В 2010-м году на машине Sauber практически не было логотипов спонсоров, но в новом году ситуация будет уже иной: финансовую поддержку команде оказывает мексиканский телекоммуникационный гигант Telmex, в ее составе наряду с талантливым Камуи Кобаяши выступает молодой мексиканец Серхио Перес. В интервью официальному сайту чемпионата Петер Заубер рассказал об ожиданиях, связанных с новым чемпионатом, но вспомнил и прошлый сезон…
Вопрос: В прошлом году вы против своей воли вновь возглавили команду после ухода BMW из Формулы 1. Как бы вы оценили итоги минувшего сезона?
Петер Заубер: Действительно, я не собирался этого делать. Несколько сезонов до этого складывались вполне удачно, а затем я сам удивился, насколько быстро вновь оказался в гуще событий. Было даже чувство, что я никуда и не уходил. Но, справедливости ради, скажу, что могу позволить себе не заниматься оперативным руководством на базе команды в Хинвиле. И в моей ситуации есть еще один большой плюс: возвращение в конкурентную бизнес-среду помогает поддерживать тонус. Очень бодрит! Чем активнее твое «серое вещество» работает, тем интереснее жизнь пенсионера. Так что все очень неплохо.
Вопрос: Начало прошлого сезона складывалось непросто. И только после того, как в команду пришел Джеймс Ки, заняв пост технического директора, появились первые результаты. Значит, многое может зависеть от одного человека?
Петер Заубер: Да, так бывает. Можно найти и другие примеры. Мы плохо провели начало сезона: во-первых, машина была слишком медленной, во-вторых, ненадежной. То, что затем мы решили проблему надежности, необязательно связано с приходом Джеймса Ки, ведь машины Sauber всегда отличались надежностью.
Конечно, этим вопросом он тоже занимался, но, я бы сказал, мы просто вернулись к нашим нормальным стандартам. Машина была недостаточно быстра, и Джеймсу удалось изменить ситуацию. Все, кто знает, насколько сложна машина Формулы 1, понимают, что поднять скорость готовой машины крайне непросто, особенно, если в вашем распоряжении нет значительных ресурсов. И то, что результаты пошли вверх, это его заслуга. Он улучшил и аэродинамические характеристики машины, и ее управляемость.
Вопрос: В последней трети сезона вы поменяли Педро де ла Росу на Ника Хайдфельда. Это дало какой-то эффект?
Петер Саубер: Трудно сказать. Вообще-то нет. И все-таки, команда добилась неплохого результата, и в итоге я уверен, что мы были правы, принимая такое решение. По скорости Педро был близок к Камуи – я не ожидал, что новичок окажется таким быстрым, и это вселяло в меня определенные сомнения. Затем мы пригласили Ника. В тот момент мы еще не могли понять, какой была реальная скорость машины, потому что не считали Кобаяши ориентиром. И только после прихода Хайдфельда стало ясно, что японец очень быстр. Педро следил за происходящим и усмехался: я его прекрасно понимал, ведь он нам говорил, что Камуи нельзя недооценивать. Знаю, что Педро был обижен, но для команды это было правильное решение.
Вопрос: В этом году в Sauber будут выступать гонщик, за плечами которого лишь один сезон в Формуле 1, и абсолютный новичок. Смелый выбор!
Петер Заубер: И да, и нет. Думаю, после прошлого сезона Камуи готов к более высоким результатам. Я доверяю ему, рассчитывая, что он справится с этой ответственностью, и у него уже достаточно опыта, чтобы помогать команде в доводке машины. Он знает, что это зависит в основном от него, ведь Серхио нужен год на акклиматизацию.
Но у нас есть опыт работы с подобным составом. Одним из лучших сезонов в истории Sauber был 2001-й год, когда мы заняли 4-е место в Кубке конструкторов: для Ника Хайдфельда это был его второй чемпионат, а Кими Райкконен только дебютировал в Формуле 1.
Вопрос: Очевидно, принять решение продлить контракт с Кобаяши было нетрудно, но что заставило вас пригласить Переса?
Петер Заубер: Серхио Перес доказал свою скорость результатами в GP2. Поэтому в компании Telmex решили привести его в Формулу 1. Именно поэтому мы стали сотрудничать с этой компанией. Можно сказать, что в наши двери постучался не сам гонщик, а его спонсоры, поддерживавшие Серхио несколько лет. Они были убеждены, что он уже готов к дебюту в Ф1. Мы в этом тоже не сомневались.
Вопрос: Похоже, что малые команды, чтобы выжить, должны приглашать гонщиков, у которых есть серьезные спонсоры. Идеальный вариант – когда у команды есть и талантливые пилоты, и деньги. Плохо, когда речь идет исключительно о деньгах. Каких критериев придерживаются в Sauber?
Петер Саубер: В нашем случае, за все 18 лет, что мы выступаем в Формуле 1, у нас был только один настоящий рента-драйвер – Педро Диниц. Это было вполне разумное решение, поскольку он был быстр и иногда приводил серьезных спонсоров. Но Серхио я не хочу называть рента-драйвером. Компания Telmex привела нам своего гонщика, а не наоборот. У этой компании есть программа поддержки молодых талантов, аналогичная той, что ведет Red Bull, чьих молодых пилотов никто не считает рента-драйверами.
Вопрос: Команда Williams собирается продавать свои акции на бирже. Вы не рассматриваете подобный путь?
Петер Заубер: Если честно, я не понимаю причин такого решения. Больше мне нечего добавить.
Вопрос: Такое впечатление, что найти баланс между нуждами больших и маленьких команд просто невозможно. Вы согласны?
Петер Заубер: Пожалуй, этот баланс смещается в сторону малых команд, поскольку крупные подумывают о сокращении своих бюджетов. И малые команды от этого только выиграют. К этой категории я отношу, например, и Force India, и Williams, и нас. Скажем так: это правильное направление, если в будущем такая тенденция сохранится.
Вопрос: Вы надеетесь, что в этом сезоне у вас будет полный порядок с бюджетом. Какие цели вы ставите?
Петер Заубер: Полный порядок с бюджетом? Не сказал бы. Но в прошлом году на нашей машине почти не было логотипов, и многие задавали вопросы, как нам вообще удавалось участвовать в гонках? Но я всегда говорил, что в 2011-м мы обязательно выйдем на старт. И вот мы здесь. Команды нашего размера – думаю, к этому разряду можно причислить и Renault – могли бы добиться большего, если бы их бюджеты были более внушительными. Разумеется, гарантировать на 100% нельзя, но вероятность весьма велика. А богатые команды, не буду называть имен, необязательно поедут быстрее, если им дать больше денег.
И одна из моих задач – искать новых спонсоров. Поверьте, это очень трудно.
Вопрос: В будущем Sauber может стать мексиканской командой?
Петер Саубер: Не думаю. У Карлоса Слима, главы Telmex, никогда не было планов приобретать акции команды. Если честно, мне вполне комфортно: я знаю, что все 100% вновь принадлежать мне.
Вопрос: После первых тестов вы должны были получить представление, насколько конкурентоспособна новая машина?
Петер Заубер: Нет, пока могу лишь сказать, что я доволен тем, как все работает. Без двойного диффузора машина теряет значительную часть прижимной силы. Одни говорят, что к первой гонке смогут компенсировать потерю, другие уверяют, что прижим даже вырастет, а мы пока изучаем ситуацию. После первых тестов рано что-то говорить.
Вопрос: Похоже, вы уверенно начинаете новый сезон, и настрой у вас позитивный?
Петер Заубер: Безусловно.