Гран-при Японии 11.10.2001 : Четверг

Жан Алези

Жан Алези ("Джордан"), Рубенс Баррикелло ("Феррари"),
Дэвид Култхард ("Макларен"), Хироши Ясукава ("Бриджстоун"),
Казутоши Нишизава ("Хонда")

Вопрос: Господин Ясукава, в связи с подписанием контракта между "Джордан" и Такума Сато, насколько важно для "Бриджстоун" иметь японского пилота в одной из ваших команд?
Хироши Ясукава: На самом деле японские гонщики часто выступали в "Формуле-1", хотя в последние годы никого не было. Мы довольны и приятно удивлены произошедшим. Это очень хорошо для японской аудитории. Обычно гонка собирала полные трибуны, но в последнее время зрителей приходит меньше. В следующем году к чемпионату присоединится "Тойота", будет выступать Такума Сато, я надеюсь, что интерес к "Формуле-1" вернется.

Вопрос: Вы чувствуете, что смогли переиграть "Мишлен" в этом году, у "Бриджстоун" 12 побед, а у ваших соперников - всего 4?
Хироши Ясукава: Я очень доволен и счастлив, что нам удалось устроить настоящее соревнование. Хочу поблагодарить прессу за внимание к производителям резины.

Вопрос: Вы предполагали, что "Мишлен" выиграет четыре гонки?
Хироши Ясукава: Это борьба не столько производителей резины, сколько гонщиков, команд. А шины - это просто один из факторов. Я очень доволен.

Вопрос: Мы видели, насколько улучшилось в этом году время на круге из-за прогресса резины. Если в будущем году результаты станут еще лучше, как поведет себя ФИА?
Хироши Ясукава: Я думаю, что регламент на резину должен остаться таким, какой он есть сейчас. Если что-то поменяется, то это плохо скажется и на нас, и на командах, и на наших конкурентах. Нужно постараться не менять регламент хотя бы на протяжении нескольких лет. Я не знаю, что произойдет, если в будущем году время на круге вновь уменьшится.

Вопрос: Господин Нишизава, тот же самый вопрос. Насколько важно для "Хонды" присутствие японского гонщика в чемпионате?
 Казутоши Нишизава: Прежде всего я хочу поздравить Сато, он первым из японских гонщиков выиграл чемпионат "Формулы-3" за границей. Еще его нужно поздравить с тем, что он пришел в "Формулу-1". Для нас это особенно приятно, Сато закончил гоночную академию "Хонды", надеемся он будет соответствовать. Я думаю, что Такума действительно талантлив.

Вопрос: Теперь, когда японский гонщик подписал контракт с "Джордан", какова будет ваша политика по отношению к "Джордан" и "БАР"?
Казутоши Нишизава: У них равный статус, никакой разницы не будет.

Вопрос: Существует ли на самом деле специальный "квалификационный" мотор для гонки в Сузуке? Вы можете рассказать нам подробности?
Казутоши Нишизава: Да, мы сделали новую спецификацию мотора для этой гонки, надеюсь это поможет нашим командам в этот уик-энд. Но это небольшой шаг вперед. Разумный шаг.

Вопрос: На какой стадии находятся работы над новым мотором? Насколько важно попробовать его на трассе перед запретом на тесты?
Казутоши Нишизава: Если говорить о новом моторе, то сейчас мы продолжаем стендовые испытания, работы укладываются в намеченный график. Я не думаю, что тесты на трассе имеют столь большое значение, на современных стендах можно проверить очень многое. На трассе появиться полезно, но это не столь важно.

Вопрос: Рубенс, как вы чувствуете себя в роли отца?
Рубенс Баррикелло: Это здорово! Немного трудно было после этого привыкать к японскому часовому поясу, я ведь практически не спал по ночам, но на самом деле - здорово! Лучшее время в моей жизни. Из Индианаполиса я сразу отправился к своей семье в Бразилию, на следующей неделе в Монце пройдут праздничные мероприятия "Феррари", но я все равно сначала поеду в Бразилию, потом снова вернусь в Европу, потом снова домой. Это стоит того.

Вопрос: Борьба за второе место в чемпионате в этот уик-энд может быть довольно жесткой, не так ли?
Рубенс Баррикелло: Я всегда считал, что второе место лучше третьего, а третье - лучше четвертого. Мы боремся за второе место, наверное это не самое лучшее в гонках, но если взглянуть на отдельные этапы, все не так уж плохо. У меня был неплохой шанс выиграть гонку в Монце, в Индианаполисе. И даже не одержав там побед я почти на равных по количеству очков с Дэвидом, так что все решится здесь. После того, как "Феррари" выиграла чемпионат с Михаэлем, думаю все поняли, что с небольшим количеством помощи и внимания от команды я могу показывать хорошие результаты. Последняя пара гонок была очень хороша. Теперь мне нужно выиграть гонку, а Дэвид должен занять место не выше пятого. Это сложная задача и я не в коем случае не желаю ему ничего плохого. Исход чемпионата решался в его середине, а последняя гонка - это лотерея, повезет, не повезет. Если повезет, то я не стану самым счастливым человеком в мире, но результат мне не безразличен. Я буду бороться за победу, а там посмотрим, как все сложится.

Вопрос: Вы сказали, что "Феррари" неплохо провела пару последних гонок, но эти гонки были проиграны. Вы не чувствуете, что команда немного расслабилась после того, как титул оказался в кармане?
Рубенс Баррикелло: Нет, нисколько. Вы говорите, что они расслабились после того, как Михаэль стал чемпионом и выиграл в Спа, а я говорю, что мог выиграть две последних гонки. Про Индианаполис мы уже говорили, я отставал от Мики всего на 2.3 секунды, но возникли проблемы с мотором, хотя время на круге почти не пострадало и мы все же рассчитывали выйти вперед. В Монце, я бы наверняка выиграл гонку, если бы не заминка на пит-стопе. Я не думаю, что команда расслабилась.Теперь по другому поводу. Я не считаю, что Михаэль спит. У него вообще не бывает неудачных гонок. На него повлияли события в Америке, а мне команда начала оказывать чуть больше внимания, чем раньше. Больше мотивации. Мы знаем, что способны победить.

Вопрос: Жан, у вас за плечами 200 гонок и вот вы решили покинуть чемпионат. Это правда?
Жан Алези: Да, все верно. Я заканчиваю сезон и планирую заняться чем то еще. Пока я не знаю, что это будет. Мы обсуждали это с Эдди Джорданом, есть некоторые совместные планы. Пора остановиться, даже если автогонки я люблю больше всего на свете. Проведя 200 гонок нужно дать дорогу молодым, я рад за "Хонду" и за молодого чемпиона "Формулы-3".

Вопрос: Но все считали, что вы собираетесь продолжить карьеру. В вас остался дух гонщика?
Жан Алези: Да, я думаю, что если вы что-то сильно любите, то никогда не задумываетесь об уходе. Но нужно быть реалистом. Всегда есть начала и конец. В воскресенье моя карьера гонщика "Формулы-1" закончится. Мне хочется многое сказать, но это не уместится в отведенные нам временные рамки. Я хочу сказать, что с любовью отношусь к тем, с кем довелось поработать, с кем мы прошли удачи и неудачи. Жизнь не может быть плоской, именно поэтому она интересна. Гонки тоже были интересные. Я до сих пор думаю о тех, кого мы потеряли - Ратценбергер и Сенна в Имоле, в 1994-м. Но в остальном было очень интересно.

Вопрос: Вы собираетесь продолжать карьеру гонщика? Говорят у вас были планы подписать контракт с одной из команд чемпионата CART...
Жан Алези: Я не смогу усидеть дома, даже при том, что очень люблю Кимико и наших детей. Что-то я буду делать. Мы обсуждали на прошлой некоторые перспективы с "Джордан", но сам я пока ничего не решил.

Вопрос: Дэвид, у вас хорошие перспективы. Вы стартовали с третьего места в последних трех сезонах, ваш лучший результат - два третьих места... 
Дэвид Култхард: Да, в Сузуке я никогда не побеждал, никогда не был особенно силен. Но это не значит, что трасса мне не нравится. Очень техничный трек. Высокая скорость и неоднозначность выбора оптимальной траектории делают гонку немного сложнее, чем на других трассах чемпионата, но я с нетерпением жду начала уик-энда. Я смотрел записи последних этапов в Сузуке на видео и не мог сдержать улыбку в некоторых поворотах. Постараемся закончить сезон на высокой ноте.

Вопрос: В преддверии следующего чемпионата вы ожидаете, что ваша роль в команде изменится, ведь рядом будет менее опытный гонщик?
Дэвид Култхард: Это неизбежно, у меня есть опыт и я могу сказать "это мы делали в прошлом году, а это - год назад". Кими не так хорошо знает машину. Но в конечном счете машина постоянно меняется, у нас обоих будет новая машина, новый мотор. Нужно просто выйти на трассу и делать свою работу. Когда мы находимся на трассе опыт не имеет большого значения, он больше сказывается при подготовке к гонке и при планировании.

Вопрос: В следующем году вам придется больше трудиться на тестах. Что вы думаете о предстоящем запрете на тесты?
Дэвид Култхард: Ничего об этом не знаю. Все в равных условиях. Я думаю, что провел большинство тестов за последние несколько лет, только в последних двух или трех сезонах мы не работали в ноябре. Но это время занято рекламными мероприятиями и тренировками. Я не знаю чем вы занимаетесь в свободное от гонок время, но наша работа не прекращается. Все эти мероприятия - плата за то, чтобы все было хорошо, но конечно все бы предпочли работу с машиной.

Жан Алези ("Джордан"), Рубенс Баррикелло ("Феррари"),
Дэвид Култхард ("Макларен"), Хироши Ясукава ("Бриджстоун"),
Казутоши Нишизава ("Хонда")

Вопрос: Жан, очень жаль, что вы уходите. Если бы можно было вернуть все назад, вы бы приняли приглашение "Вильямс" в 1991 году или удовольствие ощущать себя пилотом "Феррари" гораздо важнее?
Жан Алези: Прежде всего хочу сказать, что начиная свою карьеру в "Формуле-1" я не строил никаких планов. Просто много работал и старался победить. Я выиграл "Формулу-3", потом "Формулу-3000", были еще кое-какие перспективы. Когда я подписывал контракт с "Феррари" они собирались выиграть чемпионат. Это как в лото, вы играете, выпадают номера и вдруг вы обнаруживаете, что не успели закрыто клеточку. Я подписал с ними контракт не потому, что поддался сиюминутному импульсу, я действительно верил и пробовал добиться лучшего. Я действительно очень серьезно работал.

Вопрос: Девид, вы знаете Мику лучше большинства из нас. Вы считаете он вернется после годичного отпуска? Насколько сложно это может быть для гонщика, и физически, и морально?
Дэвид Култхард: Мне нечего вам сказать, я на самом деле не знаю. Очень трудно думать за другого человека. Он принял решение, понял, что не получает былого удовольствия от гонок. Я думаю через некоторое время он поймет, испытывает ли голод по гонкам. Все понимают, что возможность вернуться у него есть. Он достаточно молод, так что никаких проблем со спортивной формой не будет.

Вопрос: Вы решились бы сами на такой поступок? Вы хотели бы взять отпуск?
Дэвид Култхард: Нет, вряд ли. Когда я пойму, что не хочу продолжать, то просто уйду из гонок. С любыми действительно страстными отношениями ситуация одинакова. Если любовь ушла, очень трудно зажечь ее снова.

Вопрос: Жан, пожалуйста вспомните лучшие и худшие моменты своей карьеры...
Жан Алези: Лучший момент - подписание контракта с "Феррари". Худший - общение с прессой после трагедии в Имоле, когда два пилота погибли.

Вопрос: Рубенс, вы говорили, что Михаэль не спит, но нам показалось, что в Индианаполисе он уснул как раз в то время, когда у вас начались проблемы со вторым комплектом резины. Казалось вы не были слишком счастливы, помогая Михаэлю в прошлом. Вы рассчитываете на его помощь в вашей борьбе с Дэвидом сейчас? Вы обсуждали что-нибудь с Михаэлем?
Рубенс Баррикелло: Мы никогда этого не обсуждали перед гонкой, все решалось уже во время гонки, по радио. Я надеюсь, что мне не понадобится помощь. У меня были проблемы в Спа, меня не устраивали настройки, а его ритм был быстрее. В двух других гонках я все сделал сам. Он пропустил меня в Индианаполисе, потому что я шел на два пит-стопа, а он - на один, нужно было просто не мешать друг другу. Мне не нравится, когда один гонщик специально пропускает другого, но в конце концов вы работаете на команду и с некоторыми вещами приходится просто соглашаться. Иногда это кажется справедливым, иногда - нет. Я надеюсь, что Шумахеру не придется меня пропускать.

Вопрос: Жан, вы думаете о чемпионате CART, а я хочу попросить двух других пилотов воздать вам должное...
Жан Алези: Пока я ничего не исключаю, посмотрю, может что-то покажется интересным. Сейчас я все равно ничего не могу сказать, это наверняка окажется неправдой. Пока я за рулем машины, я ни о чем другом не думаю.Рубенс Баррикелло: Я это говорю не потому, что Жан сидит рядом со мной. Думаю, что он - один из самых лучших честных парней на трассе. Если он отстает на круг...Дэвид Култхард: Рубенс, впереди еще одна гонка, мнение может и измениться...Рубенс Баррикелло: ...он очень справедлив на трассе. Одно из ярких воспоминаний - первый мой финиш на втором месте в гонке, это было в Канаде, в 1995 году, тогда он выиграл первую гонку в карьере. Это был фантастический подиум.Дэвид Култхард: Когда Жан отвечал на ваши вопросы, я думал почти тоже самое, наверное все, кто провел много времени в гонках думают одинаково. Есть желание скрыть слезы, потому что очень жаль, он уходит из гонок, оставляя свою страсть, свою любовь. Он - уникальный человек, в "Формуле-1" я таких не встречал. Остановите меня, если не согласны, но мне кажется все чувствуют, что наш спорт многое потеряет. Помню он однажды подошел и сказал, что я - самый неправильный пилот их всех, с кем ему довелось бороться на трассе! Может быть в тот момент так и было, я не знаю. Очень интересная борьба была в Имоле, в 1995-м. Рубенс сказал абсолютно правильные слова, Жан очень справедливый гонщик, никогда не мешал соперникам, обходящим его на круг, когда его машина не соответствовала стандартам. Молодые пилоты могут многому научиться. Я думаю всем жаль, что он уходит.

Вопрос: Жан, почему вы уходите? Это веление сердца или стечение обстоятельств?
Жан Алези: "Формула-1" меняется, это нужно принять, особенно если вы любите гонки. После 200 гонок многое изменилось и я понимаю, что пора остановиться. Это не имеет отношения к способностям гонщика, но в этом бизнесе лучше уйти до того, как вы покажетесь смешным на трассе. Так что с пятницы по воскресенье я буду наслаждаться своей последней гонкой и буду атаковать так же, как в 1989-м. Пора остановиться.

Вопрос: Но вы не кажетесь смешным... когда вы приняли решение об уходе?
Жан Алези: Вы знаете, приняв приглашение "Джордан" я знал, что может быть не смогу выйти на старт следующего чемпионата, но решил рискнуть, уж очень хорошая возможность представилась закончить карьеру на высокой ноте. Я наслаждался четырьмя последними гонками за эту команду и постарался принести результат.

Вопрос: Чему вы рады и о чем жалеете, уходя из "Формулы-1"?
Жан Алези: Поскольку это моя последняя пресс-конференция, придется отвечать на все вопросы. Я думаю, что нет в мире такой работы, с которой все складывалось бы идеально, всегда есть хорошие и плохие стороны. Но когда есть страсть, когда есть возможность стартовать за рулем "Формулы-1", когда вы боретесь, это фантастика. Многое не нравится, но все находится в балансе. Я думаю не стоит говорить: "мне не нравится это, мне не нравится то"... Все вместе очень гармонично. 

Вопрос: Вы могли бы назвать несколько имен тех людей, кто оказал наибольшее влияние на вашу карьеру?
Жан Алези: Мало кто знает о трудностях, которые испытывали молодые гонщики, приходя в "Формулу-1", 12 или 13 лет назад. Сейчас наверное все по другому. Я удивлен тому, что никто действительно не знает, как трудно было найти бюджет. Так что если я скажу: Кен Тиррелл, Френк Вильямс или господин Монтеземоло, то буду не прав. Многие мне помогли, скинувшись по 1000 $ и эти деньги помогли мне в чемпионатах по картингу, в "Формуле-3" и "Формуле-3000". Эти люди очень помогли мне, их вклад очень важен, потому что когда вы уже попали в "Формулу-1", то проблем гораздо меньше.

Вопрос: Жан, в последствии вас могут сравнить с Роберто Баджо (итальянский футболист, которого очень полюбили после ухода из спорта)?
Жан Алези: Очень важно, чтобы этот спорт доставлял удовольствие. Когда люди начинают так думать, значит уже поздно.

Вопрос: Жан, какую машину из всех, что вам пришлось повидать, вы считаете фаворитом?
Жан Алези: Конечно первую., "Тиррелл" был довольно удивительным. М не очень нравилось гонятся на нем, даже в последний раз, в Гудвуде. 

Читайте ещё