Джеймс Аллен о тактике команд в Бразилии

Старт Гран При Бразилии

Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен анализирует финальную гонку сезона с точки зрения тактики…

Джеймс Аллен: «Гран При Бразилии завершил сезон 2011-го года, в котором мы увидели переход Формулы 1 на принципиально иные тактические схемы, что во многом связано с шинами Pirelli. Свою роль сыграла и система DRS, облегчившая обгоны: быстрые машины после выезда с пит-стопов теряли меньше времени в трафике позади более медленных.

В первых фазах сезона команды столкнулись с тем, что шины быстро изнашивались и скорости падали буквально после нескольких кругов, из-за чего приходилось проводить многочисленные пит-стопы. Но по ходу чемпионата все приспособились к новой резине и научились продлевать ее ресурс.

Несмотря на то, что в этом году было много перемен, порядок финиша первой шестерки или восьмерки гонщиков по отношению к порядку старта менялся незначительно. Феттель и Уэббер чаще всего финишировали примерно на тех же позициях, с каких стартовали. То же самое можно сказать о гонщиках McLaren; Алонсо обычно отыгрывал одну-две позиции, а Шумахер, даже если неважно выступал в квалификациях, в гонках тоже часто отыгрывался.

Так что, несмотря на новые шины и систему DRS, все это не слишком сильно влияло на итоги Гран При. Но сами гонки стали намного интереснее для зрителей, благодаря большему числу обгонов и большей роли тактики.

Если в предыдущие сезоны все использовали одинаковые тактические схемы, то в этом году мы видели, что они могут быть весьма разнообразными. В ходе гонок машины могли пробиваться вперед или проваливаться вглубь пелетона, т.е. порядок на трассе часто менялся, что создавало острые ситуации и дуэли, например, Массы и Хэмилтона, или Алонсо и Уэббера, за которыми мы с удовольствием следили в этом сезоне.

Если бы команды первой четверки были столь же сравнимы по скорости, как команды середины пелетона, гонки проходили бы еще интереснее. Как мы не раз видели, Toro Rosso и особенно Sauber удавалось отыгрывать по многу позиций. Гонщики Force India также заработали немало очков, часто пробиваясь в первую десятку, хотя стартовали за ее пределами.

В этом году команды по-разному работали с шинами. Поскольку между более мягкой и более жесткой резиной была определенная разница, это подразумевало много вариантов выбора тактики. В той или иной ситуации можно было либо делать ставку на более долгий отрезок на жесткой резине, либо проехать меньше кругов на более быстрой резине до того момента, пока по мере ее износа скорость не начнет падать.

«Нужны еще более мягкие шины составов SuperSoft и Soft, которые позволяют быстро ехать, но быстро изнашиваются, – сказал Пол Хембри, директор Pirelli Motorsport. – Шины Medium и Hard должны быть более медленными, но более стабильными, и задача команд будет состоять, прежде всего, в том, чтобы определиться с оптимальным количеством кругов, которые надо проехать, чтобы затем перейти на резину другого состава».

Важно, чтобы в следующем году Pirelli добилась этого “сближения” характеристик составов, иначе тактические схемы команд станут слишком стандартными.

Три пит-стопа вместо двух в Бразилии

Дженсон Баттон и его механики тренируют проведение пит-стопа

Накануне Гран При Бразилии команды лидирующей группы решили, что оптимальным вариантом тактики будут три пит-стопа: при этом три отрезка примерно по 20 кругов каждый надо проехать на мягких шинах, после чего остаток дистанции преодолевается на более медленных Medium. Впрочем, Дженсон Баттон тоже трижды побывал в боксах, но избрал другую схему, которую мы разберем позже.

Несколько команд-середняков решили, что гонку можно проехать и с двумя пит-стопами, и в двух случаях это принесло результат: Ди Реста и Кобаяши заработали очки именно за счет такой тактики.

На тренировках и в квалификации шины Medium были примерно на 0,8 секунды на круге медленнее, чем Soft, но в ходе гонки эта разница составляла, скорее, 0,5 секунды в случае с большинством команд, за исключением Ferrari, у которой опять были проблемы со скоростью.

Баттону пришлось проехать два отрезка на резине Medium, поскольку в субботу выяснилось, что третий комплект мягких шин был не очень хорошим. Когда он на 31-м круге перешел на Medium, то поехал с такой же скоростью, как Алонсо – на Soft. Свой третий круг на этих шинах Баттон проехал за 1 мин. 16,9 секунды, что было вполне неплохо, а затем его результаты были в районе 1 мин. 17 секунд.

Единственным исключением среди гонщиков топ-команд был Фелипе Масса, избравший тактику двух пит-стопов. Он сказал, что это была вынужденная мера, поскольку после квалификации один из комплектов Soft был поврежден. Зато бразилец получил шанс опробовать иную тактическую схему, не такую, как соперники.

Странно, что он не применял такой подход раньше: в этом сезоне он обычно был самым медленным из гонщиков первой шестерки, и, как правило, сзади его никто не атаковал. Когда он придерживается того же плана, что гонщики McLaren или Алонсо, едущие перед ним, он так и остается шестым.

Но в Бразилии Ferrari избрала для Массы иную схему, что позволило ему какое-то время ехать впереди McLaren: раз этот план однажды сработал, значит, его попробовать стоило. Вероятность появления сейфти-кара на Интерлагосе составляет 71%, и, если бы автомобилю безопасности пришлось выехать на трассу и на этот раз, Фелипе бы от этого выиграл. Дождь тоже был бы ему на руку, хотя он так и не собрался, несмотря на все прогнозы.

Росберг против Сутила

Адриан Сутил атакует Нико Росберга

Гонщик Force India Адриан Сутил проделал отличную работу и опередил Нико Росберга из Mercedes GP в споре за 6-е место, но эти пилоты использовали совсем разные тактические схемы.

Росберг проехал очень длинный второй отрезок на свежем комплекте Soft – 26 кругов. При этом первый его отрезок длился лишь 16 кругов, что слишком мало для тактики двух пит-стопов. Но он ехал позади Сутила, который был быстрее: несмотря на новый комплект Soft, Нико не мог удержаться позади машины Force India. Было ясно, что при тактике трех-пит-стопов, которой придерживался и Сутил, у Росберга не было шансов опередить Адриана.

Поэтому ему ничего не оставалось, как попытаться обойти соперника за счет тактики двух пит-стопов, постаравшись отыграть позицию после финальной остановки в боксах. Для этого пришлось удлинить средний отрезок гонки до 26 кругов, проехав его на мягких шинах. В какой-то мере план реализовать удалось, потому что Росберг действительно оказался впереди Сутила, но в итоге верх одержал гонщик на более быстрой машине.

После заключительной серии пит-стопов оба гонщика были на одинаковой резине, но шины Росберга проехали к этому времени на 3 круга больше. Словом, отличный план сработал, однако Нико не смог удержаться впереди. Для того чтобы попытаться отыграть позицию, два пит-стопа были правильной тактикой, но ему просто не хватило скорости.

Сутил трижды побывал в боксах в интервале, скорее подходившем для двух пит-стопов, и все это время держал хороший темп. Три коротких отрезка – весьма агрессивная тактика, но, поскольку Масса останавливался в боксах лишь дважды и поэтому был медленнее, чем обычно, то в какой-то момент гонки он оказался рядом с Сутилом, едва не помешав Адриану реализовать свой план.

Force India вообще была очень быстра в этот уик-энд. Пол ди Реста не слишком удачно провел квалификацию, поэтому команда избрала для него тактику двух пит-стопов. Он соперничал с Петровым и Кобаяши и легко выиграл эти поединки, несмотря на проблемы с коробкой передач.

Как и в случае с Росбергом, тактика Ди Ресты носила оборонительный характер, поскольку позволяла отыграть позицию после второго пит-стопа, после чего надо было сдержать натиск нагонявшего сзади соперника.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё