Гран-при США 2002 : Пятница

Михаэль и Ральф Шумахер

Михаэль Шумахер и Жан Тодт ("Феррари"),
Ральф Шумахер и Френк Вильямс "(Вильямс"),
Жак Вильнев ("БАР"), Рон Деннис ("Макларен")

Вопрос: Дамы и господа, мы начинаем пресс-конференцию. Рон Деннис подойдет чуть позже, а начнем мы с Жака Вильнева. Жак, какие чувства вы испытываете, возвращаясь в Индианаполис? С этой трассой связана часть вашей жизни...
Жак Вильнев: Да, действительно приятные воспоминания. Выступать на овале в Индианаполисе, это что-то особенное, приезжать сюда гонщиком "Формулы-1" - немного не то, но мне все равно приятно выступать на американском этапе.

Вопрос Вас здесь здорово принимают, не так ли?
Жак Вильнев: Да, прием действительно хорош. Болельщики не такие сумасшедшие, как в Европе, но это настоящие поклонники автоспорта. Погода не столь хороша, как весной, так что те, кто приходит на трибуны, действительно любят гонки. Этим славится Индианаполис.

Вопрос: Ходит много слухов о предстоящих переменах в "БАР, да и Джеф Уиллис после прошлой гонки сказал, что собирается многое менять в команде. Что вы думаете об этом?
Жак Вильнев: Отлично. Может быть в следующем году у нас действительно будет машина "Формулы-1".

Вопрос: В каких областях вы хотели бы видеть больший прогресс?
Жак Вильнев: Трудно разделять, нужно прибавить в целом. Знаете, у нас большая тяжелая машина, не совсем соответствующая стандартам "Формулы-1". В "Хонде" тоже серьезно работают и эффект от их работы уже заметен. Но основные перемены произойдут в следующем сезоне и я очень на это надеюсь.

Вопрос: Спасибо, Жак. Михаэль, я думаю вы тоже любите Америку. А как вам трасса?
Михаэль Шумахер: Мы довольно часто говорим о ней. Легендарный овал, немного скомпрометированный строительством трассы для "Формулы-1". Здесь не так интересно, как в Спа или Сузуке, но организаторы действительно сделали все, что в их силах.

Вопрос: Вчера вы говорили о возможности честной борьбы...
Михаэль Шумахер: Честной или борьбы на троих?

Вопрос: Я думаю речь шла о четной борьбе в гонке...
Михаэль Шумахер: Да.Вопрос: Что вы под этим подразумеваете? Михаэль Шумахер: Мы хотели помочь Рубенсу в борьбе за второе место. Он помог мне выиграть чемпионат, вполне естественно, что я хочу помочь ему. Я знаю, если мои вычисления верны, что победа здесь автоматически делает Рубенса обладателем второго места, а значит Жан Тодт может предоставить нам большую свободу.

Вопрос: А конкретнее?
Михаэль Шумахер: Конкретнее вам ответит Жан Тодт.

Вопрос: Спасибо, мы спросим его об этом позже. Ральф вы часто боретесь на старте со своим партнером по команде. Что случилось в Монце? Сейчас борьба между вами стала острее, чем раньше?
Ральф Шумахер: Нет, это просто гонки. Появился шанс и я постарался его использовать. Ничего особенного.

Вопрос: Но со стороны все это выглядело, как настоящая схватка. Вы не оставили друг другу места для маневра...
Ральф Шумахер: Хорошо, в конце концов это все же "Формула-1", так что я удивлен вашему вопросу. Обычно спрашивают, почему не обгонял, наверное именно поэтому. Вы знаете, я всегда стараюсь добиться максимума и если появляется шанс, то я пытаюсь его использовать, а в Монце перспективы были. Там так сделана трасса.

Вопрос: Френк недавно сказал, что обычно в конце сезона вы теряете мотивацию, может быть в этом году вы намеренно прибавили?
Ральф Шумахер: В прошлом году все складывалось иначе, по крайней мере для меня. Не знаю, как другие гонщики, но я всегда работаю на максимум. Конечно, квалификации в конце прошлого года были не так хороши, но большинство гонок я закончил на подиуме.

Вопрос: Спасибо, Ральф. Френк, вы собираетесь запустить новую аэродинамическую трубу. В какой стадии все находится?
Френк Вильямс: Это просто аэродинамическая труба.

Вопрос: Когда она будет готова?
Френк Вильямс: Не очень скоро, потребуется много времени, чтобы все сделать.

Вопрос: Но, на какие сроки вы рассчитываете?
Френк Вильямс: От года до двух, примерно в этих границах.

Вопрос: Но то, что получится будет лучше того, что есть сейчас?
Френк Вильямс: Я не говорил, что она будет лучше. Разработка ведется в Эбиндоне, если вы хотите узнать детали. Она будет более современной, существующая давно устарела.

Вопрос: Говорят вы пригласили в команду двух специалистов, в частности - Джона Дэвиса. Зачем?
Френк Вильямс: Нужно усилить одно из наших подразделений, занимающееся аэродинамикой и он был идеальным кандидатом. 

Вопрос: Я хотел спросить про Антонио Пиццония. Как он провел тесты? Кажется в машине "Формулы-1" он выглядит лучше, чем в "Формуле-3000"?
Френк Вильямс: Он действительно выступил ниже своих возможностей в "Формуле-3000" и удивил нас, сев за руль "Формулы-1". Мы оцениваем его по достоинству, это действительно сильный гонщик, у которого есть будущее в "Формуле-1". По этому поводу нет никаких сомнений.

Вопрос: Он заслуживает места в "Формуле-1"?
Френк Вильямс: Он достаточно быстр, как и многие гонщики чемпионата, и хорош при обгоне.

Вопрос: Спасибо, Френк. Жан, я хочу вернуться к вопросу, прозвучавшему ранее. У ваших пилотов будет возможность бороться друг с другом?
Жан Тодт:Михаэль уже сказал, в начале сезона у нас была задача выиграть для "Феррари" Кубок Конструкторов, потом у него были лучшие шанцы в борьбе за победу в чемпионате. Команда поддерживала его столько, сколько было нужно. Как только победы была одержана, появилась следующая цель - помочь Рубенсу в борьбе за второе место и сейчас он оторвался от соперников на 17 очков. Если Михаэль выиграет эту гонку, а Рубенс приедет вторым, то мы решим все поставленные задачи. Давайте посмотрим, как сложится квалификация и будем исходить из интересов "Феррари".

Вопрос: Вы можете рассказать нам, что случилось с машиной Рубенса?
Жан Тодт: Задний мост потерял сцепление с трассой, подвела резина и он вылетел.

Вопрос: В каком состоянии это шасси сейчас?
Жан Тодт: Все не так плохо, мы подготовим его к завтрашнему дню, но утром предоставим Рубенсу другое.

Вопрос: Новое?
Жан Тодт: Да.

Вопрос: Рон, Сара Фишер готовится к выезду на трассу. Зачем вам этот тест? В чем смысл?
Рон Деннис: Для нее это будет возможность проверить себя за рулем "Формулы-1", предложение поступило от наших спонсоров - компании Tag Heuer и я обсудил его с Берни. Мы поняли, что это будет хорошо для американских зрителей и решили провести заезд.

Вопрос: Еще одна новость - Mercedes купил Ilmor. Каких перемен вы ждете?
Рон Деннис: На этот вопрос не так просто ответить. Потребуется много времени, чтобы все расставить по местам. Это одно из подтверждений серьезности планов DaimlerChrysler и McLaren в "Формуле-1", решение тщательно обдуманное и способное повысить нашу конкурентоспособность. Компания DaimlerChrysler развивает нашу базу в Штудтгарте, за последние месяцы мы пригласили на работу 125 новых инженеров и приобретение Ilmor - последний шаг к тому, чтобы у нас был лучший мотор в чемпионате.

Михаэль Шумахер и Жан Тодт ("Феррари"),
Ральф Шумахер и Френк Вильямс "(Вильямс"),
Жак Вильнев ("БАР"), Рон Деннис ("Макларен")

Вопрос: У меня два вопроса. Первый - к Жану Тодту. Вам не кажется, что столь серьезное доминирование "Феррари" серьезно снижает интерес к чемпионату? Второй - к Рону Деннису и Френку Вильямсу. Учитывая ресурсы "Феррари" вам не кажется, что эта команда выиграла технологический спор и вы не сможете их обойти в обозримом будущем?
Жан Тодт: У нашего доминирования есть несколько причин: сильная команда, фантастические гонщики, великолепные технические партнеры, главным образом я имею ввиду "Бриджстоун". После многих проблемных лет "Феррари" смогла подняться на вершину и мы знаем, что это не может длиться вечно. Но пока мы сильны, команда будет делать все, что в наших силах, мы невероятно мотивированы.Вопрос: Рон и Френк, теперь вы...Френк Вильямс: Вы говорите о ресурсах "Феррари", возможно они превосходят то, что имеется в распоряжении "Вильямс", Рон скажет вам свое мнение, ноя всегда думал, что лучшие машины рождаю лучшие умы, а не технологическое преимущество. В распоряжении Жана действительно лучшая машина, но это изменится, мы с Роном для этого делаем все возможное.Рон Деннис: Жан Тодт сказал, что в "Формуле-1" существует некая цикличность, биоритм работы команд чемпионата. Часто я думаю, что мы разучились выигрывать гонки и чемпионаты, но на самом деле это не так. Просто Жан и его коллеги сделали выдающуюся работу, а я успокаиваю себя тем, что мы на это раз сделали не все, что в наших силах. Следующий вопрос - что именно мы сделали неправильно, нужно отделить то, что у нас хорошо получается, от того, в чем мы проигрываем.Знаете, никакого волшебства в машине нет. Она состоит примерно из 20000 компонентов и задача разработчиков и инженеров сделать каждый из них как можно лучше, прибавляя с каждым годом. Сумма этих компонентов и дает преимущество. На самом деле, никакого волшебства. И я не думаю, что у наших трех команд большая разница в ресурсах, мы все развиваемся. Френк не строил бы новую аэродинамическую трубу, если бы считал, что его устраивает существующая. Жан Тодт и "Феррари" только три или четыре года пользуются результатами работы нового аэродинамического полигона, а мы довольствуемся существующими ресурсами. Все меняется, развивается. Вы пробуете совершить не просто шаг, а рывок вперед, стало быть развиваете несколько направлений, которые не могут мгновенно принести успех. Для того, чтобы вернуться на вершину нужно время и вы должны иметь стойкость, терпение, ресурсы, бюджет и все такое. Те, кто уже выигрывал имеют тенденцию к новым победам.

Вопрос: Сэр Френк, какие качества нужны гонщику для того, чтобы показывать хорошие результаты в квалификации? Какие - чтобы выигрывать гонки? Сочетает ли эти качества Хуан-Пабло Монтойа?
Френк Вильямс: Я не думаю, что есть разница между гонщиком, хорошо выступающим в квалификации и в гонке, может быть речь идет лишь о том, чтобы уметь пользоваться имеющимися возможностями. Но я вам ручаюсь, Хуан-Пабло очень классный гонщик, ничуть не уступающий тем, с кем я имел дело.

Вопрос: Михаэль, в этом году вы выиграли все, что могли. Ники Лауда сказал вчера, что на вашем месте он устал бы от побед. Где вы черпаете мотивацию?
Михаэль Шумахер: Все же есть разница между ним и мной, мне выигрывать совсем не надоело. А мотивацией служит борьба на трассе, каждый гоночный уик-энд. В моей карьере были легкие и трудные гонки, ситуация постоянно менялась. Знаете, в "Формуле-1" невозможно предсказать, как пройдет следующая гонка.

Вопрос: Жак, а как поддерживают мотивацию в вашей команде? Как вы сами справляетесь с этим?
Жак Вильнев: Я не знаю, это стало привычкой после нескольких лет борьбы в задних рядах. Я люблю гоняться и поэтому пришел в гонки. Одной победы в чемпионате явно недостаточно, так что я хочу быть готов к тому моменту, когда машина станет конкурентоспособной. Нужно быть в хорошей форме, даже тогда, когда машина не позволяет бороться. Нужно быть готовым к тому, чтобы использовать шанс, как только он представится.

Вопрос: Михаэль, после аварии Рубенса Баррикелло вы не волновались, возвращаясь на трассу?
Михаэль Шумахер: После того, как мы установили причину, причин для беспокойства не было. Мы знали, что виноват прокол и проблема не должна повториться.

Вопрос: Ники Лауда предложил Саре Фишер перебраться в Европу и бороться за рулем "Формулы-1". Что вы думаете о том, что в чемпионат, после десятилетнего перерыва может снова появиться женщина?
Михаэль Шумахер: У меня нет проблем с женщинами и я не вижу никаких физических препятствия для того, чтобы женщина могла управлять машиной "Формулы-1". Они могут быть столь же сильны, как и мужчины. в "Формулу-1" попадают немногие автогонщики, но если вы посмотрите на число женщин среди них, то поймете, шанс действительно невелик. Может у Ники есть свои интересы (смех).

Вопрос: Михаэль, в "Формуле-1" все хотят знать о ваших поступках. Мой вопрос имеет глубокий социальный смысл. Почему вы не надели свою кепку (смех)?
Михаэль Шумахер: Ее одела Сабина (смех)

Вопрос: Михаэль и Жак, какой участок трассы в Индианаполисе вам кажется более интересным, а какой - менее?
Жак Вильнев: Для начала нужно определиться с уровнем прижимной силы, большим или маленьким, от этого зависит ваша конкурентоспособность на разных участках. Трасса не очень интересная, нет интересных поворотов, кроме того медленный отрезок в течении года не используется, поэтому там очень скользкий асфальт. Трудно настроить машину, но если вы хорошо поработаете в пятницу, то уик-энд может сложиться удачно.Михаэль Шумахер: Самое интересное место от первого до шестого поворота, в остальных местах либо едешь очень медленно, либо - педаль в пол.

Читайте ещё