Гран-при США 2002 : Четверг

Рубенс Баррикелло ("Феррари"), Дэвид Култхард ("Макларен"),
Хуан-Пабло Монтойа ("Вильямс"), Ники Лауда ("Ягуар")

Вопрос: Рубенс Баррикелло задерживается, так что Дэвид, давайте начнем с вас. Мы не виделись с прошлой недели.
Дэвид Култхард: С прошлого уик-энда.

Вопрос: Как и вам Брно? Многие даже не знают, где это находится. Это в Чехии? Как вы туда добрались? Как вам трасса, что вы о ней думаете?
Дэвид Култхард: Трасса довольно интересная, много быстрых поворотов, она отличается от того, к чему мы привыкли. Знаете, раньше я думал, что Чехия находится вдалеке от наших трасс, а на самом деле это всего в паре часов от Вены. В будущем Брно может стать отличным местом для гонки или тестов.

Вопрос: Но сейчас это скорее тестовая трасса, вы отметили длинные повороты, которых нет в современной "Формуле-1", не так ли?
Дэвид Култхард: Да, современные трассы очень похожи на новый Хоккенхайм, там нет интересных поворотов, наверное поэтому гонщики с такой теплотой отзываются о Спа. Когда мы слышим о том, что трасса в Спа может быть исключена из календаря, то пытаемся подобрать адекватную замену. Маловероятно, что в Брно будет проходить этап, но проводить там тесты очень приятно. Если вам нужно поработать с аэродинамикой, то вы едете в Барселону, только там осталось несколько быстрых поворотов.

Вопрос: Оценивая прошедший сезон, скажите, насколько сильно прогрессировал "Мерседес" со своим мотором?
Дэвид Култхард: Я думаю, что разница между тем мотором, с которым мы начинали сезон и тем, что привезли сюда, достаточно велика, наверное это одна из тех областей, прогресс в которых особенно заметен. В итоге, приехав на трассу, половину которой нужно ехать "газ в пол", я с оптимизмом смотрю на наши перспективы.

Вопрос: Если говорить о скорости, то в начале чемпионата, в Барселоне, вы были не слишком быстры, а в Монце уже спорили с лидерами. Это и есть показатель прогресса?
Дэвид Култхард: Да, хотя скорость на трассе зависит не только от мотора, не стоит забывать и об аэродинамике. Я думаю скорее нужно говорить о том, что мы научились лучше использовать потенциал своей машины.

Вопрос: Спасибо, Дэвид. Ники, я не знаю, как обстоят дела, скажите, вы не были в штаб-квартире "Форд", в Детройте после гонки в Монце?
Ники Лауда: Нет, прямо из Монцы я приехал сюда.

Вопрос: Какова последняя информация из Детройта, какую поддержку вы имеете?
Ники Лауда: Никакой последней информации не существует, мне всегда говорили одно и тоже - работать, пытаясь улучшить ситуацию. Слава Богу в Монце ситуация все же изменилась. С того момента, когда я стал отвечать за команду, я интенсивно работал старался двигаться вперед. Давайте посмотрим, что у нас получится здесь, уверен, результат будет не самым плохим. А что касается вашего вопроса, я никогда не беспокоился по этому поводу, мне никогда не говорили ничего другого.

Вопрос: Атмосфера в команде изменилась после гонки в Монце?
Ники Лауда: Сильно изменилась, мотивация очень важна для каждого человека, тем более для целой команды, которая год упорно работала без видимых результатов. Это всех угнетало. Но, спасибо Богу и Монце, немного удачи и мы финишировали на третьем месте. После этого у нас нет проблем с мотивацией, и это здорово.

Вопрос: Пресса много пишет о ваших пилотах. Когда мы можем ждать заявления на этот счет?
Ники Лауда: Сначала нужно было решить наши проблемы с машиной. Если бы она осталась том же плачевном состоянии, с которого мы начинали сезон, то приглашая гонщиков я бы слышал что-то вроде: "Я готов, но за большие деньги, потому что ваша машина неконкурентоспособна". Так что сначала мы сосредоточились на машине, пытались показать гонщикам потенциал "Ягуара", а теперь можем решать другие вопросы. Сейчас ситуация полностью открыта.

Вопрос: Но перед окончанием сезона вы сделаете заявление?
Ники Лауда: Одного гонщика мы наверняка назовем до конца сезона, надо ведь работать на тестах, которые начнутся в ноябре. Там должен быть наш гонщик.

Вопрос: Это произойдет до Сузуки, во время, или после?
Ники Лауда: Мне нечего добавить, еще ничего не решено. Как только что-то выяснится, мы вам сообщим.

Вопрос: Спасибо, Ники. Хуан-Пабло, или "Зорро". Я правильно выразился?
Хуан-Пабло Монтойа: Что-то вроде этого.

Вопрос: Это старое, или новое прозвище?
Хуан-Пабло Монтойа: Очень старое.

Вопрос: И вам оно нравится?
Хуан-Пабло Монтойа: Я не возражаю. Я каждый год туда езжу и все время происходит одно и тоже.

Вопрос: Вы имеете ввиду шоу Дэвида Леттермана, на которое были приглашены вчера вечером?
Хуан-Пабло Монтойа: Да.

Вопрос: Вам понравилось?
Хуан-Пабло Монтойа: Неплохо. Я давно знаю Дэвида, это было забавно.

Вопрос: Он задавал правильные вопросы? 
Хуан-Пабло Монтойа: Он вообще крутой парень.

Вопрос: Что вы думаете об этом сезоне? Он спрашивал вас об этом?
Хуан-Пабло Монтойа: Да и я прочел старую мантру о том, что все хорошо, но хотелось бы лучше. Знаете, я думаю, что машина действительно здорово прибавила по сравнению с прошлым годом, сейчас мы впереди "Макларен" и всех остальных. Многие рассчитывали, что мы сможем бороться с "Феррари", но сейчас это невозможно.

Вопрос: Та история, с 19000 оборотов мотора (во время квалификации в Монце), кажется немного невероятной. Вы не находите?
Хуан-Пабло Монтойа: Нет, просто вы об этом впервые услышали, а для нас это...

Вопрос: Нормально? А насколько велик прогресс шасси в этом году?
Хуан-Пабло Монтойа: Он не настолько велик, что стать первыми. Мы сделали два или три больших шага вперед, но соперники тоже не стояли на месте. Если вы прогрессируете в той же степени, что и соперники, значит по сравнению с ними вы не двигаетесь вперед. Сейчас основная задача - разработка машины для следующего сезона.

Вопрос: Что вы чувствуете, вернувшись в Индианаполис, на трассу, которая уже принесла вам успех?
Хуан-Пабло Монтойа: Это здорово, у меня здесь много знакомых.

Вопрос: Вы думаете, сеть шанс увидеть когда-нибудь гонку "Формулы-1" на овале?
Хуан-Пабло Монтойа: В чем смысл? Я не знаю. Вы всю жизнь гоняетесь по обычным дорогам.

Вопрос: Я имею ввиду разнообразие автодромов, когда то у вас был Хоккенхайм с длинными прямыми и тесная трасса Монако. Почему не попробовать что-то еще?
Хуан-Пабло Монтойа: Я думаю, что немногие с этим согласятся, даже гонщики. У меня был такой опыт, но вы знаете, сейчас я выступаю за рулем самой безопасной машины в своей карьере. Я попадал в аварию на овалах и ничего не случалось, но травмы бывают и травмы серьезные.

Вопрос: Ники, на одной из пресс-конференция после гонки в Венгрии мы спросили вас о моторах и через 48 часов "Форд" разрешает Эдди Джордану сделать заявление. Мы не слышали комментариев со стороны должностных лиц "Форда" по поводу контракта с "Джордан", вы можете посвятить нас в детали? Какие моторы они получат?
Ники Лауда: Нужно разделять то, что касается "Форд" и Cosworth. С Cosworth все довольно просто, Эдди Джордан подписал трехлетний контракт. В следующем году мы будем использовать новый 90-градусный мотор на машинах "Ягуар", а Эдди получит мотор этого сезона. Еще через год, как только новый мотор будет полностью готов, мы будем использовать одинаковые моторы. Контракт уже подписан и он будет соблюдаться. На самом деле я горд за Cosworth, ведь это не часть крупной компании, вроде Mercedes или BMW. Мы делаем моторы только для "Формулы-1", CART и ралли. После того, как мы потеряли "Эрроуз", появилась необходимость в других партнерах и мы нашли Эдди Джордана, чему я очень рад.

Вопрос: Вы можете подтвердить, что "Джордан" получит клиентские моторы и будет платить за них?
Ники Лауда: За моторы "Джордан" будет платить, это я знаю. Но есть и другое соглашение, между Эдди и европеским отделение "Форд". Я не знаю деталей, это не мой бизнес. Для меня "Джордан" - клиент Cosworth и меня это устраивает.

Вопрос: Ники, а каков угол развала цилиндров у существующей версии Cosworth?
Ники Лауда: 72 градуса.

Вопрос: Хуан-Пабло, расскажите, что случилось в вашей машиной на "Гран-при Италии", дело в излишне смелой атаке на поребрик? Есть ваша вина в том, что случилось?
Хуан-Пабло Монтойа: Нет, дело не в этом. Поребрик атаковали все, а с машиной что-то случилось еще в воскресенье утром. На старте показалось, что какие-то проблемы возникли с подвеской, что-то болталось, болталось, пока совсем не сломалось. О, вот и он (журналисты аплодисментами встречают Рубенса Баррикелло). По ходу уик-энда машина была хороша, а во время warm-up что-то изменилось и по ходу гонки становилось все хуже и хуже. Я был позади Рубенса, затормозил, машину повело в сторону, я просто не понимал, что происходит. Потом что-то снова сместилось, пока не сломалось полностью.

Вопрос: Рубенс, вы выиграли в Монце, какие перспективы на победу здесь? У вас отличные шансы на второе место в чемпионате...
Рубенс Баррикелло: Шансы действительно неплохие, я уже говорил, что считаю сезон неплохим, даже при том, что в начале было много сходов. Я смог выиграть больше гонок, чем раньше и бороться за второе место в чемпионате. Конечно, многое решилось в прошлой гонке, я выиграл, а Хуан-Пабло и Ральф имели проблемы, но я и здесь намерен бороться за победу, хотя можно не рисковать и просто заработать несколько очков.

Вопрос: Что вы думаете о трассе? Она вам нравится?
Рубенс Баррикелло: Мне нравится бывать в Америке, обычно я провожу здесь часть своего отпуска, нравится и трасса. Знаю, многие критикуют участок, проложенный внутри овала, но настроить машину для эффективной работы на длинных прямых и медленной секции очень непросто.

Вопрос: Бразильские гонщики, выступающие в американских чемпионатах, приедут поддержать вас?
Рубенс Баррикелло: Понятия не имею. Я знаю, что Фелипе (Джаффон) дома, в Бразилии, он будет смотреть гонку по телевизору. В прошлом году приезжали многие бразильцы и колумбийцы.

Вопрос: Хуан-Пабло, в прошлом году вы были явным фаворитом местных болельщиков, лидировали в гонке. Когда машина сломалась на выезде из боксов многие хотели пообщаться с вами, как вам удалось заслужить такую любовь?
Хуан-Пабло Монтойа: Здесь меня всегда здорово принимают, много моих болельщиков, много колумбийцев. Это случилось после того, как я выиграл "500 миль Индианаполиса". Действительно, это очень приятно и было бы здорово выиграть и на этот раз. Победа на любой трассе приятна, но здесь - особенно.

Вопрос: Ники, вернемся к пилотам. В следующем году команда сменит обоих пилотов, или Педро де ла Роса останется?
Ники Лауда: У Педро контракт на следующий сезон, вопрос только в Эдди. Никакого решения еще не принято, Эдди может остаться, может уйти, я не знаю.

Вопрос: Говоря о том, что вопрос только в Эдди вы подразумеваете, что решение будет приниматься не им, а вами?
Ники Лауда: Да, вопрос с Ирвайном будем решать мы, а с Педро все уже решено.

Вопрос: Хуан-Пабло, можно я задав вам еще один вопрос? Что вы думаете о штрафе, наложенном на Ральфа в Монце? Это справедливо?
Хуан-Пабло Монтойа: Да. Он поехал прямо, даже не пытаясь повернуть.

Вопрос: Ники, в те времена, когда вы были гонщиком, мог бы кто-нибудь вроде Михаэля Шумахера постоянно выигрывать?
Ники Лауда: Нет, честно говоря, мне надоело бы все время выигрывать, я попытался бы что-то изменить в своей жизни. Но сейчас Михаэль действительно лучший, кроме того он с каждым годом прибавляет и я не вижу тех, кто сейчас мог бы бороться с ним на равных.

Вопрос: Ники, сколько в следующем году будет платить Эдди Джордан за моторы Cosworth?
Ники Лауда: Это конфиденциальная информация, но сумма вполне типичная. "Феррари" продает свой мотор и коробку передач команде "Заубер", мы продаем только мотор, но затраты одинаковые.

Вопрос: В Индианаполисе впервые должен быть применен штраф с потерей десяти мест на старте, в результате Фелипе Масса пропускает гонку. Что вы об этом думаете? Это плохо, или хорошо? Как это может повлиять на карьеру гонщика?
Рубенс Баррикелло: Я не знаю. Подобные меры мне кажутся излишне жесткими. Я не видел инцидента, не знаю, что случилось на трассе, н если гонщика штрафуют, то наказание должно применяться в тот же день, любые отсрочки слишком жестоки. Вы знаете, как тяжело обгонять в современной "Формуле-1", выложившись в квалификации вы попадаете в первую десятку, а стартовать вынуждены во второй. С другой стороны, я действительно не видел инцидент и не могу его комментировать.Ники Лауда: Мне тоже такие меры кажутся излишне жесткими, я не понимаю, кого таким образом наказывают, команду или гонщика, ведь это одно целое. Гонщик управляет машиной. Если с машиной что-то не в порядке, то штрафуют пилота, а в случае ошибки гонщика возникают неопределенности. В конкретном случае страдает пилот, его заменит Хайнц-Харальд Френтцен, а в Японии Масса вернется за руль и штраф не получит. Бедный Фелипе сидит дома, команда не наказана. Видимо в ФИА это считают штрафом для гонщиков, стало быть команда может сменить пилота и избежать наказания. С этим надо разобраться. 

Вопрос: Конечно, это наказание для гонщика. Вы были гонщиком и понимаете, каково это - пропустить гонку...
Ники Лауда: Я согласен, это действительно штраф для гонщика, но весьма забавный. К примеру, меня оштрафовали, я приболел гриппом, пропустил этап, а потом снова вернулся на трассу. Либо мы вместе, я имею ввиду команду и пилота, либо, как в данном случае - порознь. Тогда мне непонятно, почему в случае несоответствия машины регламенту опять таки наказывают гонщика, надо штрафовать только команду.

Вопрос: Дэвид, вам есть, что к этому прибавить?
Дэвид Култхард: Ники все верно сказал. Фелипе пропустил гонку, избежал штрафа и в Сузуке вернется на трассу, как будто ничего не случилось. Все это очень странно, хотя подобный штраф трудно применить сразу, к примеру, вы стукнули машину и оба вылетели с трассы, что тогда делать? Я не согласен и с финансовыми штрафами, это против моей религии (смех в пресс-центре). Вопрос сложный. Наказание за причинение аварии должно быть, но штраф с потерей десяти мест на старте - решение неуклюжее. Почему 10, почему не 2? Почему просто не стартовать с последнего места? Получается, что лидеры теряют меньше и будут, в случае наказания, стартовать с десятого места, а если вы квалифицировались в середине сетки, то вынуждены стартовать с последнего места. Нужно придумать что-то более последовательное.

Вопрос: Существует тенденция приглашать молодых американских гонщиков в младшие европейские чемпионаты, вы считаете такую схему разумной? И второе - нужны ли "Формуле-1" американские пилоты?
Хуан-Пабло Монтойа: Я думаю чемпионату нужны гонщики со всего мира, а не только из Европы, это здорово прибавит болельщиков. В конце концов, это ведь чемпионат мира.Рубенс Баррикелло: Я полностью согласен, мы долго искали возможность вернуться в Америку, провести здесь этап и теперь я встречаю американских пилотов в Европе, они готовятся к "Формуле-1". Мы этого долго ждали, так и должно быть.Дэвид Култхард: Я думаю, что хорошо собрать гонщиков со всего света, они заслуживают быть представленными в "Формуле-1", так что я не вижу никаких причин, которые помешали бы американцу за рулем конкурентоспособной машины хорошо выступить в нашем чемпионате. Если они пройдут европейскую гоночную школу, через которую мы все прошли, то получат возможность попробовать себя в "Формуле-1".Ники Лауда: И первой стала дама из Америки.

Вопрос: Ники, как вы оцениваете работу Антонио Пиццония на тестах за "Ягуар" в Барселоне? И второй вопрос, с точки зрения гонщика, дайте ваш анализ инцидента между Райкконеном и Сато, Массой и де ла Роса на "Гран-при Италии".
Ники Лауда: Вы имеете ввиду "Гран-при Австрии"? Аварию Ника Хайдфельда и Такумы Сато?

Вопрос: Нет, Монцу...
Ники Лауда: Честно говоря, я пропустил этот момент. А Антонио хорошо поработал на тестах. У него очень аналитический подход, он дал нам много ценной информации по поводу работы машины и показал хорошее время на круге.Если говорить об инциденте между Фелипе Масса и Педро де ла Роса, то я считаю, что Фелипе виноват. Он уже вышел вперед, но слишком рано взял вправо. Если внимательно рассмотреть ситуацию, то Педро ехал по своей траектории и не мог избежать столкновения, иначе как выскочив на траву, а это было еще опаснее. Другого инцидента я не видел и не могу о нем судить.

Вопрос: Господа в первом ряду...
Ники Лауда: Извините, я вспомнил инцидент Райкконен-Сато. Думаю дело в том, что он не видел соперника в зеркалах, в этом месте трассы с этим бывают проблемы. Он выехал на середину трассы и не ожидал увидеть там Такуму Сато, иначе он никогда этого бы не сделал. Мне кажется, что он просто его не видел.

Вопрос: Он потерял лучший круг в квалификации, а Масса - 10 позиций. Вы считаете это честным?
Ники Лауда: Если Райкконен был на медленном круге, а ведь это было так? На прогревочном... Когда машина едет медленно гонщик должен следить за соперниками, по этому поводу нет никаких вопросов, так что это именно его ошибка. С другой стороны, вы можете спросить, почему Сато ехал так быстро, но ведь он был на быстром круге и рассчитывал на то, что соперники будут соблюдать правила. Если вы едете медленно - держитесь вне траектории. Штраф был неприятен, но я извлек из него выгоду, потому что Педро (на самом деле - Эдди Ирвайн) стал пятым. Так что у меня претензий нет.

Вопрос: Дэвид, вы получаете удовольствие от гонок?
Дэвид Култхард: Конечно, стартуя не из первого ряда вы гораздо больше видите гонку, а при старте с первого ряда вы имеете шанс стать лидером, и это уже не совсем гонка. Большое удовольствие я получил от гонок "колесо в колесо", хотя я предпочел бы этому победы в гонках.

Вопрос: Рубенс, а вы какие цели вы ставите перед собой?
Рубенс Баррикелло: Я уже говорил как-то, что просыпаюсь с мыслью о победе, всегда есть, в чем прибавить. Многие ведь считают, что это невозможно, пока мы с Михаэлем выступаем в одной команде и я стараюсь доказать, что они неправы, наши результаты становятся все ближе, особенно в квалификации. Я наслаждаюсь этим сезоном с "Феррари", многое решилось на первых этапах. Помните, на пятом или шестом этапе, в Австрии, у него было 44 очка, а у меня, по разным причинам, всего шесть. Я не могу обвинять команду в том, что она поставила на Шумахера, я просто делаю собственную работу и стараюсь выиграть. Ну а мечта - однажды выиграть чемпионат мира.

Вопрос: Давайте вернемся к штрафу Фелипе Массы. Ники, вы упомянули австрийский инцидент с Ником Хайдфельдом, где он переоценил возможности холодных тормозов и врезался в Такуму Сато на скорости 160 миль в час. Тогда никто не был оштрафован. Что вы думаете об этом? Можно ли сравнивать ту аварию с инцидентом, в котором участвовал Фелипе Масса?
Ники Лауда: Знаете, я полностью согласен с Дэвидом, стюарты должны определиться, что наказывать штрафом, а что - нет. Я тоже не понимаю, почему Хайдфельд не был наказан, к сожалению не мы принимаем решения. Но если бы мы получили разъяснения по этому поводу, всем было бы легче.Рубенс Баррикелло: На самом деле может быть Нику просто не хватило опыта, что бы судить о поведении тормозов. Подобное может случиться с любым из нас. Мы ждем на педаль тормоза и что-то происходит, а вот не смотреть в зеркала заднего вида, значит проявлять неуважение и в этом случае гонщика нужно штрафовать. Знаете, я не полагаюсь на то, что команда сообщает мне по радио, к примеру - позади вас две машины. Я все равно посмотрю в зеркала. Это - первое, чему учат, когда вы садитесь за руль, только "Формула-1" намного быстрее. Я не думаю, что можно сравнивать неудачное торможение в Австрии и инцидент в Монце, это совершенно разные вещи. Хайдфельда нельзя наказывать за то, что он переоценил тормоза, это может случиться с каждым, но смотреть в зеркала нужно обязательно.

Вопрос: Еще комментарии...
Дэвид Култхард: Я так и не понимаю, почему один из стюартов не может работать на всех трассах. Я не понимаю, как они могут судить о наших действиях, если остальные этапы смотрят по телевизору. Нужно быть на трассе, следить за этапом по 30 телеэкранам. Я считаю, что хотя бы один стюарт должен работать на постоянной основе.

Вопрос: Хуан-Пабло, вы можете сравнить ощущения от первого поворота гонки на овале и трассы "Формулы-1"?
Хуан-Пабло Монтойа: Я не помню, вы знаете, это было два с половиной года назад. Никакого волшебства, просто - гонка. Старт с хода и с места - совершенно разные вещи и я уже привык стартовать с места. Жду на газ и смотрю, как развиваются события.

Вопрос: Рубенс, вы не могли бы рассказать о бывших партнерах по картингу, с которыми ты когда-то гонялся в Бразилии? Чего смогли добиться Элио Кастроневеш, Тони Канаан и Фелипе Джаффон? Вы поддерживаете отношения, следите за их карьерой в Америке?
Рубенс Баррикелло: Конечно, я опоздал, как раз задержавшись в доме у Тони, мы слишком поздно сели завтракать. Отношения я поддерживаю, но у нас и у них гонка за гонкой, хотя мы, бразильцы, всегда стараемся держаться вместе.

Вопрос: Фелипе говорит, что раньше вы подшучивали над Элио, устраивали розыгрыши?
Рубенс Баррикелло: Я не выступал вместе с ним, а Фелипе наверняка знал, как вывести его из себя. Все мы очень рано уехали из дома и часто видимся. Конечно Фелипе я вижу чаще других, ведь он родственник моей жены. Но по поводу Элио я ничего такого не помню.

Вопрос: Что вы думаете по поводу HANS, собираетесь использовать это устройство?
Хуан-Пабло Монтойа: В следующем сезоне это станет обязательным, так что придется привыкать. Я несколько раз пытался приспособиться, Чарли Уайтинг что-то менял, этим мы занимаемся и по сей день.Рубенс Баррикелло: Я думаю, у нас всех с этим проблемы. Вы знаете, машины CART и IRL гораздо лучше приспособлены к использованию HANS, там пилотское место унифицировано, а в "Формуле-1" все гораздо разнообразнее. Нельзя просто подобрать себе нужный размер, надеть и выйти на трассу. Всего два круга и шея начинает болеть. Мне так и не удалось привыкнуть, но я знаю, те, кто обеспечивает нашу безопасность, сделают все, что нужно. Машины стали гораздо безопаснее, а HANS - еще один шаг вперед в этом направлении.Дэвид Култхард: Я согласен с Рубенсом.

Вопрос: Дэвид, с тех пор, как появились совершенные системы телеметрии, насколько настройка машины зависит от навыков гонщика? Другими словами - телеметрия говорит вам, что делать, или вы используете ее в качестве подтверждения правильности принимаемых решений?
Дэвид Култхард: Ситуация действительно немного изменилась, но в конечном счете все равно многое зависит от пилота. Именно вы говорите, что нуждаетесь в меньшей недостаточной поворачиваемости, чтобы ехать быстрее, хотя телеметрия может показывать, что машина страдает избыточной поворачиваемостью. Не телеметрия управляет машиной, за рулем сидит гонщик и он должен чувствовать себя уверенно. У гонщиков достаточно опыта для того, чтобы делать выводы, а телеметрия помогает с обратной связью, обладая такими данными удобно моделировать поведение машины. Еще до того. как мы приедем на трассу, команда знает, чего ждать, какие скорости будут в конце прямой, какие потребуются передаточные числа в коробке. Раньше частенько приходилось гадать на кофейной гуще. Но в конечном счете, все зависит от пилота и его инженера, который тоже действует инстинктивно. Он не скажет: "Подожди, я сверюсь с компьютером". Он должен сразу определять, что именно сделать с машиной. Отличная новость, в "Формуле-1" что-то еще зависит от человека.

Вопрос: Ники, команда "Минарди" ваши моторы будет использовать в следующем сезоне? Контракт подписан, или еще идут переговоры?
Ники Лауда: Переговоры идут, контракт пока не подписан, но такой вариант возможен.

Вопрос: И сколько это будет стоить? (смех)
Ники Лауда: Столько же, как и прежде (смех)

Вопрос: Три команды - это окончательное число?
Ники Лауда: Честно говоря у меня есть как раз три мотора. Лучший получит "Ягуар", похуже - "Джордан", третий - "Минарди", мы сделали слишком много моторов, нужно поскорее от них избавиться.

Вопрос: Моторов для четвертой команды не найдется?
Ники Лауда: Сомневаюсь, вопрос уже закрыт, моторов всего три. Переговоры продолжаются, но пока ничего не подписано.

Вопрос: Когда вы находитесь в роли догоняющего, как распределяется бюджет. На что именно деньги выделяются в первую очередь, во вторую, в третью?
Ники Лауда: До сих пор нашей главной проблемой была машина, она с самого начала была сделана неверно. В Январе мы вышли на тесты и поняли, что ничего не получилось, пришлось многое менять, в основном это касалось подвески. Позже выяснилось, что аэродинамика стала не на 10% эффективнее прошлогодней, как мы рассчитывали, а проигрывала ей 2%. У нас не было собственного аэродинамического полигона, а цифры, полученные при продувке машины в Америке оказались неверными. Шутка ли, машина имела на 10% меньше прижимной силы, чем в прошлом году. Первого апреля мы запустили собственную аэродинамическую трубу в Англии, проанализировали полученную информацию и попытались что-то изменить, машина действительно прибавила, процентов на десять, но время было потеряно.Обычно, если прижимная сила увеличивается на 10 процентов, машина едет на 1-2 секунды быстрее, а мы смогли прибавить лишь 0.3. Стали разбираться дальше, выяснилось, что проблемы есть и с монококом. Этот вопрос, кстати, так и не решен, хотя возник еще в январе. После анализа информации команда снова стала все менять. Основные перемены коснулись передней подвески, обновленный вариант которой появился в Спа. И наша машина сразу попала в десятку лучших по итогам квалификации. Обычно мы квалифицировались в самом конце, а тут сразу шагнули на десять мест вперед. Это помогло в Монако, потом в Монце, где нужно меньше прижимной силы. Да и мотор хорошо работал. В результате, после штрафа Райкконена мы заняли пятое место в квалификации, а финишировали на третьем месте. Стало быть - направление выбрано верное, но разобраться нужно еще во многом. Работа принесла результат, хотя и довольно поздно. Тем не менее, мы заканчиваем сезон с хорошей машиной и должны сделать ее еще эффективнее в следующем году.

Вопрос: Кто главный конструктор вашей машины?
Ники Лауда: Это целая группа недавно приглашенных специалистов. Четверо занимаются аэродинамикой, большой коллектив работает с шасси, они пришли из "Эрроуз" и других команд. Технического директора у команды нет, сейчас это коллективная работа, но мы заняты поиском человека, который мог бы взять ответственность на себя. Вы могли видеть, что после того, как люди сработались, машина существенно прибавила и этим я очень доволен.

Вопрос: Хуан-Пабло, когда вы выступали в CART казалось, что победы вам даются очень легко. Насколько "Формула-1" оказалась более конкурентоспособным чемпионатом?
Хуан-Пабло Монтойа: Мне кажется, что оба чемпионата конкурентоспособны. Дело в том, что когда я пришел в CART ситуация напоминала то, что сейчас происходит с "Феррари", этой команде победы даются с большой легкостью. Дело не только в машине, но и машина - самая быстрая в чемпионате. В CART я выступал за подобную команду и это очень помогло.

Вопрос: Рубенс, ты не считаешь переход Кристиана Фиттипальди в NASCAR из CART слишком рискованным шагом?
Рубенс Баррикелло: Я говорил с ним, он любит гоняться и не знает, каким будет CART в следующем году. В чемпионате IRL гонщики все время жмут газ в пол, он хочет совершенно другого, нового испытания и я не могу судить его за это. Он ведь открывает дверь молодым. Знаете, гонщики счастливы, пока могут ехать быстро.

Читайте ещё