Марк Хьюз о финансовых проблемах в Формуле 1

Машины команды Manor на Гран При Великобритании в Сильверстоуне

Британский журналист Марк Хьюз видит определённую связь между неясными перспективами Гран При Великобритании в Сильверстоуне и сегодняшним введением внешнего управления в команде Manor Racing, оказавшейся на грани банкротства.

Две новости, пришедшие в один день, объединяет общая тема. В Сильверстоуне не исключают, что придётся воспользоваться пунктом в долгосрочном контракте на проведение Гран При Великобритании, дающем право на его расторжение после 2019 года, а в команде Manor во второй раз за три года введено внешнее управление.

Это очередное подтверждение того, что дела с бизнес-моделью Формулы 1 обстоят крайне неблагополучно. Плата за проведение гонок столь велика, что классические автодромы работают практически себе в убыток, а распределение призовых организовано исключительно ущербно, и получается, что маленькие команды по сути спонсируют больших.

Чейз Кэри из Liberty Media всё это понимает и подчёркивает, что одна из проблем Формулы 1 в том, что она конкурирует сама с собой: между хозяевами чемпионата и командами идёт борьба за спонсоров, автодромы соперничают друг с другом за контракты. И это вместо того, чтобы найти некий взвешенный подход, стабилизировать ситуацию, а затем добиться общего роста показателей. Но сейчас разные игроки Формулы 1 стараются ухватить кусок побольше, а это мешает сделать общий пирог толще.

И если говорить о дисбалансе в распределении призовых, то это ещё одно следствие непрекращающейся делёжки этого пирога. Вспомните 2009 год, когда 8 из десяти команд – включая Ferrari, Red Bull, Renault, BMW и McLaren – объявили, что в 2010-м собираются уйти из Формулы 1. Это произошло, когда в FIA предприняли решительную попытку обуздать рост расходов, предложив, что любая команда, которая сможет уложиться в годовой бюджет, равный 40 млн. фунтов стерлингов (это примерно 15% того, что в то время в среднем тратила топ-команда), получит преимущество в области аэродинамики: им будет разрешено применять подвижные крылья. Т.е. по сути было сказано: тратьте на 85% меньше, и вам будет разрешено строить машины, превосходящие по скорости Ferrari, McLaren и т.д. Ход был хитрый, но, возможно, не слишком мудрый, поэтому только накалил обстановку.

Создание независимой гоночной серии удалось предотвратить частично за счёт того, что Макс Мосли согласился не переизбираться на пост президента FIA, а частично благодаря тому, что Берни Экклстоун использовал свою знакомую тактику «разделяй и властвуй».

Исторически он обычно действовал подобным образом в интересах Ferrari, но в тот период Лука ди Монтедземоло был настроен очень воинственно и ни в коем случае не мог допустить, чтобы кто-то со стороны проверял бухгалтерию Ferrari, чтобы ограничить расходы Скудерии. По сути, именно так и собиралась действовать федерация.

И тогда Берни выбрал владельца Red Bull Дитриха Матешица, и его команда стала первой, кто подписал коммерческое соглашение на очень привлекательных условиях. Затем этому примеру последовали в Ferrari, затем остальные топ-команды. Но после этого более скромным участникам чемпионата мало что осталось. А большие команды просто купились.

Тем временем в Формулу 1 пришли Manor, Lotus и HRT, которых привлекли посулы FIA сдерживать рост расходов и предоставить преимущества в области аэродинамики. Но те обещания так и не были выполнены, и ни одной из этих команд не удалось надолго удержаться в чемпионате.

Если Liberty Media действительно доведёт до конца сделку по приобретению Формулы 1, то американская корпорация унаследует целый клубок проблем, с которыми необходимо разобраться. Американцы это понимают. Но можно ли ещё спасти Manor? Не исключено. Хотя если бы я играл на тотализаторе, я предпочёл бы сделать ставку на то, что Гран При Великобритании останется в чемпионате и после 2019 года.

Текст: . Источник: Motorsport Magazin
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё