. Вероятно можно говорить о субсидиях и жаль, что на это согласны лишь один-два автопроизводителя. Остальные пытаются извлечь выгоду.

Вопрос: Но у вас есть какая-то конкретная цифра?
Эдди Джордан: Есть. Они должны заплатить мне 10 миллионов за то, что я использую их мотор! (смех)

Вопрос: Но на самом деле, вы можете нам ее назвать?
Эдди Джордан: Да, я только что сказал вам - десять. Мы не витаем в облаках, а живем в реальном мире. Я хотел бы получить моторы за 10 миллионов и сейчас работаю над этим.

Вопрос: Уже есть варианты?
Эдди Джордан: Не могу ответить на ваш вопрос, потому что любой мой ответ будет неверно истолкован. Да, я не хочу вести переговоры и рад продолжить сотрудничество с Cosworth, но нужно помнить о бюджете. Любой производитель, любая благоразумная команда будет исходить из вероятных затрат. В моем бюджете на это есть 10 миллионов Евро.

Вопрос: После Гран при Германии Экклстоун критиковал некоторых гонщиков за то. что они не приветствовали болельщиков на параде пилотов. Что могут сделать ваши гонщики во время уик-энда, чтобы уделять зрителям больше внимания?
Тони Парнелл: Мои пилоты проинструктированы и всегда готовы к любому сотрудничеству, которое сделает их ближе к болельщикам. Я сам болельщик чемпионата NASCAR и того, как там ведут себя гонщики, мне бы хотелось повторить это в Формуле 1.Дэвид Ричардс: Недавно мы коллективно обсуждали некоторые инициативы, которые приблизят болельщиков к гонщикам и согласились с тем, что необходим скоординированный подход. Думаю в следующем сезоне вы увидите перемены, Берни тоже занимается этим вопросом, это нельзя игнорировать.

Вопрос: Дэвид, расскажите нам о вашем продвижении к роли владельца команды BAR...
Дэвид Ричардс: Я не буду делиться с вами коммерческими подробностями отношений между мной и BAT, они касаются только нас. Никаких заявлений не будет, они не ставят вопрос о продаже своей доли в ближайшее время, но некоторые договоренности у нас сеть. Это все.

Вопрос: Тони, вернемся к моторам. Ford - один из ключевых игроков на этом рынке и вы сказали, что проблема может быть в конечном счете решена. Когда команды, которые нуждаются в моторах получат конкретный ответ, это недели, месяцы или годы?
Тони Парнелл: Я не могу ответить на ваш вопрос. Затронуты серьезные интересы, идут переговоры с GPWC, банками, Берни. Я сам жду результата.

Вопрос: Дэвид, насколько я знаю, вы планируете покинуть Формулу 1 не в слишком отдаленном будущем? И второй вопрос, насколько близко вы подошли к подписанию контракта с Алексом Вурцем, который сегодня официально заявлен за McLaren?
Дэвид Ричардс: Начну со второго вопроса. Мы пили кофе с Александром примерно две гонки назад, в моторхоуме BAR. Кажется вывод о том, что мы собираемся подписать контракт сделали журналисты, которые сидели за соседним столиком. Он мой приятель, я часто общаюсь с ним, с его женой, но мы просто пили кофе и это совершенно не значит, что он будет выступать за BAR в следующем году.Теперь к первому вопросу. Я должен разъяснить свою позицию. Вы спрашивали меня о настоящем и будущем. Да, сейчас у меня множество обязанностей, я занимаюсь Формулой 1 и Prodrive, моя цель на ближайшие три года - определиться. Пока мне нравится совмещать, но в будущем хотелось бы сделать выбор в пользу одного или другого, а может быть просто сидеть на пляже. Я хотел бы рационализировать свою жизнь, построить управление так, чтобы работа выполнялась должным образом, а я мог принять решение. Я не говорю о том, что через три года отправлюсь на покой, или перестану руководить командой Формулы 1, я просто хочу иметь выбор.

Вопрос: Эдди, когда мы услышим имена пилотов, которые будут выступать за вашу команду в следующем сезоне?
Эдди Джордан: Тони уже говорил об этом, нужно дождаться, пока высококлассные гонщики определятся с командой, улягутся слухи о том, переходит Монтойа или остается. Большинство команд ждут этого момента, чтобы понять на кого они могут рассчитывать. Впереди последняя четверть чемпионата, в котором еще многое нужно сделать, это очень важный сезон для Jordan. Гонщиками я доволен, я не могу винить их в проблемах, которые были у команды в последнее время, но хочу удостовериться в том, что делаю все возможное, мотивирую их и персонал на то, чтобы добиться результата в конце столь сложного сезона. В этом году гонщики не так важны, как раньше.

Читайте ещё